Заседание районной «Школы молодого учителя»
«Почти во всех делах самое трудное — начало»
25 апреля 2018 г.
Штраух Г.И., заместитель директора по УВР, МОУ СОШ №7 с. Стародубского
(Уважаемые коллеги, перед занятием прошу вас разделиться на 3 группы по своему
усмотрению)
Добрый день, уважаемые коллеги! Я думаю, что вы согласитесь со мной, что почти во всех
делах самое трудное — начало. Сегодня мы проводим заключительное занятие «Школы
молодого учителя», которое так и называется.
В 20172018 учебном году в Буденновском районе работают 47 молодых специалистов. Из
них 2 математика, 1 учитель русского языка и литературы, 1 учитель географии, 3 учителя
иностранного языка, 1 информатик, 1 историк, 9 учителей физической культуры, 17 учителей
начальных классов, 2 преподавателяорганизатора ОБЖ, 2 старшие вожатые, 3 воспитателя
ГПД, 1 социальный педагог, 1 учительлогопед, 2 учителя ИЗО, 1 учитель музыки.
1й год работают – 13 чел., 2й год – 18 чел., 3й год – 14, 2 педагога работают 4й год.
1. Введение в проблему занятия. Работа в группах
Не смотря на то, что у вас разный педагогический стаж, все испытывают определённые
трудности в работе. Предлагаю вам ознакомиться с материалом «Крик души молодого учителя»
(знакомятся с текстом)
А вы помните свои первые трудовые будни? Кто из вас узнал себя в этом учителе? Какие
трудности испытали вы вначале трудового пути? (Ответы участников)
В группах напишите по 5 советов молодому учителю «Как не разочароваться в выборе
профессии с первых дней».
(Ответы участников)
Молодая учитель русского языка, которая ведёт самый смешной твиттер о школьных
буднях, рассказывает, о чём нужно помнить будущим педагогам, чтобы не разочароваться от
работы в первый же год, а то и день. Предлагаю вам ознакомиться с её советами «Постарайтесь
быть золотой серединой» (В раздатке)
Самое главное — не несите работу домой! Тетради проверяйте в школе, презентации или
уроки готовьте тоже в школе. У вас есть друзья, родители, муж, жена, дети — вы им нужны.
Встречайтесь, общайтесь, ходите в кино, на выставки, в театр, рестораны. Жизнь не
останавливается на проверке тетрадей и поиске заданий.
Вы сейчас наверняка думаете: «Что за банальщину она несёт?», но я знаю много примеров,
когда учителя жаловались, что у них не хватает времени ни на что другое, кроме школы. Всё
потому, что они брали работу домой. «Сейчас чайку налью и проверю тетради» незаметно
переходит в «Ну, тетради проверила, можно и уроки на завтра подготовить». Всё, вечер (или даже ночь) потерян. А теперь представьте, что вы живёте в таком ритме каждый день.
Эмоциональное выгорание обеспечено. Распределяйте силы равномерно и обязательно
переключайтесь на другие сферы своей жизни.
2. «Таймменеджмент современного педагога» (Тренинг)
Одна из ключевых проблем в осуществлении профессиональной деятельности отсутствие
времени и трудности в его эффективном распределении.
Поэтому необходимо учиться правильно и рационально организовывать свое рабочее и
личное время для достижения целей, что, в свою очередь, позволит сохранить
работоспособность и предотвратить возможность возникновения стресса. Таким образом,
современному педагогу необходимо знание основ таймменеджмента.
1)Упражнение «Завершение предложения»
Для меня время – это…
Цели: получение обратной связи, развитие навыка размышлять, создание основы для работы по
теме занятия.
Инструкция. Участникам надо назвать ассоциации, которые у них возникают со словом «время».
Ответы записываются на доске, после чего педагогам предлагается оценить, каких ассоциаций
больше положительных или отрицательных.
2)Мини – лекция «Теория таймменеджмента»
Любой человек мечтает расширить временные рамки дня. Но при этом убеждён, что рамки эти
строги и непреодолимы, как стены неприступной крепости: 24 часа, и всё.
Даже если бы сутки содержали 96 часов, все занятые люди так же жаловались бы на недостаток
времени. Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо прежде всего изменить своё
мировоззрение. Просто надо захотеть изменить себя.
