Занятие 32. Звуки Ть — Дь (подготовительная группа)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей характеризовать звуки Ть, Дь с опорой на различные виды контроля; — формировать словарь антонимов; коррекционно-развивающие: — развивать у детей фонематический слух и восприятие; — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; — расширять и уточнять словарь; — развивать звуковой анализ и синтез; — учить дифференцировать звуки Ть, Дь в слогах, словах и предложениях; коррекционно-воспитательная: — воспитывать у детей любовь и уважение к чле-нам своей семьи. Оборудование:сюжетная картина «Семья», предметные картинки со звуками Ть, Дь, тетради, карандаши, разрезные азбуки, наборы для составления схем,зеркала.
Иконка файла материала Занятие 32.doc
Занятие 32. Звуки Ть — Дь Цели: коррекционно­образовательные: — учить детей характеризовать звуки Ть, Дь с опорой на различные виды  контроля; — формировать словарь антонимов; коррекционно­развивающие: — развивать у детей фонематический слух и восприятие; — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; — расширять и уточнять словарь; — развивать звуковой анализ и синтез; — учить дифференцировать звуки Ть, Дь в слогах, словах и предложениях; коррекционно­воспитательная: — воспитывать у детей любовь и уважение к чле­нам своей семьи. Оборудование:сюжетная картина «Семья», предметные картинки со звуками  Ть, Дь, тетради, карандаши, разрезные азбуки, наборы для составления  схем,зеркала. Ход занятия /. Организационный момент. Сядет тот, кто вспомнит картинки, в названии которых присутствуют звуки Т, Д. //. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по  развитию дыхания и голоса. 1. Общее расслабление Ночь пришла, Темноту привела. Задремал сынок, Закрыла ставеньку. Баю, бай, засыпай. Дети сидят на стульчиках в расслабленной позе. Изображают засыпающего ребенка.2. Развитие общей моторики. Брату впору башмаки. Не малы, не велики. Мальчик с толком, Дети топают ногами. Ноги на ширине плеч. с расстановкой, Занимается обновкой. То погладит башмаки, То потянет за шнурки. Ну, теперь пора в дорогу, Можно сделать первый шаг! месте. 3. Развитие мелкой моторики. «Моя семья» Наклон к правой ноге. Наклон к левой ноге. Энергично   шагают   на Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Поочередное сгибание пальцев, начиная с боль­ шого. Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка. 4. Массаж лица. Этот пальчик — я, Выполняется по массажным линиям. Учила мама дочку умываться: — Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А детишкам неумытым Стыд и срам! Поглаживающие движе­ ния. Растирающие движения. Пощипывающие движения. Поглаживающие движе­ (К. Чуковский) 5.Развитие мимических мышц. ния. Умылась дочка, посмотрела в зеркало Радость. и улыбнулась: какая красивая девочка! Но что это на щечках? Кляксы? Водичка, помогай! Вот теперь все в  порядке! Огорчение. Радость. 6. Работа по развитию дыхания и голоса. ­ «Вырасти большой». Исходная позиция: ноги вместе, руки опущены.Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх — вдох через нос. Опускаясь на всю ступню — руки вниз, выдох с произнесением «ух­х­х­х» (5 раз). — Голосовые упражнения: работа по развитию силы  голосанасогласныхзвуках. Произнесение: «Т­Т­Т­Т­Т, Т­Т­Т­Т­Т». 7. Развитие артикуляционной моторики.  Упражнения: ­ для челюсти: движение челюстью вправо­влево; ­ для губ: спеть песенку: а­э­и­о­у­ы; ­ для языка: «язык­шалун» ­ открыв рот, двигать язык вверх—вниз. ///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте. 1. Объявление темы. Выделение начальных звуков в словах: тетя, дедушка. (Ть, Дь.) Эти два  звука мы будем учиться различать. 