Цель: 1. Учить понимать значение обобщающего слова «одежда».
2. Отрабатывать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму
существительных (кофточка, юбочка).
3. Закрепить умение согласовывать притяжательные местоимения с
существительными.
4. Совершенствовать умение образовывать существительные единственного и
множественного числа в именительном и родительном падежах. Правильное
употребление неизменяемого слова ПАЛЬТО.
5. Предметы и детали одежды, название тканей.
6. Совершенствовать умение составлять предложения по вопросам.
Занятие 8 (лексикограмматические категории)
Тема: «Одежда».
Цель: 1. Учить понимать значение обобщающего слова «одежда».
2. Отрабатывать умение образовывать уменьшительноласкательную
форму
существительных (кофточка, юбочка).
3. Закрепить умение согласовывать притяжательные местоимения с
существительными.
4. Совершенствовать умение образовывать существительные
единственного и
множественного числа в именительном и родительном падежах.
Правильное
употребление неизменяемого слова ПАЛЬТО.
5. Предметы и детали одежды, название тканей.
6. Совершенствовать умение составлять предложения по вопросам.
Методические приёмы: беседа, рассматривание кукольной одежды:
знакомство с названием тканей; дидактическая игра: «Мой, мои, моя, моё»,
дидактическая игра «Назови ласково», дидактическая игра: «Чего не
хватает», дидактическое упражнение «Один много».
Оборудование: предметные картинки по теме одежда, картинки с
изображением одежды, у которой отсутствуют различные детали, кукольная
одежда, картинка «девочка Маша», мяч.
Развитие психических процессов: дидактическое упражнение «Маша
растеряша» (развитие внимания, зрительной памяти).Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Дидактическая игра: «Мой, мои, моя, моё» (согласование притяжательных
местоимений (мой, моя, моё, мои) с существительными).
платье – моё платье шуба – моя шуба
брюки – мои брюки носок – мой носок
юбка – моя юбка плащ – мой плащ
перчатки – мои перчатки кофта – моя кофта
пиджак – мой пиджак пальто – моё пальто
2. Уточнить значение обобщающего слова «одежда».
Как можно назвать эти предметы, одним словом?
Для чего нужна одежда?
Какое сейчас время года? (осень)
Одежду, которую мы наденем, выходя на прогулку, как можно назвать?
(осенняя)
А летом? А весной? А зимой?
3 Рассматривание кукольной одежды: знакомство с названием тканей.
Шуба сшита из меха. Она какая? меховая
Пальто сшито из драпа. Оно какое? – драповое
Платье сшито из шелка. Оно какое? – шелковое
Сарафан сшит из ситца. Он какой? – ситцевый.
Брюки сшиты из джинсы. Они какие? джинсовые
Юбка сшита из вельвета. Она какая? вельветовая.
Куртка сшита из болонья. Она какая? болоньевая.
Брюки из шерсти. Они какие? шерстяные.
Рубашка из фланели. Она какая? фланелевая.4. Перед вами мужчина, женщина и девочка. Их нужно одеть каждого в
свою одежду. Поможем им одеться. – Какая одежда нужна мужчинам?
(рубашка, брюки)
Как назвать одежду для мужчин? (мужская)
Как назвать одежду для женщин?
Как назвать одежду для детей?
5. Физминутка. «Помощники»
Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами. (Наклоняются, руками двигают вправо,
влево)
Раз, два, три, четыре.
Потянулись, ( Тянутся, вытирают пот со лба)
Наклонились. (Снова «полощут» )
Хорошо мы потрудились. (Вытирают руку о руку)
6. Дидактическая игра «Назови ласково» (с мячом)
кофта ….. майка …
рубашка …. футболка …
куртка … юбка …
сарафан … костюм …
свитер … комбинезон …
носок … плащ …
шорты … колготки …
варежки … перчатки …
7. Дидактическая игра: «Чего не хватает» (Предметы и детали одежды).Дети сидят на местах, я выставляю поочерёдно картинки с предметами
одежды, у которой отсутствуют различные детали.
Ребята я шила одежду, но не успела закончить. Скажите, чего не хватает:
Чего нет у рубашки? (Дети: у рубашки нет рукавов).
Чего нет у платья? (Дети: у платья нет воротника).
Чего нет у сарафана? (Дети: у сарафана нет карманов).
Чего нет у куртки? (Дети: у куртки нет капюшона).
Чего нет у рукава? (Дети: у рукава нет манжета).
Чего нет у кофта? (Дети: у кофты нет пуговиц).
8. Дидактическое упражнение «Один много»
Где продается одежда?
В магазине продается разная одежда.
У Меня одно платье, а в магазине …(платья). Много чего? (много платьев)
У меня куртка, а в магазине … (куртки). Много чего? …(много курток)
и так далее. Особо выделяем слово «пальто»:
У меня одно пальто, а в магазине …(пальто). Много чего? …(много пальто)
– учить детей употреблять слово пальто в различных падежах, не изменяя
его.
Итог занятия:
Дидактическое упражнение «Маша растеряша»:
Ребята, одна девочка не умеет складывать свою одежду, разбрасывает её где
попало. Поэтому очень часто у этой девочки одежда теряется. Давайте
поможем найти одежду.
(Выставляю на доске 4 картинки (платье, кофта, носки, юбка) и прошу детей
назвать эти картинки. Затем, по моей команде: «Ночь» дети закрывают глаза,я убираю одну из картинок. По команде «День» дети открывают глаза и
называют, чего не стало).
Играем несколько раз, усложняя: не только убираю какую либо картинку, но
и меняю картинки местами, увеличиваю их количество (из 5ти, из 6ти).