Занятие по обучению грамоте в старшей группе по программе «Развитие»
Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»
Программное содержание.
Выявить уровень следующих показателей у детей на конец учебного года по обучению грамоте:
1. Построение модели звукового состава слова звуковой анализ слова
2. Различение гласных, твёрдых и мягких согласных звуков.
3. Вычленение слов ударных, называние ударного гласного звука.
4. Называние слов с заданным звуком.
5. Воспитание самостоятельности, усидчивости.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня в детском саду отменили все занятия, а чтобы нам не скучать я приглашаю вас в путешествие в страну Красивой речи.
А в страну Красивой речи вы попадёте, если пару звуку назовёте.
Игра « Назови пару» в кругу с мячом.
Дети называют твёрдую или мягкую пару к заданному звуку.(д-дь,
рь-р)
Воспитатель: Вот мы и попали в страну Красивой речи. Но что- то никого не видно. А вот письмо. Давайте посмотрим, что там.
«Дорогие ребята! Я королева страны Красивой речи. В моей стране случилась беда. Меня и моих жителей заколдовала колдунья, и теперь мы не можем говорить. Чтобы победить колдунью, нужно выполнить некоторые задания. Я уверена – вы сможете нам помочь, потому что вы много знаете, умеете слушать, думать и красиво отвечать на вопросы. Задания вы найдете в группе если умеете считать»
Воспитатель: Ну что ребята, поможем королеве страны Красивой речи и ее жителям?
Первое задания
Воспитатель: Нужно ответить на некоторые вопросы.
- Что такое речь?
-Из чего состоит наша речь? (из слов)
- Какие бывают слова? (длинные и короткие)
Игра «Поищи слова»
Воспитатель: Найдите в длинных словах короткие слова.
Уточка, столб, хлев, зубр, коса, полк, крот, песок, кулак, пирог.
Воспитатель: Ребята, из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)
-Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
-Какие звуки мы называем гласными? (Гласными звуками называем звуки, которые поются)
Второе задание
Воспитатель: На картинку посмотри гласный в слове назови?
-На какие две группы делятся согласные звуки? (согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие)
Третье задание
- Какие бывают согласные звуки? (тв., и мяг.)
-Фишками какого цвета обозначаются гласные звуки? (фишками красного цвета)
-Фишками какого цвета обозначаются твёрдые согласные звуки? (фишками синего цвета)
-Фишками какого цвета обозначаются мягкие согласные звуки? (фишками зелёного цвета)
Игра «Кто внимательный?»
Воспитатель называет разные звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные ), а дети в ответ поднимают соответствующую фишку.
Четвертое задание
Воспитатель: Ребята, а теперь, чтобы выполнить следующее задание нам нужно пройти по узенькой дорожке.
Цвет вашей фишки должен соответствовать первому звуку в слове, по ним вы найдете свои места за столами.
Воспитатель: Почему сел за этот стол? (ответы детей)
Воспитатель: Заполните схему соответствующими фишками, проговаривая слова, последовательно выделяя нужные звуки.
ЗАС
Дети, пользуясь интонационным выделением звука в слове, последовательно вычленяют 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й звуки и каждый раз фиксируют их на картинках-схемах фишками соответствующего цвета.
Ск-ко звуков в этом слове?
-Как ты думаешь? Почему
- назови в слове мягкие согласные,
Тв., согл,
Гл.
-Поставьте ударение
-Назовите ударный гласный звук
Назови слово с тв. Сог.
С мяг. Сог.
С гл.
Пятое задание
Воспитатель: Сделай столько хлопков, сколько в слове слогов (картинки)?
Шестое задание
Игра «Угадайка»
Воспитатель: Определите сколько звуков в вашем слове, и отнесите в домики, где столько же окошечек.
Воспитатель: Почему ты, поставил свою картинку в этот домик?
Воспитатель: Молодцы ребята! Больше не осталось заданий. Вы их все выполнили. Вы расколдовали королеву и её жителей.
Воспитатель: Ну что ребята, нам пора возвращается в детский сад, а вернемся мы, если назовем слова со звуком т, ть.
(Игра «Назови слова». Дети придумывают слова со звуками т, ть. За каждое правильное слово дети получают фишку-игрушку.
Анализ и итог
Воспитатель: Ребята посмотрите, здесь какая-то коробочка.
Воспитатель: Открыть крышку можно лишь вспомнив, какие испытания мы прошли. Открываем коробочку, в которой лежат…(Медали)
Воспитатель: - Почему мы смогли справиться с заданиями? (работали дружно, много думали и хорошо занимались весь год). Молодцы! Я вам успехов, и быть настоящей командой и тогда вы вместе справитесь со всеми трудностями.Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Занятие по обучению грамоте в старшей группе по программе «Развитие»
Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»
Программное содержание.
