Занятие по теме "Сигналы бедствия"
Оценка 5

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Оценка 5
Лекции +1
doc
ОБЗР +2
7 кл—11 кл +1
25.06.2017
Занятие по теме "Сигналы бедствия"
Может использоваться на уроках "Основы безопасности жизнедеятельности", занятиях по туризму, "Школе безопасности", подготовке юнармейцев, юных спасателей, инструкторов и т.д. Описание различных средств и способов сигнализации. Кодовая таблица. Международная авиационная аварийная жестовая сигнализация. Иллюстрации прилагаются. Могут быть использованы в качестве раздаточного материала. Для педагогов и школьников
Сигналы бедствия.doc
Занятие по теме: «Сигналы  бедствия». Цель занятия:  ознакомить учащихся с различными вариантами подачи сигналов бедствия, внушить уверенность в своих возможностях Оборудование:  плакат   со   знаками   кодовой   таблицы,   изображения различных средств подачи сигналов, раздаточный материал: азбука Морзе План занятия 1.   Привести   примеры   ситуаций,   когда   умение   привлечь   внимание   спасало жизнь (или обратные). Сообщить тему занятия. Выяснить, с какими способами привлечения   внимания,   подачи   сигнала   бедствия,   передачи   информации ребята уже знакомы. 2. Различные средства сигнализации и привлечения внимания.  Радиотехнические средства аварийной сигнализации  Пиротехнические сигнальные средства  Сигнальное зеркало – гелиограф  Звуковая сигнализация  Электрические средства   Флаги­сигналы  Сигнальный костер  Бутылочная почта  Кодовая таблица  Международная авиационная аварийная жестовая сигнализация. 3. Раздать азбуку Морзе, записать кодовую таблицу сигналов. 4. Закрепление изученного материала (возможно на следующем занятии). Ход занятия Помните   известную   греческую   легенду   о   Тезее   и   его   отце   Эгее? Афиняне   послали   царского   сына   Тезея   на   остров   Крит,   где   в   лабиринте обитал   получеловек­полубык   Минотавр,   чтобы   герой   попытался   избавить город от страшной ежегодной дани, требуемой чудовищем (семь юношей и семь девушек). Перед отплытием Тезей обещал отцу Эгею, что, возвращаясь домой, он поднимет белые паруса, если он убил Минотавра и возвращается домой живым. К сожалению, Тезей забыл это сделать. Увидев черные паруса и решив, что произошло самое худшее, Эгей бросился со скалы в море, которое с тех времен носит его имя. Вот какие трагические последствия может иметь неверно поданный сигнал. А вот еще два примера. Группа туристов сбилась с маршрута. Недельное скитание по тайге ни к чему   не   привело.   Запас   продуктов   истощался.   Положение   становилось угрожающим.   Несколько   раз   над   тайгой   пролетали   самолеты.   Туристы кричали, размахивали куртками, но их никто не слышал и не видел. Наконец они решились на безумный шаг – подожгли тайгу. Пожар заметили. Только через неделю удалось остановить огонь. Еще неделя ушла на подавление очагов пожара. В итоге сгорело несколько сотен гектаров   леса,   погибли   тысячи   животных,   сгорела   небольшая   деревня   и несколько лесных кордонов, несколько пожарных получили тяжелые ожоги, один погиб. При разборе происшествия выяснилось, что спасенные туристы таким методом хотели подать сигнал бедствия. А после опроса выявилось, что ни один   из   туристов   не   имел   представления   о   способах   подачи   аварийных сигналов. Но за это незнание пришлось расплачиваться совсем другим людям. Еще один случай. Компания горожан отправилась отдохнуть в выходной день на небольшой островок, расположенный посреди судоходной реки. По чьей­то   небрежности   плохо   привязанную   лодку   оттащило   от   берега отраженной волной и унесло течением. Заметили это поздно, когда лодка уже скрылась за поворотом реки.  Они   стали   успокаивать   себя,   думая,   что   с   проплывающего   судна   их заметят и подберут. Но ни на первом, ни на втором прошедших невдалеке буксирах   не   услышали   криков,   не   заметили   мечущихся   по   берегу   людей. Потом прошел мимо еще один буксир и еще несколько моторных лодок.  Ночью   попавшие   в   положение   робинзонов   люди   разожгли   большей костер, но суда продолжали идти мимо.  На   следующий   день   потерпевшим   стало   не   по   себе.   В   нескольких километрах от города они терпели самое настоящие бедствие! Вокруг сновали десятки лодок и судов, а они оставались невидимыми. Как назло, ухудшалась погода, пошел дождь, видимость упала до нескольких сотен метров. В конце концов, костры погасли, спички отсырели, одежда промокла насквозь.  