Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей давать сравнительную характерис¬тику звуков Р — Рь;
— формировать навыки словообразования;
— формировать словарь прилагательных; коррекционно-развивающие:
— учить детей дифференцировать звуки Р — Рь в слогах, словах и предложениях;
— учить координировать речь с движениями;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— развивать дыхание и голос;
— развивать навыки звуко-буквенного анализа;
— закреплять навыки ориентации на листе бумаги; коррекционно-воспитательная:
— воспитывать наблюдательность и навыки куль¬турного поведения в собственном доме (квар¬тире).
Оборудование: дидактическое пособие к игре «Новоселье» и игре «Назови какой дом», кар¬тинки, в названии которых присутствуют звуки Р, Рь, набор картинок для игры «Угадай-ка», тетра¬ди, карандаши, разрезные азбуки, наборы для составления схем.
Занятие 55. Звуки Р — Рь
Цели:
коррекционнообразовательные:
— учить детей давать сравнительную характеристику звуков Р — Рь;
— формировать навыки словообразования;
— формировать словарь прилагательных; коррекционно
развивающие:
— учить детей дифференцировать звуки Р — Рь в слогах, словах и
предложениях;
— учить координировать речь с движениями;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— развивать дыхание и голос;
— развивать навыки звукобуквенного анализа;
— закреплять навыки ориентации на листе бумаги;
воспитательная:
— воспитывать наблюдательность и навыки культурного поведения в
собственном доме (квартире).
Оборудование: дидактическое пособие к игре «Новоселье» и игре «Назови
какой дом», картинки, в названии которых присутствуют звуки Р, Рь, набор
картинок для игры «Угадайка», тетради, карандаши, разрезные азбуки,
наборы для составления схем.
коррекционно
Ход занятия
/. Организационный момент
.
Сядет тот, кто вспомнит профессии, о которых говорили на прошлом
занятии.
II. Развитие общей.мелкой и артикуляционной моторики. Работа
по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление.
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом.
Штангу с пола поднимаем...
Крепко держим... И бросаем.
Наши мышцы не устали И еще
послушней стали!
Исходная позиция: стоя, ноги на
ширине плеч.
Наклониться вперед.
Распрямиться.
Далее по тексту.
2. Развитие общей моторики. «Маляры».
Маляры пришли втроем
Обновили старый дом: Изображают крышу
Шагают на месте.
Был облезлый, скучный, голый — «Красят».
над головой.Стал нарядный и веселый.
Снова «крыша» над
головой.
3. Развитие мелкой моторики.
Есть у Егора чудесные вещи: Руки ладонями вверх.
Рубанок, пила, молоток
и клещи.
Есть у него топор с долотом... Загибают пятый пальчик.
Может Егорка построить дом. Изображают «домик».
Загибают по четыре пальчика на
каждой руке.
4. Массаж лица. «Ремонт в доме».
Маляры красят стены.
Плотник стучит молотком. Стучат подушечками пальцев.
Поглаживающие движения.
замазывают
Штукатуры
щели.
Будут стены гладкими и
ровными!
Кругообразные
подушечками пальцев.
Поглаживающие движения.
движения
5. Развитие мимических мышц.
Нахмурить брови; нахмурить лоб; улыбнуться.
6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: — для челюсти:
движение челюстью вправо
влево, резко опустить челюсть вниз;
— для губ: «улыбка» — «рупор»;
— для языка: язык «лопаточкой», «чашечкой», поднимаем к альвеолам и
заводим моторчик: трррр (то же с мягким звуком Рь).
7. Работа по развитию дыхания и голоса.
— Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания.
— Голосовые упражнения: «Укачивание».
чению грамоте.
III
. Упражнения по развитию произношения и обу
1. Объявление темы.
Наши гости Рита и Рома. Они пришли рассказать нам, чем отличаются звуки
Р, Рь друг от друга и послушать, как красиво вы произносите эти звуки.
2. Акустикоартикуляционный образ звуков. Сравнение звуков с опорой
на различные виды
контроля (см. занятия 53, 54).
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Угадайка».
Угадать, какие слова получатся из первых звуков названий картинок.Рука, арбуз, мак, апельсин. — Рама. Редис, енот, кран, автобус. —
Река.
4. Связь звуков и буквы.
Буква Р — это домик для каких звуков?
Напечатать букву Р в тетрадях.
SДифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах. Прибавь
нужный слог: РА или РЯ. Го...(ра) за...(ря)
Но... (ро)
Ко...(ра)
Иг... (ро)
Кону... (ро)
Во... (ря)
ги...(ря)
мо... (ря)
я ко... (ря)
— Игра «Новоселье». Перед детьми предметные картинки, в названии
которых присутствуют звуки Р или Рь. На предметных картинках изоб
ражены одушевленные предметы, на двух картинках — неодушевленные
предметы. Логопед говорит о том, что сейчас мы расселим все «живые»
предметы по своим домам (на большом листе нарисованы два дома с пятью
окошкамикарманами.
В первом доме живет звук Рь (верхнее окошечко зеленое), а во втором
— звук Р (верхнее окошечко синее). Дети расселяют картинки в
соответствии с тем, какой звук находится в словеназвании. Логопед
задает вопрос
«Почему мы не поселили слова репкам труба?» (Потому что на этих
картинках неживые предметы.)
Звуковой анализ слов репка,труба. Составление слов из букв
разрезной азбуки.
Составление предложений со словами крыльцо, речка к заданной
схеме. Логопед показывает на слова в домиках, дети называют их.
Чистоговорки.
Руруру — встали рано поутру. Рарара — в детский сад
идти пора. Ререре — хорошо там детворе.
Физкультминутка (см. занятие 54).
IV.
V. Упражнения по развитию лексикограммати ческой стороны
речи.
Чтение стихотворения:
Против школы новый дом. В новом доме мы живем. Мы по
лестнице бежим, И считаем этажи:
Раз этаж, два этаж, три, четыре — Оказались мы в
квартире.
Игра «Назови, какой дом?».
В этом доме один этаж — этот дом одноэтажный.
В этом доме два этажа — этот дом двухэтажный.
(Трехэтажный, пятиэтажный, семиэтажный, многоэтажный и т.д.)Итог занятия и оценка работы детей.Назовите, из каких частей
состоит дом? Как можно сказать о вашем доме? (Мой дом двухэтажный.)
Какие звуки мы сегодня учились различать?
Домашнее задание.