Цели;
коррекционно-образовательная:
формировать и расширять у детей предикатив¬ный словарь;
развивать грамматический строй речи;
— закреплять знания о домашних животных путем расширения «семантического поля» слова щенок,
коррекционно-развивающая:
— развивать фонематический слух, восприятие;
— развивать артикуляционную моторику;
— развивать общую моторику;
— расширять и уточнять словарь;
— развивать навыки словоизменения;
коррекционно-воспитательные:
— развивать наблюдательность;
— воспитывать заботливое отношение к домаш¬ним животным.
Оборудование: предметные картинки с изображе¬нием домашних животных, зеркала, фишки для составления схем, карандаши, кассы.
Занятие 61. Звук и буква Щ
Цели;
коррекционнообразовательная:
формировать и расширять у детей предикативный словарь;
развивать грамматический строй речи;
— закреплять знания о домашних животных путем расширения
«семантического поля» слова щенок,
коррекционноразвивающая:
— развивать фонематический слух, восприятие;
— развивать артикуляционную моторику;
— развивать общую моторику;
— расширять и уточнять словарь;
— развивать навыки словоизменения;
коррекционновоспитательные:
— развивать наблюдательность;
— воспитывать заботливое отношение к домашним животным.
Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных,
зеркала, фишки для составления схем, карандаши, кассы.
Ход занятия
/. Организационный момент.Отгадывание загадки.
Глазища, усища, Хвостища, когтища, А моется всех чище. Кто
это? ... (Коткотище)
II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа
по развитию дыхания и голоса.
1.Общее расслабление. Движения по тексту.
Руки не напряжены И расслаблены... Наши руки так стараются Пусть и
ноги расслабляются...
1. Развитие общей моторики.
Два щенка щека к щеке Щиплют щетку
в уголке
А у щетки половой Палка есть над
головой
Палка — щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли пища.
Руки сложить ладонями друг к другу:
к правой, а затем левой щеке.
Руки поднимать вверх и соединять
над головой.
Хлопок по плечам.
Обойти вокруг своего стола и сесть.
3. Развитие мелкой моторики. «Пять телят».
Этот теленок пьет молоко.
Этот теленок ушел далеко.
Этот теленок травку жует
Этот теленок копытами бьет;
Этот теленок мычит: «Мумуму!
Все разошлись! Скучно мне одному!»
Руки зажаты в
кулачки. Пальцы
раскрываются,
начиная с мизинца.4. Массаж лица.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока —
Вот так радость для щенка.
5 Развитие мимических мышц
До чего красив венок: Радость.
Ромашки, незабудки!.. Веселье.
На цепи сидит щенок
Грусть.
У собачьей будки.
Огорчение.
6.Артикуляционная гимнастика.
Поглаживающие движения
по массажным линиям.
Вибрационные
массажным линиям.
Поглаживающие движения.
движения
по
Логопед: Однажды наш щенок играл и весь измазался вареньем. Вот как он
облизывается (упражнение «Вкусное варенье»).
За это хозяйка прогнала его, и он убежал в лес. По дороге он чуть не
наступил на грибок (упражнение «Грибок»).
Но тут он услышал странный звук: (упражнение «Гармошка»), что было
очень похоже на гармошку, и побежал на этот звук.
7.Работа по развитию дыхания и голоса.
Логопед: Пока щенок путешествует, мы выучим скороговорку: «Щипцы и
клещи — это папинывещи».
Дети повторяют скороговорку с вопросительной, утвердительной и
восклицательной интонациями от лица мамы, дедушки.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы занятия.
Сегодня мы вместе со щенком будем путешествовать и правильно
произносить звук Щ.
2. Акустикоартикуляционный образ звука. Логопед: «Проверьте,
правильно ли у вас работают губы и язык, когда вы произносите звук Щ.
Выдвиньте губы рупором; кончик языка поднят к бугорочкам и образует с
ними щель; по середине языка идет теплая, плавная, длинная струя воздуха
(поднесите руку ко рту, проверьте, так ли это)».
Звук «Щ» — согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий.
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Лото». Детям раздаются
цветные кружки и карточки сизображением 4—6 предметов, в названии
которых встречается и не встречается заданный звук.
Дается задание: найти картинку, в названии которой есть звук Щ, и закрыть
еекружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.
4. Соотношение звука с буквой.
На расческу Щ похожа
Три зубца всего? Ну что же? (Е. Тарлапан)5. Автоматизация звука Щ в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Воспроизведение слоговых рядов: щащущище; ащощущищ и т.д.
— Звуковой анализ слогов и составление схем.
— Игра «Что получится, если прибавить щи? ща?». Слоговой анализ слов.
Запись схем.Плащи, nuща, роща, лещи, вещи, чаща.
— Работа с деформированной фразой.
Щенок, лес, в, заблудиться. Мама, щенок, потерять. Деление
составленных предложений на слова и составление схем.
IV. Физкультминутка. Имитация игры на гармошке.
Мы играем на гармошке, Громко хлопаем в ладошки, Головой слегка
качаем, Руки кверху поднимаем.
V.Упражнения по развитию лексикограмматической стороны речи.
Логопед: Помните, ребята, наш щенок тоже услышал гармошку. Эти звуки
доносились со двора, где жил щенок. Но во дворе он заблудился и не мог
найти свою маму. Во дворе он встретил... петуха. Петух прокричал: «Кука
реку!»
Щенок подумал: «Он ... (Что делает?): (ответ детей — «кукарекает»),
«Значит, это не моя мама», — решил щенок и побежал дальше. По аналогии:
Курица — кудахчет. Гусь — гогочет.
Утка — крякает
Свинья — хрюкает
Лошадь — ржет.
И, наконец, щенок услышал: «гав, гав, гав». Он очень обрадовался и
Кошка — мяукает.
Теленок — мычит.
подумал: Это моя мама (что делает?) гавкает. И кинулся навстречу к своей
маме. Так и закончилась история о щенке.
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
С кем мы сегодня путешествовали? (Со щенком.) Назовите первый звук в
этом слове. Дайте ему характеристику.
Подсчитываются фишки, которые выдавались детям за правильные ответы в
течение занятия.
VII. Домашнее задание.