Лишь на третьи сутки на островок высадились рыбаки. Они обнаружили погибающих и переплавили их на берег.  К сожалению, история аварий знает немало примеров, когда неумение подать   сигнал   бедствия   стоило   людям   жизни.  Меж   тем   существует   целый арсенал   средств   привлечения   внимания   спасательных   команд,   а   так   же случайно оказавшихся в районе бедствия самолетов, вертолетов, судов. Еще   с   древнейших   времен   для   привлечения   внимания   люди использовали разные предметы: свистки, флейты, гонги, трубы, барабаны, а так же для передачи визуальной информации часто использовали огонь, дым костра. Позднее для этого стали применять маяк. Сегодня в распоряжении человека   гораздо   более   разнообразный   набор   средств   подачи   сигналов:   от простого костра и зеркальца до современных радиотехнических приборов и спутниковых систем. Эти средства можно разделить на группы, с основными их   них   мы   сегодня   познакомимся.   Ваша   задача   –   изучить   разнообразные средства и уметь выбирать их и применять в зависимости от ситуации. ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Материалы к занятию 1. Радиотехнические средства аварийной сигнализации а)   международная   космическая   система   поиска аварийных судов и самолетов (КОСПАС­САРСАТ) (с 1982   г.)   –   аварийные   спутниковые   радиобуи, радиостанции,   радиомаяки,   работающие   на   частотах 121,5 МГц и 406,025 МГц; б)   при   возможности   переговоров   со   спасателями   в радиотелефонном режиме надо постараться сообщить им: предположительное   местонахождение   потерпевших бедствие   и   их   количество;   в   море   –   скорость   и направление дрейфа судна; опознавательные   знаки   места   аварии;   для   судна   или другого   транспортного   средства   –   его   тип,   цвет корпуса, флаг, название; вид требуемой помощи; наличие средств связи и сигнальных средств; местные метеорологические условия; состояние потерпевших бедствие (количество раненых, нетрудоспособных и т.п.); возможность подготовки посадочной площадки; Важно:   заранее   и   возможно   более   коротко   сформулировать   информацию; излагать спокойно, точно, без лишних слов и с хорошей дикцией. в) для более действенного приема аварийных радиосигналов в мировой практике предусмотрена   так   называемая  минута   молчания  или  международный период молчания – от 15 до 18 минут и от 45 до 48 минут в течение каждого часа,   когда   радиотелеграфные   станции   на   судах,   самолетах   и   вертолетах спасательных и ледовых служб, буровых платформах в море, а также береговые радиостанции прекращают передачу и работают на прием аварийных сообщений; для радиотелефонных станций период молчания установлен с 0 до 3 минут и с 30 до 33 минут каждого часа; г) мобильные телефоны. 2. Пиротехнические сигнальные средства а) сигнальные ракеты сигналом   бедствия   принято   считать   одну   или несколько   ярко­красных   или   малиновых   звездочек, выпускаемых поодиночке через короткие промежутки времени с помощью пистолета­ракетницы, или долгий красный свет планирующей парашютной ракеты; как сигнал бедствия могут быть истолкованы огни любых других ракет, выпускаемых сериями по три штуки, с небольшими интервалами между выстрелами; б) патроны­мортирки, «Пиротехнический сигнал охотника» ­ в виде авторучки, взрывается на высоте 50­80 м, образует яркую звездочку, которая горит в небе около 5 с и может быть замечена на расстоянии до 7­10 км в) сигнальные патроны для охотничьих ружей, пистолетов, винтовок, газового оружия – мощность, высота и время горения намного меньше г)   патроны   сигнального   ночного   и дневного   действия   (ПСНД)   –   цилиндр длиной   172   мм,   диаметром   35   мм   и весом   190   г;   патрон   приводится   в действие   выдергиванием   запального шнура,   но,   в   отличие   от   ракеты,   шнур расположен   там   же,   куда   смотрит сигнальное   сопло;   крышка   дневного сигнала   (малиновый   дым)   плоская   и ровная, а ночного (ярко­оранжевое или малиновое пламя) имеет углубление д) фальшфейер красного огня – длина 225 мм, диаметр 37 мм, вес около 250 г, время горения 60 с, приводится в действие выдергиванием пускового шнура е)   факел­свеча   –   горит   10   минут   ярко­ красным пульсирующим пламенем ж) дымовые шашки з) фейерверки красного цвета и)   аэрозоль   –   выпускать   через   пламя зажигалки   короткими   (1­2   с)   нажатиями   с   2­5­секундными   паузами,   иначе баллончик может взорваться в руках 3. Сигнальное зеркало – гелиограф История донесла до нас случай, когда солнечный зайчик от оберточной фольги шоколада помог пилоту спасательного самолета обнаружить экипаж пропавшего дирижабля.   