Конспект занятия факультативного курса внеурочной деятельности «Юный исследователь», 2 класс
Подготовила и провела: Нагноенко О.Ю. учитель начальных классов высшей категории
Тема: Знакомимся с экспериментами
Цель занятия: определение понятий «эксперимент», «мысленный эксперимент», «эксперимент с реальными объектами»; проведение простейших мысленных экспериментов и с реальными объектами; формирование мотивации к занятию учебно-исследовательской деятельностью.
Задачи занятия:
- познакомить с видами экспериментов;
-расширять знания детей об окружающем мире;
- учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их;
-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, вызывать радость от открытий с помощью проблемных вопросов и проведения учебного исследования.
-формировать коммуникативные умения (умения работать
сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, уметь слушать, оказывать
помощь друг другу);
Ожидаемые
результаты:
1. Сформировано представление о главном способе получения научной информации — эксперименте.
2. Актуализирован интерес к новому знанию, поиску ответов к задачам, требующим разрешения.
Оборудование: электронная презентация, компьютер, ИД, все предметы и оборудование для проведения опытов.
Этапы |
Ход занятия |
Деятельность учащихся |
Эмоциональный настрой
Актуализация знаний
Операционно-исполнительский этап
Практическая работа.
|
Начинаем ровно в срок Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи, И успеха всем в придачу! - Здравствуйте, юные исследователи и уважаемые гости нашего занятия! - В адрес нашего класса пришло письмо. Учитель читает письмо. Дорогие ребята! "Я люблю, проводить разные эксперименты. Но затрудняюсь в объяснении, где мысленные эксперименты, а где эксперименты с реальными объектами. Помогите мне решить эту проблему! Без вашей помощи не обойтись! Заранее вам благодарен. Незнайка." - Скажите, что любит проводить Незнайка? - Какая возникла проблема у Незнайки? - Чем можем помочь Незнайке? - Что должны узнать в ходе нашего занятия? - Какая тема нашего занятия? - А как бы вы объяснили, что такое эксперимент? Учитель знакомит со значением слова «эксперимент». Вот какое определение прописано в словаре: «Метод познания, при помощи которого исследуются явления действительности» Учитель обобщает предположения учащихся. - Эксперимент один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания. - Как вы думаете чем эксперимент, отличается от наблюдения? - Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий. Эти действия называются экспериментированием. - Как же назовём человека, который проводит эксперимент? - Сегодня мы с вами будем экспериментаторами. Девиз: Важное дело эксперимент, в нём интересен каждый момент! - С какой целью проводится эксперимент, для чего? - Цель нашего занятия – научиться проводить эксперимент самостоятельно. - А что вы еще узнали из письма Незнайки? Какие бывают эксперименты? Мысленный эксперимент не требует больших затрат, его можно проводить в уме на основе собственного опыта. Давайте проведем несколько таких экспериментов. -Какой вид транспорта самый быстрый? А какой самый медленный? Кто из животных самый смелый, а кто самый трусливый? - а есть эксперименты с реальными объектами. Остановимся на этом подробнее. Как и всякая научная работа, эксперимент требует точности. При его проведении необходимо соблюдать определённый порядок, выполнять его по этапам, по алгоритму. Перед вами этапы проведения эксперимента. Ваша задача придать им правильную последовательность. Разложите карточки в том порядке, в каком проводится эксперимент. Докладчик 1-й группы на доске вывешивает карточки с этапами. 1. Определить цель (как вы понимаете выражение «цель эксперимента» – это конечный результат, который мы хотим получить при завершении своей работы) 2. Подготовить оборудование – (Что может относиться к оборудованию? - предметы, которыми мы будем пользоваться. Микроскоп, лупа, пинцет, таблицы, колбы и др. Приборы.) 3. Провести опыт – (Т.е. произвести определённые действия с предметами) 4. Зафиксировать результат – (Что означает слово «фиксировать?» - записать полученные результаты в карту эксперимента.) 5. Сделать вывод – Т.е. обобщить информацию, исходя из полученных результатов. - При проведении эксперимента вы должны строго следовать этому алгоритму. - Работать вы будете в группах. Участник каждой группы будет исполнять свои обязанности. 1. Организатор- Помощник сотрудника–. 2. Лаборант. 3. Докладчик. 4. Секретарь- Ответственный за фиксирование результатов. 5. Часовой-следит за временем.
Каждая группа – это лаборатория. Повторим правила работы в группе.
- Итак, наша лаборатория начинает свою работу! Посмотрите! Кто к нам пришел в гости? Да это же профессор Всезнайкин! Сейчас вместе с ним мы покажем вам, ребята, несколько экспериментов. Смотрите, я научилась двигать предметы! * На столе стакан (внутри магнит). Учитель двигает его, держа в руке магнит (под крышкой стола). - Почему стакан двигается? * Потому что в стакане и в руке магнит. Правильно, в руке магнит. Послушайте одну легенду: Много веков назад в поисках овцы один пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука. Будто в камне есть какая-то таинственная сила. - Какое свойство магнита описано в этой легенде? Притягивать предметы. Какие предметы? - А еще я хочу показать вам несколько экспериментов. Учитель показывает эксперименты: «Шипучий фонтан», «Эксперимент с водой и со свечой». Учитель говорит о мерах предосторожности, при выполнении экспериментов. -А теперь вернёмся я к легенде. - Магнит притягивает все предметы? (Да. Нет.) - Итак, вы предполагаете, что магнит притягивает (не) все предметы. - Гипотеза-предположение нуждается в проверке, подтверждении. Как это сделать?
