Занятие № 3. 2 класс.
Тема: «Разметка улиц и дорог».
Цель: узнать, что такое дорожная разметка, какая она бывает и для чего нужна.
Оборудование: сказка «Иван царевич и серый волк», изображение 4 первых знаков.
Работа над новым материалом.
сказка «Иван царевич и серый волк»……..
«Прямо поедешь – голодать, холодать тебе; налево поедешь – сам останешься жив, а коня потеряешь; направо поедешь – сам будешь мёртв, а твой конь останется жив».
Конечно, сюжет сказочный, но в каждой сказке есть доля правды. Оказывается, камни, простые или с различными надписями или рисунками (например, животных), зарубки на деревьях, особым способом надломленные ветки применялись в качестве дорожных знаков ещё в древности.
Учёные полагают, что знак подобный нашему, «Уступи дорогу», появился в Риме во времена императора Августа. В той же Италии, на крутом повороте одной из дорог, нашли древний камень с надписью: «Это место является опасным».
СЛАЙД 3
Наши предки – славяне тоже применяли камни для различных обозначений на дорогах, делали зарубки на дорогах.
Например:
· веточка, положенная поперёк тропы, сигнализировала «СТОП!» пешеходам;
· толстый сук – уже сигнал для телеги, кареты (повозки). Он напоминает знак «Въезд запрещён»;
· стрелки – знак, который предписывает двигаться только в указанном направлении;
· веточка загнутая назад – знак «место для разворота».
Мы давно уже привыкли измерять расстояние в километрах, а когда-то оно измерялось вёрстами. Длина версты много раз менялась, пока в конце 18 века не была введена путевая верста. Путевыми вёрстами размечались дороги в государстве. Каждую версту отмечали специальным столбом. Эти столбы так и назывались – верстовыми. Окрашивали их в чёрно-белый цвет, чтобы они были приметнее. Отсчёт расстояния по дорогам вёлся от почтамта (почты).
Старые верстовые столбы сохранились до наших дней на дорогах, ведущих из Петербурга в Псков, Пушкин, Петродворец.
В наши дни эти столбы заменены столбиками с синими прямоугольниками, на которых написаны цифры. Эти цифры обозначают километр. Отсчёт километража по-прежнему ведётся от почтамта.
Ввиду увеличения числа автомобилей, роста скоростей и интенсивности движения на городских улицах.
А
ведь когда-то (когда города были наполнены повозками, заряженными лошадьми),
дорожных знаков не было вообще. В те времена ответственность за организацию
дорожного движения взваливали на себя кучера. И не плохо с этим справлялись,
ведь их «транспортные средства» были в меру послушны, реагируя на позывные
уздечки и кнута. Самоходные «повозки», даже самые примитивные по нынешним
меркам, намного быстрее лошадей.
И хоть аварии в начале прошлого века были редкостью, но все же
случались, поэтому водителям нужно было знать о приближающимся препятствии или
опасном повороте заблаговременно. Так постепенно и возникла идея размещать
дорожные знаки на некотором расстоянии от опасного объекта.
В 1903 году во Франции родился исторический документ, - «Акт по моторным машинам», в котором местные власти обязали устанавливать дорожные знаки перед перекрестками и опасными различными местами. Требовалось придумать, каким станет знак. Решили, что знак должен быть заметным издалека, располагающимся на высоте, и доступный взору водителя. И конечно, лучше, если вместо слов на знаке будут четкие символы: появились официальные стандартные знаки в виде прямоугольников с черно-белой цветовой гаммой: мост, крутой спуск, пересечение равнозначных дорог, поворот направо и др.
Осенью
1908 года в Париже состоялся Международный дорожный конгресс, ставший
историческим. Там были приняты первые дорожные правила и конвенция по
техническим требованиям к автомобилям, пересекающим границу. Государства,
присоединявшиеся к конвенции, обязаны были устанавливать предупреждающие знаки
на опасных участках дорог.
На конгресс приехали представители девяти стан, включая и Россию.
С тех пор автомобильное движение в Европе стало починяться единым правилам.
СЛАЙД 4
Самыми первыми официальными дорожными знаками были.
