Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализа¬ция словаря по теме «Весна». Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов. Совершенствование навыка слогового анализа слов). Совершенствование навыка чте¬ния предложений. Автоматизация произношения звука [р].
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, ре¬чевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления, ар¬тикуляционной и тонкой моторики, тактильных ощущений.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо¬нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив¬ности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, альбом «Живая природа. В мире растений», предметные картинки с изображениями пер¬вых весенних цветов Первые весенние цветы. Книжка-раскраска. книжка-рас¬краска «Первые весенние цветы»' по числу детей, контейнер с карандашами, мяч, картинки с изображением девочек с буке¬тами.
Занятие 4 Весна. Автоматизация произношения звука [р].
Коррекционнообразовательные цели.
Активизация и актуализация
словаря по теме «Весна». Совершенствование грамматического строя речи
(образование однокоренных слов. Совершенствование навыка слогового
анализа слов).
Совершенствование навыка чтения предложений.
Автоматизация произношения звука [р].
Коррекционноразвивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха,
зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной и тонкой
моторики, тактильных ощущений.
Коррекционновоспитательные цели. Формирование взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, альбом «Живая природа. В мире
растений», предметные картинки с изображениями первых весенних цветов
Первые весенние цветы. Книжкараскраска. книжкараскраска «Первые
весенние цветы»' по числу детей, контейнер с карандашами, мяч, картинки с
изображением девочек с букетами.
Предварительная работа. Рассматривание слайдов и открыток, страницы
из альбома «Живая природа. В мире растений», с изображениями весенних
цветов, уточнение представлений о жизни растений весной, расширение
словаря по теме «Первые весенние цветы». Разучивание стихов о первых
весенних цветах.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Совершенствование навыка слогового
анализа слов. Объявление темы занятия.
Логопед с контейнером в руках встречает детей в дверях каби
нета. Он организует приветствие, предлагает детям взять по одной
картинке из контейнера и пройти к стульчикам, стоящим вокруг
стола.Логопед. Сядет тот, кто назовет растение на картинке и разделит его
название на слоги.
Дети по очереди делят названия первых весенних цветов на слоги
(фиалка, подснежник, крокус, прострел) и садятся.
Логопед. Что нарисовано у вас на картинках?
Дети. Это первые весенние цветы.
Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о весне и поговорим о
Логопед убирает предметные
первых весенних цветах, первоцветах.
картинки.
2. Рассказывание стихов о первых весенних цветах. [Совершенствование
общих речевых навыков.)
Логопед помещает на доску альбом «Живая природа. В мире рас
тений».
Логопед. Рассмотрите картинки и назовите изображенные на них
растения.
Дети. Крокус, матьимачеха, прострел, медуница, подснежник,
ветреница.
Логопед. Расскажите стихи о первых весенних цветах. Старайтесь
правильно произносить звуки, говорить четко и выразительно.
1й ребенок. Я расскажу стихотворение о подснежнике.
Я родился!
Я родился!
Снег пробил,
На свет явился!
Ух какой ты, снег, колючий,
Ты холодный, снег, и злющий.
О морозах зря мечтаешь,
Очень скоро ты растаешь.Уплывешь потоком в речку
И не скажешь ни словечка.
А. Матутис
2й ребенок. А мое стихотворение о матьимачехе.
Золотые лепестки,
Хрупкий стебелек.
Распустился у реки
Солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки,
На зеленых стебельках —
Круглые комочки.
Н. Нищева
3Йребенок.Я буду рассказывать стихотворение о простреле.
На проталинке прострел —
Как пучок лиловых стрел.
На мохнатых стебельках
Капли солнышка в цветках.
Н. Нищева
4й ребенок. Ая хочу рассказать о ветренице.
На снежинки похожи цветки,
Как снежинки, белы и легки,
Как снежинки, изящны, прекрасны,
Ветерка дуновенью подвластны.
Н. Нищева
Л о г о п е д. Вы замечательно рассказали стихи. Молодцы! Похлопайте
себе!3. Работа в книжкераскраске «Первые весенние цветы». [Развитие
навыков звукового анализа (определение места звука на фоне слова) и тонкой
моторики.]
Логопед раздает детям книжкираскраски, ставит на стол кон
тейнер с карандашами.
Логопед. Откройте тетради, посмотрите на страницу три. Послушайте
стихотворение.
Посмотрите! Что за фокус?
Изпод снега вылез крокус.
На ветру озяб слегка,
Но прекрасней нет цветка.
Н. Нищева
Сколько звуков [к] вы слышите в слове крокус! Дети. В этом слове два
звука [к].
Логопед. Определите место в слове каждого из этих звуков.
Дети. Один звук стоит в начале слова, а другой в середине.
Логопед. Правильно. Теперь переверните страничку. Видите, какие
крокусы нарисовал художник? Возьмите простой карандаш и нарисуйте еще
один цветок, а потом правильно раскрасьте картинку.