2. Акустико­артикуляционный образ звуков. Хоровое и индивидуальное  произнесение звуков. Сравнительная характеристика звуков. Звук Ть — согласный, мягкий, глухой, переднязычный. Звук Дь — согласный, мягкий, звонкий, переднеязычный. Почему звуки Ть,  Дь — согласные? 3. Развитие фонематического слуха. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых звуки  Ть, Дь находятся в середине слова. Дети делятся на две команды. Одна отбирает картинки со звуком Ть, а  другая со звуком Дь. Выигрывает та команда, которая допустит меньше  ошибок. 4.Связь звуков и букв. Печатание буквы в тетрадях. 5. Дифференциация звуков Т, Д в слогах, словах, предложениях и текстах.— Тя — дя Игра «Скажи наоборот». те — де Ти — дитю — дю — Преобразование слов. День — тень тело — дело Дина ­ Тина Дядя — тятя   Тима — Дима — Звуковой анализ слов Дима и Тима, выкладывание звуковой схемы,  составление слов из букв разрезной азбуки. Деление слов на слоги с выделением ударного слога. — Составление предложений со словами Дима иТима по теме «Семья».  Анализ предложений с графической записью. — Чистоговорки. Ди­ди­ди — каждый день идут дожди. Ти­ти­ти — как на улицу пойти? Дя­дя­дя — зонтик нужен от дождя! Тя­тя­тя — вот уже и нет дождя. IV. Физкультминутка. Вышел Тим погулять. Хочет с нами поплясать. Дети, дети, выходите. Вместе с Тимой попляшите. (Е. Пожиленко Дети изображают различные  танцевальные действия. V. Упражнения по развитию лексико­грамматической стороны речи. — Логопед предлагает детям отгадать, что это:подъезд, этаж, лестница,  квартира, чердак(Дом.)Демонстрируются две сюжетные картины: «Дом»,  «Семья». Рассматривание картины «Семья». Кто изображен на картине?  (Дедушка, бабушка, папа, мама, дети.) Рассказ детей о членах своей семьи.Игра «Старше — младше». Составление сложносочиненных  предложений с союзом «а».Папа старше сына, а сын младше папы. Внук  младше дедушки, а дедушка старше внука. Дедушка старше сына, а сын  младше дедушки и т.д. ­ Игра «Наоборот». Старший — младший Большой — маленький Молодой — старый Высокий — низкий Старше — моложе VI. Итог занятия и оценка деятельности детей. Над какими звуками мы сегодня работали? Дайтехарактеристику этим  звукам. Папа, мама, дедушка, бабушка, сын, дочка... Все вместе — это кто? VII. Домашнее задание. К занятию 32 (альбом 2, с. 17­18). VIII. Материал для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 12; январь, 3 неделя). 1. Фонетические игры. — Игра «Разложи по рядам». Две команды соревнуются и раскладывают по  рядам сначала картинки со звуками Д и Дь в названии, а затем — Д и Т. — Игра «Кто больше». Детям предлагается сюжетная картина, на которой  нужно отыскать предметы со звуками Д, Дь, Т, Ть. За каждое правильно  названное слово на картине дается фишка. В конце игры  фишкиподсчитываются и подводится итог игры. — Звуковой анализ слов Дима, дыня, вата.— Игра «Дом, замок, избушка». Поселить слова в зависимости от  количества слогов. Слова со звуками Д, Дь, Т, Ть. 2. Лексико­грамматические игры. — Образование множественного числа существительных именительного и  родительного падежей по теме «Животные жарких стран». — Образование сложных прилагательных. Например: У жирафа длинная  шея — длинношеий жираф. — Образование притяжательных прилагательных. Например: Шерсть  верблюда — верблюжья шерсть. — Образование существительных с помощью суффикса ­ищ. Например: У жирафа нос — а у слона носище. — Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра  «Сосчитай». Например:один кенгуренок, два — ..., три — ..., четыре — ..., пять кенгурят.

Посмотрите также