Формирование умения решать задачи с пропорциональными величинами в начальных классах
В методической литературе и в практике обучения учащихся начальных классов решению задач используются различные формы записи решения. Покажем их на примере задачи: «Из куска ткани можно сшить 12 детских плащей, расходуя на каждый плащ по 2 м. Сколько плащей для взрослых можно сшить из этой ткани, если на каждый плащ расходовать по 4 м?».
Запись решения по действиям с пояснением каждого действия выполняется так:
1) 2 – 12 = 24 (м) — ткани было в куске;
2) 24:4 = 6 (пл.) — сшили плащей для взрослых.
Пояснения могут даваться в устной форме, тогда решение имеет вид:
1) 2-12 = 24 (м);
2) 24:4 = 6 (пл.).
Запись решения имеет вид:
(2 - 12):4 = 6(пл.).
Запись вопросов и соответствующих действий к каждому вопросу приведена ниже:
1. Сколько метров материи пошло на детские плащи? 2 – 12 = 24 (м).
2. Сколько плащей для взрослых можно сшить из этой материи? 24:4 = = 6 (пл.).
Запись плана решения и соответствующих действий к каждому пункту плана следующая:
1. Находим количество материи, израсходованной на детские плащи:
2-12=24 (м).
2. Находим количество плащей для взрослых, которые можно сшить из данного куска ткани:
24:4 = 6 (пл.).
Запись в виде уравнения и его решения приведена ниже.
Пусть х — число плащей для взрослых, тогда (х-4) м пошло на все плащи для взрослых; 2·12=24 (м) пошло на детские плащи. Количество ткани для плащей было одно и то же, тогда можно приравнять выражения:
х – 4 = 2·12.
Решение уравнения записывается так:
х – 4 = 24;
х = 24:4;
х = 6.
Ответ: 6 плащей для взрослых.
Следует отметить, что пояснение к каждому выражению можно не записывать, а проговаривать, тогда уравнение примет вид: х – 4 = 212.
В процессе обучения решению задач учащиеся должны освоить следующие навыки: обосновывать выбор каждого действия, пояснять полученные результаты и давать ответы на вопрос задачи, выполнять проверку полученного результата при решении задачи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.