Цели: закрепить навык различения на слух и четкого произношения звуков [ч], [щ]; повторить написание букв ч, щ, научить образованию относительных прилагательных.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Цепочка слов».
Ребенок должен придумать слово на последнюю букву того слова, которое назвал логопед (и т.д.): ананас — самовар — рак — кот...
Занятие 95. Звуки [ч], [щ]; буквы ч, щ
Цели: закрепить навык различения на слух и четкого произношения
звуков [ч], [щ]; повторить написание букв ч, щ, научить образованию
относительных прилагательных.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Цепочка слов».
Ребенок должен придумать слово на последнюю букву того слова,
которое назвал логопед (и т.д.): ананас — самовар — рак — кот...
2. Знакомство со звуками
Логопед дает сравнительную характеристику звуков [ч], [щ]: звук [ч] —
согласный, всегда мягкий, глухой; звук [щ] — согласный, всегда мягкий,
глухой.
• «Щетка и поезд».
Дети показывают эти символы, услышав звук [ч] или [щ] среди согласных
звуков: нчпщкчщрч...
• « Чистоговорки ». Дети повторяют:
чача — на столе свеча щаща — поймали мы леща чичи — у нас
калачи щищи — мама варит щи
ачач — у меня мяч ащащ — у Тани плащ
• «Добавь слог».
Дети должны закончить слово, добавив слог ча или ща: зада — ча, ро —
ща, ветре — ча, гу — ща, све — ча, пи — ща, да — ча, ча —ща.
• «Работа с картинками».
На доске символы — чашка и щетка. Дети расставляют возле них
картинки, выделив в словах звуки [ч], [щ]: щука, часы, чемодан, плащ,
чайник, щегол, клещи, чеснок.
• «Составь предложение».
Дети составляют предложение по опорным словам:
— Миша, вешать, плащ, прихожая, в (Миша вешает плащ в прихожей.);
— Лена, на, качаться, качели (Лена качается на качелях.);
— бабочка, над, порхать, цветы (Над цветами порхает бабочка.);
Щ— в, лежать, овощи, ящик (Овощи лежат в ящике.).
3. Физкультминутка
«Самолет» (см. занятие 39).
4. Буквы ч, щ
Дети повторяют написание букв ч, щ, вспоминают стихотворения.
• «Таблицы Шульте».
Дети кружочками закрывают буквы в словах: мяч, щека, лещ, чай.
Дети печатают в тетради после символа «чашка» слова со звуком [ч],
«щетка» — со звуком [щ]. бочка ручка девочка щука плащ овощи
Дети по картинкам составляют предложения и печатают в тетради: Дети
пошли в рощу. На елке была белочка.5. Дидактическая игра «С какой ветки детки?»
Дети учатся образовывать относительные прилагательные: шишка с
сосны — сосновая шишка ягоды с рябины — рябиновые ягоды цвет липы —
липовый цвет шишка с ели — еловая шишка