Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"
Оценка 4.6

Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

Оценка 4.6
Семинары
docx
классное руководство
Взрослым
03.01.2019
Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"
Образовательный процесс.docx
1 слайд Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся                                                                                            2 слайд                                              Если мы будем учить сегодня так,                                              как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.                                     Джон Дьюи           Одним из важнейших преобразований в системе общего образования  является введение федеральных государственных образовательных  стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС),  продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в  высокотехнологичном конкурентном мире.           В широком значении термин «универсальные учебные действия»  означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и  самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения  нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить  как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его  способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,  включая организацию этого процесса.            Универсальные учебные действия   обеспечивают этапы усвоения  учебного содержания и формирования психологических способностей  обучающегося.  3 слайд В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом  ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:             Личностный Познавательный Регулятивный Коммуникативный Так, концептуальная идея формирования у обучающихся УУД,  принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и  любые умения.  4 слайд А формирование любого умения у школьников проходит следующие  этапы:      1 2 3 4           Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий. Представление о действии, первичный опыт и мотивация. Приобретение знаний о способе выполнения действия. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция. Контроль умения выполнять действие.  5 слайд      Главная цель  педагогической деятельности учителя – это  формирование личности,  желающей и умеющей учиться.  Учителю  начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника  готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные  действия. Для этого надо создать условия.       Первое  условие для успешного формирования УУД –  педагогическая компетентность учителя. Как научиться самому и самое  главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к   осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического  опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с  коллегами:  быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать  необходимость самообразования и самосовершенствования,  быть  способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая  опыт других учителей.                                                                                          Второе условие для успешного формирования УУД – включение  обучающихся в активную учебную деятельность, правильная организация  которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на  определенном материале учебную задачу, умело организует процесс  выполнения обучающихся учебных действий (целеполагание,  планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).             Третье условие – это диагностика обучающихся.       Что же должен  делать учитель начальной школы?   не преподносить ученикам новое знание в готовом виде, а    организовывать процесс обучения так, чтобы дети добывали это знание в  процессе собственной учебно­познавательной деятельности, понимая и  принимая систему ее норм;  учитывать возрастные психологические особенности развития  детей;  создавать  доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;  формировать  у обучающихся способность к аналитическому  выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;  создавать  условия для приобретения обучающимися опыта  творческой деятельности;  предлагать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивать при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний. 6 слайд Способы реализации  данного  условия, следующие:                    Технология проблемного диалога (по Е. Л. Мельниковой), которая  базируется  на системно­деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного  усвоения обучающимися новых  знаний, компетенций, видов и способов деятельности. При этом  постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики  в  ходе специально организованного учителем диалога.            При использовании на уроках  активных форм работы с  применением технологии деятельностного обучения,  творческие  способности учащихся будут развиваться на более высоком уровне, так  как повысится интерес к предмету, сформируются ключевые  компетенции, улучшится качество знаний по предметам.           Использование элементов технологии адаптивного обучения   позволяет  варьировать обучение, осваивать  новые структуры урока, что  формирует у учеников умение работать самостоятельно, осуществлять  взаимоконтроль и самоконтроль.           Также эффективный метод формирования УУД – групповое и  парное обучение, которое предполагает высокую степень  самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе  взаимодействий. Почему  именно этот метод  считается эффективным? Работу в группах мы  начинаем  с выработки основных правил.  