Речь идёт о новом качестве жизни человека как члена информационного общества. Это качество
достигается за счёт умения управлять собой, выработки чётких личных ценностей, формирования
реальных жизненных целей, определения приоритетов.
Умение распоряжаться своим временем — жизненно важный навык. Каждый должен создать свою
уникальную систему управления временем.
Если надо проехать 100 километров на телеге, то при её скорости 10 километров в час
понадобится 10 часов. А если ехать на автомобиле, то нужен всего лишь час. При чём здесь
время? Здесь важна технология его использования. Поэтому проблема недостатка времени — это
проблема не времени как такового, а эффективности его использования.
Один в эту секунду горы двигает, а другой в качестве результата предъявляет лишь свои
намерения чтото сделать.
Истратив время и усилия на развитие навыков управления временем, вы обязательно добьётесь
положительных результатов.
Необходимо владеть приемами по организации времени. Рассмотрим некоторые из них.
1. Формула шести «П». «Планированием предваряют правильные поступки и предотвращают
плохие».
2. Прием «Выделяем приоритеты, или АБВанализ». Главный принцип – значение и важность
задачи не равны удельному весу в перечне дел. Общие закономерности приема основаны на Составить список всех дел. Обязательным в перечне дел должен быть пункт, который связан
Систематизировать дела по их важности, установить очередность дел в соответствии с их
Пронумеровать дела.
Присвоить задачам соответствующие категории А, Б, В и запланировать для них следующие
сравнении процентного соотношения количества задач и их значении.
Важнейшие задачи, или категория А, составляют в списке дел 15% от общего количества, а их
значимость равна 65%.
Важные задачи, или категория Б, составляют 20% от общего количества дел, а их значимость
20%.
Менее важные, или категория В, 65% от перечня всех дел, а их значимость всего 15%.
Алгоритм составления приоритетного списка дел:
с составлением и коррекцией планов на сегодняшний и завтрашний день.
значением для вас.
временные интервалы:
А первые 15% всех задач, на них отводится 65% рабочего времени (в перечне из 10 пунктов это
первая и вторая задачи).
Б 20% всех задач и 20% рабочего времени (это третья и четвертая задачи из 10).
В на оставшиеся 65% задач остается 15% рабочего времени (510 задачи). Перепроверить
временной план и его соответствие выделенному времени. Откорректировать свой временной
план, прежде всего обратить внимание на задачи категории А.
людям?
3.
организацию работы, обеспечивают экономию не менее 90% времени на практическую
реализацию.
рабочего дня. На это нужно 1015 минут.
обстоятельства.
Ценной для вас в этом процессе является картина достигнутого. Так рождается ощущение успеха
и движения вперёд. Когда наблюдаешь себя в процессе последовательного выполнения
запланированного, получаешь мотивацию и энергию, необходимые для того, чтобы дойти до конца
списка. Одновременно повышается самооценка и возрастает уважение к себе.
Вся наша сегодняшняя работа будет построена на изменении вашего отношения ко времени и
приобретении знаний в практике эффективного его использования.
Чем больше мы планируем, тем больше времени у нас есть.
Генеральный план — месячный план — недельный план — ежедневный план.
В процессе работы вычёркивайте пункты из своего спискаплана по факту их выполнения.
Проанализировать задачи Б и В еще раз. Какие из них можно поручить выполнять другим
Правило 10/90. Первые 10% времени, расходуемые на предварительное планирование и
Используйте это правило хотя бы раз, и вы убедитесь в его истинности.
Наиболее благоприятное время для составления плана работы на следующий день — конец
Планируем только 60 % рабочего времени. 40 % оставляем на форсмажорные
3) Жаворонок – голубь – сова
Отыщите своих братьев, объединитесь, разработайте рекомендации для администрации в
отношении более продуктивной качественной работы 4) Упражнение «Чемодан в дорогу»
Цель: создание благоприятного образа будущего, повышение самооценки. Инструкция ведущего:
Наше занятие подходит к концу, но впереди у каждого из нас долгий путь к
самосовершенствованию. Давайте соберем в дорогу чемодан, в который положим самые важные и
полезные вещи, необходимые нам для эффективного распределения времени. (Каждый из
участников группы выбирает из предложенных карточек ту, которую можно положить в
«чемодан».)
