Занятие 62. Звуки Щ — Ч (подготовительная группа)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей различать звуки Щ — Ч на материа¬ле слогов, слов и предложений; — формировать навыки словообразования; — формировать номинативный словарь; коррекционно-развивающие: — развивать у детей фонематический слух и вос¬приятие; — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; — расширять и уточнять словарь; — развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов; — развивать звонкость голоса; коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей самоконтроль за речью и самостоятельность при выполнении заданий. Оборудование: текст песни «Во поле береза сто¬яла», пособие для игры «Домик», предметные картинки со звуками Щ, Ч в названии, наборы для составления схем, тетради, карандаши, разрез¬ные азбуки, зеркала, картинки с изображениями домашних животных.
Иконка файла материала Занятие 62.doc
Занятие 62. Звуки Щ — Ч Цели: коррекционно­образовательные: — учить детей различать звуки Щ — Ч на материале слогов, слов и  предложений; — формировать навыки словообразования; — формировать номинативный словарь;  коррекционно­развивающие: — развивать у детей фонематический слух и восприятие; — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; — расширять и уточнять словарь; — развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов; — развивать звонкость голоса; коррекционно­воспитательная: воспитывать у детей самоконтроль за речью и самостоятельность при  выполнении заданий.  Оборудование: текст песни «Во поле береза стояла», пособие для игры  «Домик», предметные картинки со звуками Щ, Ч в названии, наборы для  составления схем, тетради, карандаши, разрезные азбуки, зеркала, картинки с  изображениями домашних животных. Ход занятия /. Организационный момент. Называние действий, которые дети выполняют сами с собой. //. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по  развитию дыхания и голоса. 1. Общее расслабление (см. занятие 61). 2. Развитие общей моторики (см. занятие 61). 3. Развитие мелкой моторики (см. занятие 61). 4. Массаж лица (см. занятие 61). 5. Развитие мимических мышц (см. занятие 61). 6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: — для челюсти: жевательные движения; — для губ: губы «трубочкой», «рупором»— 3 раза; — для языка: самомассаж кончика языка; «лопаточка»— «чашечка». 7. Работа по развитию дыхания и голоса. — Вдох через нос — выдох через рот; Вдох через нос — выдох через рот; Вдох через рот — выдох через рот. — Голосовые упражнения: звуком А спеть песню «Во поле береза стояла». III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте. 1.Объявление темы.образ   звуков.  Сравнительная Сегодня к нам в гости пришли два звука — Щ и Ч — и мы узнаем, чем они отличаются друг от друга. 2. Акустико­артикуляционный характеристика звуков. Произнесение звука Щ хором, изолированно. Губы рупором; кончик языка поднят к бугоркам и образует с ними щель; воздушная   струя   теплая,   плавная,   длительная,   идет   посередине   языка; боковые края языка плотно прилегают к коренным зубам. Звук   Щ   —   согласный,   мягкий,   глухой,   шипящий.   Произнесение   звука   Ч хором,   индивидуально.   Губы   бубликом,   рупором;   кончик   и   спинка   языка образуют смычку с бугорочками, которая переходит в щель; воздушная струя сильная, короткая (толчкообразная), теплая; идет посередине языка; боковые края языка плотно прилегают к коренным зубам. Звук Ч — согласный, мягкий, глухой, шипящий, смычно­щелевой. 3. Связь звуков и букв. Напечатать домик для звука Щ и звука Ч. На что похожи эти буквы? 4. Развитие фонематического слуха. Игра «Найди общий звук» Щенок, щель, овощи, лещ. — Щ. Часы, чайник, очки, обруч. — Ч. 5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах. — (щи) труба...