Цель: 1. Обогащение словаря по теме (наречия: холодно, морозно…;
существительные: сугроб, вьюга, льдинка; признаки: искристая, пушистая,
морозный, холодный…;глаголы: падает, кружится, мерзнуть …;
2. Продолжать учить подбору признаков и действий к предмету в единственном
числе.
3. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно - ласкательными
суффиксами (снег – снежок).
4.Учить образованию относительных прилагательных (снег – снежный),
согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
5. Учить различать и выделять название признаков по вопросам: «какой?-какая?»
6. Упражнять в составлении предложений с однородными членами.
Занятие (ЛГК)
Тема: «Зима».
Цель: 1. Обогащение словаря по теме (наречия: холодно, морозно…;
существительные: сугроб, вьюга, льдинка; признаки: искристая, пушистая,
морозный, холодный…;глаголы: падает, кружится, мерзнуть …;
2. Продолжать учить подбору признаков и действий к предмету в единственном
числе.
3. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно ласкательными
суффиксами (снег – снежок).
4.Учить образованию относительных прилагательных (снег – снежный),
согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
5. Учить различать и выделять название признаков по вопросам: «какой?какая?»
6. Упражнять в составлении предложений с однородными членами.
Оборудование: мяч, предметные картинки по теме, загадка о зиме, сюжетная картинка
«Снеговики» (найди отличия).
Методические приёмы: беседа, отгадывание загадки, дидактические упражнения
«Подбери слова», «Запомни, повтори», «Доскажи словечко»; дидактическая игра «Скажи
ласково», составление предложений детьми.
Развитие психических процессов: дидактическая игра «Найди отличия».
Ход занятия:
1. Организация детей на работу:
Я загадаю вам загадку: Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
Сегодня к вам на занятие пришла гостья обезьянка Марийка, она никогда не видела зимы.
Давайте ей сегодня расскажем, что такое зима?
2. Дидактическое упражнение «Подбери слова».
(За правильный ответ кладу на стол ребенку палочку)
Какое сейчас время года? (Зима)
Зимой холодно какая зима? (холодная)
Зимой снежно какая зима? (снежная)
Зимой морозно – какая зима? (морозная)
Зимой вьюга – какая зима? (вьюжная)
3. Беседа о зиме.
Работа над словами – признаками.
Какая зима наступила? (Наступила снежная, холодная вьюжная, морозная зима.)
(Использую картинки)
Что можно сказать о солнце зимой? (Солнце светит, но не греет.)
Оно какое? (холодное, тусклое)
Небо расположено низко. – Какое небо? (низкое)
Какого цвета небо? (серое)
Что выпадает зимой? (снег)
Какой снег? (пушистый, белый, мягкий, искристый, серебристый, сверкающий)
Что покрывает снег? (крышу дома, землю, деревья) Появляются сугробы. – Что появляются?
Какие сугробы? (глубокие, пышные)
Что происходит с реками и озерами? (Они замерзают, покрываются льдом.)
Какой лед? (прозрачный, скользкий, холодный)
Какую одежду люди надели зимой? (зимнюю, теплую)
Что зимой происходит с животными?
Что происходит с птицами?
Чем любят заниматься дети зимой?
4. Физминутка
1,2,3,4,5, (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. («Идут» по столу пальчиками)
Бабу снежную лепили, ( «Лепят» комочек 2 ладонями)
Птичек крошками кормили, («Крошат» хлебушек всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Ведут пальцем правой руки, по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли. (Движение ложкой, Руки под щёки)
5. Дидактическое упражнение «Запомни, повтори» (с опорой на п/картинку):
Наступила холодная, снежная, морозная зима.
Солнце светит, но не греет.
Падает белый, пушистый снег.
Дует холодный сильный ветер.
Реки и озера покрылись тонким, прозрачным льдом.
Лисе, зайцу и белке холодно зимой.
В кормушке сидят снегири, воробьи, синица.
6. Игра со снеговиками «Найди отличия».
7. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко» (Подбирать слова предметы к
действию):
Наступает (что?) – зима
Падает, валит, ложится (что?) – снег. – Снег что делает?
Кружатся, блестят, сверкают, тают (что?) – Снежинки. – Снежинки что делают?
Блестит, скользит (что?) – лед. Что делает лед?
Лепят, катаются (кто?) – дети. Что делают зимой дети?
8. Дидактическая игра: «Скажи ласково» (с мячом)
Снег , Солнце , Снежинка , Небо , Сугроб , Лед ,
Ветер , Сосулька , Горка , Санки , Погода , День .
Итог занятия.
Составление предложений детьми.
Вспомните картинки, какие я вам показывала в начале занятия.
Ребята, сейчас мы будем составлять "красивые" предложения о зиме. Я запишу
предложения на листочке и отдам обезьянке, и она всем своим друзьям расскажет о зиме.
Скажите, какое время года наступило?
Какое зимой солнце?Какое небо зимой?
Чем покрыта земля? Каким снегом? – Сугробами?
Какие стоят деревья зимой?
Что делают птицы, звери зимой?
Какую одежду носят люди?
Чем занимаются дети на улице?