1 слайд
Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в
формировании УУД обучающихся
2 слайд
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования
является введение федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС),
продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в
высокотехнологичном конкурентном мире.
В широком значении термин «универсальные учебные действия»
означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить
как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,
включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения
учебного содержания и формирования психологических способностей
обучающегося.
3 слайд
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом
ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:
Личностный
Познавательный
Регулятивный
Коммуникативный
Так, концептуальная идея формирования у обучающихся УУД,
принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и
любые умения.
4 слайд
А формирование любого умения у школьников проходит следующие
этапы:
1
2
3
4
Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании
универсальных действий.
Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
Приобретение знаний о способе выполнения действия.
Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
Контроль умения выполнять действие.
5 слайд
Главная цель педагогической деятельности учителя – это
формирование личности, желающей и умеющей учиться. Учителю
начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника
готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные
действия. Для этого надо создать условия.
Первое условие для успешного формирования УУД –
педагогическая компетентность учителя. Как научиться самому и самое
главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к
осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического
опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с
коллегами: быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать
необходимость самообразования и самосовершенствования, быть
способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая
опыт других учителей.
Второе условие для успешного формирования УУД – включение
обучающихся в активную учебную деятельность, правильная организация
которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность
школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на
определенном материале учебную задачу, умело организует процесс
выполнения обучающихся учебных действий (целеполагание,
планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).
Третье условие – это диагностика обучающихся.
Что же должен делать учитель начальной школы?
не преподносить ученикам новое знание в готовом виде, а
организовывать процесс обучения так, чтобы дети добывали это знание в
процессе собственной учебнопознавательной деятельности, понимая и
принимая систему ее норм;
учитывать возрастные психологические особенности развития
детей;
создавать доброжелательную атмосферу при организации учебного
взаимодействия;
формировать у обучающихся способность к аналитическому
выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
создавать условия для приобретения обучающимися опыта
творческой деятельности;
предлагать ученику возможность освоения содержания образования
на максимальном для него уровне и обеспечивать при этом его усвоение на
уровне государственного стандарта знаний.
6 слайд
Способы реализации данного условия, следующие:
Технология проблемного диалога (по Е. Л. Мельниковой), которая
базируется на системнодеятельностном подходе и обеспечивает создание
основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых
знаний, компетенций, видов и способов деятельности. При этом
постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики в
ходе специально организованного учителем диалога.
При использовании на уроках активных форм работы с
применением технологии деятельностного обучения, творческие
способности учащихся будут развиваться на более высоком уровне, так
как повысится интерес к предмету, сформируются ключевые
компетенции, улучшится качество знаний по предметам.
Использование элементов технологии адаптивного обучения
позволяет варьировать обучение, осваивать новые структуры урока, что
формирует у учеников умение работать самостоятельно, осуществлять
взаимоконтроль и самоконтроль.
Также эффективный метод формирования УУД – групповое и
парное обучение, которое предполагает высокую степень
самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе взаимодействий. Почему
именно этот метод считается эффективным? Работу в группах мы
начинаем с выработки основных правил.
7 слайд
При этом должно достигаться:
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие:
никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый
имеет «право на ошибку».
Все учащиеся должны принимать активное участие в обсуждении этих
правил. Совместное выполнение заданий: разбор слова или предложения
на уроке русского языка, решение математической задачи и т. п. —
привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их
коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом,
подсказывать, спорить, доказывать.
Применение ИКТ позволяет сделать процесс обучения для детей
более увлекательным и интересным. Ребята получают больше
возможностей для развития логического и алгоритмического мышления,
воображения и познания мира.
8 слайд
Для формирования личностных универсальных учебных действий
можно предложить следующие виды заданий:
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
самооценка события, происшествия;
9 слайд
Для формирования познавательных универсальных учебных
действий целесообразны следующие виды заданий:
"Найди отличия" (можно задать их количество);
"На что похоже?";
«Поиск лишнего»; "Лабиринты";
«Упорядочивание;
"Цепочки";
хитроумные решения;
составление схемопор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями;
10 слайд
Для формирования регулятивных универсальных учебных
действий возможны следующие виды заданий:
"Преднамеренные ошибки";
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
"Ищу ошибки";
контрольный опрос на определенную проблему;
11 слайд
Для формирования коммуникативных универсальных учебных
действий можно предложить следующие виды заданий:
составь задание партнеру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
"Отгадай, о ком говорим";
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
"Подготовь рассказ...", "Опиши устно...", "Объясни..." и т. д.
Как же формируются УУД на основных предметах начальной школы?
Русский язык (УУД)
Работа с текстом открывает возможности для формирования
логических действий анализа, сравнения, установления причинно
следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, усвоение правил строения слова и предложения,
графической формы букв обеспечивает:
развитие знаковосимволических действий;
замещения (например, звука буквой);
моделирования (например, состава слова путем составления схемы);
преобразования модели (видоизменения слова).
Литературное чтение (УУД)
Обеспечивает формирование следующих универсальных учебных
действий:
смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию
обучающегося в системе личностных смыслов;
самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями
литературных произведений посредством эмоциональнодейственной
идентификации;
эмоциональноличностной на основе отождествления себя с героями
произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и
мнений;
умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины
событий и поступков персонажей;
умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом
целей коммуникации, особенностей слушателя;
умения устанавливать логическую причинноследственную связь событий
и действий героев произведения;
умения строить план с выделением существенной и дополнительной
информации.
Математика (УУД)
В начальной школе этот предмет является основой развития у
учащихся познавательных действий, в первую очередь логических,
включая и знаковосимволические, а также таких, как планирование
(цепочки действий по задачам), моделирование, дифференциация
существенных и несущественных условий, выработка вычислительных
навыков.
Особое значение имеет математика для формирования общего приема
решения задач как универсального учебного действия. В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского
опыта должны ввести недостающую информацию.
Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются
знания об арифметических действиях, компонентах действий и их
отношениях.
12 слайд
Какую же роль играют УУД во внеурочной деятельности?
УУД становится источником внутреннего развития школьника, и
формирования его личностных качеств;
Развитие интеллектуальных,
творческих,
организаторских
способностей школьников;
Приобретение детьми социального опыта, создание условий
максимально раскрывающих эти способности.
13 слайд
Этапы организации внеурочной деятельности школьников.
Исследование по выявлению интересов и склонностей обучающихся
Общешкольная программа внеурочной деятельности
Программы внеурочной деятельности классных руководителей;
Расписание внеурочной деятельности.
1
2
3
1
2
3
4
14 слайд
На основе сформированности УУД получаем портрет выпускника
начальной школы, соответствующий требованиям ФГОС. Он таков!
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации
собственной деятельности;
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
15 слайд готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни.
Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"
Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"
Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"
Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"
Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"
Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"
Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"
Заседание МО начальных классов по теме "Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.