Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить детей сравнивать звуки П — Т — К по акустическим и артикуляционным признакам;
— расширять словарь по теме «Насекомые» и закреплять умение употреблять имена существительные в родительном падеже;
коррекционно-развивающие:
— развивать у детей дыхание и голос;
— развивать мимическую мускулатуру лица;
— развивать звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов;
— развивать мелкую моторику;
— учить ориентироваться на тетрадном листе;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к маленьким обитателям природы.
Оборудование:картинки с изображением насекомых, картина с изображением частей тела насекомых, картинки со звуками П, Т, К, зеркала, карандаши, тетради.
Занятие 9. Звуки П Т К
Цели:
коррекционнообразовательные:
— учить детей сравнивать звуки П — Т — К по акустическим и
артикуляционным признакам;
— расширять словарь по теме «Насекомые» и закреплять умение
употреблять имена существительные в родительном падеже;
коррекционноразвивающие:
— развивать у детей дыхание и голос;
— развивать мимическую мускулатуру лица;
— развивать звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов;
— развивать мелкую моторику;
— учить ориентироваться на тетрадном листе;
коррекционновоспитательная:
— воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к маленьким
обитателям природы.
Оборудование:картинки с изображением насекомых, картина с изображением
частей тела насекомых, картинки со звуками П, Т, К, зеркала, карандаши,
тетради.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто превратит твердые слоги в мягкие.
и т. д.
Папапа — пяпяпя Какака — кякякя
Татата — тятятя
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по
развитию дыханияи голоса.
1. Общее расслабление
Тукитукитукитук —
Дети стоят и энергично
Рубим, рубим во весь дух.
машут руками.Потихонечку садитесь
Садятся на свои места и
Спящими вы притворитесь.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
«засыпают».
Встают.
Слова этого упражнения могут использоваться каждый раз при переходе к
упражнению по развитию общей моторики.
1. Общая моторика
Пчелы гудят, в поле летят.
Кружатся на месте и
машут руками, как крыльями.
Шаги на месте. Две руки
закинуты на правое плечо
(«несут мед»).
Рукой изображают «брюш
ко» божьей коровки.
Сверху «брюшка» погла
живающие движения дру
Поочередно загибают паль
гой рукой.
цы на руке.
Поглаживающие движения.
Постукивание, кругообраз
ные движения.
Улыбнулись.
Обрадовались.
Огорчились.
Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
Восхищение.
С поля идут, медок несут.
(Народная песенка)
3. Развитие мелкой моторики.
Божья коровушка,
Полети на облачко.
Принеси нам к осени
Мы тебя попросим:
В огород — бобы,
В лес — ягоды, грибы,
В родник — водицу,
4. Массаж лица.
В поле — пшеницу.
Бабочка крылышками ма
шет.
Вдруг комарик покусал.
5.Развитие мимических мышц
Какая красивая стрекоза!
Как сверкают ее крылышки!
Сильный осенний ветер сдул стрекозу
с цветочка.
Но стрекоза вспорхнула и улетела.
6.
для челюсти: имитация жевания;для губ: удержать губами витаминку;
для языка: «иголочка»; «киска лакает молоко».
7.
Работа по развитию дыхания и голоса.
Упражнение «На турнике». Исходная позиция — стоя, ноги вместе,
гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки,
поднять палку вверх — вдох, опустить палку на лопатки — длительный
выдох с произнесением звука «фффф» (3—4 раза).
Голосовые упражнения.
Произносить на одном выдохе сочетания из двух звуков:
ау.выдох
ау.
аувдох а
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1.
На прошлом занятии мы с вами различали два звука — П и Т — а сегодня к
Объявление темы.
Акустикоартикуляционный образ звуков.
ним присоединился еще один звук — К.
2.
Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков. Характеристика звуков П,
К, Т.
3. Развитие фонематического слуха.
Воспроизведение слоговых рядов,
путуку
котопо и т.д.
тукупу токопо
потоко кутупу
4. Связь звуков и букв.
Отыскивание букв П, К, Т в разрезных азбуках (с
опорой на образец). Прописывание их в тетрадях.
5.
Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.— Определение последних звуков в слогах АК, ОТ, УП и первых звуков в
слогах КО, ТУ, ПА.
Составление слогов из букв разрезной азбуки.
— Дети делятся на три команды. Из предложенных картинок 1я команда
отбирает картинки со звуком П, 2я — со звуком Т, 3я — со звуком
К и определяют место соответствующего звука
в словах, делят слова на слоги.
— Звуковой анализ слов: мак, суп, пот. Составление графических схем.
— Составление предложений по сюжетным картинкам. Кот спит на тахте.
Паук плетет
паутину.
— Деление их на слова. Запись графической схемы предложений.
— Проговариваниескороговорки:«Паук под потолком, платок под
колпаком».
IV. Физкультминутка.
Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет.
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом,
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.
(3. Александрова
Упражнения по развитию лексикограмматической стороны речи.
V.
Логопед: «Отгадайте загадку: не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар.)
Каких насекомых вы еще знаете?» Рассматривание картинок с
изображениями насекомых: кузнечик, бабочка, оса, пчела, стрекоза, муха,
комар, жук, таракан, шмель.Игра «Узнай, чье крылышко?»
Это крылышко пчелы.
Это крылышко кузнечика.
Это крылышко стрекозы и т.д.
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
Дайте характеристику звукам П, Т, К.
VI/. Домашнее задание.
К занятию 9 (альбом 1, с. 12).
VIII. Материал для закрепления вне занятий
(тетрадь 1, с. 12; октябрь, 3 неделя).
1.
Фонетические игры:
— Звуковой анализ слов типа кит, мак.
— Определение места звуков П, Т, К в словах и обозначение на схеме.
— Деление слов на слоги — игра «Слоговой магазин».
— Нарисовать бабочку по трафарету и раскрасить ее.
Лексикограмматические игры:
2.
Игра «Сосчитай». Один комарик, три комарика, пять комариков и т.д.
Игра «Подбери признак». Бабочка (какая?), комарик (какой?) и т.д.
Отгадывание и заучивание загадок:
Что за девчонка: Домовитая хозяйка
В поясе тонка, Пролетает над лужайкой.
Огромные очи. Похлопочет над цветком —
Летит — стрекочет. Он поделится медком.
Стрекоза Пчела
Не зверь, не птица,
Целый день летает,
Носок, как спица,Вам надоедает,
Летит — кричит, Ночь настанет,
Сядет — молчит. Тогда перестанет.
Комар
Муха