ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«СПАССКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ГРАЖДАНСКО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
«Избирательное право»
ПОДГОТОВИЛА:
Лапушкина Наталья Петровна
Воспитатель
Спасск
2019 год
Цель: Закрепить и расширить у воспитанников знания об избирательном праве, создать
представление о выборах и принципах участия граждан в выборах.
Задачи:
Образовательные:
продолжить знакомство воспитанников с основами избирательного права в РФ, принципах
участия граждан в выборах;
Развивающие:
продолжить развитие навыков самостоятельной работы, работы в группах, навыков получения
новых знаний из различных источников;
формировать у воспитанников навыки ведения дискуссии, высказывания аргументированной
точки зрения, обобщения и анализа.
Воспитательные:
формировать у воспитанников активную жизненную позицию, способствовать осознанию
необходимости участия каждого гражданина в выборах органов власти.
способствовать воспитанию уважение к правам другого человека;
содействовать воспитанию ответственности, законопослушания и патриотического отношения к
судьбе своей страны.
Методика проведения занятия Формы работы: групповая
В ходе объяснения нового материала используются методы:
Объяснительноиллюстративный
Проблемный
Частичнопоисковый
ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
I. Мотивационноцелевой этап 1)Организационный момент
II. Встреча с проблемой
1) актуализация опыта
2) создание проблемной ситуации
3) осознание и формулирование проблемы
4) постановка цели
III Построение знаний
1) сбор информации
2) организация информации
3) построение объяснения
4) применение новых знаний
5) формулирование выводов
IV. Рефлексивнооценочный блок
Если у тебя есть малейшая возможность
воспользоваться правом голоса,
используй это право сполна. Сэмюэл Л. Джексон
Я всегда ходила на все выборы,
потому что знаю наверняка:
тот, кто не ходит голосовать,
не имеет права жаловаться на жизнь.
Арета Франклин
Выборы – единственная гонка,
в которой выигрывает большинство
участников.
Лоренс Питер
Оборудование: компьютер или ноутбук, проектор, презентация, справочные материалы.
Основные понятия: избирательная система, избирательное право, избирательный процесс,
активное избирательное право, пассивное избирательное право, мажоритарная избирательная
система, пропорциональная избирательная система, электорат, имидж.
Ход занятия
Мотивационноцелевой этап
I.
I Организационный момент: Воспитанники заходят в комнату, занимают свои места,
воспитатель приветствует детей:
«Добрый день, ребята. Я очень рада Вас сегодня видеть. Я надеюсь, что наша
сегодняшняя встреча будет плодотворной». II. Встреча с проблемой
1. Актуализация опыта
Воспитатель: Девизом нашего занятия станут слова известного русского поэта Н. А.
Некрасова «»Настоящий гражданин – это Отечества достойный сын».
Что же хотел нам передать этими словами поэт. В течение занятия мы найдём ответ на
этот вопрос.
Сейчас я назову несколько понятий: президент, кандидат, депутат. Скажите, пожалуйста,
что объединяет все эти понятия?
Воспитанник: Все эти понятия связаны с выборами.
Воспитатель: Понятие «выборы» неразрывно связано с избирательным правом. И тема
нашего сегодняшнего занятия «Твой выбор – твоё будущее»
2. Создание проблемной ситуации
Воспитатель: В течение всей жизни человеку постоянно приходится делать выбор, думаю
такая ситуация знакома и вам. Мы выбираем профессию, поступки друзей. Особенно трудно
сделать выбор, если мы выбираем своё будущее, будущее своей страны.
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного
самоуправления является неотъемлемой частью цивилизованного общества. Наступит день, когда
вы, достигнув восемнадцатилетнего возраста, станете избирателями. Готовы ли вы стать
активными участниками выборов?
Ответ воспитанников
Сегодня мы будем говорить об избирательном праве, о демократических выборах. Мы
выясним, как должны проходить выборы в демократическом государстве, познакомимся с
основными этапами выборов.
Группе воспитанников было дано задание, провести исследование и представить нам
историческую справку «Выборы в истории человечества» давайте заслушаем, что же у них
получилось.
Ученики предлагают вниманию свою работу.
Истоки современных выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме, где свободные
граждане были обязаны участвовать в политической жизни, заседая в народных собраниях. Воля
народа, выраженная голосованием в собрании, приобретала силу закона.