Это   была   «Италия»   знаменитого   генерала   Умберто   Нобиле, потерпевшая крушение в Центральной Арктике в 1928 г. Всего лишь «солнечный зайчик», а в определенных условиях отраженный свет его может посостязаться с лучом   мощного   прожектора.   С   самолета,   летящего   на   высоте   1,5   км,   такая вспышка видна на расстоянии до 24 км. 4. Звуковая сигнализация – спец. пиротехнические петарды, сигнальные комбинированные ракеты, свисток (звук слышен вдвое­втрое дальше, чем крик), ритмичные выстрелы. Звуковым   сигналом   бедствия   считаются   отдельные громкие   звуки,   производимые   с   промежутками   через   1 минуту;   либо   группы   из   6   отдельных   звуков,   разделенные паузой; либо беспрерывный звуковой сигнал. Важно:   занять   высокую   позицию,   по   возможности исключить препятствия для звука, подавать сигнал по ветру; туман усиливает звук. 5.   Электрические   средства   –   специальные   проблесковые фонари и обычные фонарики Сигнал  SOS:   три   точки   –   короткая   пауза   –   три   тире   – короткая пауза – три точки 6. Флаги­сигналы 7. Сигнальный костер Международный сигнал бедствия – три костра, расположенные друг от друга в 300 м и образующие треугольник; или три костра, вытянутые по прямой линии 8.Бутылочная почта 9. Кодовая таблица Сигналы выкладываются на открытых местах. Размер   знака   (международный   стандарт)   –   10   м   в длину,   3   м   в   ширину   и   3   м   между   знаками; минимальный размер – 2 м.   Международная   авиационная 10. аварийная жестовая сигнализация. 1. Прошу взять на борт 2. Требуется техническая помощь 3. Здесь удобно произвести посадку 4. Все в порядке 5. Вас понял, выполняю 6. Располагаю радиостанцией 7. Здесь приземляться опасно 8. Не могу двигаться, необходима медицинская помощь 9. Готов принять вымпел, письменное сообщение 10. Да 11. Нет Кодовая таблица. Международная авиационная аварийная жестовая сигнализация. Кодовая таблица Для потерпевших, лишенных аварийно­сигнального "инструментария", придуман еще один способ аварийной сигнализации ­ международная кодовая таблица. Сигналы   кодовой   таблицы   выкладываются   на   открытых,   хорошо заметных   с   воздуха   местах   ­   на   склонах   холмов,   полянах.   В   разных источниках   рекомендуемые   размеры   сигналов   указываются   разные,   в зависимости от вкусов и ведомственных пристрастий авторов. Поэтому   лучше   остановиться   на   международном   стандарте:   10   м   в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 м. В   противном   случае   знак   будет   сложно   разобрать   с   большой   высоты. Ограничений в большую сторону нет ­ чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят. Из чего можно сделать сигнал? Практически из всего. Из разложенных на   земле   спальников,  разрезанной   палатки,   запасной   одежды,  спасжилетов, кусков   ткани,   закрепленных   с   помощью   вбитых   в   грунт   колышков   или наложенных   сверху   камней.  Из   обломков   транспортного   средства,   камней, лапника   и   веток   деревьев.   На   берегу   моря   ­   из   гальки   или   выброшенных прибоем морских водорослей. Можно сигнал не выкладывать, а, например, выкапывать, для чего снять с помощью лопаты или ножа дерн и углубить полученную траншею. При этом сам   дерн   нужно   аккуратно   уложить   вдоль   траншеи   на   траву   внутренней, темной стороной вверх, что вдвое увеличит его ширину. На снегу сигнал "рисуется" с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и т.п. темным материалом. Только, вытаптывая траншеи   на   снегу,   не   надо   топтаться   рядом   с   ними,   чтобы   вместо   четко читаемого сигнального знака не получить бессмысленный узор из десятков идущих в разные стороны дорожек и тропинок. Подходить к строительной площадке   следует   только   с   одной   стороны   и   только   по   одной,   заранее обозначенной тропинке. Во всех случаях надо стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона, на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более темными, на темной ­ светлыми. В   пустыне,   где   строительный   материал   выбирать   не   приходится, нагребаются невысокие валы из песка. Такой знак "работает" два раза в сутки ­ утром и вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом. Густые тени, отброшенные   искусственными   песчаными   валами,   достаточно   хорошо читаются   с   воздуха.   