Цели: закрепить навык различения и четкого произношения звуков [л], [л']; научить подбирать слова к схемам звукового анализа; повторить букву л; проверить, насколько усвоили дети понятие «слова-антонимы».
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Большой — маленький».
Логопед проверяет умение детей образовывать уменьшительную форму существительных с помощью суффиксов: платье — платьице, брюки — брючки, носок — носочек...
Занятие 42. Звуки [л], [л']; буква л
Цели: закрепить навык различения и четкого произношения звуков [л],
[л']; научить подбирать слова к схемам звукового анализа; повторить букву л;
проверить, насколько усвоили дети понятие «словаантонимы».
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Большой — маленький».
Логопед проверяет умение детей образовывать уменьшительную форму
существительных с помощью суффиксов: платье — платьице, брюки —
брючки, носок — носочек...
2. Знакомство со звуками
Логопед дает сравнительную характеристику звуков [л], [л’]: звук [л] —
согласный, звонкий, твердый; звук [л'] — согласный, звонкий, мягкий.
• «Наоборот».
Дети произносят (по рядам) слоги:
1й ряд — со звуком [л], а 2й ряд — со звуком [л']: лаля, лулю, лыли,
лоле (и наоборот).
• «Синий — зеленый».
Дети должны разложить одежду и обувь, головные уборы в два шкафчика
(синий и зеленый): со звуком [л] — в синий, со звуком [л'] — в зеленый в
словах: халат, пальто, плащ, туфли, платье, платок, жилет.
• «Подушка — камень».
Дети показывают «подушку» или «камень», выделив звуки [л], [л’] в
стихотворении:
— Ежик, еж, ты что колючий?
— Это я на всякий случай,
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
Б.Заходер
Дети рассматривают сюжетную картинку и называют все слова со
звуками [л], [л'].
3. Физкультминутка
«Нос, пол, потолок»
Дети по команде логопеда указательным пальчиком показывают нос,
опускают палец вниз и показывают пол, поднимают палец вверх — потолок.
Логопед увеличивает темп речи, меняет порядок команд и делает обманные
движения. Дети должны выполнять только словесные инструкции, не обращая
внимания на обманные движения логопеда.
4. Повторение буквы л
Дети повторяют написание буквы л, вспоминают стихотворение.
Выкладывают в кассе слова: лук, лимон, лиса и записывают их в тетради.
Дети проводят звукослоговой анализ слов лук, лимон, лиса. Составляют
и печатают предложение: У папы пила.5. Игра «Сравни»
Дети сравнивают пары картинок с изображением одежды и обуви:
длинный шарф — короткий шарф, маленькая шапка — большая шапка,
чистые сапоги — грязные сапоги...