Гимнастика после сна для детей 4-го года жизни.
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день?
Бодрящая гимнастика, которая помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года, при открытых фрамугах и форточках (или в хорошо проветренном помещении), в течение семи-пятнадцати минут в зависимости от возраста детей.
В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.
Для детей младшего дошкольного возраста особенно интересна бодрящая гимнастика игрового характера. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания. Заранее подготовленные костюмы, шапочки персонажей, красивые, яркие игрушки радуют детей, увлекают их, заставляют двигаться, выполнять предложенное задание. Любимы детьми комплексы бодрящей гимнастики в форме музыкально-ритмических игр. Танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение. Музыкально-ритмические игры доставят ребёнку не только радость, но и улучшат общее состояние организма.
В комплексы бодрящих гимнастик нужно включить упражнения для профилактики плоскостопия, нарушений осанки, массаж рук и ног, пальчиковую и дыхательную гимнастики.
После выполнения бодрящей гимнастики (если гимнастика проводилась непосредственно в постели) дети встают и выполняют различные движения: ходьбу по кругу, на косках и пятках, медленный бег и т.д. На полу можно разложить разные массажные коврики и предложить детям выполнить задания на них: пройти по ним, потоптаться на месте, перепрыгнуть через них и т.д. Такие коврики-дорожки могут сделать родители или воспитатели совместно с детьми, используя при этом пуговицы, деревянные палочки, крышки от пластиковых бутылок, горох, фасоль, мелкие камешки, песок.
Детская йога. Сказки об асанах
Физические упражнения необходимы для правильного развития организма, здоровья, хорошего самочувствия и полноценной жизни вашего малыша. Система упражнений в йоге давно доказала свою эффективность для разных возрастов. Найдётся в ней много интересного и для самых юных практиков.
Деревянные палочки
Как мы уже говорили, гимнастические деревянные палочки активно используются при проведении разминок и тренировок. Стоит отметить, что в человеческом теле есть ряд связок и групп мышц, которые без подобного приспособления остаются практически незадействованными.
Кроме того, палочки позволяют:
Увеличить
подвижность суставов плечевой зоны.
Комплексно
укрепить мышцы в области живота и поясницы.
Улучшить
циркуляцию крови.
Поднять тонус.
Подтянуть ягодицы,
проработать бедра, уменьшить обхват талии.
Это приспособление разнообразит домашние занятия спортом и будет полезно, так как позволяет:
выправить
осанку, поскольку при работе с деревянными палочками фиксируется позвоночник,
то есть спина лишается возможности прогибаться;
увеличить
подвижность плечевых суставов;
повысить
четкость движений, достигая удобного и при этом правильного выполнения
упражнений.
Комплексы бодрящей гимнастики после сна для детей младшего дошкольного возраста.
Занятие №1
Озорные деревянные палочки
Просыпаемся, глазки открываем. Одеяло в сторону. Лежим на спине.
Зарядка в кроватке:
Голову
поворачиваем вправо и влево – 4 раза.
Две
руки поднимаем вверх перед собой, потом опускаем обратно – 4 раза (ноги при
этом прямые)
Руки
лежат вдоль туловища, а ноги поднимаем вверх, опускаем. – 4 раза.
Встаем
около кроватки своей. Поднялись на носки и руки подняли вверх. (Тянемся вверх.)
Опустили руки. – 4 раза.
Идем по дорожкам здоровья в группу и берем каждый по одной деревянной палочке и рассыпаемся по ковру как бусинки (горошки).
Движения с палочками:
И.П.
Ноги на широкой дорожке. Взяли палочки в обе руки (руки внизу). Подняли палочку
вверх, опустили за голову. Опять повторили вверх и опустили за голову. – 4
раза.
И.П.
Ноги на широкой дорожке. Палочки в обеих руках внизу. Наклон с вытянутыми
руками вперед (палка в руках). Опустили палку вниз, затронули пол и
выпрямились.- 4 раза.
И.П.
ноги вместе, палка лежит перед собой на полу. Перешагнули через палку вперед,
затем обратно вернулись на свое место. И снова повторили движение. – 4 раза.
И.П.
Ноги вместе. Палка на полу перед собой. 1 хлопок руками и прыжок через палку на
двух ногах. Развернулись и снова 1 хлопок руками и прыжок через палку на двух
ногах – 4 раза.
Взяли палку в руки и садимся каждый на свой стульчик.
Движения на стульчике:
Потерли
палочку быстрыми движениями между ладоней, так чтобы ладошки стали горячими
(быстрые движения)
Положите
палочки на пол перед собой. Ноги поставьте на палочки и двумя ступнями
перекатывайте палочки вперед, назад, так чтобы согрелись ножки.
Молодцы ребята. А сейчас попробуйте поднять палочки с пола не руками, а ногами. Захватывайте палочки пальцами ног.
Молодцы ребята. Соберем палочки в коробку, а вам пора одеваться.
Занятие №2
Прилетели воробьи
(с элементами дыхательной гимнастики)
Проводится в групповой комнате.
Воспитатель негромко
стучит по окну.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам
в гости прилетели весёлые воробьи.
Поскорее просыпайтесь,
веселее поднимайтесь.
Воспитатель предлагает посмотреть на птиц. Дети за окном видят настоящих воробьёв или вырезанных из бумаги и заранее вывешенных за окном.
Воспитатель. Давайте поиграем. Мы с вами сегодня - воробьи-воробышки, маленькие добрые птички.
