Заседание клуба «Почемучка»
Оценка 4.8

Заседание клуба «Почемучка»

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
окружающий мир
3 кл
28.04.2017
Заседание клуба «Почемучка»
Разработка внеклассного занятия по развитию творческих способностей учащихся с использованием технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Способствует развитию у учащихся дедуктивного мышления, фантазии, творческого воображения. На занятии учащиеся создают новый летательный аппарат.Способствует закреплению у учащихся навыков умственного труда; учить работать в группах; воспитывает учащихся в духе дружбы и товарищества.Знакомит с профессией изобретателя.Разработка внеклассного занятия по развитию творческих способностей учащихся с использованием технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Способствует развитию у учащихся дедуктивного мышления, фантазии, творческого воображения. На занятии учащиеся создают новый летательный аппарат.Способствует закреплению у учащихся навыков умственного труда; учить работать в группах; воспитывает учащихся в духе дружбы и товарищества.Знакомит с профессией изобретателя.
Заседание клуба Почемучка.docx

Заседание клуба «Почемучка»

Цель: развивать творческие способности учащихся через решение творческих задач

Задачи: Способствовать развитию дедуктивного мышления, фантазии, творческого воображения, создание нового летательного аппарата;

способствовать закреплению у  учащихся навыков умственного труда; учить работать в группах; воспитание  учащихся в духе дружбы и товарищества.

Оборудование: глобус, дипломы для награждения, листы для технических характеристик, иллюстративный материал.

Ход занятия

1.Орг. момент.

Сообщение цели, озвучивание эпиграфа к занятию.

«Мало иметь хороший ум – главное хорошо его     ?    ». Р.Декарт

-Какое слово надо вставить? Проверим нашей работой.

2. Тризба-читальня.Рисунок (105).jpg

2. 1   Чтение В.Берестова «Мастер- Птица» (без объявления названия) с использованием продуктивного чтения  

По ходу чтения словарная работа.

Мы ехали из пустыни в город Куня-Ургенч. Кругом лежали пески. Вдруг я увидел впереди не то маяк, не то фабричную трубу.

  - Что это?- спросил я у шофера-туркмена.

 - Старинная башня в Куня-Ургенче,- ответил шофер.

Я, конечно, обрадовался. Значит, скоро мы выберемся из горячих песков, очутимся в тени деревьев, услышим, как журчит вода в арыках.

Не тут-то было! Ехали мы, ехали, но башня не только не приближалась, а, наоборот, как будто отодвигалась все дальше и дальше в пески. Уж очень она высокая.

(Остановка. Вопрос:  как такое может быть?)

И шофер рассказал мне такую историю.

В далекие времена Куня-Ургенч был столицей Хорезма – богатой, цветущей страны. Со всех сторон Хорезм окружали пески. Из песков налетали на страну кочевники, грабили ее, и не было никакой возможности уследить, когда и откуда они появятся.

И вот один мастер предложил хорезмскому царю построить высокую башню. Такую высокую, что бы с нее было видно во все концы, тогда ни один враг не прокрадется не замеченным.

 Царь собрал своих мудрецов и попросил у них совета. Мудрецы подумали и решили так:

         « Если с башни будет видно во все концы, значит, и сама башня тоже будет видна отовсюду. И врагам станет легче до нас добраться. Башня укажет им путь. Поэтому совершенно ясно, что мастер – государственный изменник. Ему нужно отрубить голову. А строительство башни воспретить». (Остановка. Вопрос: что будет дальше?)

         Царь не послушал мудрецов. Он приказал построить башню.

И тут произошла неожиданная вещь: башню еще не закончили, набеги прекратились. В чем же дело?

(Остановка. Вопрос: как бы вы ответили на вопрос?)

Оказывается, мудрецы рассудили правильно: башня была видна  отовсюду. И враги, увидев ее, думали, что до Хорезма совсем близко. Они бросали в песках медлительных верблюдов, которые везли воду и пищу, и на быстрых конях мчались к манящей башне и все до одного погибали в пустыне от жажды и голода.

Наконец, один хан, предводитель кочевников, погубив свое лучшее войско, разгадал секрет хорезмийцев. Он решил отомстить.

Не разжигая ночных костров, прячась днем во впадинах между песчаными грядами, хан незаметно привел свою орду к самому подножию башни.

Старый мастер еще работал на ее вершине, укладывая кирпич за кирпичом.

- Слезай, пес! – крикнул ему разгневанный хан. – Я отрублю  твою пустую голову!

(Остановка. Вопрос: что будет дальше?

- Как спасти мастера?

Противоречие: Мастеру не хочется умирать, но враги могут его убить?

