Занятие для педагогов с элементами тренинга на тему "Эмоциональное выгорание педагогов"

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Целью занятия является подвести педагогов к самораскрытию своего эмоционального состояния, уметь объяснить его проявления на работе; научить педагогов самостоятельно пользоваться тестом для проверки своего самочувствия на работе. Уметь определить для себя лучшие упражнения и рекомендации для управления своим состоянием. Форма работы занятия - групповая.Занятие предназначено для педагогов с элементами тренинга.
Иконка файла материала Выступление Эмоциональное выгорание педагогов.docx
1 Занятие с элементами тренинга для педагогов «Эмоциональное выгорание педагогов» Цель: подвести педагогов к самораскрытию своего эмоционального  состояния, объяснить его проявления на работе; научить педагогов  самостоятельно пользоваться тестом для проверки своего самочувствия на  работе. Определить для себя лучшие упражнения и рекомендации для управления  своим состоянием. Форма работы: групповая терапия на занятии с элементами тренинга Методы тренинговой работы: тренинговые упражнения; анализ различных  педагогических ситуаций; дискуссии; изо­терапия; психогимнастика;  логотерапия, МАК. Оборудование: тест «Шкала эмоций» Изарда;  краски, кисточки, вода, влажные салфетки, пластиковые карты; листы для  записи, ручка; альбомные листы. План 1. Информационное сообщение(2 мин) 2. Упражнение «Психогимнастика»(2 мин) 3. Упражнение “Ассоциации” (2мин) 4. Диагностика настроения (шкала Изарда) (5 мин) 5. Упражнение «Волшебный магазин» (5 мин) 6. Упражнение «Плюсы и минусы в твоей работе» (5 мин) 7. Основные симптомы эмоционального выгорания у педагогов (6 мин) 8. Причины эмоционального выгорания(10 мин) 9. Рекомендации (10 мин) 10.Изотерапия –рисование акварельными красками (15 мин) 11.Подведение итогов при помощи метафорических ассоциативных карт (6 мин) Ход занятия 1. Информационное сообщение (2 мин) Социально­психологический тренинг – это активное социально­ психологическое обучение, характеризующееся обязательным  взаимодействием обучаемых  между собой. Тренинг основанное на активных  методах групповой работы; средство психологического воздействия,  направленное на развитие знаний, социальных установок, умений, опыта в  области межличностного общения (Л.А. Петровская).Сегодня мы обсудим состояние эмоционального выгорания у учителей,  что это и возможные варианты преодоления профессионального выгорания. 2 2.Упражнение «Психогимнастика» Все участники группы садятся по кругу. Инструкция: «Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее   всем   одновременно,   не   договариваясь   и   не   произнося   ни   слова, «выбросить» одинаковое количество пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду считать — раз, два, три — и на счет три все одновременно «выбрасывают» пальцы. Какое­то время, достаточное   для   того   чтобы   понять,   справились   ли   мы   с   задачей,   не опускаем   руки.  Если   задача  не   решена,   мы  делаем   очередную   попытку. Понятно? Давайте начнем». Упражнение   может   проходить   по­разному.   Иногда   группе   требуется   до тридцати повторений, прежде чем задача будет решена, иногда достаточно четырех­пяти.   В   любом   случае   упражнение   дает   богатый   материал   для обсуждения,   который   может   использоваться   в   ходе   тренинга,   а   также   в различных социально­психологических практикумах. ­ О чем это упражнение? ­Что вы можете сказать о таком феномене как общественное мнение? ­Авторитет? ­Групповое настроение? 3. Упражнение “Ассоциации” (2мин) Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”. Вспомните, какие чувства  чаще всего вы испытывали в последнее время на работе, пропишите их. Итог: слово «работа» вызывает негативные эмоции особенно в конце  четверти. ­ Вспомните, какие эмоции вы переживаете во время эмоционального  выгорания, стресса. Найдите их. –Перед вами лежат диагностические карты, прочтите инструкцию и  выполните задание, пожалуйста. 