7-8 урок, 9 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: ________
Тема урока: «Защита личной информации в сети Интернет. Контрольная работа №1».
Цель: ознакомление учащихся с понятием "персональные данные", формирование теоретических знаний и практических навыков безопасного поведения в сети Интернет.
Задачи:
образовательные: формирование устойчивых знаний по теме «персональные данные».
развивающие: развитие коммуникационной компетенции, навыков индивидуальной практической деятельности.
воспитательные: формирование ответственного отношения к персональным данным и личной информации.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
1. Показ видеоролика для учащихся, в котором говорится, что такое персональные данные, какие бывают персональные данные, правила защиты персональных данных, какие последствия могут возникнуть, если не соблюдать правила их защиты.
2. Практическая часть, которая включает в себя разбор ситуаций по вопросам защиты персональных данных и пути их решения:
Пример 1:
Добрый день! Меня зовут Марина, мне 14 лет. Недавно кто-то взломал мой аккаунт в «ВКонтакте» и стал размещать на моей стене неприличные изображения. А еще оскорблять от моего имени друзей в комментах и в личке. Обо всем я узнала от подруги, так как на даче, где я была, не было интернета. Я восстановила доступ к аккаунту и поменяла пароль, но было уже поздно. Многие удалили меня из друзей и добавили в «черный список», а кое-кто даже перестал со мной разговаривать. Я несколько лет вела эту страницу, у меня была почти тысяча подписчиков, а теперь все пропало. Подскажите, как мне поступить? Как вернуть доверие подписчиков?
Ответ на пример 1:
В данном случае мы имеем дело со взломом аккаунта школьницы с целью нанесения вреда её репутации. В этой ситуации можно порекомендовать следующие действия:
- Сменить пароли к аккаунтам на других онлайн-ресурсах.
- Удалить все неприятные сообщения со своей страницы.
- Извиниться перед читателями написав пост.
- Постараться лично поговорить с самыми близкими друзьями и объяснить им ситуацию.
Чтобы избежать подобной проблемы, следует предпринять следующие шаги:
· Использовать сложные пароли и двухэтапную систему
· Аутентификации.
· Установить антивирусные программы на все устройства, с которых осуществляется выход в интернет.
· Соблюдать правила предосторожности при входе в аккаунт
· с чужого компьютера.
· Соблюдать правила поведения при столкновении с поддельными страницами.
Пример 2:
Здравствуйте! Меня зовут Настя, мне 15 лет. Недавно я познакомилась с парнем в социальной сети. Он был знакомым моей подруги и показался мне интересным. Мы стали общаться, оказалось, что у нас много общего. Мы рассказывали друг другу о себе, о том, где учимся, путешествуем. Вообще-то я скрытная, и профиль у меня только для друзей, но с ним я, кажется, позволила себе лишнего. Однажды он предложил встретиться. Я немного испугалась и отказала ему. Он сказал, что знает, где я учусь и где живу, обещал подстеречь по дороге из школы домой. Я не знаю, правда это, или он меня просто запугивает. Мне действительно страшно. Теперь одна, без подруги, я в школу не хожу. Подскажите, как мне быть?
Ответ на пример 2:
В этой ситуации можно порекомендовать следующие действия:
- Внимательно перечитать историю переписки и понять, какая персональная информация могла попасть к шантажисту.
- Внимательно изучить общие контакты и понять, какую информацию о шантажист мог узнать косвенно.
- Рассказать или показать историю переписки взрослым (родителям, учителям), чтобы они могли предпринять действия по защите школьницы, вплоть до обращения в правоохранительные органы.
- В случае если шантажист снова выйдет на связь, сообщить ему обо всех предпринятых действиях и добавить его в «чёрный список».
Чтобы избежать подобной проблемы, следует предпринять следующие шаги:
· С большой осторожностью добавлять незнакомцев в друзья и вступать с ними в переписку, даже если они являются друзьями друзей.
· Не сообщать личную информацию незнакомцам. Даже если она кажется безобидной, она может быть легко использована против жертвы.
Пример 3:
Доброго времени суток! Я Артем, учусь в 9-м классе. Однажды на уроке информатики я зашел в свой аккаунт в социальной сети и забыл выйти. Через неделю один из моих одноклассников создал паблик, в которой он выкладывает скриншоты моей личной переписки с друзьями и гадкие комментарии к ним. Там нет ничего такого, но это все равно неприятно. Надо мной все смеются. Я и раньше не был самым популярным в классе, а теперь стал настоящим изгоем. Что мне делать? Можно ли удалить этот паблик? Как наказать одноклассника?
Ответ на пример 3:
В данном случае мы имеем дело с кибербуллингом — травлей, организованной с помощью электронных средств связи.
В этой ситуации школьнику можно порекомендовать следующие действия:
· Сменить пароль от аккаунта и временно закрыть его.
· Написать в службу поддержки социальной сети письмо с просьбой удалить паблик, приложив скриншоты из самого паблика и из личной переписки, подтвердив тем самым неправомерное использование личных данных одноклассником.
· Если ситуация повторится, и после удаления будет создан новый паблик, написать в службу поддержки социальной сети письмо с просьбой удалить аккаунт пользователя, нарушившего правила пользования ресурсом.
· Рассказать о ситуации взрослым (родителям или учителям) и попросить их вмешаться в ситуацию в школе.
3. Контрольная работа
Ответы на тест
1 B
2 C
3 A
4 A
5 A
6 D
7 C
8 D
9 B
10 C
11 A
12 B
13 C
14 A
15 D
16 D
17 B
18 B, C
19 A, D
20 A
4. Практическая работа
Работа с презентацией – 5 слайдов, не больше 20 слов. Защита личной информации.используем учебник.
5. Подведение итогов
Опрос учащихся, что нового они узнали на уроке, остались ли вопросы после пройденного материала, домашнее задание, выставление оценок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.