Занятие 4 Весна. Автоматизация произношения звука [р].

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализа¬ция словаря по теме «Весна». Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов. Совершенствование навыка слогового анализа слов). Совершенствование навыка чте¬ния предложений. Автоматизация произношения звука [р]. Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, ре¬чевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления, ар¬тикуляционной и тонкой моторики, тактильных ощущений. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо¬нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив¬ности, ответственности. Оборудование. Магнитная доска, альбом «Живая природа. В мире растений», предметные картинки с изображениями пер¬вых весенних цветов Первые весенние цветы. Книжка-раскраска. книжка-рас¬краска «Первые весенние цветы»' по числу детей, контейнер с карандашами, мяч, картинки с изображением девочек с буке¬тами.
Иконка файла материала Занятие 4 Весна.doc
Занятие 4 Весна. Автоматизация произношения звука [р]. Коррекционно­образовательные   цели.  Активизация   и   актуализация словаря по теме «Весна». Совершенствование  грамматического строя речи (образование   однокоренных   слов.   Совершенствование   навыка   слогового анализа   слов).   Совершенствование   навыка   чтения   предложений. Автоматизация произношения звука [р]. Коррекционно­развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной и тонкой моторики, тактильных ощущений. Коррекционно­воспитательные   цели.  Формирование   взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Оборудование.  Магнитная   доска,   альбом   «Живая   природа.   В   мире растений», предметные картинки с изображениями первых весенних цветов Первые   весенние   цветы.   Книжка­раскраска.  книжка­раскраска   «Первые весенние цветы»' по числу детей, контейнер с карандашами, мяч, картинки с изображением девочек с букетами. Предварительная работа. Рассматривание слайдов и открыток, страницы из альбома «Живая природа. В мире растений», с  изображениями весенних цветов,   уточнение   представлений   о   жизни   растений   весной,   расширение словаря   по   теме   «Первые   весенние   цветы».   Разучивание   стихов   о   первых весенних цветах. Ход занятия 1.   Организационный   момент.  Совершенствование   навыка   слогового анализа слов. Объявление темы занятия. Логопед с контейнером  в руках встречает детей в дверях каби­ нета. Он организует приветствие, предлагает детям взять по одной картинке   из   контейнера   и   пройти   к   стульчикам,   стоящим   вокруг стола.Логопед. Сядет тот, кто назовет растение на картинке и разделит его название на слоги. Дети по очереди делят названия первых весенних цветов на слоги (фи­ал­ка, под­снеж­ник, кро­кус, прост­рел) и садятся. Логопед. Что нарисовано у вас на картинках? Дети. Это первые весенние цветы. Логопед.  Сегодня   мы   продолжим   разговор   о   весне   и   поговорим   о  Логопед   убирает   предметные первых   весенних   цветах,   первоцветах. картинки. 2. Рассказывание стихов о первых весенних цветах. [Совершенствование общих речевых навыков.) Логопед помещает на доску альбом «Живая природа. В мире рас­ тений». Логопед.  Рассмотрите   картинки   и   назовите   изображенные   на   них растения. Дети.  Крокус,   мать­и­мачеха,   прострел,   медуница,   подснежник, ветреница. Логопед.  Расскажите   стихи   о   первых   весенних   цветах.   Старайтесь правильно произносить звуки, говорить четко и выразительно. 1­й ребенок. Я расскажу стихотворение о подснежнике. Я родился! Я родился! Снег пробил, На свет явился! Ух какой ты, снег, колючий, Ты холодный, снег, и злющий. О морозах зря мечтаешь, Очень скоро ты растаешь.Уплывешь потоком в речку И не скажешь ни словечка. А. Матутис 2­й ребенок. А мое стихотворение о мать­и­мачехе. Золотые лепестки,  Хрупкий стебелек.  Распустился у реки  Солнечный цветок.  Только тучка набежала,  Сжались лепесточки,  На зеленых стебельках —  Круглые комочки. Н. Нищева 3­Йребенок.Я буду рассказывать стихотворение о простреле. На проталинке прострел —  Как пучок лиловых стрел.  На мохнатых стебельках  Капли солнышка в цветках. Н. Нищева 4­й ребенок. Ая хочу рассказать о ветренице. На снежинки похожи цветки,  Как снежинки, белы и легки,  Как снежинки, изящны, прекрасны,  Ветерка дуновенью подвластны. Н. Нищева Л о г о п е д. Вы замечательно рассказали стихи. Молодцы! Похлопайте себе!3.   Работа   в   книжке­раскраске   «Первые   весенние   цветы».  [Развитие навыков звукового анализа (определение места звука на фоне слова) и тонкой моторики.] Логопед раздает детям книжки­раскраски, ставит на стол кон­ тейнер с карандашами. Логопед. Откройте тетради, посмотрите на страницу три. Послушайте стихотворение. Посмотрите! Что за фокус?  Из­под снега вылез крокус.  