(чи) Be...(щи) мя...(чи) Ово...(щи) вра...(чи) Ле...(щи обру...(чи) — — — слове). Определение места звуков в словах.  — — — слова из букв разрезной азбуки. — предложения. — Пес какой? Ворчащий.Бык мычит, мычит, мычит. Бык какой? Мычащий. А петух кричит, кричит. Он какой? Кричащий. Называние предметных картинок, выставленных на доске.  Деление слов на слоги.  Игра «Прошагай слово» (дети делают столько шагов, сколько слогов в Игра «Домик».  Составление слов из слогов ЩА, ЧА.  Звуковой   анализ   данного   слова   с   графической   схемой.   Составление Закончить слово слогом ЧИ или ЩИ. Товари...(щи) гра...(чи)   Кле... Составление   предложения   со   словами  щенок  и  бычок.  Анализ Звонко, громко говори!ьПес ворчит, ворчит, ворчит. /V. Физкульминутка. «Чудовищная загадка». Живет в пещере чудовище. Хранит в лапищах сокровище. У чудовища длинный хвостище, Крепки у него лапищи, Приседают. Обнимают себя. Тянут руки назад. Встают с подскоком. Кривы   на   лапищах когтищи,   Остры   у   него зубищи,   Черны   у   него глазищи, Сгибают   пальцы   на   ногах   и переступают с ноги на ногу.Садятся на свои места. Блестящи его усищи. Да ты не бойся малышка! Чудовище это — мышка! Пещера   —   мышкина норка,   А   сокровище   — хлебная корка! (И. Лопухина) Осел — ослище. IV.    Упражнения по развитию лексико­грамматической стороны речи.  Игра «Большой—огромный». Изменить слова по образцу. Бык — бычище. Корова — коровище. Свинья — свинище. Собака — собачище. Кот — котище. Лошадь   —   лошадище.   Кролик   —   крольчище.  Возможен   также   вариант изменения некоторых частей тела домашних животных. Например:  усы — усища, рога — рожища, глаза — глазища и т.д. VI. Итог занятия и оценка работы детей. Какие звуки мы сегодня учились различать? Есть ли у этих звуков твердые братцы? Кого мы учились называть огромными словами? Найдите для них обобщающее слово. VII. Домашнее задание. К занятию 62 (альбом 3, с. 27). У!II. Материал для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 22; май, 2 неделя). 1. Фонетические игры. — Игра «Разложи по рядам». Две команды соревнуются и раскладывают по рядам картинки со звуками Щ и Ч в названии. — Игра «Кто больше». Детям предлагается сюжетная картина, на которой нужно отыскать предметы со звуками Щ и Ч. За каждое правильно названное слово на картине дается фишка. В конце игры фишки подсчитываются  и подводится итог игры. — Звуковой анализ слов типа щенок, часы. — Игра   «Дом,   замок,   избушка».   Расселить   слова   в   зависимости   от количества слогов. Слова со звуками Щ и Ч. — Работа в тетрадях с буквами и словами. 2. Лексико­грамматические игры. — Образование   существительных   множественного   числа   именительного   и родительного падежей. Например: корова — коровы — коров и т.д. — Образование   существительных   с   уменьшительно­ласкательными суффиксами. Например: овца — овечка и т.д. — Образование сложных прилагательных. Например:  У коровы длинный хвост. Корова какая? — Длиннохвостая. У быка острые рога. Бык какой?— ... У свиньи короткие ноги. Свинья какая? — ... У кролика длинные уши. Кролик какой? — ... У лошади длинная грива. Лошадь какая? — ... У овцы мягкая шерсть. Овца какая? — ... и т.д. — Образование притяжательных прилагательных. Например: Конура собаки. Чья конура? — Собачья. Копыта коровы. Чьи копыта? — ... Борода козы. Чья борода? — ... Хвост лошади. Чей хвост? — ... Морда кролика. Чья морда? — ... Лапы кошки. Чьи лапы? — ... и т.д. — Образование существительных с помощью суффикса­ищ. Например: нос — носище, лапы —..., хвост — ..., усы — ..., зубы — ..., глаза — ... .

Посмотрите также