Но   еще   лучше   развесить   на   кольях,   вбитых   в   песок, полотнища ткани или даже плотной бумаги. Сама ткань может быть любой окраски, даже желтой, потому что рисовать сигнал будут не полотнища, а отбрасываемая   ими   тень.   При   отсутствии   ткани   подобный   теневой   сигнал можно попытаться соорудить из связанных в длинные жгуты и растянутых между кольев в метре от земли растений. Каждый   знак   кодовой   таблицы   имеет   одно   единственное   известное пилоту поискового самолета значение. Выдумывать собственные сигналы не стоит, а если вы по какой­либо причине забыли, как расшифровывается тот или иной знак, можно выложить на земле общеизвестный сигнал SOS. Но еще лучше, если потерпевшие бедствие будут знать международную авиационную аварийную жестовую сигнализацию, используемую для передачи информации пилотами поисково­спасательных самолетов и вертолетов. 1. Прошу взять на борт. 2. Требуется техническая помощь. 3. Здесь удобно произвести посадку. 4. Всё в порядке. 5. Вас понял, выполняю. 6. Располагаю радиостанцией. 7. Здесь приземляться опасно. 8. Не могу двигаться, необходима медицинская помощь. 9. Готов принять вымпел, письменное сообщение. 10. Да.  11. Нет. Для   той   же   самой   цели   ­   сообщения   пилотам   поисковых   самолетов конкретной информации ­ используется еще одна форма сигнализации. Только уже не международная, а наша, отечественная, принятая в ВВС. С кем придется потерпевшим общаться в условиях аварии ­ с нашими или   не   нашими   авиаторами   и   кто   из   них   какой   жестовой   системы придерживается,   заранее   сказать   невозможно,   так   что   лучше,   на   всякий случай, знать обе:  1.   "Произошло   происшествие,   имеются   пострадавшие"   ­   лежащий   на земле   человек,   или   круг   из   ткани   (расправленный   парашют),   в   середине которого фигура лежащего человека. 2. "Нуждаемся в продовольствии, теплом обмундировании" ­ сидящий на земле человек, или треугольник из ткани. 3.   "Покажите,   в   каком   направлении   идти"   ­   человек   с   поднятыми   и немного разведенными в стороны руками, или тонкий, длинный треугольник из ткани в виде стрелы. 4. "Здесь можно произвести посадку" ­ человек в неглубоком присяде с вытянутыми вперед руками, или квадрат из ткани. 5.   "Приземляйтесь   в   указанном   направлении"   ­   стоящий   человек   с вытянутыми вперед руками в направлении захода на посадку или посадочное "Т" из ткани. 6. "Здесь садиться нельзя" ­ стоящий человек с перекрещенными над головой руками или крест из ткани. Кроме   специальных,   существуют   упрощенные   сигналы   бедствия,   о которых в той или иной мере осведомлены спасатели почти всех ведомств. Например, универсальный во всех отношениях сигнал SOS, или любой другой световой   или  звуковой  сигнал, повторенный  три раза  подряд  через короткие промежутки времени. Не важно, что это будет ­ три огня, три столба дыма, три громких свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр. ­ лишь бы сигнал был тройным. Между   подачей   каждой   группы   сигналов   следует   выдерживать минутную паузу. Три световых или шумовых сигнала ­ минута отдыха ­ и снова три сигнала. Международный   сигнал   бедствия,   принятый   в   горах,   выглядит несколько   иначе:   шесть   свистков,   световых   вспышек   или   взмахов   рукой   в минуту, затем минутная пауза и повтор сигнала. Если   во   время   путешествия   вы   заметили   чужой   сигнал   бедствия   ­ примите   все   меры   для   оказания   помощи.   В   первую   очередь   зафиксируйте место   подачи   сигнала   ­   снимите   с   помощью   компаса   "пеленг",   заметьте ориентиры   в   указанном   направлении.   Если   пострадавшие   находятся   в труднодоступном  месте, на помощь им должны выйти  несколько  наиболее опытных путешественников. Недопустимо отправлять спасательную команду налегке ­ без палатки, теплых вещей, питания. Уходящие   спасатели   должны   быть   полностью   автономны,   даже   если терпящие   бедствие   находятся   в   нескольких   сотнях   метров.   