4. Диагностика настроения (шкала Изарда) (5 мин) Вспомните, какие эмоции вы переживаете во время эмоционального  выгорания, стресса. Найдите их.3 –Перед вами лежат диагностические карты, прочтите инструкцию и  выполните задание, пожалуйста. После того, как участники выполнили задание психолог дает ключ и  участники определяют, какие эмоции у них преобладают в период стрессовых  ситуаций на работе. ­Что вы можете сказать после подсчета суммы баллов.  ­ каких эмоций больше. Итог: определить коэффициент самочувствия на работе. 5. Упражнение «Волшебный магазин» (3 мин) Ведущий продавец в магазине, предлагает выбрать карточку  «Чего мне не хватает на работе».  Тема для карточек:  свобода, материального стимулирования, похвала, признания, благоприятной  психологической обстановки, перспективы, понимания, жилетки,  удовлетворенности, обратной связи, комфорта, сплоченной команды,  красоты, спокойствия, материального оснащения, знаний, общения, общие  традиции, душевного тепла. Затем обсуждают участники по кругу: ­Сколько названий вы бы выбрали? ­Вы уверенны, что этого вам достаточно? ­Что вы еще добавили? ­Кто или что мешает вам получить это в реальности? Итог: определить, что надо вам сделать, чтобы ваши желания были  удовлетворены. 6. Упражнение «Плюсы и минусы в твоей работе». Группа объединяется в две подгруппы (день, ночь).   Задача каждой подгруппы, придумать (вспомнить) конфликтную или  (предконфликтную) ситуацию, которая случалась в нашем коллективе.  Разыграть ее, и предложить конкретный вариант решения этой ситуации. Обсуждение: все желающие высказываются по этой теме. Итог: найти оптимальный вариант решения конфликта. ­давайте перечислим симптомы эмоционального выгорания (раздражение,  снижение эмоционального тонуса, агрессивные реакции, вспышки гнева,  эмоциональные срывы, частые жалобы( я как выжатый лимон,  7. Основные симптомы эмоционального выгорания у педагогов (6 мин)4 Наиболее обоснованной считается трехкомпонентная модель синдрома  эмоционального выгорания. Авторы данной модели – К. Маслач, С. Джексон, которые утверждают, что  возникновение и развитие данного синдрома возможно только среди людей,  работающих в сфере «человек­человек». По данным статистики на 1 месте – преподаватели, 2­менеджеры, 3­преподаватели ВУЗов. Следующая категория  наиболее склонных к синдрому проф выгорания это профессии МЧС,  психологи. Эмоциональное истощение выступает, по мнению многих исследователей, как основная составляющая «профессионального выгорания» и проявляется в  переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к  окружающему или эмоциональном перенасыщении; в агрессивных реакциях,  вспышках гнева, появлении симптомов депрессии. Человек чувствует, что не  может отдаваться работе, как раньше. Возникает ощущение  «приглушенности», «притупленности» эмоций, в особо тяжелых проявлениях  возможны эмоциональные срывы. Частыми являются следующие жалобы: «Я чувствую себя как выжатый лимон», «Работа высасывает из меня все силы», «Я словно сгораю на работе». После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако, по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются. Человек чувствует себя предельно уставшим от чрезмерной занятости работой, вкладывает огромные усилия в ее доскональное исполнение.  