Шли годы, знаки эволюционировали и стало понятно, что помощники на дорогах должны быть и предупреждающими и запрещающими. Так на свет появились две группы дорожных знаков. Министерство Франции рекомендовало помещать предупреждающий знак в красный треугольник. Эти красные треугольники, немного видоизменившись, дожили и до наших дней.
В России официальные дорожные знаки появились в 1909 году, после принятия их Международной конвенцией в Париже. Знаков было 4.
(Показ первых 4 дорожных знаков).
1. «Лоток» - современный знак «неровная дорога»;
2. «Вираж» - современный знак «Извилистая дорога»;
3. «поворот» - современный знак «Крутой поворот»;
4. ………….
С тех пор они изменились, но сохранились до наших дней.
Физкультминутка.
Задание: соедини одинаковые дорожные знаки линиями, так чтобы эти линии не пересекались. Это непросто, но ты постарайся и у тебя всё получится. (Д/Б 4 класс, стр. 15).
СЛАЙД 5
С дорожными знаками мы уже с вами знакомились, давайте их вспомним.
Но сначала повторим, на какие группы они делятся и как выглядят:
СЛАЙД 6
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ. Запрещают определённые действия (например, разворот); запрещают движение определённых транспортных средств (например, запрет движения для тракторов)
· Форма — круглая,
· фон — красный или белый с красной окантовкой,
· цвет рисунков — чёрный или белый.
СЛАЙД 7
ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ. Предупреждают участников дорожного движения об опасностях.
· Форма - треугольную,
· Фон — белый с красной окантовкой,
· рисунки — чёрные.
СЛАЙД 8
РАЗРЕШАЮЩИЕ или Предписывающие знаки. разрешают участникам дорожного движения выполнять определённые действия, например направление поворотов.
· Форма — круглая,
· фон — синий,
· рисунки — белые.
СЛАЙД 9
ЗНАКИ СЕРВИСА Информируют участников дорожного движения о разных услугах: автозаправочных станциях, гостиницах, кемпингах.
· Форма — прямоугольная,
· цвет фона — синий с белым прямоугольником внутри,
· цвет рисунков — чёрный или красный.
СЛАЙД 10
ИГРА «помести знак в свой домик»
У каждого ученика на парте дорожный знак. На доске 4 домика с названиями групп знаков. Дети по очереди выходят к доске, и прикрепляют знак на тот домик, его он должен быть.
СЛАЙД 11-14
Главные
участники дорожного движения – водители и пешеходы. Те, кто находятся на
проезжей части, называются пешеходами. Тот, кто сидит за рулем автомобиля –
водителем.
Человек, который садится в транспорт (общественный или личный) называется
пассажиром. А водитель, если он вышел из своей машины, становится пешеходом.
Правила дорожного движения существуют и для водителей, и для пешеходов, и для
пассажиров.
СЛАЙД 16
Дорожная разметка предназначена не только для водителей, но и для пешеходов – это прежде всего ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД «ЗЕБРА»
СЛАЙД 17
На помощь нам придёт зебра,
её белые полосы на дороге ты часто видишь в местах перехода пешеходов. Это
наземный пешеходный переход.
Рядом с ним ты всегда увидишь либо светофор, либо знак «Пешеходный переход».
Бывает так, что в месте, где нам нужно пересечь дорогу, зебры нет. Что делать?
Тогда следует искать надземные или подземные пешеходные переходы.
Если пешеходных переходов не оказалось, рекомендуется переходить дорогу рядом с
перекрёстком по линии тротуаров.
СЛАЙД 18
На этом рисунке зелёным цветом обозначены места, по которым разрешается
переходить дорогу.
Переходи только тогда, когда дорога проглядывается в обе стороны, и на близком
расстоянии нет машин. Иди быстро, но ни в коем случае не беги. Не отвлекайся и
будь крайне внимательным.
В случае если перекрёстка нет, можно переходить дорогу под прямым углом, то
есть самым коротким путем – прямо.
СЛАЙД 19
Однако будь внимательным:
Слайд 20
• Дорогу должно быть хорошо
видно в обе стороны. Нельзя переходить перед поворотом, или горкой.
• На проезжей части не должно быть разделительной полосы и ограждений.
Закрепление изученного
Слайд 21- 22
К какой группе знаков относится каждый знак.
Назовите виды дорожной
разметки. Как называется дорожная разметка, предназначенная для пешеходов?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.