Ходьба обычная друг за другом (10 с)
Ходьба на носочках (10 с)
Медленный бег (10 с)
Построение в круг.
Дыхательное упражнение «Ах!» И.п.- стоя, руки вниз. Вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести «а- ах- х- х». Повторить два раза.
«Воробышки машут крыльями». И.п .- ноги слегка расставлены, руки – за спину. Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью. Спрятать руки за спину. Повторить пять раз; темп умеренный. Указание: сохранять устойчивое положение тела.
«Спрятались воробышки». И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, опустить голову, обхватить голову руками. Вернуться в и.п. Повторить пять раз; темп умеренный. Указание: после приседания хорошо выпрямиться.
«Воробышки дышат». И.п. – ноги расставлены, руки опущены. Сделать вдох носом. На вдохе протяжно тянуть «ч-и-и-и-р-и-ик», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. Повторить три раза; темп медленный. Указание: вдох короче выдоха.
«Воробышки греются на солнышке». И.п. – лёжа на спине, руки – вверх. Поворот на живот. Вернуться в и.п. Повторить пять раз; темп быстрый.
«Воробышки радуются». И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Восемь – десять подпрыгиваний на месте, чередуя с ходьбой на месте. Повторить три раза.
Дыхательное упражнение «Дуем на крылышки». Вдох – на 1, 2 счета; выдох – на 1, 2, 3, 4 счета (20 с).
Ходьба по ребристым дорожкам. Одевание.
Занятие №3
Сказка - Йога
В кроватках
Педагог произносит слова, дети выполняют движения.
Глазки открываются,
Реснички поднимаются, Легкий массаж лица
Дети просыпаются,
Друг другу улыбаются. Поворачивают голову вправо-влево
Дышим ровно, глубоко
И свободно, и легко. Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот
Что за чудная зарядка –
Как она нам помогает,
Настроенье улучшает
И здоровье укрепляет. Растирают ладонями грудную клетку и предплечья
Крепко кулачки сжимает,
Руки выше поднимаем. Медленно поднимают руки вверх, быстро сжимая
и разжимая кулаки.
Сильно-сильно потянись.
Солнцу шире улыбнись! Вытягивают руки, потягиваются.
Потянулись! Улыбнулись!
Наконец-то мы проснулись!
Добрый день!
Пора вставать!
Заправлять свою кровать. Встают с кровати
Идут по дорожкам на ковер.
1. Поза дерева
(Начало сказки)
В одном лесу жило большое и красивое Дерево. Вокруг него было много деревьев-соседей, и каждый сосед был особенный, непохожий на другого: у одного была пышная крона зелёных листьев; у другого – пушистые иголки с бархатистыми шишками; третий был мал ростом и жил в приятной и прохладной тени соседа-великана с могучим стволом………..
Встань на правую ногу. А левую ногу согни в колене и направь в сторону. Поставь стопу согнутой ноги на бедро прямой ноги. Стой прочно и уверенно: правой ногой держись за землю так же, как я держусь своими корнями.
Сложи ладошки вместе и подними руки высоко-высоко вверх. Тянись руками к небу и солнышку так же, как я тянусь к ним своими ветвями.
А теперь попробуй повторить то же самое, только поменяй
ноги местами. Встань на левую ногу. А правую ногу согни в колене и направь в
сторону. Поставь стопу согнутой ноги на бедро прямой ноги. Сложи ладошки вместе
и подними руки высоко-высоко вверх.
2. Поза собаки
Встань на четвереньки. Широко
разведи пальцы рук, плотно прижми ладони к земле. Теперь оттолкнись руками и
стопами, подними колени. Старайся выпрямить спину и ноги. Это похоже на горку.
Голову опусти вниз.
Ляг на живот. Ладони положи под плечи. Отталкивайся ладонями, выпрямляй руки и приподнимайся. Всё время тянись головой и носом вверх, прямо к солнышку. Ноги лежат на земле. Тянись носочками назад.
3. Поза Горы
Встань ровно и соедини стопы
вместе. Выпрями колени, а руки вытяни вдоль тела, тянись пальчиками вниз.
Прикрой глаза. Теперь представь, будто ты стоишь на земле крепко-крепко и ничто
не может сдвинуть тебя с места. А макушкой тянись высоко-высоко вверх, как
тянется к солнышку всё, что рождает земля.
4. Поза Рыбки
Сядь на землю и посмотри на свои
ноги. Определи, где правая нога, а где левая. Теперь согни правую и оставь её
лежать на земле. Далее согни левую, поставь её на землю и шагни левой стопой за
правое колено. Получилось два треугольника из твоих ног. Треугольник из правой
ноги лежит, а треугольник из левой ноги стоит. Так твоё тело смотрит вперёд
5. Поза Cфинкса
Ляг на живот. Пальчиками ног
постоянно тянись назад, сохраняй ноги сильными. Согни руки и приподнимись,
опираясь на локти. Пальцы рук расставь в стороны и напряги. Тянись макушкой
вверх.
Молодцы ребята. А сейчас все медленно встали и выпрямились и сделали вдох и выдох.
Одеваемся.
Занятие№4
Дрессированная
собачка
(с элементами корригирующей гимнастики)
Проводится в групповой комнате.
Звучит запись лая собаки, сначала тихо,
затем громче.
Воспитатель. Ребята, к нам в гости
кто-то идет.
Отгадайте загадку –
и узнаете нашего гостя.
