ЗАСЕДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКАМИ»
Оценка 4.7
Семинары
docx
физическая культура +1
Взрослым
15.01.2019
Цель:
выявить характерные признаки диалоговых отношений субъектов культурно-образовательного пространства школы и условий, обеспечивающих эту характеристику совместной деятельности.
Задачи:
• Осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной проблемы;
• Выявить характерные признаки диалоговых отношений субъектов в культурно- образовательном пространстве школы;
Рассмотрим несколько стилей общения педагога с учениками.
заседание методического объединения Microsoft Word.docx
ЗАСЕДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКАМИ»
Михайлин Антон Геннадьевич
учитель физической культуры
МАОУ СОШ №45
Калининград
Цель:
выявить характерные признаки диалоговых отношений субъектов культурно
образовательного пространства школы и условий, обеспечивающих эту
характеристику совместной деятельности.
Задачи:
Осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной
проблемы;
Выявить характерные признаки диалоговых отношений субъектов в
культурно образовательном пространстве школы;
Люди часто испытывают трудности в общении. Эта игра как раз и поможет
постепенно избавиться от излишней застенчивости.
Участники игры делятся на пары. Анализируют представленную на картинке
ситуацию. Сначала каждая пара репетирует совой диалог. А потом должна
показать совой диалог всем присутствующим. То есть играющие спокойно
беседуют между собой, а остальные внимательно слушают. Таким образом,
каждая пара демонстрирует остальным свое умение общаться. В игре нет
победителей и побежденных, но по согласованию с ведущим могут быть
поощрены какимто призом.
1. Анализ ситуации
Между кем идёт разговор?
О чём они разговаривают?
2. Работа над диалогом
Составьте диалог.
Прочитайте и разыграйте диалог. Каждому известно, что одно необдуманное слово может в корне
изменить отношение ребенка к школе, учителю и к процессу обучения в
целом.
Стиль общения учителя с учениками должен характеризоваться
доброжелательностью, уважительными отношениями друг к другу, взаимной
требовательностью, доверием, естественностью, искренностью, правдивостью.
В теоретической литературе, посвященной проблемам общения, можно найти
разные классификации стилей общения.
По большому счету, только на своем опыте методом проб и
ошибок, спустя несколько лет учителя начинают понимать, с кем и как себя
вести, как управлять классом, держать дисциплину. Некоторые сбегают из
школы после первой же практики, некоторые так и остаются в счастливом
неведении, как можно в классе с тридцатью подростками без применения
насилия и оскорблений вести полноценный урок.
Рассмотрим несколько стилей общения педагога с учениками.
Стиль общения на основе увлеченности совместной творческой
деятельностью характеризуется устойчивым положительным отношением
учителя к детям, к педагогической деятельности в целом; стремлением
разрешать возникающие в учебной и воспитательной деятельности проблемы
совместно с детьми. Отношения с учащимися строятся не в плоскости
управления ими, воспитания, а в плоскости организации совместной
интересной деятельности, совместной заботы о делах класса, школы.
Понимание твёрдости как способности стальным голосом призывать
класс к порядку является распространенным заблуждением. Твердость
преподавателя в общении с учениками это четкое определение границ
дозволенного, установление правил поведения, которые обязан соблюдать
каждый
учащийся. Дети могут сказать об обстановке в коллективе больше, чем вам кажется.
Попросите каждого ученика написать, что должно исчезнуть из класса, а что
должно появиться, чтобы обучение было комфортным. Этот прием работает
как в младших, так и в старших классах. Правил должно быть немного, а все,
что ими не запрещено, должно разрешаться. Необходимо регулярно говорить
об этом детям.
Стиль общения на основе дружеского расположения тесно
связан с первым. Его основу составляют духовное родство, уважение
человеческого достоинства, реальное признание права ребёнка на
уникальность, любовь к человеку. Сущность этого стиля общения хорошо
отразила И.Е. Синица: «...к ученикам нужно относиться, как к своим
ближайшим друзьям. А друзьям мы говорим правду, не замалчиваем их
недостатков, но стараемся не обижать их, не унижать их достоинства, не
отталкивать от себя, подбираем слова искренние, но не режущие, слова,
которые, может быть, и приносят временную боль, но ведут к быстрому и
надежному выздоровлению»
пространственных,
Стиль общениядистанции характеризуется установкой педагога
на сохранение определённой дистанции между ним и учениками, а также
наличием различного рода психологических барьеров в общении,
препятствующих налаживанию духовных контактов между партнерами по
общению (смысловых,
ценностных и
др.). Психологической основой такого стиля общения является ориентация на
ложное понимание учителем того, что ему можно позволить с детьми, а что
нельзя, а также ориентация на использование ложных путей поддержания
авторитета учителя, престижа педагогической профессии. Часто в основе
такого стиля общения лежит эффект сдвига мотивов, когда основную
ценность педагогической деятельности учитель видит не в духовном общении
с учениками, в возможности повторения самого себя в личности ученика, а в
возможности властвовать над детьми, повелевать ими, чувствовать себя
интеллектуально и морально (по собственным меркам) выше. других.
