Образовательная программа «Азбука шахматной игры» модифицирует авторскую программу И.Г.Сухина, рекомендованную Министерством образования Российской Федерации и опубликованную в "Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть вторая". - М.: Просвещение, 2002, 3-е издание, с. 370 - 392.
Программа «Азбука шахматной игры» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
программа Шахматы.docx
ХАНТЫМАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования Белоярского района
«Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский»
СОГЛАСОВАНО:
УТВЕРЖДЕНА ПРИКАЗОМ №
Методсовет ДДЮТ Директор ДДЮТ
«26» августа 2016 г. «26» августа 2016 г.
__________________________ _________________________
подпись, место печати подпись, место печати
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Азбука шахматной игры»
ПРОГРАММА
Рассчитана на детей 5 лет
Срок реализации программы: 1 года
Авторсоставитель программы:
педагог дополнительного образования
Трапезникова Галина Николаевна г. Белоярский 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Азбука шахматной игры» модифицирует
авторскую программу И.Г.Сухина,
рекомендованную Министерством
образования Российской Федерации и опубликованную в "Программах
общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 4) в двух частях.
Часть вторая". М.: Просвещение, 2002, 3е издание, с. 370 392.
Программа «Азбука шахматной игры» позволяет реализовать многие
позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков сделать обучение
радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым
моментом занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают,
сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. При этом предусматривается широкое использование
занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение
дидактических сказок и т. д.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не
отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням
тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения,
возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим
детям преодолеть замкнутость.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок,
особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Поэтому
развитие личности ребенка происходит через шахматную игру.
Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества
людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности,
способствуя гармоничному развитию личности.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного
развития, формирования внутреннего плана действий способности действовать
в уме.
Игра в шахматы развивает нагляднообразное мышление, способствует
зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость,
целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее,
самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения,
бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было
подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают
в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением.
Опытным путем было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у
детей, активно играющих в шахматы на 40% выше, чем у неиграющих детей.
Введение шахмат в учебный план позволит снизить уровень интеллектуальной
пассивности у большой группы детей. Особенности интеллекта каждого ребенка
не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным
изменениям при определенных условиях обучения. Важная роль в обеспечении
таких условий принадлежит шахматам.
А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия.
Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель
жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть
объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав
свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни» (1924г.)*.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать
победу».
Новизна данной программы состоит в том, что она направленна на
формирование умственного развития, то есть способность действовать «в уме».
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих
воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств
выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и
умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они
многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят
«упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать,
и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать
ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому
себе.
Шахматы это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из
одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как
говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы нечто большее, чем просто игра.
Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть определённые
художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы
шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования:
приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой
натуры...»*.
Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является
приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся
спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная
неудача.
___________________________________________ * А.Алехин 4 Чемпион Мира по шахматам «На пути к высшим шахматным
достижениям», Минск, 1982г.
* Хосе Рауль Капабланка (18881942), кубинский шахматист, шахматный
литератор, дипломат. 3й чемпион мира по шахматам (1921 1927), один из
сильнейших шахматистов мира в 19101930 годах, победитель многих
международных турниров. Автор книги «Моя шахматная карьера» (русский
перевод 1924), «Последние шахматные лекции», изд. «Физкультура и спорт»,
1976 год.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития детей.
Задачи:
развитие познавательной активности, абстрактного и конкретного мышления;
введение в мир логической красоты и образного мышления;
расширение представлений об окружающем мире;
развитие памяти, внимания, усидчивости;
обеспечение креативной функции знаний;
воспитание других положительных качеств личности.
Участники программы:
Участниками программы являются дети 6 лет. Наполняемость групп
соответствует нормативным показателям и нормам СанПиН. Группы
укомплектованы учащимися в количестве 10 человек.
Образовательный цикл 1 год, направленность программы физкультурно
спортивная.
Год обучения
Возраст
Колво
детей в
группе
Первый
6 лет
10
Количество
учебных
часов
в неделю
3
Продолжительность
занятия
30 мин.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом.
2. Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала. 3. Принцип психологической комфортности создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
4. Принцип минимакса обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;
5. Принцип целостного представления о мире при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
6. Принцип вариативности у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
7. Принцип творчества процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на
проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление
умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное
воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит
принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до
творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ
от общепринятых стереотипов.
методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того
чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим
арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм
мышления: анализ позиции мотив идея расчёт ход. Продуктивный метод
играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ
позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и
эндшпиля. При изучении дебютной теории основным методом является
частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает
самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное
составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары,
мат в определенное количество ходов и т.д.).
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
Особенности содержания программы:
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен.
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций.
В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и
заданий, дается вариант примерного распределения программного материала,
приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических
игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими
руками. Предлагается также рекомендательный список художественной
литературы и список методической литературы для учителя.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает
первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения
шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные
дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством
фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место
отводится изучению "доматового" периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей:
загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и
инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих
детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают
силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают
свои первые шаги на шахматной доске.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для
самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на
шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др.,
решение которых дают не только информацию о какойлибо фигуре, но и
представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого
учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории
шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Результаты образовательной деятельности:
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка,
развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,
самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной
игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам
шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную
прочность знаний и умение применять их на практике.
Педагогический контроль.
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс
методик направлен на определение уровня усвоения программного материала,
степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности,
развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального
развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и
реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений
и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь
развития. На основе полученной информации вношу соответствующие
коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения
поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении
диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и
индивидуальных опросов, наблюдений.
Учебнотематический план для групп 1го год обучения
№ п/п Наименование разделов и
тем
1.
Первое знакомство с
Шахматным королевством.
2. Шахматная доска.
3. Шахматная доска.
Количество часов
Теория ,
Практика
1
1
1
Всего
часов
даты
1
1
1
1.10
4.10
6.10 4. Шахматная доска.
5. Шахматная доска.
6. Шахматные фигуры.
7. Шахматные фигуры.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Начальное положение.
Начальное положение.
Ладья.
Ладья.
Ладья.
Ладья.
Ладья.
Ладья.
Ладья.
Ладья.
Слон.
Слон.
Слон.
Слон.
Слон.
Слон.
Слон.
Слон.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8.10
11.10
13.10
15.10
18.10
20.10
22.10
25.10
27.10
29.10
1.11
3.11
5.11
8.11
10.11
12.11
15.11
17.11
19.11
22.11
24.11
26.11 26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Слон.
Конь.
Конь.
Конь.
Конь.
Конь.
Конь.
Конь.
Конь.
Благородные пешки черно
белой доски.
Благородные пешки черно
белой доски.
Благородные пешки черно
белой доски.
Благородные пешки черно
белой доски.
Благородные пешки черно
белой доски.
Благородные пешки черно
белой доски.
Благородные пешки черно
белой доски.
Благородные пешки черно
белой доски.
«Могучая фигура» Ферзь.
«Могучая фигура» Ферзь.
«Могучая фигура» Ферзь.
«Могучая фигура» Ферзь.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29.11
1.12
3.12
6.12
8.12
10.12
13.12
15.12
17.12
10.01
12.01
14.01
17.01
19.01
21.01
24.01
26.01
28.01
31.01
02.02
04.02 47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
«Могучая фигура» Ферзь.
«Могучая фигура» Ферзь.
«Могучая фигура» Ферзь.
«Могучая фигура» Ферзь.
«Могучая фигура» Ферзь.
«Могучая фигура» Ферзь.
«Могучая фигура» Ферзь.
«Могучая фигура» Ферзь.
Король самая важная,
главная фигура.
Король самая важная,
главная фигура.
Король самая важная,
главная фигура.
Король самая важная,
главная фигура.
Король самая важная,
главная фигура.
Король самая важная,
главная фигура.
Сравнительная
характеристика и
относительная ценность
фигур
Сравнительная
характеристика и
относительная ценность
фигур
63.
Сравнительная
характеристика и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
07.02
09.02
11.02
14.02
16.02
18.02
21.02
25.02
28.02
02.03
04.03
07.03
09.03
11.03
14.03
16.03
18.03 относительная ценность
фигур
64. Шах. Понятие о шахе.
Защита от шаха.
65. Шах. Понятие о шахе.
Защита от шаха.
66. Шах. Понятие о шахе.
Защита от шаха.
67. Шах. Понятие о шахе.
Защита от шаха.
68. Шах. Понятие о шахе.
Защита от шаха.
69. Шах. Понятие о шахе.
Защита от шаха.
70. Шах. Понятие о шахе.
Защита от шаха.
71. Шах. Понятие о шахе.
Защита от шаха.
72. Шах. Понятие о шахе.
Защита от шаха.
73. Шах. Понятие о шахе.
Защита от шаха.
74. Мат цель игры.
Мат в один ход.
75. Мат цель игры.
