Страны Азии в XIX в.
Страна |
Особенности развития |
Основные события |
Реформы |
Последствия |
Индия |
Была колонией Англии. Состояла из отдельных княжеств, имела многонациональный и многорелигиозный состав, население делилось на касты. Развивалось сельское хозяйство, ремесло, производство хлопка. |
К 1849 г индия была полностью покорена Ост-Индской компанией. 1813-отмена монополии Ост-Индской компании на ввоз тканей в Индию. 1857-1858-восстание сипаев. 1857 г - открытие 3 первых университетов. 1885-возникновение ИНК. |
- Реформа управления: после восстания сипаев управление Индией было передано от Ост-Индской компании «индийскому офису» английского правительства; делами управлял вице-король, назначавшийся королевой; при губернаторах отдельных провинций были созданы совещательные органы из местного населения. - Реформа армии. - Реформа образования: в 1830-е г. началось внедрение английской системы образования. |
Благодаря англичанам в Индии строились железные дороги и фабрики. Вместе с английским образованием в Индию проникали европейские идеи, заставлявшие задуматься о положении страны. Росла численность местной буржуазии и образованных кругов, которые выражали недовольство зависимостью соей страны от Британии. |
Персия (Иран) |
Находилась под контролем европейских держав. Часть населения занималась земледелием, ковроткачеством, изготовлением бронзовой и глиняной посуды. Около половины территории населяли кочевники. Управлялось шахом. |
1801 -1834 – правление шаха Фатха Али. 1801-договор между Англией и Персией о льготах для английских купцов и взаимопомощи . 1804-1813- русско-иранская война.1826-1828-русска-иранская война.1830-1850-е г.- Россия подтолкнула Персию на завоевание Гератского ханства. 1848-1852-восстание бабидов. 1906-шах созвал парламент - меджлис, который принял конституцию |
Попытка укрепления центральной власти и поощрения развития городов. |
По итогам русско-иранской войны 1804-1813 г. Персия потеряла Закавказье, а Россия получила преобладании на Каспии. По итогам русско-иранской войны 1826-1828 г. Персия потеряла территорию Восточной Армении. |
Афганистан |
На протяжении многих веков входил в состав различных государств в Центральной Азии, но сохранял свою самобытность. Состоял из нескольких ханств. Его в основном заселяли воинственные кочевники. Было развито земледелие. Большую роль играла мусульманское духовенство. |
В Афганистана столкнулись 2 вектора колонизации ,русской и английской. На рубеже 30-40-х и 70-80-х гг. Афганистан вёл войну с Англией. |
|
Фактически Афганистан стал протекторатом Англии, что в 1907 г было признано Россией. |
Китай |
Был закрытой страной (оставался 1 порт – Кантон для торговли с иностранцами ). Европейцы были заинтересованы в торговле с Китаем. При династии Цин Китай являлся мощным централизованным государством. Очень сильно увеличивалось население. В Китае сохранилось традиционное общество. Развивалось сельское хозяйства, ремёсла, наука. |
1840-1842-первая « опиумная война» с Англией . 1850-1864-восстание тайпинов. 1856-1860-вторая «опиумная война» с Англией и Францией. 1894-1895 война с Японией.1900-«боксёрское» восстание. 1911 г – революция в Китае, после которой Китай стал республикой. |
Реформа вооружённых сил: строились военные заводы, боевые корабли. Широкой программы реформ в экономике и политике не было. 1890-е г - «сто дней реформ» Кан Ю-Вэя. |
В результате первой опиумной войны Китай открыл еще 4 порта, передал Англии Гонконг, заключил неравноправный торговый договор . Это привело к тяжёлым экономическим последствиям: серебряные деньги утекали к англичанам, медные деньги обесценивались, росли налоги. После войны с Японией 1894-1895 Китай разделили на сферы влияния Франция, Англия ,Германия , Россия. |
Япония |
Была закрытой страной. Развивалось сельское хозяйство, мануфактуры |
1854-насильное «открытие» Японии американцами. 1867-переворот, власть от сёгуна перешла к императору Мэйдзи (1867-1912). |
Реформы Мэйдзи во всех сферах общества: в управлении, армии, образовании, экономике. |
Сформировалось новая административная система, вводилась обязательное школьное обучение, открывались университеты, развивалась экономика, промышленость. |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/471766-strany-azii-v-xix-v
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.