Цель: 1. . Активизировать словарь по теме (Уточнить названия деревьев, леса и нашего
края, частей дерева. Польза деревьев, их охрана. Различие хвойных и
лиственных деревьев. Понятие «дерево – куст». Их сходства и различия.
Характерные особенности (цвет, форма листьев). Действия – сбрасывают,
облетают, шуршат и т.д.
2. Изменение существительных по падежам и числам.
3. Пересказ рассказа «Дуб».
Оборудование: предметные картинки по теме, картинки для дидактических игр: Четвёртый - лишний», «Подбери пару», «Назови дерево». Рассказ «Дуб» (по Ковалину, Соколову – Микитову, Е.Тимофеневу)
Занятие 87 (РСР).
Тема: «Деревья, кустарники».
Цель: 1. . Активизировать словарь по теме (Уточнить названия деревьев, леса
и нашего
края, частей дерева. Польза деревьев, их охрана. Различие хвойных
и
лиственных деревьев. Понятие «дерево – куст». Их сходства и
различия.
Характерные особенности (цвет, форма листьев). Действия –
сбрасывают,
облетают, шуршат и т.д.
2. Изменение существительных по падежам и числам.
3. Пересказ рассказа «Дуб».
Оборудование: предметные картинки по теме, картинки для дидактических
игр: Четвёртый лишний», «Подбери пару», «Назови дерево». Рассказ «Дуб»
(по Ковалину, Соколову – Микитову, Е.Тимофеневу)
Методические приёмы: беседа, дидактические игры: «Подбери пару»,
«Назови дерево», «И это всё ....», «Один много», «Четвёртый лишний»,
чтение рассказа, беседа по тексту, фронтальный пересказ, индивидуальные
пересказы детей.
Развитие психических процессов: дидактическая игра «Четвёртый
лишний», «Подбери пару».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Дидактическая игра «Подбери пару»
Найди пару своему листочку. (дети собирают листья с ковра). Молодцы! Скажите, какие листья вы собрали? (Дети отвечают: берёзовые,
ивовые, рябиновые).
Сядет на место тот, кто назовёт дерево по картинке (каждый ребёнок берёт
картинку).
2. Беседа:
Где растут листья? (на деревьях и на кустарниках);
На всех деревьях листья одинаковые или разные?
Какой формы бывают листья? (круглые, овальные, треугольные)
Что такое хвоя?
Назовите хвойные деревья.
Зачем дереву нужны листья?
Когда листья опадают?
Почему листья опадают?
Когда появляются листья?
Какую пользу приносят деревья людям?
Как человек должен относиться к деревьям?
3. Дидактическая игра «И это всё ....»:
Лист – и это всё .........................(листья);
Ветка – и это всё .......................(ветки);
Почка – и это всё .......................(почки);
Дерево – и это всё ......................(деревья);
Куст – и это всё ..........................(кусты);
Кустарник– и это всё .................(кустарники);
4. Дидактическая игра «Один много»:
дерево – много ...................;лист – много ......................:
ветка – много ......................;
ствол – много ......................;
семена – много ....................;
берёза – много .....................;
дуб – много ..........................;
ёлка – много ..........................
5. Физминутка:
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится
Кто сказал что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый
Значит дуб выносливый
Значит закаленный.
6. Знакомство с рассказом «Дуб».
Дуб.
Дуб легко узнать в любое время года по его мощному стволу. На
ветках расположены крупные жёсткие листья. Осенью листья опадают
медленно и остаются до зимы. Своими корнями дуб крепко держится в
земле. Каждый год на дубе появляются семена – жёлуди. Осенью жёлуди
падают на землю. Весной из семян вырастает одно новое деревце. Жёлуди
любят есть различные животные. Дуб ценится за твёрдость и прочность. В
наших лесах нет дерева мощнее зелёного дуба. Из дуба строят корабли,
шпалы, вагоны. Дубовая мебель считается самой лучшей.Дуб любит тепло и свет, поэтому на севере он не растёт. Когда – то
дубов было много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Теперь
дубов осталось мало. Дуб растёт медленно. Дуб долговечное дерево живёт
он очень долго.
7. Беседа по вопросам:
Как легко узнать дуб?
Скажите: дуб – какой?
Какие семена у дуба?
Что стоят из дуба?
Что любит дуб?
Где растёт дуб?
Как называется лес из дубов?
Как вы думаете, почему дубов осталось мало?
8. Фронтальный пересказ рассказа «Дуб».
9. Индивидуальные пересказы рассказа.
Итог:
С каким рассказом познакомились?
Чей пересказ понравился? Почему?
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»:
берёза, тополь, ель, рябина;
шиповник, осина, берёза, ива;
сосна, ель, колокольчик, клён;
ветка, дуб, ствол, корень.