ЗАРИСОВКА - КАРАНДАШНЫЙ НАБРОСОК, ЭСКИЗ
Материал для учителя
Юный корреспондент пытался написать очерк, но у него не получилось. Он приходит к редактору и говорит:
— Вот зарисовочку набросал. Может, пригодится?
В «ученых» статьях и специальных книгах нет такого жанра - зарисовка. Но в жизни зарисовки существуют, хотим мы этого или нет. Особенно в небольших газетах - стенных, многотиражных. Надо сказать о человеке теплое слово. Для очерка в стенгазете и места нет, да и не каждому под силу написать его. А на зарисовку, глядишь, и силы и место найдутся.
Это не портрет, написанный маслом, как в очерке, а скорее карандашный набросок, эскиз. Автор зарисовки не раскрывает характер героя, а дает представление об одной-двух основных чертах характера. Но это не значит, что зарисовка должна быть сухой и схематичной. Это все-таки портрет, а не чертеж. А портреты, даже в карандашном наброске, могут быть талантливы.
Представьте себе, что вы редактор газеты. И вам принесли две заметки. Какую же из них выбрать? Вот они.
ЧЕЛОВЕКА ВСТРЕТИЛ
Мы едем с автомехаником Романом Барышевым по шоссе, рассекающему пшеничное море. Под ровное гудение мотора Роман вспоминает:
- Много я людей повидал. Всякие есть и среди нашего брата шоферов. Но, скажу тебе, все-таки хороших больше, чем плохих. Это я теперь твердо знаю.
- А раньше не знал?
- Не знал. Потому что сам еще человеком не был... Я не перебиваю.
- Возил как-то зерно на элеватор. Молодой, необстрелянный. Жму на всю железку, а в груди так и поет: машина в моих руках, словно птица летит... Вдруг вижу в зеркальце: догоняет меня грузовичок. Хотел было я газку прибавить. Слышу: сигналит, остановиться требует...
Притормозил я. Выходит из кабины грузовика пожилой человек, в глазах иголки.
- Ты что это, парень, делаешь?
- Зерно, - говорю, - везу.
- Вижу, что не землю. Ты посмотри-ка - за тобой же пшеничная дорога остается!
Хотел я ему ответить: не твоя, мол, печаль, небольшой, мол, убыток, если килограмм-другой на дороге останется. Хотел, да не успел: взял он меня в такой оборот, до того мне стыдно стало, впору сквозь землю провалиться.
А он как-то по-особенному улыбнулся и посоветовал:
- Если нет брезента, соломенные маты сделай. А золото терять не годится. Народ нам этого не простит...
С того раза лихач во мне умер. Еду и всей спиной чувствую, что в кузове живое зерно, а не камешки...
- А кто он был, этот человек?
- Не узнал я тогда фамилии. Только говорят - гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдется.
И выдался случай - встретились.
На этот раз я вез дрова с лесоучастка. 3имой было дело. Нагрузили еще засветло, а в дороге ночь застала да бурая. Мотор у машины старый, резина худая. Через каждый километр остановка. Тянул-тянул, а потом и совсем выдохся. Вышел я из кабины - ни зги не видно. Открыл капот, копаюсь, а руки леденеют, хотя мотор еще дышит, теплый... Часа полтора загвоздку искал - и все без толку.
Вдруг сквозь буран свет блеснул: машина. Шофер открыл дверцу:
- Что случилось?
- Заело, - отвечаю, - а причину найти не могу!
Спрыгнул он с подножки.
- Давай вместе попробуем. Крути рукоятку. Поколдовал минуты три и руки паклей вытер.
- Теперь, - говорит, - оживет мотор, заводи. Контакты подгорели - вот и забарахлил он у тебя.
И в самом деле - с первого оборота мотор загудел. Я было в свою кабину полез, а он меня за рукав тронул.
- Ты на мою садись, она понадежнее, а я и с твоей управлюсь...
Так и добрались мы до ближайшей деревни: впереди он - только красный огонек сквозь круговерть помаргивает, а я за ним, по готовому следу.
Постучались в крайнюю избу, обогрелись, и только тут я разглядел своего спасителя: так ведь это он, тот человек, который меня как-то летом распекал!
Зовут его Иосиф Денисов. Он сейчас в автоколонне работает. Одно слово - человек.
Роман замолчал. Сгустились сумерки. В кабину потянуло спеющим полем. И спокойно, ясно стало у меня на душе. Так, наверное, бывает, когда услышишь хорошую песню или встретишься с добрым человеком. Я с ним встретился.
Н. Плотников.
Ну, как, интересно, понравилось? Теперь прочитаем вторую заметку.