Выявить уровень следующих показателей у детей на конец учебного года по
обучению грамоте:
1. Построение модели звукового состава слова звуковой анализ слова
2. Различение гласных, твёрдых и мягких согласных звуков.
3. Вычленение слов ударных, называние ударного гласного звука.
4.
5. Воспитание самостоятельности, усидчивости.
Называние слов с заданным звуком.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня в детском саду отменили все занятия, а чтобы нам
не скучать я приглашаю вас в путешествие в страну Красивой речи.
А в страну Красивой речи вы попадёте, если пару звуку назовёте.
Игра « Назови пару» в кругу с мячом.
Дети называют твёрдую или мягкую пару к заданному звуку.(ддь,
рьр)
Воспитатель: Вот мы и попали в страну Красивой речи. Но что то никого не
видно. А вот письмо. Давайте посмотрим, что там.
«Дорогие ребята! Я королева страны Красивой речи. В моей стране случилась
беда. Меня и моих жителей заколдовала колдунья, и теперь мы не можем
говорить. Чтобы победить колдунью, нужно выполнить некоторые задания. Я
уверена – вы сможете нам помочь, потому что вы много знаете, умеете слушать,
думать и красиво отвечать на вопросы. Задания вы найдете в группе если умеете
считать»
Воспитатель: Ну что ребята, поможем королеве страны Красивой речи и ее
жителям?
Первое задания
Воспитатель: Нужно ответить на некоторые вопросы.
Что такое речь?
Из чего состоит наша речь? (из слов)
Какие бывают слова? (длинные и короткие)
Игра «Поищи слова»
Воспитатель: Найдите в длинных словах короткие слова.
Уточка, столб, хлев, зубр, коса, полк, крот, песок, кулак, пирог.
Воспитатель: Ребята, из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)
Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
Какие звуки мы называем гласными? (Гласными звуками называем звуки,
которые поются)
Второе задание
Воспитатель: На картинку посмотри гласный в слове назови?
На какие две группы делятся согласные звуки? (согласные звуки делятся на
твёрдые и мягкие)Третье задание
Какие бывают согласные звуки? (тв., и мяг.)
Фишками какого цвета обозначаются гласные звуки? (фишками красного цвета)
Фишками какого цвета обозначаются твёрдые согласные звуки? (фишками
синего цвета)
Фишками какого цвета обозначаются мягкие согласные звуки? (фишками
зелёного цвета)
Игра «Кто внимательный?»
Воспитатель называет разные звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные ), а
дети в ответ поднимают соответствующую фишку.
Четвертое задание
Воспитатель: Ребята, а теперь, чтобы выполнить следующее задание нам нужно
пройти по узенькой дорожке.
Цвет вашей фишки должен соответствовать первому звуку в слове, по ним вы
найдете свои места за столами.
Воспитатель: Почему сел за этот стол? (ответы детей)
Воспитатель: Заполните схему соответствующими фишками, проговаривая
слова, последовательно выделяя нужные звуки.
ЗАС
Дети, пользуясь интонационным выделением звука в слове, последовательно
вычленяют 1й, 2й, 3й, 4й, 5й звуки и каждый раз фиксируют их на картинках
схемах фишками соответствующего цвета.
Скко звуков в этом слове?
Как ты думаешь? Почему
назови в слове мягкие согласные,
Тв., согл,
Гл.
Поставьте ударение
Назовите ударный гласный звук
Назови слово с тв. Сог.
С мяг. Сог.
С гл.
Воспитатель: Сделай столько хлопков, сколько в слове слогов (картинки)?
Пятое задание
Шестое задание
Игра «Угадайка»
Воспитатель: Определите сколько звуков в вашем слове, и отнесите в домики,
где столько же окошечек.
Воспитатель: Почему ты, поставил свою картинку в этот домик?Воспитатель: Молодцы ребята! Больше не осталось заданий. Вы их все
выполнили. Вы расколдовали королеву и её жителей.
Воспитатель: Ну что ребята, нам пора возвращается в детский сад, а вернемся
мы, если назовем слова со звуком т, ть.
(Игра «Назови слова». Дети придумывают слова со звуками т, ть. За каждое
правильное слово дети получают фишкуигрушку.
Анализ и итог
Воспитатель: Ребята посмотрите, здесь какаято коробочка.
Воспитатель: Открыть крышку можно лишь вспомнив, какие испытания мы
прошли. Открываем коробочку, в которой лежат…(Медали)
Воспитатель: Почему мы смогли справиться с заданиями? (работали дружно,
много думали и хорошо занимались весь год). Молодцы! Я вам успехов, и быть
настоящей командой и тогда вы вместе справитесь со всеми трудностями.