В будке спит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.
Дети. Собачка.
Воспитатель. Правильно, собачка. Но к нам в гости придет сегодня не простая, а цирковая, дрессированная собачка. Вставайте с кроваток (воспитатель надевает маску собачки).
Воспитатель. Собачка знает много упражнений, она с вами проведет бодрящую гимнастику. Запоминайте упражнения и выполняйте их правильно.
«Идем за собачкой» - ходьба обычная.
Ходьба «змейкой» - руки за спиной.
Ходьба на носочках.
Построение в круг.
«Собачка приветствует гостей». И.п.- стоя. ноги слегка расставлены, руки на плечах. Свести локти перед грудью. Вернуться в и.п. Отвести локти максимально назад. Вернуться в и.п. Повторить четыре раза; темп умеренный. Указание – спина прямая.
«Собачка рада детворе». И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки на плечах. Свести локти перед грудью. Вернуться в и.п. отвести локти максимально назад. Вернуться в и.п. Повторить четыре раза; темп умеренный. Указание: спина прямая.
«Собачка веселит гостей». И.п.- сидя на полу, ноги врозь, руки за спиной . Наклониться вперед, коснуться руками носков ног, выпрямиться. Вернуться в и.п. Повторить четыре раза; темп умеренный.
«Собачка радует ребят». И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упор сзади. Повернуться на ягодицах на 360 сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить по три раза в каждую сторону; темп умеренный. Указание: при повороте помогать руками.
«Собачка тренируется». И.п.- лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу. Опустить. Поднять левую ногу. Опустить. Повторить по три раза каждой ногой; темп умеренный. Указание: руки от пола не отрывать.
«Собачка устала». И.п. – лежа на спине, ноги вместе. Руки вдоль туловища. Поднять руки и ноги вверх. Хаотичные движения руками и ногами. Вернуться в и.п. Повторить четыре раза; темп быстрый.
Ходьба по кругу с одновременным проговариванием скороговорки: « Я несу суп, суп, суп. А кому? Псу, псу, псу». Повторить три раза, сначала медленно, затем быстро.
Указание; желательно отработать проговаривание скороговорки с каждым из детей заранее.
Дети благодарят собачку за гимнастику и идут одеваться.
Занятие №5
Палочки
Просыпаемся, глазки открываем. Одеяло в сторону. Лежим на спине.
Зарядка в кроватке:
Глазки
закрыли, а потом открыли – 4 раза.
Поднимаем
голову от подушки вперед, обратно положили голову медленно (голова на подушку
не падает) - 4 раза
Лежим
на спине. Поднимаем правую ногу вверх, а левая лежит отдыхает, руки вдоль
туловища, положили правую ногу. Поднимаем левую ногу вверх, а, правая нога
теперь отдохнет. – 4 раза.
Перевернулись.
Легли на животик. Превратились в лягушек. Прогнулись и руками взялись за ноги.
Отпустили ноги и легли прямо. А сейчас снова повторим лягушку.- 3 раза.
Молодцы ребята. Поднимаемся и идем по дорожкам здоровья в группу и берем каждый по одной деревянной палочке и рассыпаемся по ковру как бусинки (горошки).
Движения с палочками:
И.П.
Ноги врозь. Держим палку внизу двумя руками. Подтянуть палку к груди, локти в
стороны – вдох; Опустить палку, - выдох.- 4 раза.
И.П.
Ноги врозь. Палку вверх, ногу назад на носок; вернутся обратно в исходное
положение.- 4 раза.
И.П.
Палку держать за края. Провернуть палку за спину; Провернуть палку в исходное
положение. – 4 раза.
И.П.
Ноги врозь, палка на лопатках (за спину); Поворот туловища вправо, а потом
влево – 8раза.
Взяли палку в руки и садимся каждый на свой стульчик.
Движения на стульчике:
Потерли
палочку быстрыми движениями между ладоней, так чтобы ладошки стали горячими
(быстрые движения)
Положите
палочки на пол перед собой. Ноги поставьте на палочки и двумя ступнями
перекатывайте палочки вперед, назад, так чтобы согрелись ножки.
Молодцы ребята. А сейчас попробуйте поднять палочки с пола не руками, а ногами. Захватывайте палочки пальцами ног.
Молодцы ребята. Соберем палочки в коробку, а вам пора одеваться.
Занятие
№6
В гостях у солнышка
(с использованием методов снятия
психоэмоциального напряжения и самомассажа)
Проводится сначала в постели, затем в групповой комнате.
Играет спокойная музыка. В окна заглядывает солнышко.
Воспитатель подходит к каждому ребёнку, гладит его по голове.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как светло и тепло у нас в спальне.
А знаете ли вы, почему? К нам в гости заглянуло солнышко.
Воспитатель. Солнечный зайчик заглянул вам в глазки, закройте их. Он побежал дальше по лицу, вы нежно погладьте зайчика ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Теперь погладьте его по голове, шее, затем животике, руках, ногах. Он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник - он просто любит ласкать вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.
Вставайте, и давайте поиграем с солнечным зайчиком.
Дети встают с кроватей и переходят в групповую комнату.
«Улыбнитесь солнышку». И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперед, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в и.п. Тоже самое выполнить другой рукой и ногой. вернуться в и.п. повторить три раза: темп умеренный. Указание: быть внимательным, четко выполнять задание: одновременно действовать правой рукой и ногой.