В Древней Греции применялось открытое голосование и тайная баллотировка с помощью
жребия. «Бюллютенем» был боб: белый означал «за», чёрный – «против». В Афинах существовал ещё один тип тайного голосования «суд черепков»: по нему
община имела право изгонять за пределы города любого общественного деятеля, если его
популярность угрожала основам демократии. Процедура голосования выглядела так: каждый
участник голосования получал черепок и писал на нём имя человека, которого считал нужным
изгнать из города. Потом этот черепок помещался в определённое место на площади. При
подсчёте голосов и выявлядось имя изгнанника.
В древнем Риме предвыборная компания начиналась задолго до дня голосования.
Кандидат заявлял о своём желании баллотироваться органам власти. После чего все кандидаты
вступали в предвыборную борьбу.
Кандидаты облачались в белые тоги, которые символизировали чистую совесть,
отправлялись на площади и просили поддержки у избирателей. В День выборов каждый
избиратель получал маленькую дощечку – избирательный бюллютень, писал на нём имя кандидата
и опускал в урну.
Как же проходили выборы на Руси?
История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался
«центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. После
призвания Варягов во главе с Рюриком в качестве князя выборы на время потеряли свою
сущность. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке, в
Новгородской торговой республике — также проводились выборы(вече) вплоть до завоевания её
Московией в 1478 году. Также как и в Псковской республике, до её ослабления и подчинения
Московии в 1510 году изза угрозы, исходящей с запада.
Намереваясь провести правовую реформу в России, Екатерина II наметила созыв комиссии,
призванной разработать новое законодательство, многие члены которой входили в нее по выбору.
В «Наказе» (1766), написанном для этой комиссии, государыня провозгласила идеи общей
свободы граждан и равной обязанности всех перед лицом государственной власти.
В 1905, в результате первой русской революции, министр внутренних дел Булыгин
представлял свой проект (Булыгинской думы), но 17 октября был написан новый проект. Было 4
созыва. В Российской империи законодательное учреждение Государственная Дума созывалась 4
раза. Не имели избирательных прав женщины, студенты, губернаторы, градоначальники,
служащие полиции, народы – кочевники.
В России 1917
года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы
рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы.
Выборы были безальтернативными, так как все кандидаты представляли «Блок коммунистов и
беспартийных» и заранее утверждались руководством. Граждане могли теоретически голосовать
за или против кандидата, но случаи неизбрания кандидата уникальны. Явка на выборы была почти
стопроцентной благодаря массовой агитации.
До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем — прямыми. В 1990 году
состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991
года были впервые проведены
прямые выборы Президента России, на которых победил Борис Ельцин.
Сегодня выборы проводятся на основе всеобщего и прямого избирательного права при
тайном голосовании, а участие граждан Российской Федерации является
свободным и
добровольным.
Воспитатель: Благодарю за ценную работу. Присаживайтесь.
3. Осознание и формулирование проблемы
Воспитатель задаёт вопрос группе: как вы думаете, все ли граждане занимают правильную
позицию в отношении выборов?
(Воспитанники строят предположения).
Знаете ли вы, в каких случаях, и в какой орган можно обращаться для получения
информации о кандидатах, что нужно делать, если необходимо выехать из города в день
выборов? В каких случаях можно голосовать на дому? Какой информацией для этого необходимо
обладать?
Воспитанники
отвечают, что не знают, для этого необходимо знать процедуру
избирательного процесса, принципы участия в выборах, тем самым формулируют цель занятия.
4. Постановка цели:
Воспитатель: Молодцы ребята! Сформулировав проблему, вопрос, на который мы с вами
попытаемся ответить на уроке, вы самостоятельно сформулировали цель. Нам с вами предстоит
расширить знания об избирательном праве, создать представление о демократических выборах и
принципах участия граждан в выборах различных уровней.
Построение знаний
1. Сбор информации
Воспитатель задаёт детям вопрос: что нужно сделать, чтобы получить ответы на
поставленные вопросы? Воспитанники говорят о необходимости обратиться к справочным материалам, учебникам и
документам, чтобы собрать информацию, затем факты обобщить и проанализировать.
Воспитатель: Давайте разделимся на две группы, каждой группе будет дано задание,
связанное с определённой темой: первая группа – права избирателя, вторая – основные стадии
избирательного процесса, каждая группа самостоятельно изучает материал. Затем заслушаем
выступление каждой группы и закрепим материал.
2. Организация информации
В ходе групповой работы ребята могут обмениваются информацией, читают текст
документов, отвечают на вопросы.
