Цели: закрепить навык четкого произношения звука [л], научить определять позицию звука [л] в словах; познакомить с буквой л; научить подбирать однородные определения.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Один — много».
Логопед проверяет умение детей правильно употреблять существительные множественного числа родительного падежа: юбка — много юбок, шуба — много шуб, шарф — много шарфов.
Занятие 41. Звук [л], буква л
Цели: закрепить навык четкого произношения звука [л], научить
определять позицию звука [л] в словах; познакомить с буквой л; научить
подбирать однородные определения.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Один — много».
Логопед проверяет умение детей правильно употреблять
существительные множественного числа родительного падежа: юбка — много
юбок, шуба — много шуб, шарф — много шарфов.
2. Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
— Звук [л] — согласный, звонкий. При произношении звука [л] язык
упирается в верхние зубы.
• «Слушай внимательно».
Дети поднимают руку, услышав звук [л]: клдлплт... Повторяют
слогоряд: лалы, луло, улил, лыла, лола.
Проводится работа с картинками. Дети отбирают те, в названии которых
есть звук [л]: лук, пила, лыжи, стол, лошадь, дятел, белка, елочка, голубь,
пенал.
• «Веселый поезд».
Дети расставляют картинки в вагончики в зависимости от места звука [л]
в слове.
Дети проводят звуковой анализ слова лампа.
• «Закончи предложение».
Дети должны добавить слово со звуком [л]:
— Женя катается на ... лыжах.
— Ночью в вебе светит ... луна.
— На грядке растет зеленый ... лук.
— По реке плывет ... лодка.
3. Физкультминутка
«Две сестрицы» (см. занятие 7).
4. Знакомство с буквой л
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой л, учат стихотворение:
Алфавит продолжит ваш
Буква Л — лесной шалаш. В.Степанов
Дети обводят трафарет буквы л, раскрашивают его. Печатают строчку
буквы л в тетради по образцу. Печатают слоги ал, ул, ол, лу, лы, ла. Печатают
слова по схеме:
Дети выкладывают в кассе предложение, записывают его в тетради: Это
луна.5. Игра «Магазин»
Дети учатся подбирать однородные определения.
«Покупатель» описывает вещь, которую он хочет купить:
— Мне нужен длинный, теплый, полосатый ... (шарф).
— Мне нужно голубое, кружевное, нарядное ... (платье).
— Мне нужна меховая, зимняя, черная ... (шапка).