«Играем с солнышком». И.п. – сидя, ноги согнуты в коленях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, переступая ногами на 360 градусов. Вернуться в и.п. Повторить пять раз; темп умеренный. Указание: при повороте руками не помогать.
«Играем с солнечными лучами». И.п. – сидя, ноги вместе, руки опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. вернуться в и.п. Повторить шесть раз: темп быстрый. Указание: ноги в коленях не сгибать.
«Отдыхаем на солнышке». И.п.- спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и.п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и.п. Выполнить по три раза в каждую сторону: темп умеренный.
Воспитатель. А вы знаете игру про солнышко?
Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик».
По команде «солнышко» дети бегут по залу, по команде «дождик» приседают. Игра проводится два раза. Дети прощаются с солнышком.
Ходьба по залу в медленном темпе (15с.).
Занятие №7
Сказка - Йога
В кроватках
1. И.п.: Лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, подтянуться, руки вперёд, и.п.
2. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.
3. И.п.: Сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и.п.
4. «Пешеход». И.п. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
Возле кроваток
5. «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.
И.п.: о.с., Руки на поясе, перекат с носков на пятки.
Дыхательные упражнения.
«Лягушонок».
И.п.- основная стойка. Представить, как лягушонок делает быстрые, резкие прыжки. Слегка присесть, вздохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед. На выдохе протяжно произнести «К-в-а-а-а».
Проветрите комнату, наденьте на малыша удобные штанишки и свободную футболку. Вот вы и готовы к сказочной зарядке.
Тыква
/
Дыхание тыквы. Делаем глубокий вдох, и грудь становится красивой и круглой, как тыква, которая превращается в карету Золушки. Выдыхаем и представляем, как карета уменьшается и опять становится тыквой. Повторяем 3-10 раз. Такое глубокое дыхание наполняет кровь кислородом, очищает лёгкие от мокроты, остатков углекислого газа, заставляет их максимально раскрываться и эффективно вентилироваться.
Ведьминская
метла
Становимся ровно, ступни вместе, руки вытянуты над головой и соприкасаются ладонями. Колени согнуты, будто вы хотите присесть на воображаемый стул позади вас. Начинаем полёт через пространство, слегка отклоняясь то вправо (небольшой наклон вправо), то влево (небольшой наклон влево). Делаем мёртвую петлю, совершая полный круг руками в одну и в другую сторону. Представляем себя Гарри Поттером на матче по квиддичу (или Ведьмой на метле) и наклоняем «метлу» прямо вперёд, «наращивая скорость». Обращаем внимание на позвоночник, он всегда прямой.
Ведьминская шляпа
Шляпа ведьмы имеет форму треугольника. Чтобы выполнить позу Треугольника встаньте, широко расставив ноги. Одну ступню разворачиваем наружу, руки вытягиваем в стороны на высоте плеч и тянемся к развёрнутой ноге, стараясь поставить одну ладонь на пол, а вторую вытягиваем вверх, образуя треугольник. Повторяем на другую ногу.
Скрипучие ворота
Становимся в позу Ворота, опустившись на колени и вытянув правую ногу в сторону. Правую руку опускаем на правую ногу, а левой рукой тянемся к правой ноге, протянув её над головой. Наши скрипучие ворота открываются, когда мы выпрямляемся и смотрим в противоположную сторону себе за плечо, и закрываются, когда мы тянемся к правой ноге, перекрывая левой рукой проход, и хорошенько растягивая левый бок. Звуковые эффекты поощряются. Выполняем 3-4 раза и повторяем на другую сторону.
Летучий корабль
Садимся ровно на полу, сгибаем и подтягиваем к себе ножки. Теперь выпрямляем ноги вперёд и вверх, а руки вытягиваем параллельно полу. Стараемся не падать. Летучий корабль бороздит небесные просторы, немного отклоняясь то вправо, то влево. Очень важно, чтобы корабль не перевернулся и не упал. Считаем медленно до 10 и пришвартовываем корабль, опуская ножки.
А сейчас ребята все стали на ножки и выпрямились. Сделали вдох и выдох.
Одеваемся
Занятие №8
Палочки
Просыпаемся, глазки открываем. Одеяло в сторону. Лежим на спине.
Зарядка в кроватке:
Руками
погладили по лицу (нежно, ласково как мама)
Поднимаем
голову от подушки вперед, обратно положили голову медленно (голова на подушку
не падает) - 4 раза
Подняли
одну руку вверх и погладили другой ласково и нежно, а сейчас поменяли руки.- 4
раза
Лежим
на спине. Поднимаем правую ногу вверх, а левая нога, отдыхает; руки вдоль
туловища, положили правую ногу. Поднимаем левую ногу вверх, а, правая нога
теперь отдохнет. – 4 раза.
Перевернулись
на животик. Легли прямо вдоль кровати. Правой рукой потрогали правую ногу, а
потом левой рукой потрогали левую ногу.
Встаем
у кроваток. Поднялись на носочках вверх, тянемся, тянемся. Опустили руки.
Повторяем – 3 раза.
Молодцы ребята идем по дорожкам здоровья в группу и берем каждый по одной деревянной палочке и рассыпаемся по ковру как бусинки (горошки).
Движения с палочками:
И.П.
Ноги врозь. Держим палку двумя руками по краям. Палка внизу; палка вверх и
вернулись в исходное положение - 4 раза.
И.П.
Ноги врозь. Держим палку двумя руками по краям. Палку внизу; палка на груди;
поднять палку вверх; опустить палку к груди - 4 раза.
