Зарубежный опыт професииональной ориентации школьников.
Оценка 4.6

Зарубежный опыт професииональной ориентации школьников.

Оценка 4.6
pptx
27.02.2020
Зарубежный опыт професииональной ориентации школьников.
зарубежный опыт профориентации.pptx

Зарубежный опыт организации профориентационной работы

Зарубежный опыт организации профориентационной работы

Зарубежный опыт организации профориентационной работы.

Франция Система профессиональной ориентации характеризуется жестким законодательным регулированием

Франция Система профессиональной ориентации характеризуется жестким законодательным регулированием

Франция

Система профессиональной ориентации характеризуется жестким законодательным регулированием. Закон об образовании требует ориентационной оценки способностей учащихся, начиная с первых классов начальной школы, и последовательной работы по профотбору на протяжении периода обязательного обучения.
Основной акцент в профориентационной работе делается на обучающихся в возрасте 15—16 лет, при этом преобладают групповые формы профориентационной работы. Профессиональная ориентация осуществляется через процедуру проведения в каждом учебном заведении собеседования представителей данного учебного заведения с родителями и учащимися. Французские ученые считают важнейшей особенностью профориентации педагогическую направленность, которая обеспечивает способность делать выбор, включая умение учитывать объективные и субъективные факторы, влияющие на него. Только такой выбор может обеспечить молодым людям самостоятельность в экономической, социальной и личной жизни. Другой важной чертой концепции профориентации во Франции является информационная направленность. Значительное внимание уделяется изучению влияния на выбор профессии полученной информации и субъективно-личностных особенностей ее восприятия.

Во Франции действует параллельная структура трех национальных агентств, занимающихся вопросами профориентационной работы, деятельность которых координирует комитет из представителей министерств образования и труда:

Во Франции действует параллельная структура трех национальных агентств, занимающихся вопросами профориентационной работы, деятельность которых координирует комитет из представителей министерств образования и труда:

Во Франции действует параллельная структура трех национальных агентств, занимающихся вопросами профориентационной работы, деятельность которых координирует комитет из представителей министерств образования и труда:
Национальное бюро по образовательной и профессиональной информации разрабатывает методические рекомендации, пособия по образовательной и профессиональной информации, профориентированию и профтехподготовке; осуществляет общую методическую работу и координацию в данной области по всей стране; готовит аналитические обзоры; организует исследования по совершенствованию информации о профессиях и способствует их проведению. В его ведении находятся региональные бюро и местные отделения, в функции которых входят сбор и распространение профинформации на местном уровне.
Центр профессиональной информации и ориентации в лице сотрудников (профсоветники) координирует профориентационную работу в школах, разрабатывает школьные программы по профориентации обучающихся, руководит работой школьных учителей и организаций родителей, участвуют в профориентационных мероприятиях. Здесь проводится основная работа по профконсультированию, профдиагностике на основе использования психологических тестов и специальной аппаратуры для определения психологических характеристик учащихся.
Национальное агентство занятости с разветвленной сетью государственных агентств (бюро найма) оказывает посреднические услуги по трудоустройству всем возрастным группам населения, но лишь в немногих государственных агентствах имеются специализированные отделы и специалисты по работе с молодежью.

Великобритания Задача профориентации в

Великобритания Задача профориентации в

Великобритания

Задача профориентации в Великобритании – помочь обучающимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда. В стране уделяют большое внимание повышению самостоятельности обучающихся при выборе профессии. Особенностью является проведение диалоговых консультаций, использование психологических тренингов. Большое значение придается приобретению обучающимися практического опыта в той или иной профессии. Акцент делается на активных формах и методах обучения, с этой целью вводятся имитационные программы, трудовая практика. Они разработаны с учетом специфики британского рынка труда и воспроизводят различные социальные и трудовые ситуации: планирование трудового дня, выработку собственного стиля трудовой деятельности, поведение в ситуации потери работы, определение баланса между семейной и трудовой жизнью. Особо следует отметить практику создания мини-предприятий в образовательных учреждениях, где обучающиеся принимают активное участие: определяют вид производимой продукции или оказываемых услуг, проводят маркетинг, осуществляют продажи. Такая деятельность помогает им развить свои интересы и склонности; приобрести предпринимательские навыки в малом бизнесе; научиться полагаться на себя и проявлять инициативность и ответственность в разнообразных жизненных и трудовых ситуациях.