ВЕТЕРАН
Открыв дверцу рабочего шкафчика и аккуратно уложив инструмент, Пантелей Григорьевич не спеша вытер замасленные руки ветошью и проговорил:
- Теперь пора и домой.
Сказал это с чувством полного удовлетворения - ведь день в цехе прошел хорошо. А в этом есть и его заслуга.
Жители Большой Вишеры хорошо знают П. Г. Матвеева. Каждый день проходит он неторопливо, размеренным шагом по улицам поселка, направляясь к проходной завода.
Трудовая биография Пантелея Григорьевича началась сорок лет назад, когда семнадцатилетним пареньком пришел он в цех. Покинул его лишь в грозные годы Великой Отечественной войны, уйдя на фронт.
После демобилизации из армии рабочий вновь вернулся на родной завод. Сейчас Пантелей Григорьевич слесарь-инструментальщик чеканного цеха. Весь инструмент выходит из-под рук старого мастера только отличного качества. Так, лезвия обрезных ножен раньше ковались в кузнице, теперь он делает их сам. Обходится это дешевле, да и металла расходуется меньше, а качеством лезвия не уступают кованым. За хорошую работу администрация завода не раз награждала умелого производственника денежными премиями.
От всей души хочется пожелать ветерану труда, Пантелею Григорьевичу Матвееву доброго здоровья, новых успехов.
Н. Петров, рабкор.
К какому жанру можно отнести эти два материала? Скорее всего, это зарисовки. Какую же из них вы, как редактор газеты, выбираете? Первую? А почему?
Прежде всего, ее просто интереснее читать. Взяты два случая из жизни человека. Случаи ничем особенным не примечательные: мало ли шоферов теряют зерно при перевозках, да и подгоревший контакт не чрезвычайное происшествие. Но ведь и жизнь наша складывается из самых обычных поступков, дел, решений. Не каждому из нас доводилось спасать тонущего, или героически тушить пожар. Видеть же, как сыплется зерно из проезжающего мимо грузовика, приходилось, наверное, многим. И в том, как ты себя повел в эту минуту, проявляется твой характер. Прошел спокойно мимо, «ругнув» про себя «наши порядки», - ты плохой, равнодушный человек. Остановил машину, отругал шофера, сумел разбудить в нем гражданскую совесть - как сделал это Иосиф Денисов, - значит, совесть в тебе не уснула.
Характер раскрывается в делах. Почему так любят газетчики писать, например, о том, как какой-то молодой человек, рискуя жизнью, кинулся в бушующее пламя и предотвратил аварию? Потому, что здесь налицо исключительное, из ряда вон выходящее событие, которое заставляет характер человека «проявиться» особенно ярко. Конечно, на обычных, будничных событиях раскрыть душу героя труднее. Но возможно. Доказательством этому - зарисовка рабкора Н. Плотникова, которую мы с вами анализируем.
В ней нет особых литературных красот, хотя написана она хорошим языком. Нет замысловатых сравнений, эпитетов, метафор. А просто сидит шофер за баранкой и вспоминает потихоньку встречу с хорошим человеком, который и его самого сделал лучше, добрее. Почему же так убедительны для нас, читателей, эти воспоминания? Почему мы верим, что нечаянные встречи на дорогах стали крутым поворотом в характере шофера? Потому, что автор показал нам поступки своего героя. И не просто пересказал их, а именно показал. Мы как будто видим в зеркальце машины догоняющий грузовичок, слышим, как он требовательно сигналит, как ежится провинившийся под взглядом пожилого шофера, у которого «в глазах - иголки». И вместе с Романом чувствуем, что лучше «сквозь землю провалиться», чем поглядеть сейчас в глаза этому нечаянному встречному. Послушайте, как просто, от сердца говорит старый шофер:
- Ты что это, парень, делаешь?
- Зерно везу.
- Вижу, что не землю. Ты посмотри-ка, за тобой же пшеничная дорога остается!
В «колючем» и горьком - «вижу, что не землю» - вы ясно ощущаете, что чувствует человек в эту минуту.
Он не просто «распекает» молодого шофера, хотя у нас еще достаточно любителей смачно побрюзжать. Этот человек хочет одного - помочь.
- Если нет брезента, соломенные маты сделай. А золото терять не годится. Народ нам этого не простит.
Чем еще хороша эта зарисовка - в ней есть движение, развитие характера. Сначала Роману наплевать на то, что «килограмм-другой зерна на дороге останется». После встречи с Денисовым тот же самый Роман «едет и всей спиной чувствует, что в кузове живое зерно, а не камешки...». Сердцем сказано!