И.П.
Ноги врозь. Палка вверху. Наклон , положить палку к носкам; выпрямиться, руки
вверх (хлопок); наклон, вниз, взять палку ( руки внизу). И повторяем – 4 раза.
И.П.
Узкая стойка ноги врозь, палка внизу в руках. Присесть, палку вперед; исходное
положение. – 4 раза.
И.П.
Ноги вместе. Руки на поясе, палка лежит справа. На каждый счет перепрыгивать
боком через палку.
Взяли палку в руки и садимся каждый на свой стульчик.
Движения на стульчике:
Потерли
палочку быстрыми движениями между ладоней, так чтобы ладошки стали горячими
(быстрые движения)
Покатали
палочкой по ногам, как будто пирожки сейчас будете стряпать.
Положите
палочки на пол перед собой. Ноги поставьте на палочки и двумя ступнями
перекатывайте палочки вперед, назад, так чтобы согрелись ножки.
(
Упражнение на дыхание) Вдыхаем носом воздух и выдыхаем ртом через палочку.
Молодцы ребята. А сейчас попробуйте поднять палочки с пола не руками, а ногами. Захватывайте палочки пальцами ног.
Молодцы ребята. Соберем палочки в коробку, а вам пора одеваться.
Занятие №9
Жучки-паучки
(с элементами корригирующей гимнастики)
Проводится в постели.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель. Наступила весна, теплое время года.
Просыпается все - природа, насекомые. Давайте представим, что мы с вами -жучки-паучки. Нам хорошо от теплого солнца.
«Потянулись жучки». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Хорошо потянуться – руки в стороны. Повторить три раза: темп медленный.
«Проснулись глазки». И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно (10с); темп умеренный.
«Проснулись ушки». И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Растирать ушки снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (10с); темп умеренный.
«Проснулись лапки». И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять перед собой вытянутые вперед руки и потрясти ими. Затем поднять ноги и тоже потрясти ими (10с); темп быстрый.
«Жучки греются на солнышке». И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. 1- поворот на живот, 2- поворот на спину. Повторить пять раз; темп умеренный.
«Жучки готовятся к прогулке». И.п.- лежа на спине, руки за головой. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Опустить. Поднять левую ногу, согнутую в колене. Опустить. Повторить четыре раза; темп умеренный.
«Веселые жучки». И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-3 хлопки руками перед собой, 4 – вернуться в и.п. Повторить пять раз; темп быстрый.
Воспитатель. А сейчас жучки-паучки побегут по дорожкам.
(Воспитатель раскладывает ребристые дорожки- коврики из палочек. Дети идут по коврикам сначала медленно, затем быстрее (2мин).
Воспитатель. Жучки-паучки устали,
пора им и подкрепиться.
(Дети одеваются).
Занятие №10
Сказка – Йога
Ребята просыпайтесь. Пойдем по дорожкам здоровья. Впереди нас ждет сегодня сказка.
Молодцы ребята. А сейчас одеваемся.
Занятие №11
Времена года
(с элементами корригирующей гимнастики)
Проводится в постели.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель. Доброго дня, ребята! Совсем недавно мы говорили с вами о временах года. Помните, сколько времен года? (Ответы детей). Я вам сейчас прочитаю русскую народную загадку о временах года.
Ежегодно приходит к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (Ответы детей.)
Мы сегодня с вами сможем показать времена года в наших упражнениях. Лягте поверх одеял и послушайте следующую загадку:
Всех наградила, все погубила. (Дети. Это осень.)
Воспитатель. Правильно, выполним упражнения.
«Осенняя туча» .И.П. – лежа на спине. Дети нахмуриваются, как осенняя туча, при этом мышцы лица сначала напрягаются, затем расслабляются. Повторить пять раз. «Листья падают».И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки перед грудью, отвести в стороны, опустить. Поднять, соединить перед грудью, опустить вдоль туловища. Повторить шесть раз; темп умеренный.
Воспитатель. О каком времени года следующая загадка?
Снег на поля,
Лед на водах,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Дети. Зимой.)
Воспитатель. Конечно, это зимушка-зима. Теперь выполним упражнения.
«Тепло-холодно». И.П.- лежа на спине, руки в стороны. На слово воспитателя «холодно» дети поднимают ноги, согнутые в коленях, и обхватывают их обеими руками. На слово «тепло» возвращаются в и.п. Повторить шесть раз; темп умеренный.
«Замерзли». И.П.- лежа на правом боку, правая рука поднята вверх, левая – вдоль туловища. Поднять одновременно левую ногу и левую руку. Вернуться в и.п. То же задание выполнить правой ногой и рукой. Повторить пять раз; темп умеренный.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
Воспитатель. За зимой следует весна, и мы выполним весеннее упражнение.
«Весеннее солнышко». И.п.- сидя на кровати, ноги согнуты в коленях. Улыбнуться, как солнышко. Повторить пять раз.
«Проснулись». И.П.- сидя на кровати, ноги врозь, руки на поясе. 1-3- пружинящие наклоны вперед, 4- вернуться в и.п. Повторить шесть раз; темп умеренный. Указание: ноги в коленях не сгибать.
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Летом)
Воспитатель. Правильно, это бывает летом. Лето следует за весной и предшествует осени. Это самая радостная пора. Выполним упражнения на летнюю тему
«Плывем». И.П.- лежа на животе, руки вперед, ноги вместе. 1-3 – одновременно поднять ноги и руки и имитировать плавание. 4- вернуться в и.п. Повторить шесть раз; темп умеренный.
