"Занятость и безработица" (11 класс, обществознание)
Оценка 4.8

"Занятость и безработица" (11 класс, обществознание)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
11 кл
30.01.2017
"Занятость и безработица" (11 класс, обществознание)
Публикация является частью публикации:
Занятость и безработица.docx

План-конспект урока

Тема урока: Занятость и безработица.

(Слайд № 1)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод ведения: лекционный с элементами беседы.

Мотивация темы и формы проведения занятия: тема выбрана в соответствии с рабочей программой по дисциплине и календарно – тематическим планом. Ее актуальность заключается в том, что знания, полученные при изучении темы «занятость и безработица» будут применены на практике, ученики научатся определять виды безработицы и решать задачи.

Цели урока:

дидактическая – формирование у учащихся представления об экономических понятиях занятость, безработица; раскрыть причины безработицы.

развивающая уметь решать экономические задачи: рассчитать уровень безработицы, занятости, определять виды безработицы.

воспитательнаяформирование культуры общения, взаимоуважения.

Задачи урока:

-                   ознакомить учащихся с основными понятиями безработицы;

-                   познакомить с новыми понятиями безработицы: занятость, структурная безработица, фрикционная безработица, сезонная безработица, циклическая безработица.

-                   продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, умение делать выводы.

Основные понятия: безработица, занятость, экономически активное / неактивное население, структурная, фрикционная, сезонная и циклическая безработицы.

Критерии и методы диагностики уровня готовности учащихся к занятию (обученности): готовность учащихся к занятию определяется в процессе обсуждения основных понятий, в умении ориентироваться в определенных экономических ситуациях на основе реальных примеров.

Критерии и методы диагностики эффективности занятия: основным методом диагностики является самостоятельный поиск определенного решения, которое учащиеся должны выработать на занятии, критерием эффективности, соответственно, является умение выбрать наиболее оптимальную стратегию. Проверка освоенности материала проверяется при выполнении практических заданий, решении задач, устного опроса.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. В ходе данного урока предполагается формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:

– сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

– владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);

– выполнять познавательные и практические задания (умение заполнять таблицы, работать с текстом).

Оборудование:  учебник, презентация, проектор, доска, раздаточный материал.

План урока: (Слайд № 1)

1.     Понятие занятость, безработица и экономически активное население.

2.     Причины и виды безработицы.

3.      Решение экономических задач.

Ход урока:

1.     Организационный момент

2.     Изучение новой темы

Тема нашего сегодняшнего урока «Занятость и безработица».

Понятие занятость, безработица и экономически активное население.

Давайте подумаем, что такое занятость, безработица? Какие фразы, ассоциации связаны с этими понятиями? (Слайд № 2)

Примерный ответ: Наиболее часто встречаемые словосочетания: социальное явление, рост числа безработных, желающих найти работу,  безработица, какая бывает, причины, сокращения и увольнения и т.д.

Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая доход. (Слайд № 3)

Безработица - положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще. (Слайд № 3)

Согласно классификации рабочей силы, введенной в нашей стране в 1993 году, все население страны можно подразделить на две группы:

Экономически неактивное население – жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включены: учащиеся и студенты дневных отделений, пенсионеры, лица, ведущие домашнее хозяйство, осуществляющие уход за детьми или больными, лица, которым нет необходимости работать.

Экономически активное население -  часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

Экономически активное население делится на 2 группы:

-       занятые – лица в возрасте 16 лет и старше (а также младших возрастов) которые работают по найму за вознаграждение и ли на семейных предприятиях без оплаты;

-       безработные лица 16 лет и старше, которые не имеют работы и заняты ее поиском.

Причины и виды безработицы

Причины возникновения безработицы: (Слайд № 4)

-       Экономический спад (снижается потребность во всех ресурсах, в т.ч. и трудовых)

-       Внедрение новых технологий

-       Сезонные изменения в уровне производства

-       Смена места жительства, низкая мобильность работников и т.д.

Ребята, знаете ли вы какие бывают виды безработицы?

Безработицу могут вызывать разные причины и в зависимости от этих причин выделяют 4 вида безработицы: (Слайд № 5)

1.     Структурная безработица возникает в результате упадка старых отраслей промышленности и появлением новых.  Из-за этих изменений спрос на некоторые виды профессий растет, в других снижается. Некоторые профессии сходят с исторической сцены. К данному виду можно отнести и технологическую безработицу, которая связана с внедрением малолюдной и безлюдной технологий, основанных на электронной технике.