Построение объяснения
Воспитатель предлагает каждой группе ребят представить свою работу. В то время когда
одна группа делится изученной информацией, другая внимательно слушает новый материал.
Выступление первой группы
Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют,
кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти.
Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации
является
ее
многонациональный
народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.
Перейдем к источникам избирательного права. К ним относятся:
• Конституция РФ
• Федеральный законы
• Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ
• О выборах Президента Российской Федерации
• О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации
• О внесении изменений в законодательные акты РФ о выборах и референдумах и иные
законодательные акты РФ
Избирательное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и
порядок проведения выборов.
Различают два вида избирательных прав: активное и пассивное.
Активное избирательное право – право гражданина лично участвовать в выборах
государственных органов в качестве избирателя. Его имеют все граждане, достигшие 18 лет. Пассивное избирательное право – это право гражданина быть избранным в органы гос.власти.
Так, чтобы стать депутатом, нужно быть не моложе 21 года, губернатором – не моложе 30 лет,
Президентом РФ – не моложе 35 лет.
Принципы избирательного права – это условия, соблюдение которых придает выборам
свободный и демократический характер и делает их легитимными, т.е. признаваемыми и
одобряемыми.
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и
прямого избирательного права при тайном голосовании.
Всеобщее избирательное право означает, что к выборам допускается практически все взрослое
население и каждому дается возможность реализовать свое избирательное право независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Но
есть определенные ограничения:
а) возрастные. Так, кандидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет, депутатом
Государственной Думы может стать человек, достигший 21 года, а главой исполнительного органа
субъекта РФ — 30 лет. Правом участвовать в голосовании обладают граждане, достигшие 18 лет;
б) общая недееспособность, если таковая установлена судом;
в) нахождение в местах лишения свободы;
г) нахождение на государственной должности, несовместимой со статусом депутата
Государственной Думы.
Равным избирательное право считается тогда, когда все избиратели и кандидаты участвуют в
выборах на равных основаниях. Это означает, вопервых, что значение голосов всех избирателей
одинаково, что достигается предоставлением каждому избирателю одинакового количества голосов,
образованием одинаковых по численности избирателей избирательных округов. Вовторых, равное
право быть избранным проявляется в предоставлении равных возможностей состязаться в
предвыборной борьбе (финансовых, информационных, организационных), существование контроля
государства за расходами кандидатов и т. п.
Прямое избирательное право предполагает, что избиратели голосуют на выборах за или против
кандидатов (списка кандидатов) непосредственно и лично.
Тайное голосование исключает возможность какоголибо контроля за волеизъявлением
избирателей. В Российской Федерации тайна голосования обеспечивается предоставлением
возможности использовать закрытую кабину для заполнения бюллетеней. В некоторых европейских странах тайна голосования обеспечивается предоставлением возможности каждому нажать кнопку
ЭВМ так, чтобы это было сокрыто от глаз окружающих.
Добровольность (свобода) участия гражданина в выборах означает, что никто не вправе его к
этому принуждать и влиять на его свободное волеизъявление.
Виды избирательных систем. Существуют два основных вида избирательных систем.
1. Мажоритарная избирательная система предполагает подведение итогов выборов по
большинству поданных за кандидата голосов. Она в свою очередь различается на:
а) систему абсолютного большинства, при которой для избрания кандидата требуется подача
голосов более половины лиц списочного состава или лиц, пришедших на выборы (50%+1);
б) систему относительного большинства, при которой для избрания кандидату требуется
набрать голосов больше, чем другим кандидатам.
Мажоритарная система имеет несомненные достоинства: она проста и позволяет создать
прочное большинство в представительном органе власти. Парламент становится работоспособным
органом, что в свою очередь стабилизирует общество. Кроме того, избиратели при такой системе
голосуют за конкретного человека, а не за список кандидатов от партии, со
многими из которых они, бывает, совершенно незнакомы.
Однако мажоритарной системе свойственны и недостатки. При ее использовании меньшинство
граждан, исповедующее иные политические взгляды, оказывается никем в парламенте не
представленным. Следовательно, демократия в данном случае получается какойто урезанной.
Вполне может случиться так, что созданный таким путем парламент не будет отражать реальное
соотношение сил в стране. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что мажоритарная система
относительно дорога, так как часто нужно проводить второй тур голосования для выявления
победителя, а это требует немалых финансовых затрат.