«Радуемся лету». И.П.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и руки вверх. Совершать хаотичные движения ими, вернуться в и.п. Повторить шесть раз.
Воспитатель. Молодцы! Вы не только красиво и правильно выполняете все упражнения, но и знаете времена года.
Теперь я хочу предложить вам игру на внимание. Если я скажу «зима», вы выполняете бег (лежа в кровати, «бегут» только ноги), если «осень»- ходьбу, если «весна», то хлопаете в ладоши перед грудью, если «лето»- отдыхаете. (Повторить четыре раза).
Дыхательное упражнение «Ах» Вдох. Продолжительный выдох. При выдохе произнести слово «ах». Повторить пять раз.
Занятие №11
Палочки
Просыпаемся, глазки открываем. Одеяло в сторону. Лежим на спине.
Зарядка в кроватке:
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох,
держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
И.п.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить
руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.
И.п.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую
ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно
опустить).
И.п.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять
грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек), вернуться в и.п.
И.п.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, руки к
плечам, ноги лежат на кровати, держать, и.п.
И.п.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв
упор на предплечья, шея вытянута – вдох-выдох.
Возле кроваток
«Хлопушка».И.п.,- стоя на коленях, руки
вдоль туловища. Вдох - развести руки встороны, выдох - опустить вниз,
хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!». Повторитьшесть-восемь раз.
Дыхательное упражнение
«Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с., мышцы
туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.
Молодцы ребята идем по дорожкам здоровья в группу и берем каждый по одной деревянной палочке и рассыпаемся по ковру как бусинки (горошки).
Движения с палочками:
И.П.
Ноги врозь. Палка за спиной на плечах. Делаем наклон с палкой вправо, потом
влево; вернулись в исходное положение - 8 раз.
И.П.
Ноги врозь. Держим палку двумя руками по краям. Палку внизу; палка на груди;
поднять палку вверх; опустить палку к груди - 4 раза.
И.П.
Ноги врозь. Палка вверху. Наклон, вынесли палку вперед; выпрямились, палка
вверху – 4 раза.
И.П.
Сели на пол. Палка в руках. Наклон двумя руками задели палкой носок и в
исходное положение ( на последний наклон зацепили палку за ноги и задержались
немного) – 4 раза.
И.П.
Ноги вместе. Руки на поясе, палка лежит справа. На каждый счет перепрыгивать
боком через палку.
Легли
на живот. Палка перед собой стоя. Карабкаемся руками по палке вверх, а потом
медленно опускаемся вниз (встаем на ножки)
Взяли палку в руки и садимся каждый на свой стульчик.
Движения на стульчике:
Положите
палочки на пол перед собой. Ноги поставьте на палочки и двумя ступнями
перекатывайте палочки вперед, назад, так чтобы согрелись ножки.
(Упражнение
на дыхание) Вдыхаем носом воздух и выдыхаем ртом, через палочку.
Молодцы ребята. А сейчас попробуйте поднять палочки с пола не руками, а ногами. Захватывайте палочки пальцами ног.
Молодцы ребята. Соберем палочки в коробку, а вам пора одеваться.
Занятие №12
Сказка - Йога
Ребята просыпайтесь. Мы с вами пойдем по дорожкам здоровья.
Пока вы спали, к нам в гости приходил волшебник и принес волшебный мешочек. Что же в нем сейчас посмотрим. Картинки животных (коровы, собаки, паука, журавля и дерева сосны)
Занятие №13
Забавные художники
(с элементами самомассажа)
Проводится в постели.
Воспитатель. Дети, я знаю, что вы все очень
любите рисовать, и на бумаге, и на асфальте.
Сегодня мы тоже будем рисовать. Мы нарисуем
воздушные шары. Но только не на бумаге или асфальте, а в воздухе. Рисовать мы будем не руками, а различными частями нашего тела.
«Готовимся рисовать». И.п.- лежа на спине. Зажмуримся, затем открыть глаза и посмотреть на потолок. Повторить пять раз.
«Рисуем головой». И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение головой в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз. Каждый ребенок работает индивидуальном темпе. Указание: не делать резких движений головой.
«Рисуем глазами». И.П.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение глазами. Сначала в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз; каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.
«Рисуем руками». И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение правой рукой, затем левой. Повторить по пять раз каждой рукой. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.
«Устали руки». И.П.- лежа на спине, руки прямые перед грудью. Опустить обе руки, встряхнуть ими. Вернуться в и.п. Повторить четыре раза; темп умеренный.
«Рисуем локтями». И.п.- лежа на спине, руки к плечам. 1-4 – круговые движения локтями вперед. 5-8- круговые движения локтями назад. Повторить по пять раз в каждую сторону; темп умеренный.
«Рисуем ногами». И.П- лежа на спине, руки на поясе. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Нарисовать пять воображаемых воздушных шариков. То же выполнить левой ногой. Темп медленный, затем умеренный. Указание: тянуть носочки.
«Художники отдыхают». И.П.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Поворот туловища направо. Вернуться в и.п. Поворот туловища налево. Вернуться в и.п. Повторить по три раза в каждую сторону; темп умеренный.
«Художники закончили работу». И.П. Несколько раз закрыть и закрыть глаза. Потереть ладошки, приложить к глазам (четыре раза).