Дети выполняют задание, логопед следит за их осанкой и оказы
вает необходимую помощь. Потом он предлагает детям оценить ра
боту друг друга и награждает всех наклейками.
4. Игра с мячом «Семейка слов». [Развитие грамматического строя речи
(образование однокоренных слов).]
Логопед убирает книжки и контейнер с карандашами, приглашает
детей на ковер, берет в руки мяч.
Логопед. Давайте представим, что мы вышли на полянку в весеннем
лесу, и поиграем с мячом в знакомую вам игру «Семейка слов». Сегодня мыобразуем семейку от слова весна. Во время игры будем перебрасывать мяч
друг другу. Как называют клюкву, которую собирают весной?
1й ребенок. Веснянка.
Логопед. Что появляется на носу и щеках весной?
2й ребенок. Веснушки.
Логопед. О каких цветах мы говорим сегодня?
3й ребенок. О весенних.
Логопед. Какую песенку поют скворцы?
4й ребенок. Весеннюю.
Логопед. Молодцы. Отлично! Давайте повторим эти слова. Дети.
Весна, веснянка, веснушки, о весенних, весеннюю.
5. Упражнение «Клен». [Координация речи с движением. (Повторение.
См.: Занятие 1. Тема «Весна».)]
Логопед убирает мяч и предлагает детям сделать знакомое уп
ражнение.
6. Игра с мячом «Парочки». [Развитие фонематических представлений.]
Логопед вновь берет мяч.
Логопед. А давайтека сыграем еще в одну игру с мячом. Я буду
произносить слог со звуком [с] и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч и
произносить слог уже со звуком [ш], не меняя гласного звука. Са.
1йребенок. Ша.
Логопед. Су.
2й ре бен ок. Шу.
Логопед. Сы.
3й ребенок. Ши.
Логопед. Со. 4йребенок. Шо.
Логопед. Отлично. Теперь поиграем со словами. Меняйте в моих
словах звук [с] на звук [ш]. Каска.1йребенок. Кашка.
Логопед. Маска.
2й ребенок. Машка.
Логопед. Миска.
3й ребенок. Мишка.
Л о г о п е д. Ириска.
4й ребенок. Иришка.
Логопед. Великолепно! Это было непростое задание!
Убирает мяч и приглашает детей за стол.
7. Работа по книге «Мой букварь».
[Развитие фонематических
представлений (дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах,
предложении).]
Логопед приглашает детей за стол и раздает им буквари.
Логопед. Откройте буквари там, где лежат закладки. Давайте
прочитаем пары слогов, слова и предложения на странице справа.
1йребенок. Саша.
2й ребенок. Сушу.
3й ребенок. Сыши.
4й ребенок. Шаса.
1йребенок. Шусу.
2й ребенок. Шисы.
3й ребенок. Саша.
4й ребенок. Суша.
1й ребенок. Сушка.
2й ребенок. У Саши сушка.
3й ребенок. Каска.
4й ребенок. Маска.
1йребенок. Миска.2й ребенок. Каскакашка.
3й ребенок. МаскаМашка.
4й ребенок. МискаМишка.
Логопед. Очень хорошо. Молодцы!
Собирает буквари.
8. Работа в тетради №1. [Развитие фонематических представлений
(дифференциация звуков [с] и [ш] в словах).]
Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с
карандашами.
Логопед. Я хочу проверить, как вы будете различать звуки [с] и [ш] при
выполнении самостоятельного задания в тетради. Посмотрите на правую
страницу. Соедините картинки с теми буквами, которые пишутся в их
названиях, а потом раскрасьте эти картинки.
Если логопед сомневается в том, что дети знают названия пред
метов, изображенных на картинках, он сначала предлагает детям
назвать их. Дети выполняют задание самостоятельно. Логопед оце
нивает их работу.
9. Игра «Весенние букеты». [Автоматизация звука [р] в предложении.]
Логопед убирает тетради и карандаши, достает картинки, на
которых изображены девочки с букетами, или плоскостные изобра
жения девочек и цветов.
Логопед. Придумайте девочкам имена со звуком [р] и расскажите о
том, по сколько крокусов у них в букетах. Старайтесь правильно произносить
звук [р].
1й ребенок. У Иры три крокуса.
2й ребенок. У Раи пять крокусов.
3й ребенок. У Розы в букете семь крокусов.
4й ребенок. У Тамары всего один крокус.Логопед. Молодцы. Мне понравилось, что вы правильно произносили
звук [р].
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на за
нятии, в какие игры играли, что им было особенно интересно делать.
Затем он оценивает работу каждого ребенка, подводит итог изучения
темы.
Логопед. Вот и закончилось наше последнее занятие, посвященное
весне, но весна продолжается, и мы будем говорить о ней и на занятиях, и в
свободное время, так что вы узнаете еще много интересного об этом времени
года.