Защита системы работы по литературному чтению "Современные подходы к смысловому чтению в начальной школе".
Оценка 4.9

Защита системы работы по литературному чтению "Современные подходы к смысловому чтению в начальной школе".

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
чтение
Взрослым
08.01.2017
Защита системы работы по литературному чтению "Современные подходы к  смысловому  чтению в начальной школе".
Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в условиях реализации Федерального стандарта начального образования. Практика показывает, что современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтение других источников информации: телевидения, компьютера, видео. Какие способы и методы смыслового чтения, использовать в работе, чтобы они решали все противоречия, связанные с читательской деятельностью каждого ученика. Данная работа основана на современных технологиях смыслового чтения в начальной школе.Помощь учителям начальных классов при работе с произведениями по литературному чтению.
ЗАЩИТА СИСТЕМЫ.doc

1 слайд

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

 

2 слайд

          Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в условиях реализации Федерального стандарта  начального образования. Практика показывает, что  современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. В последние годы усиливается тенденция отказа детей  от чтения книг  и предпочтение других источников информации: телевидения, компьютера, видео.

     Общаясь с коллегами, являясь участником сетевого сообщества учителей начальных классов г. Комсомольска-на-Амуре, будучи тьютором в проекте «Телешкола», посещая интерактивные семинары, меня заинтересовал вопрос  как  найти новые подходы по формированию  смыслового чтения. Какие  способы и методы смыслового чтения, использовать в работе, чтобы они решали все противоречия, связанные с читательской деятельностью  каждого ученика.

      Совместно с психологом школы был проведён мониторинг сформированности смыслового чтения основанный на  методике  Татьяны Викторовны Коротаевой. В результате которого были получены следующие результаты, представленные на слайде.

 

 

3 слайд

 

 

 

Для решения проблемы мною были определены цели и задачи. Обратите внимание на слайд:

4слайд

 

 

 5слайд

                                                                                                                                       

  В связи с поставленными целями сформулировала  ряд задач:

(на слайде они представлены) 

           Предметом исследования  является методика по формированию стратегий смыслового чтения, предложенная Сметанниковой Натальей Николаевной .

Объектом исследования является процесс обучения смысловому чтению в начальной школе.

            

6 слайд

 

 

7 слайд

 

 

При обучении младших школьников  на уроках литературного чтения использую стратегии смыслового чтения.

    Сущность стратегий состоит в том, что они имеют отношение к выбору, функционируют автоматически на бессознательном уровне и формируются в ходе развития познавательной деятельности учеников.

8 слайд

 

Направленное чтение.

 На этапе актуализации знаний использую  прием «Ассоциативный куст». Этот приём позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.      

1. Пишу ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, записываю ассоциации.

2.Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.

3. Задает проблемный вопрос по прочитанному.

4. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.

5. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.

Данная стратегия формирует умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

Чтение в парах – обобщение в парах.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж.

Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

Данная стратегия формирует  умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы, можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного.

Читаем и спрашиваем

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует

выделить в прочитанном. (Какие слова встречаются в тексте наиболее часто?

Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это

предложение главное?  Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь

скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.)

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой –

отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.

Данная стратегия формирует умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

 

Дневник двойных записей.

1 Учащимся даётся указание разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему

именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли

натолкнул.

Данная стратегия формирует умение задавать вопросы во время чтения, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

 

9 слайд

 

   Эти стратегии дают возможность создать на уроке климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику – формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать. У моих учеников появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, размышлять и сопереживать герою произведения, а также делать анализ прочитанного текста;  понимать чужие мысли, заключенные в тексте; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.

 

   В своей деятельности применяю различные  формы работы на уроке литературного чтения, среди них наиболее эффективными  являются моделирование и прогнозирование.

10 слайд

 

 

 

 

Моделирование позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование специальных читательских умений (умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения).

1) дополни модель обложки названием произведения и фамилией автора

2) дополни модель названием иллюстрации

3) дополни рисунок на обложке

 

 

 

 

 

11 слайд                                                          12 слайд

                                   

    

модель-описание

модель-сравнение

модель-рассуждение

модель-настроение

13 слайд

 

 

     Прогнозирование побуждает соотносить части текста по содержанию, привлекать собственные знания для правильного понимания связей и отношений в тексте.

     Как результат — высокая интеллектуальная активность; текст осмысливается глубоко и критически.

  Данные виды деятельности учеников позволяют им самостоятельно участвовать в формулировании темы и цели урока, приводят к предопределению, пониманию и осознанию содержания и способов осуществления предстоящих действий, обеспечивает его «включенность» в учебную ситуацию, создает готовность к усвоению знаний.

    Используемые мною современные подходы к  смысловому  чтению, привели к следующим результатам. 14 слайд

                                        

 

   

 

 

 

  15 слайд                                                           

                

       

По итогам проведенного мониторинга  были сделаны следующие выводы:

 Результаты сформированности умений смыслового чтения у учащихся в 4-ом классе на 10% выше, чем в 3-ем классе.

Задание на определение стиля текста практически не вызвало затруднений.

    Умеют определять главную мысль текста.

Умеют определять последовательность своих действий при выполнении комплексной работы.

    Базовый уровень составляет в 3-ем классе- 63%, в 4-ом классе- 76% (на 13% выше). Учащиеся, выполнившие работу на высоком уровне

(в 3-ем классе -72%, в 4-ом классе - 86%,  на 14% выше).

 

16 слайд                                17 слайд                                                          

                        

  

 

    Таким образом, использование новых подходов к  смысловому чтению приобрели положительную динамику. Позволили организовать работу учащихся моего класса и дали возможность  активно участвовать в конкурсах чтецов, во всероссийских дистанционных олимпиадах по литературному чтению и занимать призовые места.

    На протяжении нескольких лет убеждаюсь в правильности своего выбора, по использованию различных технологий формирования смыслового чтения, нашла положительный отзыв среди коллег. Ежегодно провожу открытые уроки и мастер-классы для педагогов города по использованию вышеперечисленных технологий.

 

 

Спасибо за внимание!


Добрый день, уважаемые коллеги! 2 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги! 2 слайд

При обучении младших школьников на уроках литературного чтения использую стратегии смыслового чтения

При обучении младших школьников на уроках литературного чтения использую стратегии смыслового чтения

Читаем и спрашиваем 1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем

Читаем и спрашиваем 1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем

Моделирование позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование специальных читательских…

Моделирование позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование специальных читательских…

По итогам проведенного мониторинга были сделаны следующие выводы:

По итогам проведенного мониторинга были сделаны следующие выводы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017