Оставшиеся (страхующая   группа)   немедленно   должны   приступить   к   оборудованию аварийного лагеря ­ разбить палатки, построить убежища, развести костры, вскипятить воду, установить знаки­сигналы вокруг лагеря и по направлению движения спасгруппы, организовать промежуточные лагеря. Если   возможно,   надо   немедленно   поставить   в   известность   о происшедшем   спасательные   службы,   органы   власти   и   далее   действовать согласно их указаниям. При работе штатных спасателей самостоятельные, не согласованные с ними действия недопустимы. Продолжать маршрут можно только с разрешения соответствующих служб после окончания спасоперации. В случае, когда потерпевшие бедствие решили, не дожидаясь помощи спасательных   команд,   выбираться   к   людям   самостоятельно,   то   место,   где произошла   авария,   они   должны   пометить   с   помощью   описанных   выше способов,   а   в   направлении   движения   в   обязательном   порядке   выложить хорошо   различимый   с   воздуха   знак   ­   стрелку   из   международной   кодовой таблицы. Одновременно на земле на видном месте из камней, кусков льда, бревен сооружается   далеко   видимый   тур­башенка.   На   его   вершине   закрепляются несколько   двухметровых   палок,   к   которым   привязываются   яркие   лоскуты ткани, фольга, консервные банки. Под туром или рядом с ним в защищенной от непогоды емкости ­ в бутылке с залитым стеарином горлышком, в тройном полиэтиленовом   мешке,   резиновом   воздушном   шарике   и   пр.   ­   оставляется записка,   в   которой   указываются:   полные   данные   потерпевших   аварию (фамилии,   имена,   домашние   и   рабочие   адреса),   кратко   описывается происшедшее, перечисляются имеющиеся в распоряжении группы имущество и снаряжение (продукты, вода, сигнальные средства, оружие, одежда и пр.), обосновывается выбранное направление движения. Обязательно указываются год, число и время, когда оставлена записка. У   основания   тура   из   камней   или   толстых   веток   выкладывается   направленных   острием   в   сторону несколько   стрелок­указателей, предполагаемого направления движения. Все ненужные вещи оставляются возле тура на видном месте. Груз в дорогу (кроме обязательных средств сигнализации и ориентирования, оружия, полиэтилена, с помощью которого можно прекрасно защититься от осадков, ветра, холода, а в пустыне добыть воду) следует брать исходя из конкретных климатических и географических условий маршрута, но не забывая мудрое правило: "Надеясь на лучшее, готовься к самому худшему!"  В ходе движения необходимо как можно чаще помечать свой маршрут ­ обламывать ветки, делать затесы на стволах деревьев, складывать в заметных местах ненужные вещи и т.п. В труднопроходимой местности метки должны располагаться   в   пределах   прямого   обнаружения   ­   от   одной   метки   видно другую.  В  местах  изменения   направления   движения   следует   ставить  2 ­ 3 большие   метки   ­   крупный   затес   на   стволе   дерева,   тур,   полосы   яркого материала, закрепленные на ветках дерева.  Рядом   с   меткой   выкладывать   стрелку,   указывающую   направление движения.   Раз   в   сутки   необходимо   оставлять   в   хорошо   заметных   местах, защитив от непогоды, записки с указанием своего маршрута и другой важной для  спасателей   информацией  и  датой  оставления  записки. Помните:  часто поставленные метки облегчают поиск пропавшей группы.  С той же целью, особенно в зимнее время, желательно прокладывать свой  путь  по  открытым  пространствам,  помня, что  поисковые  самолеты  и вертолеты  в  первую  очередь  будут  осматривать   опушки,  поляны,  просеки, русла   замерзших   рек,   на   поверхности   которых   следы   различимы   гораздо лучше, чем в густолесье. Для облегчения их задачи на открытых участках маршрута надо стараться оставлять как можно больше следов, например, идя не  друг  за  другом, а развернутым   фронтом. Как  можно  больше  оставлять следов   имеет   смысл   на   поверхности   линейных,   доступных   для   осмотра   с воздуха   ориентиров:   посередине   широких   просек,   на   заснеженном   льду водоемов. Именно их авиаторы будут осматривать наиболее внимательно.  По   тем  же  причинам  при   движении   вдоль  реки  или   переправе   через водные преграды следует выбирать места с открытыми широкими песчаными пляжами, на которых следы сохраняются довольно долго и хорошо заметны с воздуха.  