Карточки
Позитивное начало дня
Начинать рабочий день в одно и то же время
Перепроверять план дня
Составить список приоритетных дел
Разбить цель на небольшие, быстро осуществимые задачи
Планируя свой день, 40% времени оставлять на непредвиденные дела Реально оценивать
соответствие своих возможностей и желаний
Выполнение работы начинать с ключевых задач
Уделить время подготовительной работе
Разбивать работу на несколько этапов
Учитывать свои индивидуальные особенности: тип темперамента и хронотип
Находить время для отдыха и здоровья
При необходимости делегировать полномочия
Уметь отказывать и говорить «нет» задачам, не входящим в число избранных Вами приоритетов
Избегать незапланированных импульсивных действий
Выработать привычку своевременно разбирать бумаги, выбрасывая ненужные, и работать за
чистым столом
Контроль за результатами и самоконтроль
Составлять план на следующий день
Поощрять себя за выполнение большой и важной работы
Домой с хорошим настроением
3. «Ваше время – в Ваших руках»
В своей книге «Ваше время – в Ваших руках» Лотар Зайверт писал: «Находите время для
работы, это – условие успеха. Находите время для размышлений. Это – источник силы.
Находите время для игры, это – секрет молодости. Находите время для чтения, это – основа
знаний. Находите время для дружбы, это – условие счастья. Находите время для мечты, это путь
к звездам. Находите время для любви, это – истинная радость жизни. Находите время для
веселья – это музыка души».
Слово предоставляется победителю муниципального этапа конкурса «Учитель года2018» в
номинации «Педагогический дебют». Она расскажет нам, как же она нашла время, чтобы
добиться поставленных целей, во время подготовки к конкурсу, вести уроки, быть классным
руководителем и успевать уделять внимание родным и близким.
(Выступление) 4. «ФГОС – это всего лишь… нормальная педагогика»
Из анкет молодых педагогов своей школы я знаю, что не малую трудность вызывает
проведение уроков в соответствии с ФГОС. Но ФГОС – это всего лишь… нормальная
педагогика. Это мы и попробуем с вами доказать на практике.
Главным достоинством новых стандартов является тот факт, что они прямо или косвенно
побуждают учителей специально заняться развитием своего интеллекта, эрудиции, общей
культуры.
Идя на ФГОС урок, что вы, молодые учителя, возьмете с собой?
(Работа в группах. Практикум)
1 группа возьмёт с собой рамку.
У новых стандартов рамочный принцип. Это означает примерный, ориентировочный,
предполагающий вариации подход, зависящий от возможностей конкретного ребенка.
Фактически стандарт ставит перед каждым педагогом и коллективом школы классическую
проектировочную задачу на оптимизацию образовательного процесса:
А) итоговые результаты ФГОС учитель разложит по годам для каждой ступени обучения,
по разделам, по темам, по урокам
Б) учитель использует все средства урочной и внеурочной деятельности для достижения
этих целей
В) его инструментом станут ФГОС, Основная образовательная программа школы,
Примерная образовательная программа по предмету, Концепция духовнонравственного
развития.
Учитель свободен в рамках стандарта, а не привязан к жесткой предметной программе,
единым учебником, методичкой, готовыми КИМами, инструкциями.
2 группа идя на ФГОС – урок возьмёт с собой знания психологии. Педагогам нужна
характеристика психологпедагогических особенностей класса, чтобы определить, какие
средства педагогического воздействия будут наиболее эффективны. Имеем ввиду: знание
обученности, обучаемости, воспитательных и учебных возможностей в зоне ближайшего
развития конкретного ребенка, доминирующего канала восприятия учебного материала (аудиал,
визуал, кинестетик), функциональной ассиметрии полушарий головного мозга (лево,
правополушарность), типа темперамента, интересов, состояния здоровья, социально
психологического статуса в группе.
Без знания ученика все слова и даже внешне правдоподобные действия якобы в рамках
стандарта – не более, чем наш традиционный продукт! Поэтому это требование к уроку
совершенно обязательно.