2.     Фрикционная безработица -  незанятость, связанная с временными трудностями с трудоустройством – ожиданием работы людьми, которые стремятся сменить место работы или профессию. Эта безработица охватывает людей, которые ищут работу и могут ее получить в ближайшем будущем. Кто-то добровольно оставил работу в поисках лучшей, кто-то временно потерял сезонную работу, а также молодые люди, которые впервые ищут работу.

3.     Циклическая безработица -  возникает в периоды экономического спада, падения общего объема производства и спроса на товары и услуги; проявляется в  превышении предложения рабочей силы над спросом на нее во всех отраслях и регионах страны. Это наиболее тяжелый вид безработицы.

4.     Сезонная безработица — обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей.

Сезонная безработица схожа с циклической в том плане, что ее также вызывают колебания в спросе на труд. Однако в данном случае эти колебания можно прогнозировать с достаточно большой точностью.

В отраслях с сезонным спросом фирмы предпочитают увольнять работников, а не снижать заработную плату по тем же самым причинам, что и в случае циклических колебаний.

Работа с раздаточным материалом

Практическое задание:  Примеры безработных

Ниже перечислены работники, не имеющие работы. Используя знания о видах безработицы,  заполните вторую колонку таблицы.

 

РАБОТИКИ

ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ

Недавний выпускник техникума, ищет свою первую работу

Бывший работник завода, который закрыли вследствие того, что оборудование устарело

Работник, который ушел с работы, чтобы переехать в другой город к своей семье

Плотник, уволенный из-за того, что вследствие повышения банковского процента произошел спад в жилищном строительстве

Работник,  уволенный агрофирмой после окончания периода сбора овощей

Домохозяйка, которая решила пойти работать и начала поиски рабочего места

Работник нефтяной компании, уволенный в связи с падением спроса на нефть

Оператор телефонной станции, рабочее место которого было сокращено, когда установили автоматическую линию связи

Работник, автомобильной промышленности, уволенный вследствие падения продаж автомобилей

 

Решение экономической задачи

Ребята, давайте запишем в тетрадях формулы для решения задачи по безработице.

Уровень безработицы = безработные / рабочая сила * 100% (Слайд № 6)

Уровень занятости = занятые / рабочая сила * 100% (Слайд № 6)

Рабочая сила = безработные+ занятые  (Слайд № 6)

Задача (Слайд № 7)

Один учащийся решает задачу у доски, остальные решают у себя в тетради самостоятельно.

В стране Лимонии в декабре было 1 млн. человек безработных и 9 млн. человек занятых. Определите численность рабочей силы в стране Лимонии, уровень  безработицы и уровень занятости.

Решение задачи:

Численность рабочей силы в стране Лимонии : 9 млн. + 1 млн. = 10 млн. человек.

Уровень безработицы = 1/10*100% = 10%

Уровень занятости = 9/10*100% = 90%

3.Закрепление

-       Дайте определение, что такое занятость и безработица.

-       На какие 2 группы делится экономически активное население?

-       Какие виды безработицы вы сегодня узнали на уроке?

4. Подведение итога

Выводы по уроку. Выставление оценок.

5.     Домашнее задание

Составить кластер по сегодняшней теме. Написать эссе на тему «Безработица».


 

План-конспект урока Тема урока:

План-конспект урока Тема урока:

Критерии и методы диагностики уровня готовности учащихся к занятию (обученности): готовность учащихся к занятию определяется в процессе обсуждения основных понятий, в умении ориентироваться в определенных…

Критерии и методы диагностики уровня готовности учащихся к занятию (обученности): готовность учащихся к занятию определяется в процессе обсуждения основных понятий, в умении ориентироваться в определенных…

Понятие занятость, безработица и экономически активное население

Понятие занятость, безработица и экономически активное население

Экономический спад (снижается потребность во всех ресурсах, в т

Экономический спад (снижается потребность во всех ресурсах, в т

В отраслях с сезонным спросом фирмы предпочитают увольнять работников, а не снижать заработную плату по тем же самым причинам, что и в случае циклических колебаний

В отраслях с сезонным спросом фирмы предпочитают увольнять работников, а не снижать заработную плату по тем же самым причинам, что и в случае циклических колебаний

Рабочая сила = безработные+ занятые (Слайд № 6)

Рабочая сила = безработные+ занятые (Слайд № 6)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017