Мат в один ход.
76. Мат цель игры.
Мат в один ход.
77. Мат цель игры.
Мат в один ход.
78. Мат цель игры.
Мат в один ход.
Техника матования
одинокого короля
Техника матования
одинокого короля
Техника матования
одинокого короля
79.
80.
81.
82.
Техника матования
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21.03
23.03
25.03
28.03
30.03
01.04
04.04
06.04
08.04
11.04
13.04
15.04
18.04
20.04
22.04
25.04
27.04
29.04
02.05 одинокого короля
Техника матования
одинокого короля
Техника матования
одинокого короля
Техника матования
одинокого короля
Техника матования
одинокого короля
Техника матования
одинокого короля
Техника матования
одинокого короля
Повторение.
Шахматная партия.
Повторение.
Шахматная партия.
Повторение.
Шахматная партия.
Итого:
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
1й год обучения:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
04.05
06.05
11.05
13.05
16.05
18.05
20.05
23.05
25.05
1
1
1
1
1
1
1
1
1
91
Задачи:
1) Привитие навыков самостоятельной работы, развитие творческого мышления.
2) Развитие внимания, памяти, логического мышления и способности к
концентрации внимания, развитие интеллектуальных способностей.
3) Освоение азов игры в шахматы.
Для занятий используется специальная литература, карточки с диаграммами для
решения задач и упражнений, разрезная шахматная доска, демонстрационная
шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.
1. Первое знакомство с Шахматным королевством.
Из истории шахмат.
Возникновение и родина шахмат.
Начальные сведения.
2.Шахматная доска поле шахматных сражений: Знакомство с основными понятиями:
Горизонтали, Вертикали Диагонали
Центр, фланги.
Дидактические игры и задания:
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных
линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий
шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной
доски.
"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны
назвать ее. Так дети называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: "На
какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские
слоны? Ферзевые ладьи?" И т. п.
"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют
горизонталь. (Например: "Вторая горизонталь").
"Назови диагональ". А здесь определяется диагональ. (Например: "Диагональ
е1 а5").
"Какого цвета поле?" называю какоелибо поле и прошу определить его цвет.
"Кто быстрее". К доске вызываются два ребенка, и педагог предлагает им
найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто
сделает это быстрее.
3. Шахматные фигуры.
Первое знакомство.
«Тронул ходи!». Белая и черная армии.
Дидактические игры и задания:
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая
фигура спрятана.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети
должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе в один ряд, дети по очереди
называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается
заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди
пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает у ребят,
чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
4. Начальная позиция.
Расстановка фигур перед шахматной партией.
Правило: "Ферзь любит свой цвет".
Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным
положением фигур.
Дидактические игры и задания:
"Мешочек". Дети по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят
ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какуюнибудь фразу о начальном положении, к
примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч комуто из ребят. Если
утверждение верно, то мяч следует поймать.
5. ЛАДЬЯ
Прямолинейная, бесхитростная.
Ход, взятие.
Дидактические игры и задания:
Одна против пешек. Лабиринт. "Захват контрольного поля", "Защита
контрольного поля", "Кратчайший путь".
Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», "Сними часовых",
«Атака неприятельской фигуры».
6. СЛОН
Ход, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.
Где сильнее: на краю, в центре, в углу?
Легкая и тяжелая фигура.
Ладья против слона.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых",
"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", "Атака
неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита",
"Выиграй фигуру".
7. КОНЬ
«Прыг, скок и вбок». Ход, взятие, сила.
Необычный шаг. Ходит буквой «Г» и так и сяк. Игра конем на усеченной доске.
Центр, край, угол.
Конь против ферзя, ладьи, слона
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин",
"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", "Захват
контрольного поля"
8. Благородные пешки чернобелой доски.
«Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла фигуру нашла». Ход пешки,
взятие, превращение, сила.
«Подножка» (правило взятие на проходе).
Дидактические игры и задания:
«В бой идут одни только пешки».
"Игра на уничтожение", "Атака неприятельской фигуры".
9. «Могучая фигура» Ферзь.
«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.
Ход, взятие. Где сильнее? Центр, край, угол.
Ферзь против ладьи, слона
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин",
"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь", "Захват
контрольного поля".
10. Король самая важная, главная фигура.
Самая важная, главная фигура.
Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин".
11. Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур.
Ценность фигур.
Сравнительная сила фигур.
Достижение материального перевеса.
Дидактические игры и задания:
"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая
фигура сильнее? На сколько?" "Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и
просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур
так, чтобы суммы очков в армиях были равны.
