Занятие по шахматам «Шахматный мир.»

  • Работа в классе
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 19.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Первое занятие должно быть ярким, веселым, запоминающимся. Дети, ждут от него праздника и удивительных историй с приключениями. На занятиях по развитию мышления при помощи шахмат не ставится цель получить хорошие спортивные результаты. В дошкольном и школьном возрасте такая нагрузка может оказаться непосильной. Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной умственной гимнастикой и залогом хорошего школьного обучения. Поэтому чаще всего шахматы – это важная составляющая гармоничного развития, одна из ступенек жизненного успеха.
Иконка файла материала Шахматный мир.docx
Тема занятия: Шахматный мир. Цель занятия: заинтересовать детей игрой в шахматы. Задачи занятия: ­ вовлечь в игровой процесс с помощью дидактических шахматных игр и  заданий; ­ формировать внимание, наглядно­образное и логическое мышление. Оборудование: карандаши, раздаточный и демонстрационный  дидактический материал (магнитная доска с шахматными фигурами, рисунки с изображением шахматных фигур, листы формата А4 с изображением шахматной доски и карты для сюрпризного момента), мешочек для игры,  жетоны для поощрения детей, сундучок с призами. Ход занятия. 1. Организационный момент.    – Приглашаю Вас в свой шахматный мир.  2. Основная часть.   – Это не простое  шахматный мир, а сказочное королевство, в котором много интересного   и   загадочного.   Где   вы   познакомитесь   с   шахматной   доской   и шахматными фигурами.   –   Его   нельзя   найти   ни   на   одной   географической   карте.   Как   вы,   конечно, догадались, оно расположено на шахматной доске. (Демонстрация на магнитной доске) –  На шахматной доске  проходят шахматные сражения.  –  Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки­квадратики. Это ПОЛЯ.   Их   всего   –   64.   Светлые   квадратики   –   БЕЛЫЕ   ПОЛЯ.   Темные квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.   Вот и все шахматное королевство. Маленькое шахматное королевство стоит незыблемо уже полторы тысячи лет, и конца ему не видно. А появилось оно впервые в Индии.  –   Его   жители   подчиняются   строгим   законам   и   древним   обычаям.   Стать великим полководцем сможет лишь тот, кто хорошо их изучил, уважает и соблюдает. –   По   всем   шестидесяти   четырем   квадратам   шахматной   доски   движутся фигуры – храбрые воины шахматного королевства.  –   Впереди   армии,   в   первой   шеренге   от   края   до   края   доски   расположены пешки. Они прикрывают собой фигуры. – По углам стоят ладьи. Именно это наименование носят фигуры, похожие на башенки.  – Коней узнать легко.– Рядом с конями стоят слоны.  – В середине две самые важные фигуры – король и ферзь.  – Но прежде, чем продолжить наше путешествие, давайте немного отдохнем.  Встаньте возле своих мест. На экране монитора компьютера будут двигаться  фигурки. А мы будем за ними повторять движения. Итак, начали.   Физкультминутка  Дидактическая игра  “Письмо ” – Ой, ребята, а у меня на столе лежит письмо. Интересно, а кто же нам его  прислал? ­Друзья! Помогите! Я в беде! Мне нужно разгадать загадки, чтобы  попасть в шахматное королевство.  Заранее благодарен. Незнайка.  – Ну что, ребята, поможем Незнайке?  – За правильные ответы вы будете получать волшебные жетоны. А в конце мы подведем итоги и определим, кто же станет будущим гроссмейстером. Но, главное условие: нужно поднимать руку и не выкрикивать с места.  Маленькая, удаленькая, Через поле пройдет И награду найдет… (Пешка)   Вперёд и назад ходит браво,  Помчится налево, направо. Ту фигуру знаю я, ведь зовут её .....( ладья) Узнать его легко: он с гривой, С осанкой важной, горделивой. Красавца этого не тронь! Узнал, кто это? Это…(конь) Не живет в зверинце он  И не весит 40 тонн, Но и ловок и силен. Догадались? Это…(слон)   Всех он смелее и сильней,                   И не узнать его нельзя,                       Он победит слонов, коней, Конечно, ты узнал... (ферзя) Повернулся на престоле  И одно оставил поле Кто играет эту роль?  Ну конечно же … (король)Скоро бой. И ждет войска  Деревянная ...(доска)   – Молодцы, ребята! Вы правильно ответили и помогли Незнайке попасть в Шахматное королевство. Попрощаемся с ним.  Дидактическая игра «Чудесный мешочек»   ­ Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)  (Дети по очереди  достают фигуры из мешка.  Остальные отвечают.  Фигуры, по ходу игры, выставляются на шахматную   доску. За каждый  правильный ответ детям вручается жетон.)    –  А сейчас обратите внимание на столы, за которыми вы сидите. Что вы  видите на них? (ответы детей)  – Совершенно верно это ШАХМАТНАЯ ДОСКА.    –   Для   вас   я   приготовил   еще   одно   интересное     задание,   кто   быстрее   и правильно заштрихует шахматные поля. (Раздать листы с заданием, первым трем вручить жетоны). (Пока дети рисуют,  кладем в мешочек карту­схему для поиска клада)   – Ребята, а у нас в мешочке что­то еще есть. Что здесь?   –    Это   карта,   на   которой   отмечен   клад.  Хотите   найти   его   в   шахматном королевстве? Тогда в путь  (дети   идут искать клад по карте, находят клад ­ сундучок с монетами).  – Ну вот,  мы с вами выполнили все задания, преодолели все преграды, узнали много нового. И за это получили  приз – клад. Забираем его с собой.  – Наше время в шахматном королевстве истекло.  3. Подведение итогов      – Отгадайте загадку: Рожь на нем не колосится, Не растет на нем пшеница, Слон и конь резвятся вволю, Это ­ шахматное ….. (поле)   –  Каких полей больше: белых или черных?  – Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?  –  Перечислите все шахматные фигуры.  – А теперь сосчитайте свои жетоны, и мы узнаем имя  победителя.  – Давайте поздравим его! (Дети аплодируют)– Молодцы ребята, а сейчас каждый из вас получит заслуженную награду из  нашего    клада.  (Вручение сладких призов­монет)   – Вам хотелось бы еще раз увидеть необычную страну?    – Вот вам  пригласительный билет на следующее путешествие.  Я вам будем  очень рады!