Цель: закрепить навык правильного произношения звука [р]; научить определять позицию звука [р] в словах; познакомить с буквой р; научить образовывать сложные слова.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови ударный звук».
Логопед произносит слово, дети определяют, какой звук в нем ударный: пушка — [у], сок — [о], комар — [а], роза — [о]... 2. Знакомство со звуком Логопед объясняет:
— Звук [р] — согласный, звонкий. При произношении звука [р] язык дрожит за верхними зубами.
Занятие 50. Звук [р], буква р
Цель: закрепить навык правильного произношения звука [р]; научить
определять позицию звука [р] в словах; познакомить с буквой р; научить
образовывать сложные слова.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови ударный звук».
Логопед произносит слово, дети определяют, какой звук в нем ударный:
пушка — [у], сок — [о], комар — [а], роза — [о]... 2. Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
— Звук [р] — согласный, звонкий. При произношении звука [р] язык
дрожит за верхними зубами.
• «Хлопни в ладоши».
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [р] среди других согласных
звуков: мркрпнр...
• «Да — нет».
Дети должны убрать картинки, в названии которых нет звука [р]: ракета,
топор, корова, помидор, сумка, ромашка, хлеб, сыр, арбуз, дом, рак.
• «Веселый поезд».
Дети расставляют картинки в вагончики в зависимости от места звука [р]
в слове — начало, середина, конец (картинки на доске).
• «Продолжи слово».
Логопед называет слог, а дети вспоминают слова, начинающиеся на этот
слог:
ра рама, радуга, радость, ракета... ро — роза, роща, рот, Родина, Рома...
РУ — рубашка, ручка, ручей, рукава, рукавицы... ры — рысь, рыба, рынок,
рыжик, рыбак...
• «Слушай внимательно».
Дети поднимают руку вверх, услышав звук [р] в тексте:
Ранорано два барана
Застучали в ворота:
Тратата и тратата!
Я.Чуковский
3. Физкультминутка
«Дует ветер» (см. занятие 1).
4. Знакомство с буквой р
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой р, учат стихотворение:
Буква Р на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
В.Степанов
Дети обводят трафарет буквы р в тетради и раскрашивают его.
Печатают строчку буквы р по образцу, печатают слоги: арра; урру: ор
ро.• «Слово рассыпалось».
Дети составляют слова из букв, печатают в тетради: ыср — сыр, ораз —
роза, раыб — рыба, урик — руки.
Составляют из букв предложение и печатают его в тетради: У Иры
шарик.
5. Образование сложных слов
Снег падает — снегопад Лист падает — листопад Лес рубит —
лесоруб Мясо рубит — мясорубка
По образцу, данному логопедом, дети образовывают сложные слова:
соковыжималка, кофеварка, гололед, самокат и т.д.