Первое занятие должно быть ярким, веселым, запоминающимся. Дети, ждут от него праздника и удивительных историй с приключениями.
На занятиях по развитию мышления при помощи шахмат не ставится цель получить хорошие спортивные результаты. В дошкольном и школьном возрасте такая нагрузка может оказаться непосильной. Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной умственной гимнастикой и залогом хорошего школьного обучения. Поэтому чаще всего шахматы – это важная составляющая гармоничного развития, одна из ступенек жизненного успеха.
Тема занятия: Шахматный мир.
Цель занятия: заинтересовать детей игрой в шахматы.
Задачи занятия:
вовлечь в игровой процесс с помощью дидактических шахматных игр и
заданий;
формировать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Оборудование: карандаши, раздаточный и демонстрационный дидактический
материал (магнитная доска с шахматными фигурами, рисунки с изображением
шахматных фигур, листы формата А4 с изображением шахматной доски и
карты для сюрпризного момента), мешочек для игры, жетоны для поощрения
детей, сундучок с призами.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
– Приглашаю Вас в свой шахматный мир.
2. Основная часть.
– Это не простое шахматный мир, а сказочное королевство, в котором много
интересного и загадочного. Где вы познакомитесь с шахматной доской и
шахматными фигурами.
– Его нельзя найти ни на одной географической карте. Как вы, конечно,
догадались, оно расположено на шахматной доске.
(Демонстрация на магнитной доске)
– На шахматной доске проходят шахматные сражения.
– Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клеткиквадратики. Это
ПОЛЯ. Их всего – 64. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные
квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.
Вот и все шахматное королевство. Маленькое шахматное королевство стоит
незыблемо уже полторы тысячи лет, и конца ему не видно. А появилось оно
впервые в Индии.
– Его жители подчиняются строгим законам и древним обычаям. Стать
великим полководцем сможет лишь тот, кто хорошо их изучил, уважает и
соблюдает.
– По всем шестидесяти четырем квадратам шахматной доски движутся
фигуры – храбрые воины шахматного королевства.
– Впереди армии, в первой шеренге от края до края доски расположены
пешки. Они прикрывают собой фигуры.
– По углам стоят ладьи. Именно это наименование носят фигуры, похожие на
башенки.
– Коней узнать легко.– Рядом с конями стоят слоны.
– В середине две самые важные фигуры – король и ферзь.
– Но прежде, чем продолжить наше путешествие, давайте немного отдохнем.
Встаньте возле своих мест. На экране монитора компьютера будут двигаться
фигурки. А мы будем за ними повторять движения. Итак, начали.
Физкультминутка
Дидактическая игра “Письмо ”
– Ой, ребята, а у меня на столе лежит письмо. Интересно, а кто же нам его
прислал?
Друзья! Помогите! Я в беде! Мне нужно разгадать загадки, чтобы
попасть в шахматное королевство. Заранее благодарен. Незнайка.
– Ну что, ребята, поможем Незнайке?
– За правильные ответы вы будете получать волшебные жетоны. А в конце мы
подведем итоги и определим, кто же станет будущим гроссмейстером. Но,
главное условие: нужно поднимать руку и не выкрикивать с места.
Маленькая, удаленькая,
Через поле пройдет
И награду найдет… (Пешка)
Вперёд и назад ходит браво,
Помчится налево, направо.
Ту фигуру знаю я, ведь зовут её .....( ладья)
Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой.
Красавца этого не тронь!
Узнал, кто это? Это…(конь)
Не живет в зверинце он
И не весит 40 тонн,
Но и ловок и силен.
Догадались? Это…(слон)
Всех он смелее и сильней,
И не узнать его нельзя,
Он победит слонов, коней,
Конечно, ты узнал... (ферзя)
Повернулся на престоле
И одно оставил поле
Кто играет эту роль?
Ну конечно же … (король)Скоро бой. И ждет войска
Деревянная ...(доска)
– Молодцы, ребята! Вы правильно ответили и помогли Незнайке попасть в
Шахматное королевство. Попрощаемся с ним.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)
(Дети по очереди достают фигуры из мешка. Остальные отвечают.
Фигуры, по ходу игры, выставляются на шахматную доску. За каждый
правильный ответ детям вручается жетон.)
– А сейчас обратите внимание на столы, за которыми вы сидите. Что вы
видите на них? (ответы детей)
– Совершенно верно это ШАХМАТНАЯ ДОСКА.
– Для вас я приготовил еще одно интересное задание, кто быстрее и
правильно заштрихует шахматные поля. (Раздать листы с заданием, первым
трем вручить жетоны).
(Пока дети рисуют, кладем в мешочек картусхему для поиска клада)
– Ребята, а у нас в мешочке чтото еще есть. Что здесь?
– Это карта, на которой отмечен клад. Хотите найти его в шахматном
королевстве? Тогда в путь (дети идут искать клад по карте, находят клад
сундучок с монетами).
– Ну вот, мы с вами выполнили все задания, преодолели все преграды, узнали
много нового. И за это получили приз – клад. Забираем его с собой.
– Наше время в шахматном королевстве истекло.
3. Подведение итогов
– Отгадайте загадку:
Рожь на нем не колосится,
Не растет на нем пшеница,
Слон и конь резвятся вволю,
Это шахматное ….. (поле)
– Каких полей больше: белых или черных?
– Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?
– Перечислите все шахматные фигуры.
– А теперь сосчитайте свои жетоны, и мы узнаем имя победителя.
– Давайте поздравим его! (Дети аплодируют)– Молодцы ребята, а сейчас каждый из вас получит заслуженную награду из
нашего клада.
(Вручение сладких призовмонет)
– Вам хотелось бы еще раз увидеть необычную страну?
– Вот вам пригласительный билет на следующее путешествие. Я вам будем
очень рады!