Истощение — основной компонент синдрома эмоционального выгорания. Деперсонализация  проявляется в деформации (обезличивании) отношений с  другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив,  негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, подчиненным, ученикам). Возникающие негативные установки могут по началу иметь скрытый характер  и проявляться  во  внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со  временем вырывается наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных  ситуаций. При синдроме эмоционального выгорания нарушается ровное отношение ко  всем субъектам деятельности, действует принцип «хочу или не хочу, сочту  нужным, будет настроение — уделю внимание данному партнеру». У человека с синдромом выгорания возникает потребность в самооправдании: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Такие люди не заслуживают доброго  отношения», «Таким людям нельзя сочувствовать», «Почему я должен за всех  волноваться». Редуцирование личных достижений проявляется в тенденции к негативному5 Оцениванию себя, снижении значимости собственных достижений, в  ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении («уходе») от обязанностей по отношению к другим. Люди не видят перспектив для своей профессиональной 8. Причины эмоционального выгорания: Физиологически и биохимически на фоне стрессовых ситуаций организм  перестает вырабатывать такие гормоны:  дофамин ­(отвечает за передачу нервных сигналов. Способствует  проявлению любознательности и мотивации. Поэтому мы едим – темный  шоколад, йогурт, цитрусовые фрукты, миндаль, грецкие орехи, семечки,  травяной чай, рыбу, брокколи, чеснок);  серотонин­  выработка этого гормона связана с наличием солнечного света,  поэтому  у нас плохое настроение в пасмурную погоду. У женщин в состоянии менопаузы происходит уменьшение этого гормона. Находится он в продуктах­ сыр, банан, вешенки. Также полезны: обильное питье, ходьба. Если их нет в организме, то настроение плохое; переизбыток в организме  алреналина и норадреналина то возникает тревожность. Во время стрессов организм перестает синтезировать гормоны счастья и если  человек в таком состоянии находится длительное время. То организм  «забывает» как вырабатывается этот гормон. И тогда проявляются более  значительные изменения в жизни человека, связанные с его здоровьем. И у человека проявляются психозы и неврозы. С неврозами может еще  работать психолог, пока человек понимает объяснение словами, но когда  проявляются психозы, здесь психолог помочь уже не может – нужна  медицина.  Психологически –  Самоинтоксикация –сама страдаю, чтобы не расстраивать других.  Предъявлять себе адекватные требования, не взваливать на себя работу,  которая истощает организм. Есть люди. Которые всегда четко отвечают НЕТ,  они неудобны в коллективе, но им очень удобно живется в коллективе.  9.Рекомендации Объединение в группы (дофамин, серотонин) Выработка рекомендаций по предупреждению эмоционального выгорания  педагогов.6 1. Физические упражнения (попробуйте прыгать на батуте и плакать или  стоять в планке и плакать) 2. Дыхательная гимнастика 3. Самопрограммирование (жизнь без частицы НЕ) 4. Трехкратное повторение «Я есть» 5. Юмор, смех. 6. Замедляться (спешить надо медленно) 7. Тайм­менеджмент (планирование своей жизни, организация своей  работы, выходного дня).  8. Энергетическое питание(белок, желтые и оранжевые продукты) 9. Раз в неделю делать то, что хочется. 10.Медитация и аутотренинг 11.Ароматерапия(сосна, мята, лаванда, размарин) 12.Посещение музеев, выставок, театра, цирка, экскурсий 13.Уметь отдыхать (сон, выходной, отпуск) 14.Присвоение себе ассертивного поведения (умение говорить НЕТ, и если  люди которым ты отказал, изменили к тебе свое отношение, значит это  не друзья, а манипуляторы). 10. Изотерапия –рисование акварельными красками (15 мин) ­Что выражает рисунок? ­Какие чувства после рисования? 11. Колода «Хасидская мудрость» содержит высказывания праведника  Нахмана по вопросам экзистенциальных проблем – одиночества, чувства  безопасности, страха смерти; отношений с близкими и окружающими,  повседневной жизни и быта, коррекции эмоциональных состояний, благих  черт характера, духовного развития. Каждая карта может являться советом,  подсказкой, указанием, инструкцией, вопросом для размышления и развития,  объяснением, благословением, напутствием. ­Что для вас эта карта? Как относится она к нашей теме? О чем она для вас? ­Спасибо за внимание. Надеюсь занятие было для вас полезным.