Воспитатель. Вот мы и закончили работу с красками. Мы хорошо потрудились, но испачкались. Нам необходимо вымыть руки и ноги.
(Дети встают с кроватей. Проводятся закаливающие процедуры).
Занятие №14
Сказка - Йога
Сказка об Иване Царевиче и Бабе Яге
1. Идет Иван Царевич по лесу и вдруг, заметив что-то странное, встал, как вкопанный. (Поза йоги Тадасана)
2. Видит, стоит на опушке леса избушка на курьих ножках, с ноги на ногу перетаптывается. (Врикшасана, поза дерева). Меняем ногу и показываем, как избушка перетаптывается.
3. А тут из избушки выходит Баба Яга сгорбленная.
4. Схватила она Ивана Царевича и в печку его засунуть пытается. Пихает, пихает, а он не помещается. (Поза развернутого треугольника — Триконасана)
5. «Ах, ты непослушный мальчишка», — ворчит Баба Яга и пытается Ивана Царевича развернуть и в печку все-таки засунуть. (Делаем Триконасану с разворотом то к одной, то к другой ноге). А он все равно не помещается.
6. Тогда Баба Яга Ивана Царевича на лопату усадила и головой вниз пригнула, чтоб быстренько его на лопате в печку затолкать. (Выполняем Пашчимоттанасану)
7. А Иван Царевич хитрый и умный оказался, он ноги в стороны расставил и даже на лопате в печку въехать не может — не помещается. (Поза Упавишта Конасана).
9. Тогда Баба Яга рассердилась и говорит: «А ну, развернись-ка!». Царевич повернулся в одну сторону, потом в другую сторону (Поза скручивания позвоночника — Маричиасана).
10. Баба Яга рассердилась и сбросила Ивана Царевича с лопаты.
11. «Смотри, как нужно сидеть на лопате» — сказала Баба Яга неумехе Царевичу и влезла на лопату. (Опять наклоняемся вперед в Пашчимоттанасану).
12. Ну а Иван Царевич, не долго думая, запихнул злую и голодную Бабу Ягу в печку, а сам растянулся на лавке в позе Крокодила, чтоб отдохнуть и послушать еще одну сказку.
Вот и сказке конец, а кто сказку показывал — тот молодец!
Занятие №15
Чтобы голову разбудить, надо шейкой покрутить (делаем вращения).
Чтобы ручки разбудить, хлопать будем их учить: справа, слева, и вверху, и внизу.
Хвостик спрячем на подушки. Делать будем мы вертушки (игры с одеялом, спрятать выдуманный хвостик под подушку).
«Спортсмены»
«Штангисты» (лежа на спине, руки к плечам, вытянуть руки вперед, пальцы сжаты в кулаки, вернуться в и. п.).
«Футболисты» (лежа на спине, колени подтянуты к животу, бить то правой, то левой ногой по воображаемому мячу, потом двумя ногами сразу).
«Гребцы» (сидя, ноги врозь, руки к плечам, наклониться, дотянуться руками до носков ног, вернуться в и. п.).
«Велосипедисты» (лежа на спине, поднятые ноги вверх поочередно сгибать и разгибать, стараясь делать круговые движения).
«Яхтсмены» (лежа на животе, руки за спиной сцеплены в замок, поднять голову, грудь. Прогнуться. Сцепленные руки поднять как можно выше – парус).
«Борцы» — дыхательное упражнение (сидя по-турецки, глубокий вдох носом, задержка дыхания, выдох через рот).
Молодцы ребята, а сейчас все тихонечко пойдем по дорожкам здоровья.
Включаем на телевизоре ритмичную зарядку.
Занятие №16
Палочки
Просыпаемся, глазки открываем. Одеяло в сторону. Лежим на спине.
Зарядка в кроватке:
«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Потягивание,
вернуться в и. п.
«Горка». И п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади. Опираясь на кисти
рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.
«Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх. Прогнуться
(поднять верхнюю и нижнюю части туловища), держать, вернуться в и.п.
«Волна». И. п.: стоя на коленях, руки на поясе. Сесть справа от пяток,
руки влево, и.п., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п.
Возле кроваток
«Мячик». И.п.: о.с. Прыжки на двух ногах.
Дыхательное упражнение
«Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с., мышцы
туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному
дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе
(живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.
Молодцы ребята идем по дорожкам здоровья в группу и берем каждый по одной деревянной палочке и рассыпаемся по ковру как бусинки (горошки).
Движения с палочками:
И.П.
Ходьба с палкой за спиной на плечах. Руки могут быть на предмете либо
выпрямлены.
И.П.
Ноги врозь. Держим палку двумя руками по краям. Палка внизу; палка на груди;
поднять палку вверх; - 4 раза.
И.П.
Ноги врозь. Палка вверху. Наклон , положить палку к носкам; выпрямиться, руки
вверх; наклон вниз, взять палку ( руки внизу). И повторяем – 4 раза.
И.П.
Узкая стойка ноги врозь, палка внизу в руках. Присесть, палку вперед; исходное
положение. – 4 раза.
И.П.
Ноги вместе. Руки на поясе, палка лежит справа. На каждый счет перепрыгивать
боком через палку.
Взяли палку в руки и садимся каждый на свой стульчик.
Движения на стульчике:
Потерли
палочку быстрыми движениями между ладоней, так чтобы ладошки стали горячими
(быстрые движения)
Положите
палочки на пол перед собой. Ноги поставьте на палочки и двумя ступнями
перекатывайте палочки вперед, назад, так чтобы согрелись ножки.