"Выигрыш материала". Педагог расставляет на демонстрационной доске
учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
"Защита". В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий
сохранить материальное равенство.
12. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.
Что такое шах. Понятие о шахе.
Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.
Дидактические игры и задания:
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых дети должны
определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному
королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
13. Мат цель игры.
Что такое мат. Понятие о мате.
Мат – цель шахматной партии. Задачи на мат в один ход.
14.Техника матования одинокого короля:
Две ладьи против короля.
Ферзь и ладья против короля.
Король и ферзь против короля.
Король и ладья против короля.
Дидактические игры и задания:
"Шах или мат". Шах или мат черному королю?
"Мат или пат". Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
"Мат в один ход". Требуется объявить мат в один ход черному королю.
"На крайнюю линию". Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король
отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
"В угол". Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти
королем на угловое поле.
"Ограниченный король". Надо сделать ход, после которого у черного короля
останется наименьшее количество полей для отхода. Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение" важнейшая игра курса. У ребенка формируется
внутренний план действий, развивается аналитикосинтетическая функция
мышления и др. Педагог играет с ребятами ограниченным числом фигур (чаще
всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре
(черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля,
находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры,
избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая
фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При
этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры
противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной
игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть
на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные
фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее побить
незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под
боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе
черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с
"заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника
«В бой идут одни только пешки». Практическая игра пешками. "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному
королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных
случаях.
"Два хода". Для того чтобы дети научился создавать и реализовывать угрозы,
он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик
отвечает двумя своими ходами.
Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый
взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют
"заколдованные" фигуры и "заминированные" поля) моделируют в доступном
для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются
шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются
занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу
образного и логического мышления.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся знают:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат,
пат, ничья, знакомятся с историей возникновения шахматной игры,
название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
правила хода и взятия каждой фигурой.
различают: диагональ, вертикаль, горизонталь;
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает
первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с шахматной доской,
фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать
положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на
отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового"
периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей:
загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и
инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих
детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают
свои первые шаги на шахматной доске.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для
самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на
шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др.,
решение которых дают не только информацию о какойлибо фигуре, но и
представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого
учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против
пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории
шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение:
педагог, умеющий играть в шахматы, имеющий педагогическое образование,
занимающийся самообразованием и способный привлечь к занятиям детей.
Информационное обеспечение:
методические пособия,
методические разработки занятий,
специальная литература по всем разделам программы для работы педагога с
детьми:
1. "Шахматы", автор И.Майзелис.
2. "Путешествия по шахматной стране", И.Сухин.
3. "С шахматами через века и страны", Ежи Гижицки.
4. Периодическая печать и т.д.
Материалы для учеников:
1. Карточки с диаграммами решения задач и упражнений.
2. Разрезная шахматная доска.
Материальнотехническое обеспечение на 1 группу (10 человек):
кабинет для занятий;
шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2х
детей); 5 шт.;
демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур 1 шт.;
шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий (вырезанные из
старых картонных шахматных досок или 10 шт.; изготовленные из цветной
бумаги или картона)
шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения
шахматной нотации 10 шт.;
мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек» 1 шт.;
цветные карандаши, 10 шт.; СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. И. Г. Сухин. Шахматы. Пособие для учителя – Обнинск: Духовное
возрождение, 2015.
2. Н.И.Журавлев. Шахматы. Шаг за шагом. – Москва. « Russian CHESS House»,
2014.
3. В.Л.Барский. Шахматы. Методика проведения занятий. – Москва, ООО
«Дайв», 2011.
4. С.Б. Позин. 25 уроков шахмат. – Москва. « Russian CHESS House», 2014.
5. С. Иващенко. Учебник шахматных комбинаций. Том 1а,1b. – Москва.
6. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
7. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
8.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.
Азбука шахматной игры.
Азбука шахматной игры.
Азбука шахматной игры.
Азбука шахматной игры.
Азбука шахматной игры.
Азбука шахматной игры.
Азбука шахматной игры.
Азбука шахматной игры.
Азбука шахматной игры.
Азбука шахматной игры.
Азбука шахматной игры.
Азбука шахматной игры.
Азбука шахматной игры.
Азбука шахматной игры.
Азбука шахматной игры.
Азбука шахматной игры.
Азбука шахматной игры.
Азбука шахматной игры.
Азбука шахматной игры.
Азбука шахматной игры.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.