- А вы знаете, как проводить эксперименты. Итак, обратимся к нашему алгоритму. Первым шагом является определение цели. Чтобы сформулировать цель эксперимента, мы обычно используем слова: выяснить, доказать, определить и др. . - Что нам нужно для того, чтобы фиксировать результаты эксперимента? Таблицы исследования. Лаборанты приносят оборудование и таблицу. - Что вы должны сделать после проведения опыта?
(Каждая группа получает свою таблицу эксперимента. Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3.) Работа в группах. Затем докладчики представляют результаты. Возврат к гипотезе-предположению. - Вы смогли подтвердить гипотезу-предположение? (ДА-НЕТ) - Каков результат эксперимента? -Также у экспертов есть оценочные листы для оценки работы группы.
|
Приветствие.
Приветствуют гостей. Слушают письмо и отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Тема занятия: Эксперименты.
Метод исследования.
Поиск истины, познание неизвестного. Изучать, выяснять, наблюдать, осматривать
Проводить опыты, экспериментировать
Экспериментатор
Узнать свойства, что происходит с предметом в разных условиях.
- Для того, чтобы доказать или опровергнуть, выявить уровень чего-либо и т.д.
Мысленные и с реальными объектами.
Учащиеся работают с презентацией на электронной доске.
Самый быстрый - самолет, медленный - велосипед. Самый смелый - тигр, трусливый - заяц.
Работают над составлением алгоритма.
Правила работы в группе: -слушаем друг друга -общаемся культурно -участвует каждый -уважаем мнение другого
Следят за экспериментом, который выполняет учитель и подготовленный ученик.
Делают выводы, предположения.
Слушают легенду, отвечают на вопросы учителя.
Металлические.
Дети работают с учителем и отвечают на вопросы .
Провести эксперимент..
Повторяют алгоритм работы.
Записать результат в таблицу.
Учащиеся работают в группах и проводят свои эксперименты. 1 группа. Определить, какие предметы будут плавать, а какие утонут. 2 группа. Определить, какие предметы притягиваются магнитом, а какие нет. 3 группа. Определить, какие вещества растворяются в воде, а какие нет. |
Оценочно-рефлексивный этап
Итог |
Наше занятие подходит к концу. Давайте вернёмся к теме занятия -Достигли цели?
Самооценка Оценка работы групп экспертами
|
Проведение экспериментов Какую цель ставили? Познакомиться с экспериментом как методом исследования. Узнать свойства предметов, что происходит с разными предметами в разных условиях.
|
Рефлексия |
-Где был самый интересный опыт? -А какой опыт был самый сложный? Почему? -Что бы вы хотели повторить дома и показать родителям? Цветовая оценка |
Отвечают на вопросы. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Эксперимент «Растворимость веществ».
Цель: доказать, что ______________ вещества растворяются в воде.
Предмет |
Гипотеза (предположение) |
Растворяется |
Не растворяется |
СОЛЬ |
|
|
|
САХАР |
|
|
|
МУКА |
|
|
|
Сухая смесь для приготовления киселя |
|
|
|
Пищевой краситель |
|
|
|
ПОЧВА |
|
|
|
Вывод: Вода _____________________ растворитель. Но _______________ вещества растворяются в воде. А некоторые вещества, растворяясь, могут даже ____________________ воду и изменить ее _________________.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Эксперимент с магнитом и металлами.
Цель: определить, все ли металлические предметы___________ магнитом.
Предмет |
Гипотеза (предположение) |
притягивается |
Не притягивается |
Чайная ложка |
|
|
|
Столовая ложка |
|
|
|
Гаечный ключ |
|
|
|
Кнопка |
|
|
|
Уголок для мебели |
|
|
|
Консервная банка |
|
|
|
Медная проволока |
|
|
|
Металлические деньги |
|
|
|
Шуруп |
|
|
|
Вывод: _____________________ металлические предметы притягиваются магнитом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Эксперимент «Определяем способность предметов плавать».
Цель: выяснить, какие предметы______________________ , а какие предметы______________________.
Предмет |
Гипотеза (предположение) |
Плавает |
Тонет |
Деревянный брусок |
|
|
|
Мандарин В кожуре Без кожуры |
|
|
|
Пластмассовая игрушка |
|
|
|
Стеклянный шарик |
|
|
|
Резиновая трубочка |
|
|
|
Шарик из пластилина |
|
|
|
Картонная коробка |
|
|
|
Гвоздь |
|
|
|
Вывод: если предмет _________________воды, то он _____________, а если предмет ______________ воды, то он _________________.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.