Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей характеризовать звуки Ть, Дь с опорой на различные виды контроля;
— формировать словарь антонимов;
коррекционно-развивающие:
— развивать у детей фонематический слух и восприятие;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— расширять и уточнять словарь;
— развивать звуковой анализ и синтез;
— учить дифференцировать звуки Ть, Дь в слогах, словах и предложениях;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей любовь и уважение к чле-нам своей семьи.
Оборудование:сюжетная картина «Семья», предметные картинки со звуками Ть, Дь, тетради, карандаши, разрезные азбуки, наборы для составления схем,зеркала.
Занятие 32. Звуки Ть — Дь
Цели:
коррекционнообразовательные:
— учить детей характеризовать звуки Ть, Дь с опорой на различные виды
контроля;
— формировать словарь антонимов;
коррекционноразвивающие:
— развивать у детей фонематический слух и восприятие;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— расширять и уточнять словарь;
— развивать звуковой анализ и синтез;
— учить дифференцировать звуки Ть, Дь в слогах, словах и предложениях;
коррекционновоспитательная:
— воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи.
Оборудование:сюжетная картина «Семья», предметные картинки со звуками
Ть, Дь, тетради, карандаши, разрезные азбуки, наборы для составления
схем,зеркала.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто вспомнит картинки, в названии которых присутствуют звуки
Т, Д.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по
развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление
Ночь пришла,
Темноту привела.
Задремал сынок,
Закрыла ставеньку.
Баю, бай, засыпай.
Дети сидят на стульчиках
в расслабленной позе.
Изображают засыпающего
ребенка.2. Развитие общей моторики.
Брату впору башмаки.
Не малы, не велики.
Мальчик с толком,
Дети топают ногами.
Ноги на ширине плеч.
с расстановкой,
Занимается обновкой.
То погладит башмаки,
То потянет за шнурки.
Ну, теперь пора в дорогу,
Можно сделать первый шаг!
месте.
3. Развитие мелкой моторики. «Моя семья»
Наклон к правой ноге.
Наклон к левой ноге.
Энергично шагают на
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Поочередное сгибание
пальцев, начиная с боль
шого.
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка.
4. Массаж лица.
Этот пальчик — я,
Выполняется по массажным линиям.
Учила мама дочку умываться:
— Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А детишкам неумытым
Стыд и срам!
Поглаживающие движе
ния.
Растирающие движения.
Пощипывающие движения.
Поглаживающие движе
(К. Чуковский)
5.Развитие мимических мышц.
ния.
Умылась дочка, посмотрела в зеркало
Радость.
и
улыбнулась: какая красивая девочка!
Но что это на щечках? Кляксы?
Водичка, помогай! Вот теперь все в
порядке!
Огорчение.
Радость.
6. Работа по развитию дыхания и голоса.
«Вырасти большой». Исходная позиция: ноги вместе, руки опущены.Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх — вдох через нос. Опускаясь
на всю ступню — руки вниз, выдох с произнесением «ухххх» (5 раз).
— Голосовые упражнения: работа по развитию силы
голосанасогласныхзвуках. Произнесение:
«ТТТТТ, ТТТТТ».
7. Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:
для челюсти: движение челюстью вправовлево;
для губ: спеть песенку: аэиоуы;
для языка: «языкшалун» открыв рот, двигать язык вверх—вниз.
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1.
Объявление темы.
Выделение начальных звуков в словах: тетя, дедушка. (Ть, Дь.) Эти два
звука мы будем учиться различать.
2.
Акустикоартикуляционный образ звуков. Хоровое и индивидуальное
произнесение звуков. Сравнительная характеристика звуков.
Звук Ть — согласный, мягкий, глухой, переднязычный.
Звук Дь — согласный, мягкий, звонкий, переднеязычный. Почему звуки Ть,
Дь — согласные?
3.
Развитие фонематического слуха.
Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых звуки
Ть, Дь находятся в середине слова.
Дети делятся на две команды. Одна отбирает картинки со звуком Ть, а
другая со звуком Дь. Выигрывает та команда, которая допустит меньше
ошибок.
4.Связь звуков и букв. Печатание буквы в тетрадях.
5. Дифференциация звуков Т, Д в слогах, словах, предложениях и текстах.—
Тя — дя
Игра «Скажи наоборот».
те — де Ти — дитю — дю
— Преобразование слов.
День — тень тело — дело Дина Тина
Дядя — тятя Тима — Дима
— Звуковой анализ слов Дима и Тима, выкладывание звуковой схемы,
составление слов из букв разрезной азбуки. Деление слов на слоги
с выделением ударного слога.
— Составление предложений со словами Дима иТима по теме «Семья».
Анализ предложений с графической записью.
— Чистоговорки.
Дидиди — каждый день идут дожди.
Титити — как на улицу пойти?
Дядядя — зонтик нужен от дождя!
Тятятя — вот уже и нет дождя.
IV. Физкультминутка.
Вышел Тим погулять.
Хочет с нами поплясать.
Дети, дети, выходите.
Вместе с Тимой попляшите.
(Е. Пожиленко
Дети изображают различные
танцевальные действия.
V. Упражнения по развитию лексикограмматической стороны речи.
— Логопед предлагает детям отгадать, что это:подъезд, этаж, лестница,
квартира, чердак(Дом.)Демонстрируются две сюжетные картины: «Дом»,
«Семья». Рассматривание картины «Семья». Кто изображен на картине?
(Дедушка, бабушка, папа, мама, дети.) Рассказ детей о
членах своей семьи.Игра «Старше — младше». Составление сложносочиненных
предложений с союзом «а».Папа старше сына, а сын младше папы. Внук
младше дедушки, а дедушка старше внука. Дедушка старше сына, а сын
младше дедушки
и т.д.
Игра «Наоборот».
Старший — младший
Большой — маленький
Молодой — старый
Высокий — низкий
Старше — моложе
VI. Итог занятия и оценка деятельности детей.
Над какими звуками мы сегодня работали? Дайтехарактеристику этим
звукам.
Папа, мама, дедушка, бабушка, сын, дочка... Все
вместе — это кто?
VII. Домашнее задание.
К занятию 32 (альбом 2, с. 1718).
VIII. Материал для закрепления вне занятий
(тетрадь 2, с. 12; январь, 3 неделя).
1. Фонетические игры.
— Игра «Разложи по рядам». Две команды соревнуются и раскладывают по
рядам сначала картинки со звуками Д и Дь в названии, а затем — Д
и Т.
— Игра «Кто больше». Детям предлагается сюжетная картина, на которой
нужно отыскать предметы со звуками Д, Дь, Т, Ть. За каждое правильно
названное слово на картине дается фишка. В конце игры
фишкиподсчитываются и подводится итог игры.
— Звуковой анализ слов Дима, дыня, вата.— Игра «Дом, замок, избушка». Поселить слова в зависимости от
количества слогов. Слова со звуками Д, Дь, Т, Ть.
2. Лексикограмматические игры.
— Образование множественного числа существительных именительного и
родительного падежей по теме «Животные жарких стран».
— Образование сложных прилагательных. Например: У жирафа длинная
шея — длинношеий жираф.
— Образование притяжательных прилагательных. Например: Шерсть
верблюда — верблюжья шерсть.
— Образование существительных с помощью
суффикса ищ. Например: У жирафа нос — а у
слона носище.
— Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра
«Сосчитай». Например:один кенгуренок, два — ..., три — ..., четыре
— ..., пять кенгурят.