Стоило ли приводить в зарисовке вторую встречу - во время бурана? Может быть, достаточно одной? Прибавляет ли она что-нибудь к характеру героя? Безусловно. На этот раз шоферы встретились в более трудных обстоятельствах: пурга, «ни зги не видно», копаться в машине - руки леденеют. И все-таки знакомый незнакомец вылез из своей теплой кабинки, чтобы помочь товарищу найти причины поломки. Пожалуй, ничего сверхобычного в этом поступке нет: редкий шофер не сделал бы того же самого. Радует и удивляет другое: Денисов не сел снова в свою машину - проверенную, надежную, а посадил в нее молодого шофера, менее опытного да к тому же и промерзшего до костей. До этого, честно говоря, не каждый додумался бы. Вроде бы и небольшая деталь, а как много говорит она о характере человека! С таким в беде не пропадешь... «Так и добрались мы до ближайшей деревни: впереди он - только красный огонек сквозь круговерть помаргивает, а я за ним, по готовому следу».
Прочитаешь эту зарисовку, и на душе тепло: ты узнал человека, готового проложить первый, самый трудный след...
Странно получается: мы знаем о Денисове так мало (ведь автор не сказал даже, есть ли у его героя семья, награжден ли он, какое у него образование), и все-таки знаем самое главное: это Человек с большой буквы…
А что вы скажете о второй зарисовке? Почему она не удовлетворяет читателя? О герое ее мы узнаём на первый взгляд не меньше, а, пожалуй, даже больше, чем о Денисове: автор прямо говорит, когда и где начал работать Пантелей Григорьевич Матвеев, как воевал на фронте, как хорошо работает старый слесарь, как уважают его на заводе и даже в поселке, где он живет. Но в том-то и дело, что «прямо говорится». И в такой общей форме, настолько «перечислительно», что мы, читатели, вынуждены верить автору на слово: в зарисовке нет ни одного поступка героя, который сам, без подсказки автора убедил бы нас, что Матвеев - действительно замечательный человек. Мало сказать, что человек хороший, надо доказать, показать, чем он хорош.
- Но вы не учитываете, что вторая зарисовка намного меньше первой! - могут возразить некоторые.
Да, меньше. И все-таки дело не в размере, а в авторском просчете. Повторяем, о человеке судят по его делам. Стержнем первой зарисовки стал поступок. И читатель сразу увидел характер Денисова. Во второй зарисовке действия, дела нет. Есть набор оценок, пересказана вкратце биография Матвеева. А души его нет...
Многие юные корреспонденты подменяют показ героя пересказом биографии. Биографию сдобрят «пейзажиком» или картинным описанием производственного процесса, добавят к этому «непокорную русую прядь» или «задорный огонек в веселых голубых глазах», мол, сойдет и так. Конечно, делается это не по злому умыслу, а из-за неумения найти действительно живые краски. Рабкор Петров тоже попробовал «оживить» материал, начав его с описания. Но оно случайно, никак не связано со всем тем, что дальше излагает автор, и потому выглядит надуманным, ненужным довеском к материалу.
Из основного просчета - отсутствия конкретного поступка героя - вытекают остальные недостатки второй зарисовки. Посмотрите, это же набор газетных штампов: «Жители Большой Вишеры хорошо знают...», «Весь инструмент выходит из-под рук старого мастера только отличного качества», «За хорошую работу администрация завода не раз награждала умелого производственника...», «...хочется пожелать ветерану труда...»
Когда читаешь эти фразы, так и хочется сказать автору:
- Стоп! Дорогой друг, остановитесь и расскажите один - всего один! - случай, когда ваш Пантелей Григорьевич столкнулся с трудностью, покажите, как в этом конкретном случае он себя повел. И тогда читатель сам убедится, что ваш Матвеев - стоящий человек.
Цель зарисовки - рассказать о человеке. Когда ты, юный корреспондент, берешь в руки перо, чтобы написать о своем товарище, не забудь: духовный мир твоего современника богат и сложен. Подумай, что заставляет твоего героя вечерами корпеть над книгой? В десятый раз «схватываться» с главным механиком из-за чужого рационализаторского предложения? Вспомни, как жадно читает он статьи о «горячих» точках планеты, как толково разбирается в современной политической ситуации. И почему такими интересными делаются обыкновенные цифры — планы завода, страны, когда о них рассказывает рабочий и агитатор - твой герой?
Итак, вы собрали материал для газеты. Может, получится зарисовка? Начиная писать, вспомните наш сегодняшний разговор о том, чья зарисовка лучше...
Подготовил Владимир Иванович Толстиков
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.