В Великобритании основными государственными органами, осуществляющими общее руководство профориентационной работой, являются

В Великобритании основными государственными органами, осуществляющими общее руководство профориентационной работой, являются

В Великобритании основными государственными органами, осуществляющими общее руководство профориентационной работой, являются Министерство образования и науки, а также Министерство по вопросам занятости, имеющие разветвленную сеть местных агентств, центров и бюро. Для лучшей координации профориентационной работы при Министерстве по вопросам занятости действует Комиссия по трудовым ресурсам, в функции которой входят подготовка и проведение мероприятий, ориентирующих в выборе профессии, получении соответствующей специальности, трудоустройстве и сохранении работы в соответствии со способностями и возрастом. Для выполнения этих задач в подчинении данной Комиссии находятся Служба профессиональной карьеры молодежи и Национальный консультационный совет по профессиональной карьере, который состоит из работников сферы образования, предпринимателей, представителей профсоюзов, научных работников. В функции Совета входят анализ деятельности служб профориентации и найма молодежи по всей стране, публикация материалов с рекомендациями по совершенствованию этой деятельности (с периодичностью раз в три года).
Практическую работу по профориентации учащихся в Великобритании проводят сотрудники Службы профессиональной карьеры — профконсультанты и учителя. Персональные досье по профориентации и профконсультации, составляемые профсоветниками в выпускных классах школы, служат основанием для профессиональных рекомендаций. Советники определяют также перечень профессий, наиболее подходящих каждому выпускнику в соответствии с его личностными особенностями.

Германия В Германии профориентационная работа с обучающимися ведется путем проведения опросов, тестов, консультаций, совместных мероприятий с организациями родителей

Германия В Германии профориентационная работа с обучающимися ведется путем проведения опросов, тестов, консультаций, совместных мероприятий с организациями родителей

Германия

В Германии профориентационная работа с обучающимися ведется путем проведения опросов, тестов, консультаций, совместных мероприятий с организациями родителей. Особенностью организации профориентационной работы в стране состоит в том, что каждый ребенок заполняет рабочую тетрадь, где дается общая информация о семье, личных интересах, склонностях, профессиональных намерениях, предварительном выборе профессии. Рабочая тетрадь вместе с дополнительными данными об успеваемости, результатами освидетельствований и итогами тестирования служит основой для профконсультаций. В случае необходимости профконсультант может прибегнуть к помощи медицинской, психологической служб, располагающих необходимыми специалистами.
Организационной структуре системы профориентации Германии характерна высокая степень централизации. Высшим органом управления профориентацией и трудоустройством населения является Федеральный институт, находящийся в подчинении Министерства труда и социальных вопросов. Своей деятельностью Институт охватывает профориентацию обучающихся в школах и частично — в университетах. Профконсультанты Института совмещают функции по профориентации и трудоустройству.

В Германии законодательно запрещены частные агентства занятости

В Германии законодательно запрещены частные агентства занятости

В Германии законодательно запрещены частные агентства занятости. Согласно действующему законодательству школам также запрещено заниматься трудоустройством выпускников. Трудоустройство населения — монопольная функция Федерального института занятости и его местных отделений и агентств. Объединение функций профориентации и трудоустройства в ведении единого государственного органа приближает профориентационную работу в Германии к комплексной системе «переходных услуг».
Для координации деятельности Института занятости и школ в вопросах профориентации и трудоустройства обучающихся постоянно действует Федеральная комиссия по связям, состоящая из представителей Министерства образования и Института занятости. Подобные комиссии действуют на уровне федеральных земель.
В Германии, в отличие от других стран, единственной функцией профконсультанта в профориентационной работе является профконсультирование и профрекомендации. Административная и техническая работа, а также профинформация находятся в ведении «технических» отделов школ.

Соединенные штаты Америки В

Соединенные штаты Америки В

Соединенные штаты Америки

В Соединенных Штатах Америки профориентация как самостоятельная научно-практическая система начала складываться в начале прошлого века. Здесь возникло и получило развитие несколько теорий профессиональной ориентации: 1) теория случайности или случайного выбора; 2) концепция внутреннего импульса Э.Джоуна; 3) концепции свободного развития Э Гинзберга, Д.Сьюпера, Дж.Холланда; социологические концепции профессиональной ориентации А.Лоуренса, М.И.Томаса и других.
В настоящее время главным национальным богатством страны провозглашаются высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. Перед молодыми людьми ставятся задачи в плане поддержания собственной конкурентоспособности и мобильности в трудоустройстве на протяжении всей жизни.
Новые требования к профессиональному развитию подрастающего поколения провели к переосмыслению профориентации в стране, которая должна способствовать умению самостоятельно «выстраивать» профессиональную карьеру, принимая ответственные решения в течение всей трудовой жизни.
Широкое распространение в профориентационной системе США получили персональных досье по профориентации школьников. Которые играют важную роль для обучающихся при решении вопросов о продолжении образования после окончания школы.

Канада Образование в Канаде преследует две цели: дать людям максимально развить свои способности и, вследствие этого обеспечить общество знаниями и умением, которые должны послужить его…

Канада Образование в Канаде преследует две цели: дать людям максимально развить свои способности и, вследствие этого обеспечить общество знаниями и умением, которые должны послужить его…

