Франция
Система профессиональной ориентации характеризуется жестким законодательным регулированием. Закон об образовании требует ориентационной оценки способностей учащихся, начиная с первых классов начальной школы, и последовательной работы по профотбору на протяжении периода обязательного обучения.
Основной акцент в профориентационной работе делается на обучающихся в возрасте 15—16 лет, при этом преобладают групповые формы профориентационной работы. Профессиональная ориентация осуществляется через процедуру проведения в каждом учебном заведении собеседования представителей данного учебного заведения с родителями и учащимися. Французские ученые считают важнейшей особенностью профориентации педагогическую направленность, которая обеспечивает способность делать выбор, включая умение учитывать объективные и субъективные факторы, влияющие на него. Только такой выбор может обеспечить молодым людям самостоятельность в экономической, социальной и личной жизни. Другой важной чертой концепции профориентации во Франции является информационная направленность. Значительное внимание уделяется изучению влияния на выбор профессии полученной информации и субъективно-личностных особенностей ее восприятия.
Во Франции действует параллельная структура трех национальных агентств, занимающихся вопросами профориентационной работы, деятельность которых координирует комитет из представителей министерств образования и труда:
Национальное бюро по образовательной и профессиональной информации разрабатывает методические рекомендации, пособия по образовательной и профессиональной информации, профориентированию и профтехподготовке; осуществляет общую методическую работу и координацию в данной области по всей стране; готовит аналитические обзоры; организует исследования по совершенствованию информации о профессиях и способствует их проведению. В его ведении находятся региональные бюро и местные отделения, в функции которых входят сбор и распространение профинформации на местном уровне.
Центр профессиональной информации и ориентации в лице сотрудников (профсоветники) координирует профориентационную работу в школах, разрабатывает школьные программы по профориентации обучающихся, руководит работой школьных учителей и организаций родителей, участвуют в профориентационных мероприятиях. Здесь проводится основная работа по профконсультированию, профдиагностике на основе использования психологических тестов и специальной аппаратуры для определения психологических характеристик учащихся.
Национальное агентство занятости с разветвленной сетью государственных агентств (бюро найма) оказывает посреднические услуги по трудоустройству всем возрастным группам населения, но лишь в немногих государственных агентствах имеются специализированные отделы и специалисты по работе с молодежью.
Великобритания
Задача профориентации в Великобритании – помочь обучающимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда. В стране уделяют большое внимание повышению самостоятельности обучающихся при выборе профессии. Особенностью является проведение диалоговых консультаций, использование психологических тренингов. Большое значение придается приобретению обучающимися практического опыта в той или иной профессии. Акцент делается на активных формах и методах обучения, с этой целью вводятся имитационные программы, трудовая практика. Они разработаны с учетом специфики британского рынка труда и воспроизводят различные социальные и трудовые ситуации: планирование трудового дня, выработку собственного стиля трудовой деятельности, поведение в ситуации потери работы, определение баланса между семейной и трудовой жизнью. Особо следует отметить практику создания мини-предприятий в образовательных учреждениях, где обучающиеся принимают активное участие: определяют вид производимой продукции или оказываемых услуг, проводят маркетинг, осуществляют продажи. Такая деятельность помогает им развить свои интересы и склонности; приобрести предпринимательские навыки в малом бизнесе; научиться полагаться на себя и проявлять инициативность и ответственность в разнообразных жизненных и трудовых ситуациях.
В Великобритании основными государственными органами, осуществляющими общее руководство профориентационной работой, являются Министерство образования и науки, а также Министерство по вопросам занятости, имеющие разветвленную сеть местных агентств, центров и бюро. Для лучшей координации профориентационной работы при Министерстве по вопросам занятости действует Комиссия по трудовым ресурсам, в функции которой входят подготовка и проведение мероприятий, ориентирующих в выборе профессии, получении соответствующей специальности, трудоустройстве и сохранении работы в соответствии со способностями и возрастом. Для выполнения этих задач в подчинении данной Комиссии находятся Служба профессиональной карьеры молодежи и Национальный консультационный совет по профессиональной карьере, который состоит из работников сферы образования, предпринимателей, представителей профсоюзов, научных работников. В функции Совета входят анализ деятельности служб профориентации и найма молодежи по всей стране, публикация материалов с рекомендациями по совершенствованию этой деятельности (с периодичностью раз в три года).