2. Пропорциональная система основана на подаче голосов за список кандидатов,
принадлежащих какойлибо политической партии. Количество мест в парламенте, занимаемых
депутатами определенной партии, определяется прямо пропорционально количеству (процентам)
голосов, набранных данной партией на выборах.
Достоинства пропорциональной системы — это недостатки мажоритарной системы.
Пропорциональная система отражает интересы также и меньшинства населения, которое
представляют в парламенте партии, получившие небольшой процент голосов избирателей.
Парламент, в котором представлены различные партии, но в разном объеме, отражает расстановку
сил в стране. Но она довольно сложна, и ее применение предполагает наличие относительно высокого
уровня политической грамотности населения. Оно должно уметь разбираться в партиях всего политического спектра, притом что их различия зачастую трудноуловимы. Труден и подсчет голосов
при пропорциональной системе.
Во многих странах, для того чтобы обеспечить эффективное использование этой системы,
устанавливается заградительный барьер, лишающий малые партии, набравшие слишком мало
голосов, возможности участвовать в распределении депутатских мандатов. В нашей стране он равен
5% (в других встречается и несколько меньший).
В Российской Федерации при формировании представительного законодательного органа
используется смешанная избирательная система. Из 450 мест в Государственной Думе 225
заполняется по мажоритарной системе (одномандатные округа) и 225 — по пропорциональной.
Выступление второй группы
Стадии избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей;
3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных
комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7)голосование; 8)
подсчет голосов и определение результатов выборов.
Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ –
Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта
РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.
Днём голосования всегда является воскресенье.
В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.
Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ,
обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства
избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.
Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей
совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся
на избирательные участки.
Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых
является Центральная избирательная комиссия.
Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки,
установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.
Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету
голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному
опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации. Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру
регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной
комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки
регистрируются Центральной избирательной комиссией.
После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по
предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию.
Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения
предпочтения тому или иному кандидату и т. п.
Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за
сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до
20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он
может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное
удостоверение.
Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата
голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной
комиссией в течение 3 недель со дня выборов.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Это одна из правовых гарантий проведения свободных выборов.
Ответственность за нарушение избирательного законодательства — это применение к
правонарушителю мер государственного принуждения (санкций), выражающихся в виде ограничений
личного или имущественного характера.
Три вида санкций могут применяться к правонарушителям в зависимости от характера
совершенного проступка.
Конституционные санкции
. Они предусмотрены Законом «Об основных гарантиях
избирательных прав...» и применяются к тем, кто реализует свое пассивное избирательное право
(кандидатам). К ним относятся:
предупреждение. Хотя эта мера и имеет в определенной мере моральный характер, ее
действенность несомненна: огласка неблаговидного проступка, совершенного кандидатом или
политической партией, авторитета им никак не прибавляет. Причинами наложения этой санкции
могут быть малозначительные проступки, такие, как, например, нарушение правил предвыборной
агитации;
отказ в регистрации (или отмена регистрации, если она состоялась) кандидата или списка
кандидатов. Эта санкция применяется за более серьезные проступки, например за предоставление в избирательную комиссию недостоверных сведений о кандидате, использование денежных средств
помимо средств своего избирательного фонда;
признание итогов голосования недействительными. Попятно, что это еще более строгая
санкция, и поэтому ее применяет суд. Основаниями для этой санкции могут быть, например,
превышение предельного размера финансовых средств, подкуп избирателей, использование
преимуществ своего должностного положения.
Административные санкции
. Круг их применения гораздо шире. Такие санкции защищают
наши с вами избирательные права. Эти проступки предусмотрены Кодексом Об административных
правонарушениях РФ (КоАП РФ). Всего их там 33. За их нарушения налагаются различного рода
штрафы. Перечислим наиболее характерные из них:
нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей;
нарушение условий проведения предвыборной агитации;
проведение предвыборной агитации в запрещенный период или в запрещенных местах;
изготовление или распространение анонимных агитационных материалов;
умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам;
подкуп избирателей;
использование незаконной материальной поддержки кандидатом, политической партией;
незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня;
нарушение порядка подсчета голосов.