Канада

Образование в Канаде преследует две цели: дать людям максимально развить свои способности и, вследствие этого обеспечить общество знаниями и умением, которые должны послужить его интересам. В Канаде нет общегосударственной системы образования. Каждая канадская провинция имеет свою систему образования, хоть и во многом схожую с остальными. Каждая из них отражает культуру, религию и историю этой провинции. За образование в провинции отвечает глава департамента по образованию. В департаменте устанавливаются стандарты, утверждаются предметы и финансируются образовательные учреждения.
Стержень реформ первичной профессиональной ориентации — усиление ее взаимосвязи с реально существующими потребностями в рабочей силе. Структура профессиональных программ в образовательных учреждениях изменяется с учетом рекомендаций региональных комитетов по трудовым ресурсам, одна из основных задач которых — изучение текущего и перспективного спроса на рабочую силу на местах и управление в соответствии с этим процессом подготовки кадров. Важной формой познания «мира профессий» для учащихся являются самостоятельные занятия в специализированных центрах профессиональной ориентации (центрах выбора). Это особый тип учреждений, располагающих автоматизированными информационными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами. Придя в центр, можно получить информацию приблизительно о четырех тысячах профессий. По каждой из них даются следующие сведения: а) содержание трудовых функций работника данной профессии; б) необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования; в) пути профессионального роста и освоения смежных специальностей; г) спрос на работников данной профессии на местном и общенациональном рынках труда.

Япония В Японии организация профориентационной работы в школах и высших учебных заведениях в значительной степени обусловлена особенностями системы образования

Япония В Японии организация профориентационной работы в школах и высших учебных заведениях в значительной степени обусловлена особенностями системы образования

Япония

В Японии организация профориентационной работы в школах и высших учебных заведениях в значительной степени обусловлена особенностями системы образования. Одна из главных целей образования — подготовка к карьере: вооружение обучающихся основными знаниями о профессиях, развитие у них профессиональных навыков и усиление способности выбирать будущие курсы, которые отвечают планируемому профессиональному пути, соответствующему их личным склонностям и качествам.
Для контроля за формированием готовности подростков выбирать профессиональный путь и за подготовкой к профессии С.Фукуяма разработал тест, позволяющий количественно оценить эту способность школьников. Данный тест получил название «F-тест» (Fukuyama-тест). Автор выделяет три основных фактора осознанного выбора профессии: самоанализ, анализ профессий, профессиональные пробы.
Чтобы выявить свои возможности, обучающиеся подвергают анализу свой характер, умения, навыки, интеллектуальные способности и физическую силу. Самоанализ осуществляется в сочетании  с наблюдением, изучением и оценкой экспертов-взрослых – педагогов, психологов, родителей – для своевременной коррекции самооценки. Анализ профессий состоит в изучении возможных родов занятий. Профессиональные пробы позволяют приобрести опыт в той деятельности, которую он выбрал, и определить, соответствует ли ее характер его способностям и умениям. Реализация этого подхода предполагает самостоятельное, полное выполнение работы, с возложением всей ответственности за нее на обучающегося.

Система пожизненного найма, действующая на самых крупных предприятиях существенно сужает возможности основной массы работников в выборе профессии и сферы профессиональной деятельности, ограничивая профориентационную работу рамками…

Система пожизненного найма, действующая на самых крупных предприятиях существенно сужает возможности основной массы работников в выборе профессии и сферы профессиональной деятельности, ограничивая профориентационную работу рамками…

Система пожизненного найма, действующая на самых крупных предприятиях существенно сужает возможности основной массы работников в выборе профессии и сферы профессиональной деятельности, ограничивая профориентационную работу рамками предприятий.
Основой государственной системы профориентации в Японии является Государственная служба обеспечения занятости (ГСОЗ), главной задачей которой является информационное обеспечение всех подразделений системы образования (средствами которого являются фильмы, слайды, справочники профессий), составление к началу учебного года прогноза о спросе на рабочую силу, совместные с системой образования разработки программ по подготовке учителей-профконсультантов по вопросам спроса и предложения на рынке труда.
В японских школах, функционирующих на государственной основе, профессиональная ориентация начинается в обязательной неполной средней школе за два года до выпускного 9-го класса. В школьных планах предусмотрены курсы по ознакомлению с миром профессий. Сотрудники ГСОЗ проводят групповые беседы, реже индивидуальную работу по профориентированию, а также тестирование по профотбору для дальнейшей учебы или трудоустройства.
Другой формой организации профориентационной работы в школах является совместное руководство директора школы и сотрудников ГСОЗ. Практическую работу по профориентации проводят школьные учителя-профсоветники. В школах имеются кабинеты, располагающие специальной литературой, фильмами и другими средствами информации.
Третья форма профориентационной работы в Японии предусматривает ответственность ГСОЗ за профориентацию учащихся при условии, что администрацию школы ставят в известность о проведенной работе. Эта форма работы принята в ряде японских школ и в большинстве технических институтов и университетов.
Японская система профориентации позволяет обучающимся практически стопроцентно выбрать профессии в соответствии с наклонностями и способностями.

Задание Изучив литературу по курсу, интернет источники и данную презентацию составить сравнительную таблицу «Особенности профориентационной работы за рубежом»

Задание Изучив литературу по курсу, интернет источники и данную презентацию составить сравнительную таблицу «Особенности профориентационной работы за рубежом»

Задание

Изучив литературу по курсу, интернет источники и данную презентацию составить сравнительную таблицу «Особенности профориентационной работы за рубежом».

Скачать файл