Идеальное решение: «Враги сами спасут мастера». Как это может быть?)

- Моя голова не пуста, она полна знаний, - спокойно ответил мастер. Пришли-ка мне сюда наверх побольше бумаги, клея, тростника. Я сделаю из тростника перья, склею из бумаги длинный свиток и запишу на нем все, что знаю. Тогда моя голова и в самом деле станет пустой, и ты, отрубив голову ничего, не потеряешь: у тебя останутся мои знания.

 Хан согласился.

(Остановка. Вопрос: Что дальше?)

Мастер спустил с башни веревку, к ней привязали пакет с бумагой, клеем, тростником. Старый мастер склеил из бумаги и тростника большие крылья и улетел.

Тогда хан сказал своему летописцу:

- Запиши в историю все, что произошло, чтобы наши внуки знали, на какой мерзкий обман, на какую низкую ложь, на какое гнусное вероломство способны эти хорезмийцы.

А летописец ответил:

- Конечно, мастер обманул тебя. Он сделал не свиток, а крылья и полетел на них. Но это уже не простой обман, а высокий разум. И наши внуки будут восхищаться человеком, который научился летать.

- Ничего не записывай в историю! – разозлился хан.- Пусть никто не узнает, как нас одурачили.

Прошли века. Люди забыли, как звали грозного хана, как звали царя и его трусливых мудрецов. Но каждому мальчишке в Куня-Ургенче известно, кто был мастер и что он совершил, словно это случилось совсем недавно.

Звали его Уста Куш, что в переводе означает Мастер Птица.

                                                                                (Берестов В. Мастер Птица.)

 

 

2.2 Вопросы для обсуждения

- Что вам понравилось в рассказе? Что взволновало? Когда вы особенно переживали? Как вы думаете, это легенда или сказка? Почему народ сложил легенду? Понравился ли вам мастер Уста Куш? Какими вы себе представили кочевников? Хана? Что можно сказать о нем по его словам и делам?

3.Тризаплыв. Рисунок (104).jpg

- Люди с незапамятных времен мечтали научиться летать. Летать, как сокол! Как орел!

Как? Когда? Кем осуществлялась эта мечта?

3.1. Работа с системным оператором

Вид транспорта

 

Вид транспорта

В аэропорту

Вид транспорта

 

Воздушный шар

Самолет

 

Ракета

Корзина, шар, наполненный теплым воздухом…

Крылья, хвост, носовая часть, кабина …

?

- Можно ли ограничиться рассмотрением  только этих видов транспорта? Что бы вы добавили?

3.2. Начинаем Тризаплыв.

Рассказы детей о разных видах воздушного транспорта. Выступают подготовленные учащиеся

- Аэростат.

- Дирижабль

-Самолет

-Вертолет

-Ракета

-Кто создал эти летательные аппараты? Легко ли быть изобретателем? Какими качествами надо обладать? Хотите попробовать?

3.3. Игра « хорошо-плохо»

-Хорошо, что есть летательные аппараты…

- Плохо, что есть летательные аппараты…

- Как сделать их безопасными?

 

4.Творческая работа в группах. Рисунок (103).jpg

Создание летательного аппарата. Подготовка технических характеристик.

4.1. Выбор объектов. Характеристика данных объектов.

Орел: крылатый, остроклювый, зоркий, сильный, серьезный, когтистый.

Тюльпан: красивый, открытый, закрытый, куполообразный, разноцветный, душистый.

Золотая рыбка: обтекаемая, волшебная, золотая, чешуйчатая, красивая.

4.2. Обсуждение

- Выбор характеристик для изобретения.(Каждая группа выбирает свои характеристики)

5. Самостоятельная работа в группах.

(Музыкальное сопровождение)

6.Отчет. Демонстрация и защита работ.

7.Итог.

Вручение Дипломов фантазеров-изобретателей.

8.Рефлексия.

- Какую цель ставили в начале занятия? Смогли ли ее достичь? Над чем стоит еще поработать?

«Мало иметь хороший ум – главное хорошо его применять  ». Р.Декарт

 

 

 

 

 


 

Заседание клуба «Почемучка»

Заседание клуба «Почемучка»

И шофер рассказал мне такую историю

И шофер рассказал мне такую историю

Хан согласился. (Остановка

Хан согласился. (Остановка

Вид транспорта Вид транспорта

Вид транспорта Вид транспорта

Игра « хорошо-плохо» -Хорошо, что есть летательные аппараты… -

Игра « хорошо-плохо» -Хорошо, что есть летательные аппараты… -

Рефлексия. - Какую цель ставили в начале занятия?

Рефлексия. - Какую цель ставили в начале занятия?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017