Практическую работу по профориентации учащихся в Великобритании проводят сотрудники Службы профессиональной карьеры — профконсультанты и учителя. Персональные досье по профориентации и профконсультации, составляемые профсоветниками в выпускных классах школы, служат основанием для профессиональных рекомендаций. Советники определяют также перечень профессий, наиболее подходящих каждому выпускнику в соответствии с его личностными особенностями.
Германия
В Германии профориентационная работа с обучающимися ведется путем проведения опросов, тестов, консультаций, совместных мероприятий с организациями родителей. Особенностью организации профориентационной работы в стране состоит в том, что каждый ребенок заполняет рабочую тетрадь, где дается общая информация о семье, личных интересах, склонностях, профессиональных намерениях, предварительном выборе профессии. Рабочая тетрадь вместе с дополнительными данными об успеваемости, результатами освидетельствований и итогами тестирования служит основой для профконсультаций. В случае необходимости профконсультант может прибегнуть к помощи медицинской, психологической служб, располагающих необходимыми специалистами.
Организационной структуре системы профориентации Германии характерна высокая степень централизации. Высшим органом управления профориентацией и трудоустройством населения является Федеральный институт, находящийся в подчинении Министерства труда и социальных вопросов. Своей деятельностью Институт охватывает профориентацию обучающихся в школах и частично — в университетах. Профконсультанты Института совмещают функции по профориентации и трудоустройству.
В Германии законодательно запрещены частные агентства занятости. Согласно действующему законодательству школам также запрещено заниматься трудоустройством выпускников. Трудоустройство населения — монопольная функция Федерального института занятости и его местных отделений и агентств. Объединение функций профориентации и трудоустройства в ведении единого государственного органа приближает профориентационную работу в Германии к комплексной системе «переходных услуг».
Для координации деятельности Института занятости и школ в вопросах профориентации и трудоустройства обучающихся постоянно действует Федеральная комиссия по связям, состоящая из представителей Министерства образования и Института занятости. Подобные комиссии действуют на уровне федеральных земель.
В Германии, в отличие от других стран, единственной функцией профконсультанта в профориентационной работе является профконсультирование и профрекомендации. Административная и техническая работа, а также профинформация находятся в ведении «технических» отделов школ.
Соединенные штаты Америки
В Соединенных Штатах Америки профориентация как самостоятельная научно-практическая система начала складываться в начале прошлого века. Здесь возникло и получило развитие несколько теорий профессиональной ориентации: 1) теория случайности или случайного выбора; 2) концепция внутреннего импульса Э.Джоуна; 3) концепции свободного развития Э Гинзберга, Д.Сьюпера, Дж.Холланда; социологические концепции профессиональной ориентации А.Лоуренса, М.И.Томаса и других.
В настоящее время главным национальным богатством страны провозглашаются высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. Перед молодыми людьми ставятся задачи в плане поддержания собственной конкурентоспособности и мобильности в трудоустройстве на протяжении всей жизни.
Новые требования к профессиональному развитию подрастающего поколения провели к переосмыслению профориентации в стране, которая должна способствовать умению самостоятельно «выстраивать» профессиональную карьеру, принимая ответственные решения в течение всей трудовой жизни.
Широкое распространение в профориентационной системе США получили персональных досье по профориентации школьников. Которые играют важную роль для обучающихся при решении вопросов о продолжении образования после окончания школы.
Канада
Образование в Канаде преследует две цели: дать людям максимально развить свои способности и, вследствие этого обеспечить общество знаниями и умением, которые должны послужить его интересам. В Канаде нет общегосударственной системы образования. Каждая канадская провинция имеет свою систему образования, хоть и во многом схожую с остальными. Каждая из них отражает культуру, религию и историю этой провинции. За образование в провинции отвечает глава департамента по образованию. В департаменте устанавливаются стандарты, утверждаются предметы и финансируются образовательные учреждения.
