Занятие по внеурочной деятельности "Русский народный (женский) костюм Белгородской области"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.07.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На занятии "Русский народный костюм Белгородской области" дети разрабатывают и защищают групповые мини-проекты. Они изучают элементы русского народного костюма и костюма Белогорья и применяют новые знания в процессе создания народного костюма для Маши из мультфильма "Маша и Медведь" -"Большая стирка".Занятие по внеурочной деятельности позволяет изучить в занимательной форме элементы русского народного костюма и включить детей в проектную деятельность. Они создают групповые мини-проекты " Народный костюм для Маши".
Иконка файла материала Занятие Русский народный костюм Белгородчины Потложа.docx
Цель: познакомить с традиционным русским костюмом родного края. Задачи:  формировать национальное самосознание в процессе приобщения к русской   народной   культуре,   к   регионально   ­   культурным   ценностям; способствовать   развитию   учебно   ­   познавательной   и   информационно­ коммуникативной компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь   отличать   разные   костюмы   Белгородской   области,   уметь   находить нужную   информацию   и   пользоваться   ей;   способствовать   развитию познавательной   и   творческой   активности   детей,   художественного   вкуса   и совершенствование умений и навыков в создании эскиза русского костюма; активизировать самостоятельный творческий поиск в решении учебных задач.  Вид  деятельности: проектная деятельность (групповая): создание  русского народного костюма родного края для Маши; исследовательская деятельность ­   создание   карты­солнца   «Составные   части   костюма»,   исследование, толкование слов­понятий под руководством учителя.  Материалы для учителя:  картинки “Русский народный костюм”,    материал   для   составления   карты   ­   солнца   «Составные   части   костюма»; мультфильм «Маша и Медведь»;  презентация «Народный костюм»   Материалы   для   учащихся:  материал   для   составления   групповой   карты «Составные   части   костюма»,   кукла   Маша,   комплект     народного   костюма родного края для каждой группы. План занятия 1.         Приветствие и проверка готовности. 2.  Актуализация  опорных знаний. Целеполагание, мотивация, планирование.  3.           Исследовательская деятельность: создание карты­солнца «Составные части костюма». Исследование, толкование слов­понятий под руководством учителя.  4.           Проектная   деятельность     «Создание   русского   народного   костюма родного края для Маши». Конечный продукт ­ “Русский народный костюм Белгородской области”.  Этапы мини­проекта: I этап.              Осознание темы проекта  II этап.             Подбор информации III этап.            Групповая творческая деятельностьIV этап.            Отчеты групп по проектам.  5.             Итоги.  6.             Рефлексия. Ход занятия 1       Приветствие и проверка готовности. ­Дети, я очень рада встрече с вами! Начинаем увлекательное занятие кружка. Садитесь поудобнее, не зевайте, ничего не пропускайте! 2        Актуализация опорных знаний. Демонстрация  мультфильма «Маша и медведь», серии «Большая стирка» Учитель:   Дети, посмотрите внимательно!  Кто изображен на рисунках? Ответы детей. Учитель:  Все   узнали   серию   мультфильма   «Большая   стирка».     Так   как   Маша   очень любознательная, всё время   в поиске, всё ей интересно, Миша не успевает отмывать ёё и шить наряды.  Мишка просит помощи у нас.   Как вы считаете, поможем? Ответы детей. Учитель:  А какие наряды Мишка шил Маше? Ответы детей: Русский сарафан, платок Целеполагание,  мотивация,  планирование. Учитель: Сейчас носят такую одежду дети и взрослые? Ответы детей:  Учитель:  Почему нет? Ответы детей: Учитель: Это русская народная одежда. Но стиль сохранился: сарафан, юбка (обращаю внимание на школьную форму), только видоизменился по времени и моде! А чтобы Мишке помогать, что нужно сделать?Ответы детей: Познакомиться с русским костюмом и костюмом нашего Белгородского края. Учитель: Как вы думаете, какая тема урока? Ответы детей. Учитель: (Слайд 1) Как вы считаете, зачем еще изучают и помнят о том, что было тысячи, сотни лет назад? Ответы детей: Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.  Учитель: (Слайд 2) Нам,  россиянам ,  русского костюма  историю полезно будет знать! Костюм о людях призовёт подумать,  О быте, нравах может рассказать.  Что можно было узнать в то далекое время о человеке, едва взглянув на его одежду? (Откуда человек, из какой деревни, какого возраста, семейный он или холостой, богатый или бедный.)   