Первое занятие должно быть ярким, веселым, запоминающимся. Дети, ждут от него праздника и удивительных историй с приключениями.
На занятиях по развитию мышления при помощи шахмат не ставится цель получить хорошие спортивные результаты. В дошкольном и школьном возрасте такая нагрузка может оказаться непосильной. Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной умственной гимнастикой и залогом хорошего школьного обучения. Поэтому чаще всего шахматы – это важная составляющая гармоничного развития, одна из ступенек жизненного успеха.
Шахматный мир.docx
Тема занятия: Шахматный мир.
Цель занятия: заинтересовать детей игрой в шахматы.
Задачи занятия:
вовлечь в игровой процесс с помощью дидактических шахматных игр и
заданий;
формировать внимание, нагляднообразное и логическое мышление.
Оборудование: карандаши, раздаточный и демонстрационный дидактический
материал (магнитная доска с шахматными фигурами, рисунки с изображением
шахматных фигур, листы формата А4 с изображением шахматной доски и
карты для сюрпризного момента), мешочек для игры, жетоны для поощрения
детей, сундучок с призами.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
– Приглашаю Вас в свой шахматный мир.
2. Основная часть.
– Это не простое шахматный мир, а сказочное королевство, в котором много
интересного и загадочного. Где вы познакомитесь с шахматной доской и
шахматными фигурами.
– Его нельзя найти ни на одной географической карте. Как вы, конечно,
догадались, оно расположено на шахматной доске.
(Демонстрация на магнитной доске)
– На шахматной доске проходят шахматные сражения.
– Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клеткиквадратики. Это
ПОЛЯ. Их всего – 64. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные
квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.
Вот и все шахматное королевство. Маленькое шахматное королевство стоит
незыблемо уже полторы тысячи лет, и конца ему не видно. А появилось оно
впервые в Индии.
– Его жители подчиняются строгим законам и древним обычаям. Стать
великим полководцем сможет лишь тот, кто хорошо их изучил, уважает и
соблюдает.
– По всем шестидесяти четырем квадратам шахматной доски движутся
фигуры – храбрые воины шахматного королевства.
– Впереди армии, в первой шеренге от края до края доски расположены
пешки. Они прикрывают собой фигуры.
– По углам стоят ладьи. Именно это наименование носят фигуры, похожие на
башенки.
– Коней узнать легко. – Рядом с конями стоят слоны.
– В середине две самые важные фигуры – король и ферзь.
– Но прежде, чем продолжить наше путешествие, давайте немного отдохнем.
Встаньте возле своих мест. На экране монитора компьютера будут двигаться
фигурки. А мы будем за ними повторять движения. Итак, начали.
Физкультминутка
Дидактическая игра “Письмо ”
– Ой, ребята, а у меня на столе лежит письмо. Интересно, а кто же нам его
прислал?
Друзья! Помогите! Я в беде! Мне нужно разгадать загадки, чтобы
попасть в шахматное королевство. Заранее благодарен. Незнайка.
– Ну что, ребята, поможем Незнайке?
– За правильные ответы вы будете получать волшебные жетоны. А в конце мы
подведем итоги и определим, кто же станет будущим гроссмейстером. Но,
главное условие: нужно поднимать руку и не выкрикивать с места.
Маленькая, удаленькая,
Через поле пройдет
И награду найдет… (Пешка)
Вперёд и назад ходит браво,
Помчится налево, направо.
Ту фигуру знаю я, ведь зовут её .....( ладья)
Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой.
Красавца этого не тронь!
Узнал, кто это? Это…(конь)
Не живет в зверинце он
И не весит 40 тонн,
Но и ловок и силен.
Догадались? Это…(слон)
Всех он смелее и сильней,
И не узнать его нельзя,
Он победит слонов, коней,
Конечно, ты узнал... (ферзя)
Повернулся на престоле
И одно оставил поле
Кто играет эту роль?
Ну конечно же … (король) Скоро бой. И ждет войска
Деревянная ...(доска)
– Молодцы, ребята! Вы правильно ответили и помогли Незнайке попасть в
Шахматное королевство. Попрощаемся с ним.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)
(Дети по очереди достают фигуры из мешка. Остальные отвечают.
Фигуры, по ходу игры, выставляются на шахматную доску. За каждый
правильный ответ детям вручается жетон.)
– А сейчас обратите внимание на столы, за которыми вы сидите. Что вы
видите на них? (ответы детей)
– Совершенно верно это ШАХМАТНАЯ ДОСКА.
– Для вас я приготовил еще одно интересное задание, кто быстрее и
правильно заштрихует шахматные поля. (Раздать листы с заданием, первым
трем вручить жетоны).
(Пока дети рисуют, кладем в мешочек картусхему для поиска клада)
– Ребята, а у нас в мешочке чтото еще есть. Что здесь?
– Это карта, на которой отмечен клад. Хотите найти его в шахматном
королевстве? Тогда в путь (дети идут искать клад по карте, находят клад
сундучок с монетами).
– Ну вот, мы с вами выполнили все задания, преодолели все преграды, узнали
много нового. И за это получили приз – клад. Забираем его с собой.
– Наше время в шахматном королевстве истекло.
3. Подведение итогов
– Отгадайте загадку:
Рожь на нем не колосится,
Не растет на нем пшеница,
Слон и конь резвятся вволю,
Это шахматное ….. (поле)
– Каких полей больше: белых или черных?
– Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?
– Перечислите все шахматные фигуры.
– А теперь сосчитайте свои жетоны, и мы узнаем имя победителя.
– Давайте поздравим его! (Дети аплодируют) – Молодцы ребята, а сейчас каждый из вас получит заслуженную награду из
нашего клада.
(Вручение сладких призовмонет)
– Вам хотелось бы еще раз увидеть необычную страну?
– Вот вам пригласительный билет на следующее путешествие. Я вам будем
очень рады!
Занятие по шахматам «Шахматный мир.»
Занятие по шахматам «Шахматный мир.»
Занятие по шахматам «Шахматный мир.»
Занятие по шахматам «Шахматный мир.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.