Стержень реформ первичной профессиональной ориентации — усиление ее взаимосвязи с реально существующими потребностями в рабочей силе. Структура профессиональных программ в образовательных учреждениях изменяется с учетом рекомендаций региональных комитетов по трудовым ресурсам, одна из основных задач которых — изучение текущего и перспективного спроса на рабочую силу на местах и управление в соответствии с этим процессом подготовки кадров. Важной формой познания «мира профессий» для учащихся являются самостоятельные занятия в специализированных центрах профессиональной ориентации (центрах выбора). Это особый тип учреждений, располагающих автоматизированными информационными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами. Придя в центр, можно получить информацию приблизительно о четырех тысячах профессий. По каждой из них даются следующие сведения: а) содержание трудовых функций работника данной профессии; б) необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования; в) пути профессионального роста и освоения смежных специальностей; г) спрос на работников данной профессии на местном и общенациональном рынках труда.
Япония
В Японии организация профориентационной работы в школах и высших учебных заведениях в значительной степени обусловлена особенностями системы образования. Одна из главных целей образования — подготовка к карьере: вооружение обучающихся основными знаниями о профессиях, развитие у них профессиональных навыков и усиление способности выбирать будущие курсы, которые отвечают планируемому профессиональному пути, соответствующему их личным склонностям и качествам.
Для контроля за формированием готовности подростков выбирать профессиональный путь и за подготовкой к профессии С.Фукуяма разработал тест, позволяющий количественно оценить эту способность школьников. Данный тест получил название «F-тест» (Fukuyama-тест). Автор выделяет три основных фактора осознанного выбора профессии: самоанализ, анализ профессий, профессиональные пробы.
Чтобы выявить свои возможности, обучающиеся подвергают анализу свой характер, умения, навыки, интеллектуальные способности и физическую силу. Самоанализ осуществляется в сочетании с наблюдением, изучением и оценкой экспертов-взрослых – педагогов, психологов, родителей – для своевременной коррекции самооценки. Анализ профессий состоит в изучении возможных родов занятий. Профессиональные пробы позволяют приобрести опыт в той деятельности, которую он выбрал, и определить, соответствует ли ее характер его способностям и умениям. Реализация этого подхода предполагает самостоятельное, полное выполнение работы, с возложением всей ответственности за нее на обучающегося.
Система пожизненного найма, действующая на самых крупных предприятиях существенно сужает возможности основной массы работников в выборе профессии и сферы профессиональной деятельности, ограничивая профориентационную работу рамками предприятий.
Основой государственной системы профориентации в Японии является Государственная служба обеспечения занятости (ГСОЗ), главной задачей которой является информационное обеспечение всех подразделений системы образования (средствами которого являются фильмы, слайды, справочники профессий), составление к началу учебного года прогноза о спросе на рабочую силу, совместные с системой образования разработки программ по подготовке учителей-профконсультантов по вопросам спроса и предложения на рынке труда.
В японских школах, функционирующих на государственной основе, профессиональная ориентация начинается в обязательной неполной средней школе за два года до выпускного 9-го класса. В школьных планах предусмотрены курсы по ознакомлению с миром профессий. Сотрудники ГСОЗ проводят групповые беседы, реже индивидуальную работу по профориентированию, а также тестирование по профотбору для дальнейшей учебы или трудоустройства.
Другой формой организации профориентационной работы в школах является совместное руководство директора школы и сотрудников ГСОЗ. Практическую работу по профориентации проводят школьные учителя-профсоветники. В школах имеются кабинеты, располагающие специальной литературой, фильмами и другими средствами информации.
Третья форма профориентационной работы в Японии предусматривает ответственность ГСОЗ за профориентацию учащихся при условии, что администрацию школы ставят в известность о проведенной работе. Эта форма работы принята в ряде японских школ и в большинстве технических институтов и университетов.
Японская система профориентации позволяет обучающимся практически стопроцентно выбрать профессии в соответствии с наклонностями и способностями.
Задание
Изучив литературу по курсу, интернет источники и данную презентацию составить сравнительную таблицу «Особенности профориентационной работы за рубежом».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.