Цели:
коррекционно-образовательные:
учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Р — Л;
формировать номинативный и адъективный словарь;
коррекционно-развивающие:
учить детей дифференцировать звуки Р — Л в слогах, словах, предложениях;
развивать внимание и память;
развивать дыхание и голос;
учить координировать речь с движениями;
развивать мимические мышцы;
развивать фонематический и фонетический слух;
коррекционно-воспитательная:
воспитывать у детей аккуратность и навыки поведения в доме.
Оборудование: сюжетная картина «Дом», стержни с кольцами, предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Р, Л, карандаши,
Занятие 56. Звуки Р — Л
Цели:
коррекционнообразовательные:
учить детей давать акустикоартикуляционную характеристику звуков
Р — Л;
формировать номинативный и адъективный словарь;
коррекционноразвивающие:
учить детей дифференцировать звуки Р — Л в слогах, словах,
предложениях;
развивать внимание и память;
развивать дыхание и голос;
учить координировать речь с движениями;
развивать мимические мышцы;
развивать фонематический и фонетический слух;
коррекционновоспитательная:
воспитывать у детей аккуратность и навыки поведения в доме.
Оборудование: сюжетная картина «Дом», стержни с кольцами,
предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Р, Л,
карандаши,
/. Организационный момент.
Ход занятия
Подобрать родственные слова к слову дом (домик, домашний,
домоводство, домосед и т.д.).
II. Развитие обшей.мелкой и артикуляционной моторики. Работа
над развитием дыхания и голоса.
1. Общее расслабление (см. занятие 55).
2. Развитие общей моторики (см. занятие 55).
3. Развитие мелкой моторики (см. занятие 55).
4. Массаж лица (см. занятие 55).
5. Развитие мимических мышц (см. занятие 55).
6. Развитие артикуляционной моторики (см. занятие 55).
7. Работа по развитию дыхания и голоса.
— «Дровосек». Исходная позиция: ноги на ширине плеч, руки вдоль
туловища. Поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медлен
ный выдох с произнесением «уффф», «уххх» (5 раз).
— Голосовые упражнения: «Укачивание».
///, Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы. Игра «Чего не стало?» (с десятью картинками).
Не стало ромашки и ландыша. Какие звуки находятся в начале этих
слов? За правильным произношением этих звуков мы будем следить на
сегодняшнем занятии.2. Акустикоартикуляционный образ звуковР, Л. Сравнительная
характеристика (см. занятия 47, 53).
3. Развитие фонематического слуха.
На звук Р — хлопаем, на звук Л — топаем.
4. Связь звуков и букв.
На что похожа буква Р? А буква Л?
5. Дифференциация звуков Р — Л в слогах, словах, предложениях и
текстах.
— Воспроизведение слоговых рядов:рарала; лалара; ралара; ларала и
т.д.
— Игра «Наоборот». Замени Л на Р, а Р на Л. Лак — рак
розы — лозы
Лов — ров
Ложки — рожки жил — жир Полы — поры
ложь — рожь
пир — пил
— Деление слов на слоги: нанизать на стержень столько черных колец,
сколько слогов в слове. Выделить ударный слог. Какой он по счету в слове?
Кольцо, которое обозначает ударный слог, заменить на красное.
— Звуковой анализ слов рожки, ложки с составлением графической схемы.
— Игра «Слово заблудилось».
На столе лежали ... рожки. У оленя выросли... ложки.
Физкультминутка. Игра «Аист». Выполнениедействий по
— Анализ предложений с составлением графической схемы.
IV.
тексту
.
—
Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова
—
правою ногой, Снова левою ногой, После правою ногой, После
левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Упражнения по развитию лексикограмматической стороны
V.
речи.
— Рассматривание сюжетной картины «Дом». Назвать комнаты в доме:
гостиная, спальня, прихожая, ванная комната, туалетная комната,
детская, кухня, подсобные помещения (кладовка), столовая.Объяснить для
чего нужна каждая из комнат.
— Игра «Назови мебель». В кухне стоит буфет — это кухонная мебель. В
гостиной — диван и кресло. Этомебельдля гостиной. В прихожей —
зеркало и шкафкупе. Это мебель для прихожей и т.д.
VI. Итог занятия и оиенка работы детей. Какие звуки мы сегодня
учились различать?
Дайте характеристику этим звукам. Назовите комнаты в доме.
VII.
Домашнее задание.
К занятию 56 (альбом 3, с. 20).II. Материал для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 16; апрель, 3
неделя).
1. Фонетические игры.
— Игра «Рыболовы». Дети по очереди вылавливают магнитной удочкой из
аквариума предметные картинки (со звуками Р, Рь, Л) и определяют
местоположение этих звуков.
— Деление слов на слоги — игра «Слоговой магазин» (слова со звуками Р,
РЬ, Л).
— Игра «Разложи по рядам». Воспитатель выкладывает на стол карточки с
буквами Р, Л и показывает детям картинки. Дети определяют первый звук в
названии каждой картинки и кладут ее в ряд к соответствующей букве.
— Звуковой анализ слов типа речка, ларь.
— Составление предложений с данными словами. Анализ, составление
схемы.
—
2. Лексикограмматические игры.
Работа в тетрадях с буквами и словами.
— Составить предложения со словом дом, употребляя предлоги (маленькие
слова) в, на, под, у, за, из, к, между.
— Выучить стихотворение «Новый дом».
Против школы новый дом.
В новом доме мы живем.
Мы по лестнице бежим
И считаем этажи:
Раз этаж, два этаж, три, четыре —
Оказались мы в квартире.
— Игра «Назови, какой дом» (образование сложных слов).Дом —
одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный ... многоэтажный (объяс
нить ребенку значение словосочетания «высотный дом»).
— Изменить слово окно в контексте предложения (упражнение в
падежном и предложном согласовании). В доме большое .... В доме
нет .... Я подошел к ... . Я мечтаю о большом ... .У меня растут цветы под....