ролевых,
Общениеустрашение соединяет в себе отрицательное отношение к
детям и авторитарность в способах воздействия на них. Основные
характерные черты этого стиля — ориентация педагога на различные
ограничения, запреты, выискивание худших качеств личности и управление
детьми на основе манипулирования данной информацией, запугивание, борьба
с любыми оплошностями в поведении и деятельности детей. Такой стиль
создаёт атмосферу нервозности, эмоционального дискомфорта, блокирует
возможность создания нормальных отношений между учителем и детьми. А
скованный, угнетенный страхом ребенок, по мнению В.А. Сухомлинского, не
может нормально мыслить.
Стиль общениязаигрывания характеризуется стремлением
завоевать любовь и уважение детей, авторитет сомнительными средствами —
проявлением нетребовательности, укрывательством их неблаговидных
поступков, лестью и др. Такой стиль общения наносит большой вред воспитанию детей и, в конечном счете, отталкивает от них педагога. Кроме
того, можно выделить еще две разновидности стиля общения учителя с
учащимися: монологический и диалогический.
«Открытый микрофон»
обмен мнениями по теме педагогического совета и представленной
информации.
упражнение «Качества».
Каждому из педагогов необходимо выбрать одно качество, в котором в нем
наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества.
Предлагается написать это качество на отдельной бумажке. Все свернутые
бумажки кладутся в мешочек. Ведущий предлагает одному из участников
взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать одному, для кого
оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется
ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество
бумажек, а, значит, и качеств. У нескольких педагогов спросить: «Как
присвоенные им качества могут помочь им в профессиональной
деятельности?»
Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств.
Сегодня вам еще не раз предстоит возможность проверить себя.
В монологическом общении взаимодействие строится на
исполнительности одной из сторон — учащихся. Инициатива в общении
принадлежит педагогу. В таком общении до минимума сведена активность
ученика, он выступает чаще в роли слушателя.
В диалогическом общении инициатива в равной степени принадлежит
педагогу и ученику. В ходе такого общения происходит обмен собственным
видением проблем, взглядами, идеями, переживаниями, осуществляется
совместный поиск решения задач. Как правило, в диалогическом общении
педагог говорит мало (чаще дети).
Для овладения диалогическим общением с детьми необходимо
научить педагога разговаривать вопросами; научить его умению
поддерживать порядок при коллективном обсуждении проблем с детьми,
акцентировать внимание учащихся на наиболее интересных мыслях,
предложениях; создавать возможность, высказаться каждому ученику;
включать в разговор наиболее стеснительных, менее развитых учащихся;
видеть в коллективном разговоре каждого ученика, его реакции, угадывать
его желание высказаться, согласие или несогласие с выступающими,
общающимися.
Важнейшее значение для техники педагогического общения имеют
овладение учителем культурой речи (в том числе дикцией, интонацией,
орфоэпией),
постановка голоса.
Совершенствовать мастерство устной речи необходимо не только потому, что
по самой специфике работы учителю приходится много говорить и объяснять,
но и потому, что выразительное слово помогает лучше применять методы
педагогического воздействия.
выработка правильного дыхания, Невербальное педагогическое общение.
Кроме главного оружия педагога — слова. В его арсенале целый
экспрессивно
набор невербальных (неречевых) средств общения:
выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт);
— просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза,
вздох,
кашель);
— такесика (рукопожатие, похлопывание, поглаживание, прикосновение);
— проксемика (ориентация, дистанция).
смех,
Педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а
естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы условия
оптимального педагогического общения? Вопервых, это высокий авторитет
педагога. Проявление и критерий авторитетности педагога у школьников —
их любовь к нему. Есть немало педагогов, рассуждающих примерно так:
любят меня — хорошо, не любят — тоже не беда, позже поймут, что я делаю
для них. Это в корне неправильная точка зрения.
Любовь воспитанников к своему воспитателю — не одно из
благих пожеланий, а могучий позитивный фактор педагогического процесса.
Если проанализировать творческую мастерскую известных педагогов, то
объединяет этих очень разных людей и специалистов то обстоятельство, что
все они очень любимы своими учениками, которые, как правило, проносят
эту любовь через всю свою жизнь.
Часто говорят и пишут о такой любви как о награде мастеру, но
это еще и могучее средство, и важнейшее условие успеха педагогического
общения, всего педагогического дела.
Второе условие успешности педагогического общения —
владение психикой и приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо
подготовлен как практический психолог. К сожалению, эта подготовка
оставляет желать много лучшего. Когда студентовпедагогов после первой
практики спросили, что им было труднее всего, 80% из них ответили: найти
общий язык с детьми.
И, наконец, третье составляющее успеха — это накопленный
опыт, это то, что в обыденной практике и называется «сначала умение, а
потом мастерство». Нужно анализировать чужой опыт, а главное, накапливать
свой.
ЗАСЕДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКАМИ»
ЗАСЕДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКАМИ»
ЗАСЕДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКАМИ»
ЗАСЕДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКАМИ»
ЗАСЕДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКАМИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.