Занятие 54. Звук Рь. Буква Р (подготовительная группа)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: коррекционно-образовательные: — дать понятие о механизме образования звука Рь; — формировать навыки словообразования; коррекционно-развивающие: — автоматизировать звук Рь в слогах, словах, предложениях; — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; — уточнять и расширять словарь; — автоматизировать нижнедиафрагмальное дыха¬ние; — работать над голосом; — развивать фонематический слух и восприятие; коррекционно-воспитательная: — воспитывать самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акусти¬ческий контроль. Оборудование: дидактическое пособие к игре «Рыболовы», предметные картинки, в названии которых присутствует звук Рь, сюжетные картин¬ки с изображением людей различных профес¬сий, тетради, карандаши, наборы для составления схем,зеркала.
Иконка файла материала Занятие 54.doc
Занятие 54. Звук Рь. Буква Р Цели: коррекционно­образовательные: — дать понятие о механизме образования звука Рь; — формировать навыки словообразования;  коррекционно­развивающие: — автоматизировать звук Рь в слогах, словах, предложениях; — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; — уточнять и расширять словарь; — автоматизировать нижнедиафрагмальное дыхание; — работать над голосом; — развивать   фонематический   слух   и   восприятие; воспитательная: — воспитывать   самоконтроль   за   речью   через   оральный,   тактильно­ вибрационный и акустический контроль.  коррекционно­ Оборудование:  дидактическое   пособие   к   игре   «Рыболовы»,   предметные картинки, в названии которых присутствует звук Рь, сюжетные картинки с изображением людей различных профессий, тетради, карандаши, наборы для составления схем,зеркала. Ход занятия /. Организационный момент. Скажи наоборот: ра — ряры — ... ро ­ ... ру ­ ... и т.д. II. Развитие обшей.мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса. 1. Общее расслабление (см. занятие 53). 2. Развитие общей моторики (см. занятие 53). 3. Развитие мелкой моторики (см. занятие 53). 4. Массаж лица (см. занятие 53). 5. 6. 7. — Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. — Голосовые упражнения: «Укачивание» (имитация укачивания ребенка,  куклы). Развитие мимических мышц (см. занятие 53). Развитие артикуляционной моторики (см. занятие 53). Работа по развитию дыхания и голоса. III  . Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте. 1. Объявление темы. Сегодня мы познакомимся со звуком Рь и будем следить за правильным произношением этого звука.2. Акустико­артикуляционный образ звука. Характеристика артикуляции. Губы в улыбке или занимают положение последующего гласного. Кончик языка поднят к альвеолам и дрожит под напором сильной воздушной струи. Спинка   языка   приподнята.   Боковые   края   языка   прижимаются   к   верхним коренным зубам. Звук Рь — согласный, мягкий, звонкий. 3.Развитие фонематического слуха. Игра «Рыболовы». Дети   по   очереди   магнитной   удочкой   «вылавливают»   из   аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука в слове. 4.Связь звука и буквы. Выкладывание буквы Р из мелких предметов. Отыскивание в разрезных азбуках. 5.Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах. — Повторение (вслед за логопедом) слоговых рядов: ре­ри­ря­рюрю­ря­ри­ре ря­ри­ре­рю и т.д. — Игра «Договори слово». Звона... ( рь) слеса...(рь) Коса...(рь) писа...(рь) Врата... (рь) паха... (рь) Лека... (рь) секрета... (рь) — Звуковой   анализ   слов  писарь,   пахарь  (с  предварительным   объяснением лексического  значения  этих слов). Выкладывание  из  цветных  фишек  схем. Деление слов на слоги, с выделением ударного слога. — Составление   небольших   предложений.   (Например:«Мама   варит   рис».) Анализ этих предложений. Запись графической схемы. Выкладывание из букв разрезной азбуки. Печать в тетрадях. IV Физкультминутка. Наивысший пилотаж Мам покажет  экипаж. В поднебесье самолет Детям  крылышком махнет. Посчитаем,  сколько раз Поприветствует он нас. Со   звуком   у­у­у­у   дети   выполняют наклоны   влево   и   вправо   с вытянутыми в стороны руками (5— 7 раз в каждую сторону).   V.          речи. Игра «Кто где работа    Упражнения по развитию лексико­грамматической стороны  ет?» (с опорой на сюжетные картинки). Дети рассматривают картинки и рассказывают, кто где работает. В аптеке работает аптекарь. Траву косит косарь. В колокола  звонит звонарь. В библиотеке работает библиотекарь. В воротах  стоит вратарь. Землю пашет пахарь. У станка работает  слесарь. Директору помогает секретарь. Виноград выращивает  виноградарь.  Итог занятия и оценка работы детей.         С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звука VI.   Рь, подробно опишите его артикуляцию. Какие профессии вы запомнили?        Домашнее задание. VII.VIII. Материал для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 14; апрель,  2неделя). 1. Фонетические игры. — Подобрать   слова,   в   которых   звук   Р   находится   в   начале   слова   (из предложенных картинок). — Подобрать   слова,   в   которых   звук   Рь   находится   в   конце   слова   (из предложенных картинок). — Игра «Хлопай — топай». На слова со звуком Р — хлопаем, со звуком Рь — топаем. — Звуковой анализ слов типа  рюмка, рамка  с выкладыванием графических схем. — Повторение слоговых рядов:ра­ра­ра­ря, ря­ра­ря­ра и т.д. — Игра «Скажи наоборот». Ра­ра­ра­ра — ря­ря­ря­ря. Ро­ро­ро­ро — ... Ру­ ру­ру­ру — ... Ры­ры­ры­ры — ... 2. Лексико­грамматические игры. — Игра  «Кем ты будешь?» (употребление  глаголов будущего времени).  Я буду строителем, построю дома. Я буду.... — Игра   «Назови   профессию»   (образование   существительных   с   помощью суффикса ­щик­). Кто носит багаж? — Носильщик. Кто сваривает трубы? — Сварщик. Кто вставляет стекла? — Стекольщик. Кто работает на кране? — Крановщик. Кто кладет камни? — Каменщик. Кто чинит часы? — Часовщик. Кто точит ножи? — Точильщик. Кто кроит платье? — Закройщик. повар — ... ­   Игра «Назови женские профессии» (словообразование). Ткач — ткачиха Воспитатель — ... учитель — ... Художник — ... продавец — ... летчик — ... Певец — ... Пианист — ... скрипач — ... ­ Игра «Почему так назвали?» (сложные слова). Рыболов   —   ловит   рыбу.   Пчеловод   —   .... Землекоп — .... Лесоруб — .... Трубочист — .... ­   Игра   «Кто   чем   работает?»  (образование   творительного   падежа   имен существительных). Маляр — кистью, землекоп — дворник — ....

Посмотрите также