3 группа. Мишень у нас часто ассоциируется с целью. Мы возьмём на урок новый подход к
целеполаганию урока. Важно на уроке оказать помощь детям в раскрытии для себя личностного
смысла любого изучаемого на уроке материала. Этого требует стандарт. Слово «смысл» означает сущность, содержание. В контексте фгосовского урока смысл
должен дать ученику ответ на вопросы «Зачем я это изучаю?, Для чего мне это надо знать,
уметь?» Для этого можно использовать следующие приемы:
1. Создать на уроке парадоксальную ситуацию, провокацию,
2. Использовать афоризмы и пословицы для поиска личностного смысла учеником на
уроке,
3. Создать для ученика специальные задачи, рождающие мотивацию ученика
Как говорил А. Сенд – Экзюпери : «В учении и творчестве все правила ни хороши, ни плохи
– важен результат!»
В корзине плоды. Для нас важно научиться понимать суть и достигать результаты
образования по ФГОС. А это предметные, метапредметные, личностные результаты. К
метапредметным мы относим УУД, межпредметные, надпредметные умения.
Обеспечивать достижение планируемых результатов должны рабочие программы
предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности. Приказом министерства образования и
науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 №1576 внесены изменения в требования к
рабочим программам.
Рабочие программы разрабатываются на основе требований к результатам освоения ООП
НОО и ООП ООО с учётом программ, включенных в их структуру.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3)тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
!!! Календарнотематическое планирование не входит в рабочую программу. Оно
оформляется отдельно.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1)результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2)содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности;
3)тематическое планирование
« Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель,
воспринимается совершенно подругому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им
человек. (Сухомлинский)
Анализируя цитату в контексте новых стандартов, мы понимаем, что ФГОСовский урок
может дать только учитель, который …
Молодые специалисты: 1.
…на уроке – автор сценария, режиссерпостановщик, исполнитель намеченного.
Порождающий смысл, исповедующий ценности данного урока…
2.
… поддерживающий творческое горение своей личной заинтересованностью в
результатах урока…
3.
… сам являющийся цельной, сильной личностью…
5. Из опыта работы «Я молодой специалист…»
Не смотря на небольшой стаж педагогической работы, вы уже добились результатов. К
сегодняшнему заседанию вы подготовили презентациютворческий отчёт «Я молодой
специалист». Вам слово. (Представители от каждой группы)
Продолжите фразу:
В первый год своей работы мне было тяжело…
В первый год своей работы я научился…
Легко мне было…
Я нашёл поддержку…
Сейчас я работаю над тем…
Я планирую в следующем учебном году…
6. Рефлексия: «Дойдя до конца, люди смеются над страхами, мучившими их в начале».
Уважаемые коллеги, наше заседание подходит к концу, прошу вас ответить на следующие
вопросы
1. Заседание было организовано:
не напрасно;
напрасно.
2.Меня привлёк (заинтересовал) вопрос:
тайм – менеджмент современного учителя;
роли учителя на уроке;
урок в форме ФГОС;
интерес
удовольствие
эмоциональный подъём
удовлетворение
3. В процессе заседания я испытывал:
4. Оцените результативность прошедшего мероприятия, выбрав один из пунктуационных
знаков:
«?» (я не вижу значимости решаемых вопросов для себя);
«!» (здорово, мне понравилось) ;
«…» (посмотрим, что будет впереди)
Для того чтобы мы смогли запланировать и провести мероприятия, которые помогут вам в
работе в следующем учебном году, прошу вас заполнить анкету молодого педагога. (В
раздатке)
Завершить нашу встречу я хочу словами: «Умейте ценить в каждом то, что действительно
есть в нем ценного, — детство в детях, молодость в молодежи, опыт в людях старшего
поколения».
Заседание районной «Школы молодого учителя» Тема: «Почти во всех делах самое трудное — начало»
Заседание районной «Школы молодого учителя» Тема: «Почти во всех делах самое трудное — начало»
Заседание районной «Школы молодого учителя» Тема: «Почти во всех делах самое трудное — начало»
Заседание районной «Школы молодого учителя» Тема: «Почти во всех делах самое трудное — начало»
Заседание районной «Школы молодого учителя» Тема: «Почти во всех делах самое трудное — начало»
Заседание районной «Школы молодого учителя» Тема: «Почти во всех делах самое трудное — начало»
Заседание районной «Школы молодого учителя» Тема: «Почти во всех делах самое трудное — начало»
Заседание районной «Школы молодого учителя» Тема: «Почти во всех делах самое трудное — начало»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.