Уголовные санкции
. Они назначаются за опасные нарушения избирательных прав граждан,
причиняющие существенный вред всему правопорядку. Они предусматриваются в УК РФ (ст. 141,
141 — 1, 142, 142—2):
воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательной комиссии
(назначается штраф до 300000 р. и даже лишение свободы до 5 лет). Это может выражаться в
нарушении тайны голосования, или в том, что больному не доставили урну для голосования, или в
незаконной съемке документов избирательной комиссии, что приостанавливает работу
избирательной комиссии до выяснения всех обстоятельств происшедшего;
нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата. Мы уже касались
опасности этого действия. Если размер незаконной финансовой поддержки крупный, то и санкция
доходит до 2 лет лишения свободы;
фальсификация избирательных документов (подделка, подчистка, пометка другим числом,
изготовление документ» с ложным содержанием и др.) Нет нужды подчеркивать опасность этого деяния, сводящего на нет все усилия и средства общества, направленные на проведение выборов. За
это преступ ление грозит лишение свободы до 4 лет;
фальсификация итогов голосования (например, порча бюллетеней, незаконное уничтожение
бюллетеней или сброс в урну для голосования лишних бюллетеней, что может привести к
неправильному установлению числа проголосовавших). Санкция за это предусматривает наложение
солидного штрафа и даже лишение свободы до 4 лет.
Избирательные споры для России — дело новое. До 90х гг. их практически не было,
поскольку не было и свободных выборов. Сейчас мы начинаем сознавать, что выборы — это та
область общественной жизни, где затрагиваются интересы очень многих людей, где бурлят страсти,
порождающие немало нарушений и споров. На сегодняшний день уже создана достаточно мощная
правовая защита избирательных прав, но используют её не всегда активно не только многие наши
граждане, но даже кандидаты.
Воспитатель: Вы все очень долго работали над сбором информации и наверно успели
устать.
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая
на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправовлево.)
4. Применение новых знаний.
Воспитатель: А теперь я предлагаю сформированным группам принять участие в блиц
викторине.
Группам раздаются бланки ответов.
Ответ
Раунд
№
вопроса
1 раунд 1 вопрос
1.
раунд: «Почему?»
1. Почему выборы проходят в выходной день? (большинство людей в этот день
свободны от работы)
2.
Почему законодательная власть называется представительной?
(законодательный орган власти входят представители от народа, представляя их интересы)
3.
Почему стать Президентом Российской Федерации можно только с 35 лет?
(чтобы занять столь ответственный пост, гражданин должен иметь определенный жизненный
опыт, определенный уровень правосознания, а также соответствующий образ мышления)
Почему человек не может проголосовать по телефону или по почте? (т.к. не
4.
известно является ли его воля свободной и соответствуют ли указанные данные тому, кто
голосует)
5.
Почему граждане заинтересованы в том, чтобы выборы были признаны
состоявшимися после первого тура голосования? (Средства, затрачиваемые государством
на проведение выборов, достаточно велики)
2 раунд: «Словарик»
1.
Всенародное голосование по вопросам государственного значения
(референдум)
2.
Это место, где проводится голосование и подсчитываются голоса избирателей
(избирательный участок)
3.
Выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов
местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (органы
местного самоуправления)
4.
Так называется определенная территория, от которой граждане РФ избирают
депутата или иное выборное лицо (избирательный округ)
5.
Так называют документ, удостоверяющий права и полномочия какого – либо
лица (мандат)
3 раунд «Принципы избирательного права»
1.
Каждый избиратель имеет равное количество голосов по избирательному
округу (равное избирательное право)
2.
Этот принцип выражается в том, что гражданин РФ голосует на выборах за
кандидата (список кандидатов) непосредственно и лично (принцип прямого избирательного
права)
3.
Этот принцип направлен на исключение контроля за волеизъявлением
избирателя со стороны каких либо государственных органов или должностных лиц (принцип
тайного голосования) 4.
Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без
исключения дееспособные граждане РФ, достигшие 18 лет, а по достижения определенного
законом возраста могут быть избраны на должность Президента РФ, депутатом или в органы
местного самоуправления (принцип всеобщего избирательного права)
5.
Этот принцип находит свое выражение в том, что срок полномочий выборных
органов устанавливается законодательством и не может превышать пяти лет (принцип
периодичности)
4 раунд «Избирательные права граждан»
1.
2.
Это право избирать (активное)
Это право вступает в силу с 21 года при выборах в местные органы власти и
Государственную Думу (пассивное)
3.
Этот источник избирательного права закрепил права избирателей в РФ («Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации»)
4.
5.
Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да)
Как гражданин сможет воспользоваться своим избирательным правом, если в
день голосования он будет отсутствовать по месту постоянного проживания?