Хождение
поперек. Предмет располагается поперек стопы. Таким образом выполняются шаги.
(Упражнение
на дыхание) Вдыхаем носом воздух и выдыхаем ртом через одну сторону палочки, а
потом другую сторону.
Молодцы ребята. А сейчас попробуйте поднять палочки с пола не руками, а ногами. Захватывайте палочки пальцами ног.
Молодцы ребята. Соберем палочки в коробку, а вам пора одеваться.
Занятие №17
Сказка – Йога
Йога для детей: кренделек
• Усядьтесь ровненько, скрестив ножки.
• Одну руку положите на противоположное колено.
• Другую руку вытяните за собой и глубоко вдохните.
• Затем поменяйте руки.
Йога для детей: спокойствие
• Сядьте, скрестите ноги.• Выпрямите
спину.
• Положите руки на колени ладошками вверх.
• Спокойно дышите.
Йога для детей: самолетик
• Лягте на живот.
• Поднимите грудь, руки и ноги.
• Дышите глубоко.
Йога для детей: кобра
• Лягте на живот.
• Упритесь на согнутые локти.
• Медленно поднимите грудь.
• Локти должны быть под грудью, а ноги – выпрямлены сзади.
Йога для детей: слоник
• Станьте ровно.
• Нагнитесь вперед.
• Сомкните руки.
• Начинайте покачивать руками в стороны (будто слоник хоботом).
Йога для детей: чертик из коробочки
• Сядьте прямо.
• Колени подтяните к груди.
• Обхватите колени руками.
• Голову положите на колени.
• Выдохните.
• Вдохните и поднимите голову.
Йога для детей: выдра
• Лягте на живот.
• Выпрямите руки перед собой.
• Медленно поднимите голову и грудь.
• Выпрямите руки.
Йога для детей: лев
• Станьте на колени.
• Опустите грудь на бедра.
• Вдохните и выдохните.
• Подайте тело вперед и зарычите, как лев.
Йога для детей: устрица
• Сядьте прямо.
• Подошвы сведите вместе.
• Положите руки под колени, локтями коснитесь пола.
• Вдохните, выдохните.
• Медленно коснитесь ступней головой.
Йога для детей: вулкан
• Станьте прямо.
• Слегка разведите ноги.
• Сложите ладошки на уровне груди.
• Вдохните.
• Вытолкните руки вверх.
• Выдохните.
• Разведите руки в стороны и верните в центр.
Йога для детей: орел
• Станьте ровно.
• Слегка согните колени.
• Поставьте левую ногу на правую.
• Скрестите руки так, чтобы правая рука накрывала левую.
• Вдохните, выдохните.
• Поменяйте руки и ноги местами.
Занятие №18
Идем в поход
(с элементами дыхательной
и корригирующей гимнастики)
Проводится в постели.
Воспитатель. Ребята, совсем скоро мы
с вами пойдем в поход в лес.
Отгадайте загадки и покажите отгадки в упражнениях. Будьте внимательны.
Снизу подковка,
Наверху веревка.
Куда шагают-
И сами не знают. (Ботинки)
«Надеваем обувь». И.п.- сидя, руки опущены. 1- наклон к правой ноге (имитация надевания обуви). 2- вернуться в и.п. 3- наклон к левой ноге. 4- вернуться в и.п.
Повторить четыре раза; темп умеренный.
Он с тобою и со мной
Шел лесными стежками-
Друг походный за спиной
На ремнях с застежками. (Рюкзак)
«Собираем рюкзак». И.п.- сидя на кровати, ноги вместе, руки опущены. 1- поворот направо, обеими руками дотронуться до кровати справа. 2- вернуться в и.п. 3- поворот налево, обеими руками дотронуться до кровати слева. 4- вернуться в и.п. Повторить четыре раза; темп умеренный.
На привале нам поможет:
Суп варить, картошку печь.
Для похода он хорош.
Да с собой не понесешь. (Костер)
«Раздуваем костер». И.п.- сидя, руки опущены. Вдох, задержать дыхание, продолжительный выдох. Повторить три раза; темп медленный. Указание: выдох длиннее вдоха.
Плывут туристы по реке,
Или идут пешком,
У них всегда есть в рюкзаках
Складной красивый дом. (Палатка)
«Устанавливаем палатку». И.п,- сидя, ноги вместе, руки опущены. 1- наклон вперед как можно ниже, выпрямить руки, ударить ладошками по кровати («забили» колышки для палатки). 2- вернуться в и.п. Повторить пять раз; темп умеренный.
Воспитатель. В походе приходится много ходить. Поэтому ноги должны быть сильными, походка естественной, красивой. Выполним следующие упражнение.
«Тренируем ноги». И.П.- лежа на спине, руки за головой. 1-3 – поднять ноги вертикально вверх, образуя прямой угол, передвигать ногами так, как будто едут на велосипеде. 4- вернуться в и.п. Повторить шесть раз; темп умеренный.
Воспитатель. Что необходимо сделать с костром, когда придет время уходить из леса? (Ответы детей)
Воспитатель. Верно, потушить его. Выполним упражнение.
«Тушим костер». И.п.- сидя, руки опущены. Вдох, задержать дыхание, продолжительный выдох. Повторить три раза. Указание: выдох длиннее вдоха.
Воспитатель. Немного отдохнем, вспомним правила поведения в лесу.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.