Занятие по пересказу русской народной сказки «Гуси-лебеди»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Образовательные цели. Учить детей пересказывать сказку полно, последова-тельно, выразительно. Способствовать формированию развернутого связного вы¬сказывания, умения пользоваться косвенной речью. Развивающие цели. Обеспечивать развитие познавательной и регулирующей функции речи. Развивать голос, выразительность речи, зрительный гнозис и кон¬структивный праксис, общую моторику и координацию речи с движением. Формировать возможность перевоплощения с использованием мимики, пан-томимики, ритмической стороны речи. Воспитательные цели. Развивать эмоции, внимание, память, воображение, нравственные представления. Учить детей использовать в речи слова и выраже¬ния, необходимые для характеристики персонажей.
Иконка файла материала Занятие по пересказу русской народной сказки.doc
Занятие по пересказу русской народной сказки «Гуси­лебеди» Образовательные цели. Учить детей пересказывать сказку полно, последова­ тельно, выразительно. Способствовать формированию развернутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью. Развивающие цели. Обеспечивать развитие познавательной и регулирующей функции речи. Развивать голос, выразительность речи, зрительный гнозис и конструктивный праксис, общую моторику и координацию речи с движением. Формировать возможность перевоплощения с использованием мимики, пан­ томимики, ритмической стороны речи. Воспитательные цели.  Развивать   эмоции,  внимание,  память,  воображение, нравственные   представления.   Учить   детей   использовать   в   речи   слова   и выражения, необходимые для характеристики персонажей. Оборудование. Цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки, объем­ ные фигурки. Предварительная работа. Разучивание упражнения «Лебеди учатся летать». Ход занятия 1.  Оживление личного опыта детей.  Вводная   беседа.  Создание   эмоционального   фона   восприятия   сказки. Педагог   приглашает   детей   на   стульчики,   стоящие   полукругом   перед коврографом, демонстрирует иллюстрацию к сказке, выясняет, знакома ли сказка детям, кто им читал сказку, кто пробовал рассказать сказку сам. —  Посмотрите на иллюстрацию. Как называется сказка, к которой она нари­ сована? —  Кому читали эту сказку? —  Кто видел мультфильм по этой сказке? —  О ком эта сказка?2.   Выразительное рассказывание сказки педагогом с иллюстрированием на   наборном   полотне   или   в   настольном   театре   без   нацеливания   на пересказ. Развитие речевого слуха. Воспитание чувства языка. Педагог   предлагает   детям   сесть   удобно   и   рассказывает   сказку, иллюстрируя ее с помощью плоскостных фигурок на коврографе. Гуси­лебеди Жили­были   муж   да   жена.   Были   у   них   дочка   Машенька   и   сын   Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше: —  Ну, дочка, будь умницей. Никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезем. Отец   с   матерью   уехали,   а   Маша  (На   наборное   полотно   выставляется фигурка   Маши.}  посадила   братца  (На   наборное   полотно   выставляется фигурка Ванюши.} на травку под окном и побежала к подружкам. Вдруг откуда ни возьмись налетели гуси­лебеди, подхватили Ванюшку, поса­ дили   на   крылья   и   унесли.  (На   наборное   полотно   выставляется изображение стаи гусей­лебедей и тут же убирается вместе с фигуркой Ванюши.} Вернулась Маша, глядь — братца нет. Кинулась она туда, сюда — нигде Ва­ нюшки не видно. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна. Выбежала Маша в чисто поле, видит — метнулись гуси­лебеди и пропали за темным лесом. Догадалась Маша, что это гуси­лебеди унесли ее братца, и бросилась догонять их. Бежала,   бежала,   видит   —   стоит   в   поле   печка.  (На   наборное   полотно выставляется изображение печки.} Маша к ней: —  Печка, печка, скажи, куда гуси­лебеди полетели? —  Подбрось в меня дровец, — говорит печка, — тогда и скажу!Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила. Печка сказала, в какую сторону   бежать.   Побежала   Маша   дальше,   видит   —   стоит   яблоня,   вся румяными   яблоками   увешана,   ветки   до   самой   земли   склонились. (Изображение печки отодвигается на задний план, а в центр наборного полотна выставляется яблоня.} Маша к ней: —  Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси­лебеди полетели? —  Стряси мои яблочки, а то все ветки погнулись. Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу   показала.   Бежит   Маша   дальше   и   видит:   течет   молочная   речка­ кисельные берега.  (Изображение яблони переносится на задний план, а в центр наборного полотна выставляется речка с кисельными берегами.} Маша к ней: —  Молочная речка­кисельные берега, куда гуси­лебеди полетели? —   Упал в меня камень, — отвечает речка, — мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону — тогда скажу, куда гуси­лебеди полетели. Сдвинула Маша камень в сторону, зажурчала речка и сказала Маше, куда ей бежать, где гусей­лебедей искать. Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Смотрит Маша ­ ­ стоит избушка на курьих ножках, сидит в той избушке Баба Яга, пряжу прядет. (В центр   наборного   полотна   выставляется   избушка   на  курьих   ножках.}  А Ванюшка   возле   крылечка   золотыми   яблочками   играет.  (Выставляется фигурка Ванюши.} Подкралась Маша тихонько, схватила братца и побежала домой. Глянула   Баба   Яга   в   окно:   нету   мальчика.   Кликнула   она   гусей­лебедей   и послала в погоню.  (Изображение избушки на курьих ножках убирается, и далее, по мере развития сюжета, с дальнего плана выставляются в центр наборного полотна необходимые персонажи.}А Маша бежит, несет братца, ног под собой не чует. Глянула назад — увидела гусей­лебедей...   Что   делать?   Побежала   она   к   молочной   речке­кисельным берегам: —  Речка, речка, — просит Маша, — спрячь нас! Речка посадила ее с братцем под крутой бережок, от гусей­лебедей спрятала. Гуси­лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из­под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала. А гуси­лебеди увидали ее — воротились, летят навстречу. Подбежала Маша к яблоне: —  Яблонька, яблонька, спрячь меня! Яблонька заслонила ее ветками, прикрыла листочками. Гуси­лебеди покружи­ лись, покружились, не нашли Машу с Ванюшкой и пролетели мимо. Вышла Маша   из­под   яблони,   поблагодарила   ее   и   опять   пустилась   бежать.   Гуси­ лебеди снова увидали ее — и ну за ней! Хорошо, что печка рядом! Маша к ней: Печка, печка, спрячь меня! Печка ее спрятала, заслонкой закрыла. Гуси­лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут­то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали. Покружились они, покричали, да так ни с чем и вернулись к Бабе Яге. А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли. 3.  дыхания, развитие координации движений.  Подвижная   игра   «Лебеди   учатся   летать».  Воспитание   правильного Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им сделать знакомое упражнение. Дети изображают, как лебеди учатся летать. Они идут по кругу друг за другом, медленно и ритмично поднимают руки до уровня плеч   и   опускают   их.   На   подъем   рук   делается   глубокий   вдох   через   нос. Опуская руки, дети делают выдох через рот.4.  Беседа по сказке. Развитие памяти, диалогической речи. Уточнение и рас­ ширение глагольного словаря. Беседа начинается после небольшой паузы. Педагог выясняет, как дети поняли содержание сказки, и затем задает детям вопросы. •       С  чего начинается сказка? Кто может выступить в роли рассказчика и начать рассказывать сказку? Как должен рассказывать сказку сказочник? С какой интонацией он должен говорить? (Жили­были муж и жена, и были у них сын Ванюшка и дочка Машенька. Один раз родители поехали в город, а дочке велели следить за братцем. Девочка их не послушалась и оставила  братца одного. Прилетели гуси­лебеди и унесли мальчика.) •    Что сделала Маша? (Она пошла искать братца.) •         Кто   помог   ей   сначала?   (Маше   помогла   печка.   Она   попросила   Машу подбросить в нее дров и показала ей дорогу.) •    Кто помог ей потом? (Потом ей помогла яблоня. Она попросила стрясти яблочки с ее веточек и показала, куда бежать дальше.) •    Кто еще помог Маше? (Потом Маше помогла молочная речка­кисельные берега. Она попросила убрать камень и рассказала, куда дальше идти.) •    Куда пришла Маша и что там увидела? (Маша пришла в дремучий лес и увидела   избушку   на   курьих   ножках.   В   избушке   сидела   Баба   Яга,   а  перед окошком сидел Ванюшка.) •   Что сделала девочка? (Девочка схватила братика и побежала домой.) •    Кто помчался в погоню за детьми? (За ними полетели гуси­лебеди.) •    Кто опять помогал Маше с Ванюшей и прятал их от гусей? (Маше опять помогали речка, яблонька и печка.) •    Удалось ли гусям отнять Ванюшку? (Гуси­лебеди улетели к Бабе Яге ни с чем.) •    Что значит ни с чем! (Значит без всего, с пустыми руками.} •    Чем закончилась сказка? (Дети прибежали домой, а тут родители приехали и привезли им подарки.)•    Перечислите все, что делала Маша в этой сказке. (Маша не послушалась родителей; поняла, что гуси­лебеди унесли братца; побежала искать его, под­ бросила дров в печку, стрясла яблоки с веточек, сдвинула камень, увидела избушку   на   курьих   ножках,   схватила   братца,   побежала,   спряталась   с Ванюшкой под бережком,   поблагодарила речку,   побежала,   укрылась под яблонькой, поблагодарила яблоньку, побежала, спряталась с братцем в печке, вылезла из печки, поблагодарила ее, пустилась домой со всех ног.) •   Как вы понимаете выражение пустилась со всех ног! (Побежала очень быстро.) 5.   Повторное рассказывание сказки педагогом с нацеливанием детей на последующий пересказ. Педагог еще раз рассказывает сказку, предупредив детей о последующем пересказе. 6.   Сообщение педагогом плана пересказа или распределение ролей для пересказа по ролям. Развитие планирующей функции речи. Педагог сообщает план пересказа или помогает детям распределить роли, напоминает   о   правильном   интонировании   речи,   использовании словосочетаний и выражений, толкованием которых занимались во время беседы. 7.  Небольшая пауза для обдумывания сказки. Педагог   предоставляет   детям   несколько   минут   для   подготовки   к пересказу.  Пересказ   сказки   несколькими   детьми   по   частям   или   пересказ   по 8.  ролям. Развитие связной речи, творческих способностей, просодики, мимики, пантомимики. Дети рассказывают сказку или разыгрывают ее по ролям, инсценируя с помощью плоскостных фигурок на коврографе или с помощью объемных фигурок в настольном театре.Работа   с   пазлами   «Гуси­лебеди».  Развитие   зрительного   гнозиса   и 9.  конструктивного праксиса. Педагог заранее изготавливает пазлы из цветной иллюстрации к сказке. Теперь он предлагает детям всем вместе собрать картинку. В качестве основы можно использовать черно­белую иллюстрацию. 10.  Окончание занятия. Оценка работы детей. Педагог предлагает детям оценить работу друг друга и выбрать лучшего рассказчика.

Посмотрите также