Цели: закрепить навыки четкого произношения звука [с]; научить определять позицию звука [с] в словах; познакомить с буквой с; научить правильно употреблять притяжательные прилагательные.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Скажи одним словом». Дети должны подобрать обобщающее слово: коза, кот, собака — домашние животные роза, мак, астра — цветы, бабочка, жук, стрекоза — насекомые
Занятие 31. Звук (с], буква с
Цели: закрепить навыки четкого произношения звука [с]; научить
определять позицию звука [с] в словах; познакомить с буквой с; научить
правильно употреблять притяжательные прилагательные.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Скажи одним словом». Дети должны подобрать
обобщающее слово: коза, кот, собака — домашние животные роза, мак,
астра — цветы, бабочка, жук, стрекоза — насекомые
2. Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
— Звук [с] — согласный, глухой. При произношении звука [с] губы
растянуты в улыбке, дует холодный «ветерок».
Логопед называет согласные звуки, а дети имитируют звук бегущей из
крана воды, услышав звук [с]: мспкстхс...
• « Ч и сто го во р к и ». Дети повторяют:
саса — вот летит оса
сосо — у Вовы колесо
сусу — было холодно в лесу
осос — на поляне много ос
сысы — у Алены две косы
саса — вот бежит лиса
• «Да — нет».
Логопед выставляет на доску картинки, дети называют их и говорят «да»,
если в слове есть звук [с], и — «нет», если звука [с] в слове нет: сова, санки,
бусы, рак, колос, собака, автобус, кукла, лес, капуста, луна, носок.
• «Веселый поезд».
Дети рассматривают картинки, определяют место звука [с] в словах и
расставляют их в вагончики.
Дети рассматривают сюжетную картинку и называют все предметы, в
названии которых встречается звук [с].
3. Физкультминутка
«Две сестрицы» (см. занятие 7).
4. Знакомство с буквой с
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой с, учат стихотворение:
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
В.Степанов
Дети обводят трафарет буквы с, раскрашивают его и печатают строчку
буквы с по образцу.
Проводятся анализ прямых и обратных слогов. Дети составляют в кассе
и печатают в тетради: ас; осу; са; со; су.
Выкладывают в кассе слова сам; сом; суп, печатают их в тетради.• Правила построения предложения.
Логопед обращает внимание детей на особенности написания
предложения: первое слово пишется с большой буквы, все слова пишутся
раздельно, в конце предложения ставится точка. Дети выкладывают на доске
и записывают в тетради предложение: Тут осы.
5. Игра с пазлами «Где чей домик?»
У детей картинки с изображением диких животных. К каждой картинке
ребенок подбирает вторую половинку с изображением «домиков», где живут
звери, и дает ответ полным предложением: лиса живет в норе; у медведя
берлога.