7 слайд При этом должно достигаться: ­  полное внимание к однокласснику;  ­  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;   ­ терпимость, дружелюбие:  ­  никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый  имеет «право на ошибку».       Все учащиеся должны принимать активное участие в обсуждении этих  правил. Совместное выполнение заданий: разбор слова или предложения  на уроке русского языка, решение математической задачи и т. п. —  привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их  коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом,  подсказывать, спорить, доказывать.            Применение  ИКТ  позволяет сделать процесс обучения  для детей  более увлекательным и интересным. Ребята получают больше  возможностей для развития логического и алгоритмического мышления,  воображения и познания мира.          8 слайд Для   формирования   личностных   универсальных   учебных   действий можно предложить следующие виды заданий:  ­ участие в проектах; ­ подведение итогов урока; ­ творческие задания; ­ самооценка события, происшествия; 9 слайд            Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:  ­ "Найди отличия" (можно задать их количество); ­ "На что похоже?"; ­ «Поиск лишнего»; ­ "Лабиринты"; ­ «Упорядочивание; ­ "Цепочки"; ­ хитроумные решения; ­ составление схем­опор; ­ работа с разного вида таблицами; ­ составление и распознавание диаграмм; ­ работа со словарями; 10 слайд               Для   формирования   регулятивных   универсальных   учебных действий возможны следующие виды заданий:  ­ "Преднамеренные ошибки"; ­  поиск информации в предложенных источниках; ­  взаимоконтроль; ­ "Ищу ошибки"; ­ контрольный опрос на определенную проблему; 11 слайд          Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:  ­  составь задание партнеру; ­  отзыв на работу товарища; ­  групповая работа по составлению кроссворда; ­ "Отгадай, о ком говорим"; ­  диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); ­ "Подготовь рассказ...", "Опиши устно...", "Объясни..." и т. д. Как же формируются УУД на основных предметах начальной школы?  Русский язык (УУД)                      Работа с текстом открывает возможности для формирования логических   действий   анализа,   сравнения,   установления   причинно­ следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре   языка,   усвоение   правил   строения   слова   и   предложения, графической формы букв обеспечивает:  ­ развитие знаково­символических действий;  ­ замещения (например, звука буквой);  ­ моделирования (например, состава слова путем составления схемы);   ­ преобразования модели (видоизменения слова).  Литературное чтение (УУД)            Обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий: ­ смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов; ­ самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных   произведений   посредством   эмоционально­действенной идентификации; ­  эмоционально­личностной    на основе отождествления  себя с героями произведения,   соотнесения   и   сопоставления   их   позиций,   взглядов   и мнений; ­   умения   понимать   контекстную   речь   на   основе   воссоздания   картины событий и поступков персонажей; ­ умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; ­ умения устанавливать логическую причинно­следственную связь событий и действий героев произведения; ­   умения   строить   план   с   выделением   существенной   и   дополнительной информации.  Математика (УУД)                    В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся   познавательных   действий,   в   первую   очередь   логических, включая   и   знаково­символические,   а   также   таких,   как   планирование (цепочки   действий   по   задачам),   моделирование,   дифференциация существенных   и   несущественных   условий,   выработка   вычислительных навыков.  Особое   значение   имеет   математика   для   формирования   общего   приема решения задач как универсального учебного действия. В   задачах   с   неполными   условиями   дети   на   основе   своего   житейского опыта должны ввести недостающую информацию.  Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания   об   арифметических   действиях,   компонентах   действий   и   их отношениях. 12 слайд Какую же роль играют УУД во внеурочной деятельности? УУД   становится   источником   внутреннего   развития   школьника,   и формирования его  личностных качеств; Развитие   интеллектуальных,   творческих,   организаторских способностей школьников;                                                                Приобретение   детьми   социального   опыта,   создание   условий максимально раскрывающих эти способности. 13 слайд                Этапы  организации внеурочной деятельности школьников.  Исследование  по выявлению интересов и склонностей обучающихся Общешкольная  программа внеурочной деятельности  Программы  внеурочной деятельности классных руководителей;  Расписание внеурочной деятельности. 1 2 3 1 2 3 4 14 слайд           На основе сформированности УУД получаем портрет выпускника начальной школы, соответствующий требованиям ФГОС. Он таков!   ­ любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; ­   владеющий   основами   умения   учиться,   способный     к   организации собственной деятельности; ­ любящий свой народ, свой край и свою Родину; ­ уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 15 слайд ­ готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;  ­   доброжелательный,   умеющий   слушать   и   слышать   собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение; ­ выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"

Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"