Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука Г;
— формировать адъективный словарь;
коррекционно-развивающие:
— развивать у детей дыхание и голос;
— развивать мимические мышцы;
— автоматизировать звук Г в слогах, словах и предложениях;
— развивать звукобуквенный анализ и синтез;
— развивать внимание и память;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей уважение к окружающим людям.
Оборудование: картина «Семья», картинки со звуком Г в начале, середине и конце слова, графические схемы, разрезные азбуки, дидактическое
пособие к игре «Домик», тетради, карандаши, зеркала.
Занятие 33. Звук Г. Буква Г
Цели:
коррекционнообразовательные:
— учить детей давать акустикоартикуляционную характеристику звука Г;
— формировать адъективный словарь;
коррекционноразвивающие:
— развивать у детей дыхание и голос;
— развивать мимические мышцы;
— автоматизировать звук Г в слогах, словах и предложениях;
— развивать звукобуквенный анализ и синтез;
— развивать внимание и память;
коррекционновоспитательная:
— воспитывать у детей уважение к окружающим людям.
Оборудование: картина «Семья», картинки со звуком Г в начале, середине и
конце слова, графические схемы, разрезные азбуки, дидактическое
пособие к игре «Домик», тетради, карандаши, зеркала.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет свой домашний адрес.
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по
развитию дыхания и голоса.
1.
Общее расслабление (см. занятие 32).
Развитие общей моторики (см. занятие 32).
2.
1.Развитие мелкой моторики (см. занятие 32).
2.Массаж лица (см. занятие 32).
3.Развитие мимических мышц (см. занятие 32).
4.Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:— для челюсти: медленно открывать и закрывать рот под счет до пяти;
— для губ: губы — «художники»: аэоуиы (артикуляцией, шепотом);
— для языка: произносить кякякя, пяпяпя.
7.Работа по развитию дыхания и голоса (см. занятие 32).
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1.Объявление темы. Выделение четвертого лишнего.
Бабочка, гвоздика, муравей, жук.
Выделение первого звука в этом слове. Со звуком Г мы сегодня
познакомимся.
2.Акустикоартикуляционный образ звука.
Произношение изолированного звука Г с подключением орального,
тактильновибрационного и акустического контроля. Характеристика звука Г.
Звук Г — согласный, твердый, звонкий, заднеязычный, обозначается синим
цветом.
Выкладывание буквы Г из счетных палочек.
3.Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай
звук».
4.Соотношение звука с буквой.
— Игра «Домик». Определение места звука в словах.
— Работа над деформированной фразой.
Гали, у, зовут, брата, Гога.
Мамы, у, нога, болит.
Гогы, у, книга.
— Деление предложений на слова. Составление предложения «У Гогы
книга» из букв разрезной азбуки и печатание его в тетрадях.
— Громко, звонко повтори!
— Гагага, — гогочет гусь. —— Я семьей своей горжусь.
На гусыню и гусят
Все гляжу не нагляжусь.
Не гусь, не галка
Буква Г,
А цапля
На одной ноге. (Е. Тарлапан)
Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
5.
— Повторение слоговых рядов вслед за логопедом.
ГагогугыГогугагэ Гыгугога и т.д.
—
Игра «Доскажи слово». Добавляй слог ГА.
Вла...
Слу...
кни...
но...
тай...
пур...
— Звуковой анализ слова КНИГА с составлением графической схемы.
— Подбор слова к схеме:
с к с к
— Игра «Домик». Определение места звука в словах.
— Работа над деформированной фразой.
Гали, у, зовут, брата, Гога.
Мамы, у, нога, болит.
Гогы, у, книга.
— Деление предложений на слова. Составление предложения «У Гогы
книга» из букв разрезной азбуки и печатание его в тетрадях.
— Громко, звонко повтори!
— Гагага, — гогочет гусь. —
— Я семьей своей горжусь.
На гусыню и гусят
Все гляжу не нагляжусь.IV. Физкультминутка.
Выполнение движений по тексту.
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели.
Походили, поклевали,
Потом быстро убежали.
V.Упражнения по развитию лексикограмматической стороны речи.Игра
«Чей, чья, чье, чьи?»
Плащ (чей?) — мамин, папин ...
Куртка (чья?) — тетина, дядина ...
Платье (чье?) — мамино, бабушкино ...
Ботинки (чьи?) — дедушкины, папины ... и т.д.
VI. Итог занятия и оценка деятельности детей.
С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этому
звуку.
Про чьи предметы рассказывали? (Про папины, мамины, бабушкины и т.д.)
VII. Домашнее задание.
К занятию 33 (альбом 2, с. 19).
VIII. Материал для закрепления вне занятий(тетрадь 2, с. 14; январь, 4
неделя).
1. Фонетические игры.
— Звуковой анализ слов типа гусь, Дина, тина.
— Определение места звуков Ть, Дь, Г в словах и
обозначение их на схеме.
— Деление слов на слоги. Игра «Слоговой магазин».
— Составление предложений со словами мастерок, дерево, игла. Анализ и
схема.
— Работа в тетрадях с буквами и словами.2. Лексикограмматические игры.
— Согласованиеприлагательныхс существительными в роде и числе.
Например: О ком можно сказать:
добрый, радостный, строгий — добрая, радостная, строгая — добрые,
радостные, строгие?
— Образование притяжательных прилагательных и согласование их с
существительными.
Например: Это чья юбка? — Мамина. Это платье бабушки. — Чье это
платье? — Бабушкино. Это брюки папы. Чьи это брюки? Ит.д.
— Образование существительных множественно
го числа именительного и родительного падежей. Например: сестра —
сестры — сестер, брат — ..., бабушка — ..., сын — ..., дочь —....
— Образование существительных с уменьшительноласкательными
суффиксами. Например:папа — папочка и т.д.
— Образование сравнительной степени прилагательных. Например: Мама
добрее, чем.... Папа
сильнее, чем.... Брат меньше, чем ....