В   заключение   я   хочу   слегка…   разочаровать   читателя.   Аварийная сигнализация ­ дело не такое простое, как может показаться по прочтении этой главы. Всегда остается вероятность, что поданный вами сигнал кроме вас самих   никто   не   заметит.   Особенно   это   характерно   для   случаев,   когда потерпевших специально не разыскивают.  Вот тогда мы и поняли: на аварийные сигнальные средства надейся, да сам не плошай.  Последний   совет   касается   не   столько   технологии   аварийной сигнализации, сколько общечеловеческой этики.  Всякая   спасательная   операция   отвлекает   большое   число   людей   от основной   работы,   подвергает   их   жизни   повышенному   риску,   не   считая крупных финансовых затрат. Поэтому прежде чем решиться подать сигнал бедствия, надо семь раз подумать! Любой сигнал бедствия следует применять только в истинно критической ситуации, непосредственно угрожающей жизни или   здоровью   людей!   Несколько   десятков   километров,   которые   предстоит пройти, стертые ноги или несоблюдение сроков похода, я уж не говорю о таких меркантильных причинах, как боязнь опоздать из отпуска, пропадающие авиационные   билеты   и   пр.   ­   не   повод   для   подачи   аварийного   сигнала   и развертывания крупномасштабных спасательных операций. С той же целью после благополучного завершения аварии следует снять все аварийные сигналы или, если это невозможно, известить местные власти, спасательные службы, авиаторов, что в указанных районах сигналы (указать, какие   конкретно)   "нерабочие".   К   сожалению,   известны   случаи,   когда путешественники   уже   много   дней   как   были   дома,  а  спасательные   отряды, поднятые   по   тревоге,   продолжали   прочесывать   местность   в   поисках пострадавших.  Кроме "внешней" аварийной, полезно заранее разработать и в момент аварии использовать внутреннюю сигнализацию. Некоторые из возможностей звуковых,   световых,   жестовых   сигналов   приведены   на   рисунке.   Сигнал подается   с   периодичностью   сигналов   азбуки   Морзе   при   помощи   свистка, крика,   фонаря,   факела   или   с   помощью   "ручного   семафора".   Промежуток между сигналами равен 4 ­ 5с ­ трем тире.  1. Две руки вверх, или непрерывные длинные сигналы (тире) ­ "Требую внимания. Наблюдайте за мной". 2. Одна рука вверх, или один короткий сигнал (точка) ­ "Мне требуется помощь одного­двух человек". 3. Встать боком, рука впереди себя, большой палец вверх, или один длинный сигнал (тире) ­ "У меня все нормально". 4. Две руки в стороны или два длинных сигнала (тире) ­ "Ничего не предпринимайте. Действую самостоятельно". 5. Рука в сторону или два коротких сигнала ­ "Идите ко мне". 6.   Частое   махание   поднятыми   руками   или   непрерывные   короткие сигналы ­ "Аварийная ситуация. Требуется немедленная помощь". 7.   Одна   рука   вверх,   другая   в   сторону   или   чередование   коротких   и длинных   сигналов   ­   "Осмотритесь   (прислушайтесь)   по   указанному   мною направлению. Снимите азимут". Международная кодовая таблица сигналов (выкладываются с помощью подручных предметов или костров) Значение сигнала Сигнал Значение сигнала Сигнал Нужен врач – серьёзные телесные повреждения Нужны медикаменты Требуется огнестрельное оружие и боеприпасы Нужна пища и вода Не имеем возможности к передвижению Требуется карта и компас               Нужна сигнальная лампа с батареей и радиостанция Требуется механик (инженер) Укажите направление следования Следую в этом направлении Ничего не обнаружено, продолжаем поиски Требуется топливо и масло Здесь можно безопасно совершить посадку Судно серьёзно повреждено                                                                       Всё в порядке Нет Самолёт сильно повреждён  Попытаемся взлететь Да Не понял Получены сведения, что воздушное судно находится в этом направлении Мы нашли только несколько человек Мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу Разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении Мы нашли всех людей Операции закончены Андрей Ильин Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях http://lib.rus.ec/b/23438/read

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"

Занятие по теме "Сигналы бедствия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2017