Цели: закрепить навык четкого произношения звука [б]; научить определять позицию звука [б] в слове; познакомить с буквой б; научить правильному употреблению существительных множественного числа в родительном падеже.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Посуда».
Дети ловят мяч, услышав название посуды (ложка, тарелка, ветка, вилка...) и отбрасывают его, когда логопед называет не относящееся к теме слово.
Занятие 47. Звук [б], буква б
Цели: закрепить навык четкого произношения звука [б]; научить
определять позицию звука [б] в слове; познакомить с буквой б; научить
правильному употреблению существительных множественного числа в
родительном падеже.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Посуда».
Дети ловят мяч, услышав название посуды (ложка, тарелка, ветка,
вилка...) и отбрасывают его, когда логопед называет не относящееся к теме
слово.
2. Знакомство со звуком Логопед объясняет:
— Звук [б] — согласный, звонкий. При произношении звука [б] губы
смыкаются.
Логопед ставит на доску картинки. Дети называют их и выделяют звук
[б] в словах: банан, грибы, собака, автобус, булка, яблоко, баран, букет.
• «Слушай внимательно».
Дети поднимают вверх синий кружок, услышав звук [б] среди согласных
звуков: кмбдсбнр,..
• «Продолжи слово».
Дети должны по заданному слогу придумать слова: ба — банка, банан,
балалайка; бу — булка, будка, букет; бо — бочка, бок, бобр.
• «Звуковая решетка».
Дети должны показать с помощью цветного кружка место звука [б] в
словах (работа по картинкам на доске).
• «Назови слово».
Логопед называет звуки, а ребенок синтезирует их в слова: [б], [ы], [к] —
бык; [ш], [у], [б], [а] — шуба; [б], [у], [с], [ы] — бусы.
• «Хлопни в ладоши».
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [б] в словах:
Был у бабушки баран,
Стучал он громко в барабан.
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.
3. Физкультминутка
«Котенок» (см. занятие 6).
4. Знакомство с буквой б
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой б, учат стихотворение:
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком. АШибаев
Дети обводят трафарет буквы б, раскрашивают его.
Печатают строчку буквы б, составляют слоги, записывают их в тетрадь:
об, об, бу, бы.Читают слоги, составляют слова и печатают в тетради: бу, ту, ба, сы, ка,
бон (шуба, бусы, банка).
5. Игра «Один — много»
Дети рассматривают картинки с изображением посуды и на примере этих
слов образовывают существительные множественного числа в родительном
падеже:
ложка — ложки — много ложек;
ведро — ведра — много ведер;
чашка — чашки — много чашек и т.д.