Мы с вами знаем, что одежда на Руси имела различное назначение? Была, например, одежда праздничная? А какого еще назначения одежду вы знаете? (Рабочая, повседневная, свадебная, похоронная.) 3 Исследовательская деятельность:  создание   карты­солнца   «Составные   части   костюма».   Исследование, толкование слов­понятий под руководством учителя.  Рассмотрите внимательно, что входит в комплект народной одежды ? Ответы детей.  Юбка Учитель    Дети, мишка ждет нашей помощи! Чтобы скорее сохла одежда, нарисуем солнышко: я на доске, вы группой на листке (учитель берет лучик со словом «юбка» и присоединяет к солнышку) Дети замечают, что у них нет такого слова! УчительЕсть, только оно зашифровано! Что же делать? Дети. Найти, что оно означает! Работа с информацией. Учитель (Информация находится на столе в свитках старинных, сундучке, компьютере и т.д.) А вы сами  можете  ответить  на эти вопросы? Ответы учеников : Кафтан – это верхняя одежда женщины распашная Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна. Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.  Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком. Повойник – головной убор типа чепца.                                                                Гайтан – шнурок, на нем носили нательный крест и  т.д. Благодаря чему построили солнышки в группах?  Ответы учеников 4 Проектная деятельность  «Создание русского народного костюма родного края для Маши» Этапы мини­проекта: I этап.     Осознание темы проекта  Раздаю группам куклы Маши ( нарисованные на листе ватмана),   составные части народной одежды и задания­стихи о русском наряде.   Для оформления предлагается техника соединения деталей костюма в единый ансамбль.  1 группа  Древнерусская Маша  Не правда ль, Маша  хороша?  Одежду древнерусскую обрядилась.  Наряды древних скифов послужили,  Пожалуй, прототипом для неё.  Итак, что прежде женщины носили?  У всех деталей имя есть свое:  Кафтан иль сарафанНадет поверх рубахи длинной,  Орнаментом украшенный внизу.  На голове – убрус под шапкой чинной  Или повойник ­ оттенить красу.  Ну, горожанки шли в сапожках новых,  Крестьянки чаще бегали в лаптях.  Носились и запоны, и понёвы –   А пояснение не скажешь в двух словах.           2 группа  Маша­крестьянка  Крестьянки Юга – те предпочитали  Поверх рубах понёвы надевать,  Узором по подолу украшались,   Но юбки было принято считать  Нарядом женским,   Девушки носили   Поверх рубахи фартук иль армяк,   На совершеннолетие им шили   Понёвы – юбки, вот бывало как!  На Севере кокошник надевали,  Расшитые узорами венцы,  На Юге кики им предпочитали  А к юбкам пришивали бубенцы.     3 группа  Маша наша  Как у наших ворот,   у наших, у широких  Стояла Маша – вся в обновах.  На ней сорочка нова,   юбка­понёва,  подпояска ­ кушак,   с канителью завеска, а не просто так!  С канителью завеска, строченая кичка.  Строченая кичка, золотая строчка,  А на ней сорока.  На шее – гибатка, на плечах платок.  С каждым днем краше наша                      Белгородская Маша! Дети, составьте Белгородский народный наряд. (Слайд3)II этап.         Подбор информации III  этап.       Групповая   творческая   деятельность:   поневный   комплекс   или сарафанный.  IV этап.         Отчеты групп по проектам. Почему составили именно такой наряд для Маши?  Учитель (Слайды 4 и 5). Народный костюм Белгородского края тесно связан с историей заселения, характером   чересполосного     проживания   русских   и   украинцев,   с   военно­ политическими событиями.  Строительство   Белгородской   засечной   черты   в  XVI­XVII  веках   вызвало приток колонистов из всех уголков России: Московии, Польши, Украины. В результате   слияния   элементов   различных   культур   появилась   новая, специфическая народная культура  Белгородского края.   Традиционный народный костюм представляет собой замечательное явление культуры.   Он   отличался   разнообразием   вариантов   и   соответствовал представлениям   народа   о   женской   и     мужской   красоте.   Костюм   считался большой ценностью, был предметом гордости владельца и бережно хранился в семье.  Сейчас  хранителями костюмов являются в основном участницы фольклорных ансамблей.   Среди   представленных   образцов   костюмы   подлинные,   а   также реконструированные по старинным образцам.  ­Как думаешь, справились с заданием? 5.Итоги.  Выставка   работ.   Демонстрация   и   анализ   своих   работ.   Определить   лучшие работы .           6.Рефлексия. Незаконченное предложение: Самым интересным для меня было …, потому что … Самым скучным для меня было …, потому что … Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что … Я был бы рад …, потому что … Мне понравилось …, потому что … Мне не понравилось …, потому что….