На ветру озяб слегка,  Но прекрасней нет цветка. Н. Нищева Сколько звуков [к] вы слышите в слове крокус! Дети. В этом слове два звука [к]. Логопед. Определите место в слове каждого из этих звуков. Дети. Один звук стоит в начале слова, а другой в середине. Логопед.  Правильно.   Теперь   переверните   страничку.   Видите,   какие крокусы нарисовал художник? Возьмите простой карандаш и нарисуйте еще один цветок, а потом правильно раскрасьте картинку. Дети выполняют задание, логопед следит за их осанкой и оказы­ вает необходимую помощь. Потом он предлагает детям оценить ра­ боту друг друга и награждает всех наклейками. 4. Игра с мячом «Семейка слов». [Развитие грамматического строя речи (образование однокоренных слов).] Логопед убирает книжки и контейнер с карандашами, приглашает детей на ковер, берет в руки мяч. Логопед.  Давайте представим, что мы вышли на полянку в весеннем лесу, и поиграем с мячом в знакомую вам игру «Семейка слов». Сегодня мыобразуем семейку от слова  весна.  Во время игры будем перебрасывать мяч друг другу. Как называют клюкву, которую собирают весной? 1­й ребенок. Веснянка. Логопед. Что появляется на носу и щеках весной? 2­й ребенок. Веснушки. Логопед. О каких цветах мы говорим сегодня? 3­й ребенок. О весенних. Логопед. Какую песенку поют скворцы? 4­й ребенок. Весеннюю. Логопед.  Молодцы.   Отлично!   Давайте   повторим   эти   слова.  Дети. Весна, веснянка, веснушки, о весенних, весеннюю. 5. Упражнение «Клен».  [Координация речи с движением. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Весна».)] Логопед убирает мяч и предлагает детям сделать знакомое уп­ ражнение. 6. Игра с мячом «Парочки». [Развитие фонематических представлений.] Логопед вновь берет мяч. Логопед.  А   давайте­ка   сыграем   еще   в   одну   игру   с   мячом.   Я   буду произносить слог со звуком [с] и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч и произносить слог уже со звуком [ш], не меняя гласного звука. Са. 1­йребенок. Ша. Логопед. Су. 2­й ре бен ок. Шу. Логопед. Сы. 3­й ребенок. Ши. Логопед. Со. 4­йребенок. Шо. Логопед.  Отлично.   Теперь   поиграем   со   словами.   Меняйте   в   моих словах звук [с] на звук [ш]. Каска.1­йребенок. Кашка.  Логопед. Маска.  2­й ребенок. Машка.  Логопед. Миска.  3­й ребенок. Мишка.  Л о г о п е д. Ириска.  4­й ребенок. Иришка. Логопед. Великолепно! Это было непростое задание! Убирает мяч и приглашает детей за стол. 7.   Работа   по   книге   «Мой   букварь».  [Развитие   фонематических представлений   (дифференциация   звуков   [с]   и   [ш]   в   слогах,   словах, предложении).] Логопед приглашает детей за стол и раздает им буквари. Логопед.  Откройте   буквари   там,   где   лежат   закладки.   Давайте прочитаем пары слогов, слова и предложения на странице справа. 1­йребенок. Са­ша. 2­й ребенок. Су­шу. 3­й ребенок. Сы­ши. 4­й ребенок. Ша­са. 1­йребенок. Шу­су. 2­й ребенок. Ши­сы. 3­й ребенок. Саша. 4­й ребенок. Суша. 1­й ребенок. Сушка. 2­й ребенок. У Саши сушка. 3­й ребенок. Каска. 4­й ребенок. Маска. 1­йребенок. Миска.2­й ребенок. Каска­кашка. 3­й ребенок. Маска­Машка. 4­й ребенок. Миска­Мишка. Логопед. Очень хорошо. Молодцы! Собирает буквари. 8.  Работа   в   тетради   №1.  [Развитие   фонематических   представлений (дифференциация звуков [с] и [ш] в словах).] Логопед  раздает  детям тетради, ставит  на стол контейнер  с карандашами. Логопед. Я хочу проверить, как вы будете различать звуки [с] и [ш] при выполнении   самостоятельного   задания   в   тетради.   Посмотрите   на   правую страницу.   Соедините   картинки   с   теми   буквами,   которые   пишутся   в   их названиях, а потом раскрасьте эти картинки. Если логопед сомневается в том, что дети знают названия пред­ метов,   изображенных   на   картинках,   он   сначала   предлагает   детям назвать их. Дети выполняют задание самостоятельно. Логопед оце­ нивает их работу. 9. Игра «Весенние букеты». [Автоматизация звука [р] в предложении.] Логопед   убирает   тетради   и   карандаши,   достает   картинки,   на которых  изображены девочки с букетами, или плоскостные  изобра­ жения девочек и цветов. Логопед.  Придумайте девочкам имена со звуком [р] и расскажите о том, по сколько крокусов у них в букетах. Старайтесь правильно произносить звук [р]. 1­й ребенок. У Иры три крокуса. 2­й ребенок. У Раи пять крокусов. 3­й ребенок. У Розы в букете семь крокусов. 4­й ребенок. У Тамары всего один крокус.Логопед.  Молодцы. Мне понравилось, что вы правильно произносили звук [р]. 10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на за­ нятии, в какие игры играли, что им было особенно интересно делать. Затем он оценивает работу каждого ребенка, подводит итог изучения темы. Логопед.  Вот   и   закончилось   наше   последнее   занятие,   посвященное весне, но весна продолжается, и мы будем говорить о ней и на занятиях, и в свободное время, так что вы узнаете еще много интересного об этом времени года.

Посмотрите также