(проголосовать досрочно или по открепительному удостоверению в другом населенном
пункте в день голосования)
5 раунд «Цифры»
1.
2.
Столько депутатских мест в Государственной Думе (450)
В этот промежуток времени дня голосования граждане могут проголосовать за
своего кандидата или политическую партию (с 8 до 20 часов местного времени)
3.
Такой порог необходимо переступить политической партии, чтобы получить
депутатские места в Государственной Думе (7 %)
4.
В этот период запрещено проводить предвыборную агитацию (за 24 часа до дня
голосования)
6 раунд «Выборы в России»
1.
Именно в этих местах создаются избирательные участки (школа, дом культуры)
2. В каком случае избирательный бюллетень считается недействительным (если знаки
в пустом квадрате справа от фамилии зарегистрированного кандидата проставлены более
чем в одном квадрате; если знак в пустом квадрате справа от фамилии зарегистрированного
кандидата не проставлен ни в одном квадрате) 3.
Официальный документ в РФ, который выдается соответствующей участковой
избирательной комиссией избирателю, не имеющему возможности прибыть на тот
избирательный участок, где он включен в список избирателей. На основании этого
документа лицо вправе голосовать на любом избирательном участке в пределах
соответствующего избирательного округа (Открепительное удостоверение)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все поработали очень хорошо, а поняли ли вы
теперь куда нужно обращаться в тех или иных случаях? (Да). Помог вам в этом разобраться
учебник и документы?
5. Формулирование выводов
Воспитанники приходят к выводу, что выборы выполняют важные функции в обществе.
Воспитатель возвращается к проблемному вопросу, поставленному в начале урока:
как вы думаете, все ли граждане занимают правильную позицию в отношении выборов?
(Нет).
знаете ли вы, в каких случаях, и в какой орган можно обращаться для получения
открепительного удостоверения? (Да в территориальную избирательную комиссию).
В каких случаях можно голосовать на дому? (Можно в случаях предусмотренных законом)
Учитель организует подведение результатов блиц опроса. Предлагаю обменяться друг с
другом бланками ответов на вопросы, оценить достоверность информации. Оценка ответов
должна быть аргументированной.
Тест «Я избиратель»
Ответьте на вопрос, выбрав подходящий ответ.
1.Если Ваш лучший друг будет уговаривать вас проголосовать за кандидата на пост президента,
который нравится ему, то:
а) сделаю, что просит
б) не знаю, как поступить
в) не сделаю
2. Если Вам предложат приличные деньги за ваш бюллетень, то:
а) продам
б) не знаю, как поступить
в) не продам
3. Если в день выборов президента у меня появится шанс классно отдохнуть с
ночевкой у
реки в отличной компании, то: а) не проголосую
б) не знаю, как поступить
в) проголосую
4. Если Вы узнаете, что в день выборов ваши родители собрались на дачу и не
намерены
голосовать, то:
а) промолчу
б) не знаю, как поступить
в) буду просить проголосовать
5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы
ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении
всего срока его президентства, то:
а) проголосую за него
б) не знаю, как поступить
в) проголосую за другого кандидата
6. Если один из кандидатов на пост президента пообещает перед выборами резко
снизить цены
на продукты и одежду, то:
а) проголосую за него
б) не знаю, как поступить
в) не проголосую за него
7. Если один из кандидатов на пост президента пообещает очистить страну от
«инородцев, из
– за которых все неприятности», то:
а) проголосую
за
него
б) не знаю, как поступить
в) не проголосую за него
8. Если один из кандидатов на пост президента пообещает организовать быстрые и победоносные
военные походы для расширения границ государства со 100% гарантией успеха, то:
а) проголосую за него
б) не знаю, как поступить
в) не проголосую за него Ключ к тесту
ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «а», то печальной может
быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и ваша судьба не завидна. Вы абсолютно
недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете смысл выборов. Вы не понимаете, что от вашего
голоса многое зависит. Например, будете ли вы вообще когда – нибудь сидеть на берегу реки,
ездить за границу. вы помогаете тем, кто стремится искусно повлиять на выборы, протащить
своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности
своих лидеров, а на интриги и силовые методы. Продавая свой голос за обещанные блага, вы все
равно ничего не получите. Ничто не проявляется из ничего. Обещания выполнены не буду
ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «б», то вы немногим отличаетесь от
предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что вас политика
никогда не коснется – я, мол человек маленький.
ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «в» то, все в порядке: страна будет
мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.
Воспитатель: В заключение нашего занятия, послушайте небольшую притчу.
«В стародавние времена в одном городе жилибыли 2 мудреца. Однажды они поспорили
между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать
горожан на центральной площади города и провести этот спор публично.
И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2
мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его
устах. Второй держался спокойно.
Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперёд свои
руки. Все увидели, что он чтото держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику:
«Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мёртвое?» Он полагал, что если соперник скажет:
«Живое», то можно будет с лёгкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и
показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: «Мёртвое», то он
выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумлённой публики скроется из виду.
Так в любом случае его противник будет повержен.
Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал:
«Все в твоих руках…»
Рефлексивнооценочный этап
Учитель предлагает оценить факт достижения цели занятия. 1. Познакомились ли вы с институтом выборов и избирательной системой, принципами и
особенностями избирательного права.
2. Усвоили ли вы теперь, что выборы выполняют важные функции? Какие?
3. Легко ли вам было работать на уроке?
И действительно все в ваших руках: дальнейшие путидороги, учеба, здоровье, будущее
семей и многое другое, что мы называем жизнью.
Воспитатель: Завтра вы станете избирателями, и, я думаю, что вы не будете равнодушны и
пассивны, так как общественные проблемы станут для вас личными.
Вы должны чётко осознавать цели и задачи современного общества в целом и каждого
гражданина в отдельности.
Боль гражданства – не в собственной боли.
Тот, кто истинный гражданин,
собой все поле,
Защищает
Даже если он в поле один.
Все мы порознь, как в чаще тропинка,
И дорога, как мы одно.
Все мы порознь, как в поле травинка,
Ну а вместе – Бородино.
(Е.Евтушенко)
Ребята, будьте настоящими гражданами своей Родины. Всем спасибо за работу. Наше
занятие окончено.
Используемая литература:
1.
2.
3.
4.
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Обществознание 10 класс.
Конституция Российской Федерации, глава II.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации».
5.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации». Ответ
Приложение 1.
Раунд
№
вопроса
1 раунд
1 вопрос
2 вопрос
3 вопрос
4 вопрос 5 вопрос
2 раунд
1 вопрос
2 вопрос
3 вопрос
4 вопрос
5 вопрос
3 раунд
1 вопрос
2 вопрос
3 вопрос
4 вопрос
5 вопрос
4 раунд
1 вопрос
2 вопрос
3 вопрос
4 вопрос
5 вопрос
5 раунд
1 вопрос
2 вопрос 3 вопрос
4 вопрос
6 раунд
1 вопрос
2 вопрос
3 вопрос
Приложение 2.
1 раунд: «Почему?» 1. Почему выборы проходят в выходной день? (большинство людей в этот день свободны от
работы)
2.Почему законодательная власть называется представительной? (законодательный орган власти
входят представители от народа, представляя их интересы)
3.Почему стать Президентом Российской Федерации можно только с 35 лет? (чтобы занять столь
ответственный пост, гражданин должен иметь определенный жизненный опыт, определенный
уровень правосознания, а также соответствующий образ мышления)
4.Почему человек не может проголосовать по телефону или по почте? (т.к. не известно является
ли его воля свободной и соответствуют ли указанные данные тому, кто голосует)
5.Почему граждане заинтересованы в том, чтобы выборы были признаны состоявшимися после
первого тура голосования? (Средства, затрачиваемые государством на проведение выборов,
достаточно велики)
2 раунд: «Словарик»
1.Всенародное голосование по вопросам государственного значения (референдум)
2.Это место, где проводится голосование и подсчитываются голоса избирателей (избирательный
участок)
3.Выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и
не входящие в систему органов государственной власти (органы местного самоуправления)
4.Так называется определенная территория, от которой граждане РФ избирают депутата или иное
выборное лицо (избирательный округ)
5.Так называют документ, удостоверяющий права и полномочия какого – либо лица (мандат)
3 раунд «Принципы избирательного права»
1.Каждый избиратель имеет равное количество голосов по избирательному округу (равное
избирательное право)
2.Этот принцип выражается в том, что гражданин РФ голосует на выборах за кандидата (список
кандидатов) непосредственно и лично (принцип прямого избирательного права)
3. Этот принцип направлен на исключение контроля за волеизъявлением избирателя со стороны
каких либо государственных органов или должностных лиц (принцип тайного голосования)
4.Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения
дееспособные граждане РФ, достигшие 18 лет, а по достижения определенного законом возраста могут быть избраны на должность Президента РФ, депутатом или в органы местного
самоуправления (принцип всеобщего избирательного права)
5.Этот принцип находит свое выражение в том, что срок полномочий выборных органов
устанавливается законодательством и не может превышать пяти лет (принцип периодичности)
4 раунд «Избирательные права граждан»
1.Это право избирать (активное)
2.Это право вступает в силу с 21 года при выборах в местные органы власти и Государственную
Думу (пассивное)
3.Этот источник избирательного права закрепил права избирателей в РФ («Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)
4.Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да)
5.Как гражданин сможет воспользоваться своим избирательным правом, если в день голосования
он будет отсутствовать по месту постоянного проживания? (проголосовать досрочно или по
открепительному удостоверению в другом населенном пункте в день голосования)
5 раунд «Цифры»
1.Столько депутатских мест в Государственной Думе (450)
2.В этот промежуток времени дня голосования граждане могут проголосовать за своего кандидата
или политическую партию (с 8 до 20 часов местного времени)
3.Такой порог необходимо переступить политической партии, чтобы получить депутатские места
в Государственной Думе (7 %)
4.В этот период запрещено проводить предвыборную агитацию (за 24 часа до дня голосования)
6 раунд «Выборы в России»
1.Именно в этих местах создаются избирательные участки (школа, дом культуры)
2.В каком случае избирательный бюллетень считается недействительным (если знаки в пустом
квадрате справа от фамилии зарегистрированного кандидата проставлены более чем в одном
квадрате; если знак в пустом квадрате справа от фамилии зарегистрированного кандидата не
проставлен ни в одном квадрате)
3.Официальный документ в РФ, который выдается соответствующей участковой избирательной
комиссией избирателю, не имеющему возможности прибыть на тот избирательный участок, где он
включен в список избирателей. На основании этого документа лицо вправе голосовать на любом
избирательном участке в пределах соответствующего избирательного округа (Открепительное
удостоверение) Приложение 3.
Тест «Я избиратель»
Ответьте на вопрос, выбрав подходящий ответ.
1.Если Ваш лучший друг будет уговаривать вас проголосовать за кандидата на пост президента,
который нравится ему, то:
а) сделаю, что просит
б) не знаю, как поступить
в) не сделаю
2. Если Вам предложат приличные деньги за ваш бюллетень, то:
а) продам
б) не знаю, как поступить
в) не продам
3. Если в день выборов президента у меня появится шанс классно отдохнуть с
ночевкой у
реки в отличной компании, то:
а) не проголосую
б) не знаю, как поступить
в) проголосую
4. Если Вы узнаете, что в день выборов ваши родители собрались на дачу и не
намерены
голосовать, то:
а) промолчу
б) не знаю, как поступить в) буду просить проголосовать
5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы
ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении
всего срока его президентства, то:
а) проголосую за него
б) не знаю, как поступить
в) проголосую за другого кандидата
6. Если один из кандидатов на пост президента пообещает перед выборами резко
снизить цены
на продукты и одежду, то:
а) проголосую за него
б) не знаю, как поступить
в) не проголосую за него
7. Если один из кандидатов на пост президента пообещает очистить страну от
«инородцев, из
– за которых все неприятности», то:
а) проголосую
за
него
б) не знаю, как поступить
в) не проголосую за него
8. Если один из кандидатов на пост президента пообещает организовать быстрые и победоносные
военные походы для расширения границ государства со 100% гарантией успеха, то:
а) проголосую за него
б) не знаю, как поступить
в) не проголосую за него Ключ к тесту
ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «а», то печальной может
быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и ваша судьба не завидна. Вы абсолютно
недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете смысл выборов. Вы не понимаете, что от вашего
голоса многое зависит. Например, будете ли вы вообще когда – нибудь сидеть на берегу реки,
ездить за границу. вы помогаете тем, кто стремится искусно повлиять на выборы, протащить
своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности
своих лидеров, а на интриги и силовые методы. Продавая свой голос за обещанные блага, вы все
равно ничего не получите. Ничто не проявляется из ничего. Обещания выполнены не будут.
ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «б», то вы немногим отличаетесь от
предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что вас политика
никогда не коснется – я, мол человек маленький.
ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «в» то, все в порядке: страна будет
мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Занятие по гражданско - правовому воспитанию на тему "Избирательное право" с презентацией
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.