ЗАВИСИМОСТЬ СИНУСОМ, КОСИНУСОМ И ТАНГЕНСОМ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ УГЛА.

  • docx
  • 12.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала знаки синуса,косинуса и тангенса.docx

Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики

 «Чебоксарский медицинский колледж»

Министерства здравоохранения Чувашской Республики в городе Канаш

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО

на заседании

ЦМКОГСЭ

Протокол № ____

«____» _______________ 20 ___ г.

Председатель ЦМК

____________Л.М Иванова

утверждено

Зав. филиалом БПОУ «ЧМК»

МЗ Чувашии в г. Канаш

____________ Т.Э Фадеева

 

 

 

 

 

Методическая разработка теоретического занятия

знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость синусом, косинусом итангенсом одного и того же угла.

учебная дисциплина БД. 04 Математика

специальность 34.02.01Сестринское дело

(базовая подготовка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Канаш, 2021

 

 

Составитель: Семенова А.М., преподаватель высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш

 

Рецензент: Иванова Л.М., преподаватель, высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш

 

 

 

 

Аннотация

 

        Данная разработка предназначена для изучения темы «Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного  и того же угла» обучающимися 1 курсов СПО. Эта тема является введением в последующие, следовательно, именно ее успешное понимание и отработка послужат базой под изучение других.

        Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяется тема «Тригонометрия», которая подготавливает учащихся к восприятию нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. методический блок. 4

1.1. Учебно-методическая карта. 4

Формы деятельности. 4

1.2. Технологическая карта. 8

2. Информационный блок. 10

2.1. План лекции. 10

2.2 Текст лекции. 11

2.3. Глоссарий. 18

3. Контролирующий блок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

        Методическая разработка занятия на тему «Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного  и того же угла» из раздела «Тригонометрическая функция» составлена на основе Рабочей программы по математике и календарно-тематического плана. Темы занятия взаимосвязаны содержанием, основными положениями.

        Цель изучения данной темы узнать знаки синуса, косинуса и тангенса, зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного  и того же угла.

         Программный материал данного занятия базируется на знаниях математики. Методическая разработка занятия составлена для проведения теоретических занятий по теме: «Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного  и того же угла» –2 часа. В процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания: определяют  знаки синуса, косинуса и тангенса и знакомятся  зависимостью между синусом, косинусом и тангенсом одного  и того же угла.

          Методическая разработка предназначена для оказания методической помощи студентам при изучении занятий по теме «Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного  и того же угла». Методическая разработка основывается на учебнике для базового и профильного обучения: Алгебра и начала математического анализа Ш.А Алимов.

 


1. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

1.1. Учебно-методическая карта

 

Тема занятия

Логарифмы.

Учебная дисциплина

БД.04 Математика

Специальность

34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

Курс

I

Группа

9М-11-20, 9М-12-20, 9М-13-20,9М-14-20, 9М-15-20.

Место проведения

Кабинет № 5

Продолжительность занятия

90 мин.

Характеристика занятия

Вид

Вид занятия: Лекция текущая, обзорная.

 

Тип

Типы учебных занятий

урок изучения нового материала; комбинированный урок

 

Форма

Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий.

Формы деятельности

Фронтальная.                     

 

Технологии обучения

Традиционная технология обучения

 

Методы обучения

Метод

Репродуктивный: упражнения, действия по алгоритму.

Интерактивные методы – практическая отработка осваиваемых знаний, умений, навыков на уровне компетенций

 

Средства обучения

1.По характеру воздействия на обучаемых:  

ИКТ - презентации;  

2.По степени сложности:  

простые: учебники, печатные пособия.  

 

Методическая цель

Методическая цель

- отрабатывать методику контроля результатов выполнения письменных упражнений.

- реализовывать индивидуальный дифференцированный подход в процессе выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы;

Цели и задачи занятия

Воспитательная

Формулировать интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых качеств у обучающихся.

 

Воспитывать положительное отношение к приобретению новых знаний;

Воспитывать ответственность за свои действия и поступки;

Вызвать заинтересованность новым для студентов подходом изучения математики.

Воспитывать интерес к математике путём введения разных видов закрепления материала: устной работой, работой с учебником, работой у доски, ответами на вопросы и умением делать самоанализ, самостоятельной работой; стимулированием и поощрением деятельности учащихся.

 

Образовательная

 Обобщение и систематизирование приобретенных знаний по теме Преобразование тригонометрических выражений, используя знаки синуса, косинуса, тангенса и котангенса; Зависимость знаков синуса, косинуса, тангенса и котангенса от положения точки, движущейся по тригонометрической окружности, от произвольного угла;

Вывод основного тригонометрического тождества; обучение применению этих формул для вычисления значений синуса, косинуса числа по заданному значению одного из них. Включить новые знания в систему ранее усвоенных; закрепить изученный на этом уроке.

 

Развивающая

Развитие речи, мышления, сенсорной восприятие внешнего мира через органы чувств сферы;

 

Формировать навыки познавательного мышления.

Продолжить развитие умения выделять главное.

Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать навыки и умения, в выполнении заданий по теме, умение работать в группе и самостоятельно. Развивать логическое мышление, правильную и грамотную математическую речь, развитие самостоятельности и уверенности в своих знаниях и умениях при выполнении разных видов работ.
развивать познавательный интерес.

Планируемый результат

Уметь

Преобразовывать  тригонометрические  выражения.  Воспроизвести опорные знания по теме; совершенствовать навыки применения основных тригонометрических формул и формул приведения; формировать навыки решения экзаменационных задач;

Знать

Знаки синуса, косинуса, тангенса и котангенса;

Зависимость знаков синуса, косинуса, тангенса и котангенса от положения точки, движущейся по тригонометрической окружности, от произвольного угла;

Знаки тригонометрического выражения.

 

Формированиекомпетенций у обучающихся

Общие (ОК)

 

Л1. Сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;

Л5. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л8. Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

М2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

М5. Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

 

Профессиональные (ПК)

П1. Сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;

П3. Владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

П4. Владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;

Межпредметные связи

Входящие

Алгебра, тригонометрия.

Математический анализ.

Выходящие

Тригонометрическое тождество

Тригонометрические уравнения.

 

 

 

 

Внутрипредметные

Синус, косинус, тангенс и котангенс.

 

Оснащение занятия

Методическое

Методическая разработка занятия.

Материально-техническое

Ручка, карандаш, тетрадь, линейка.

Информационное

Компьютер, интерактивная доска.

Список литературы

Основная

1.Алимов, Ш. А. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни)10—11 классы / Ш.А. Алимов — М., 2018. – с.455.

2.Колягин, Ю.М. Математика: алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 11 класс / М. В Ткачева., Н. Е Федерова. — М., 2018. - 384 с.

Дополнительная

1 Александров А.Д., Геометрия / А.Л.Вернер, В.И. Рыжик (базовый и профильный уровни). 10—11 кл.  – 2017. – 344 с. 

2. Богомолов, И.Д. Математика: учебник / И.Д. Богомолов.  – М., 2018. -  384 с.

 

Интернет-ресурсы

1. Калашникова В.А. Методическое пособие: «Конспекты лекций по математике» [Электронный ресурс] /В.А. Калашникова.

2. Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа (Математика для техникумов) [Электронный учебник] /Г.Н Яковлев. - Режим доступа: http://lib.mexmat.ru/books/78472.

3.http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

4.http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

 


 

1.2. Технологическая карта

 

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методическое обоснование

Формируемые

ОК и ПК

1. Организационный этап -5 мин.

Проверяет готовность обучающихся к занятию.

дает положительный эмоциональный настрой, организует, проверяет готовность уч-ся к уроку

Готовятся к началу занятия.

Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне.

ОК 1, ОК 4.

П1.

2. Этап всесторонней проверки домашнего задания - 10мин.

Выявляет правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

По очереди комментируют свои решения.

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

 

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

3. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся - 5 мин.

Озвучивает тему урока и цель, уточняет понимание обучающегося поставленных целей урока. Эмоциональный настрой и готовность преподавателя  на урок.

 

Эмоционально настраиваются и готовятся   обучающихся на урок.

 Ставят цели, формулируют тему урока.

 Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Методы, приемы, средства обучения: побуждающий от проблемы диалог, подводящий к теме диалог.

ОК 1, ОК 4.

П1.

4. Актуализация знаний -30 мин.

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия.

Выдвигает проблему. Создает условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел, имели представление о пределе числовой последовательности

 

 Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух.

 

Создание проблемной ситуации. Уч-ся- фиксируют индивидуальные затруднения. Создание условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел.

ОК 1, ОК 4.

П1.

5. Первичное усвоение новых знаний- 10 мин.

Создаёт эмоциональный настрой на усвоение новых знаний.

 

Внимательно слушают, записывают под диктовку в тетрадь.

Создание условий, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

6. Первичная проверка понимания- 10 мин.

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

 

Отвечают на заданные вопросы преподавателем.

Осознание степени овладения полученными знаниями - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

7.  Первичное закрепление- 5 мин.

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения. Показывает на доске решение, опираясь на алгоритм.

записывают решение, остальные решают на местах, потом проверяют друг друга;

 

Тренировка и активизация употребления новых знаний, включение нового в систему Режим работы: устная, письменная, фронтальная, индивидуальная.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (подведение итогов занятия 5 мин

Отмечает       степень             вовлеченности            обучающихся в работу на занятии. Задает вопросы по обобщению материала.

Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух;

Оценивание работу обучающихся, делая акцент на тех, кто умело взаимодействовал при выполнении заданий

ОК 1, ОК 4.

П1.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению5 мин

Обсуждение способов решения домашнего задания. Записывает номера заданий на доске.

 

Обобщают полученные знания, делают вывод о выполнении задач урока.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

ОК 1, ОК 4.

П1.

10. Рефлексия (подведение итогов занятия),5 мин

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии.

 

1.      Проводят самоанализ: “Чему научились и что нового узнали?”

 

Осознание своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей.

ОК1,

ПК 1,

ПК4


 

2. Информационный блок

2.1. План лекции

 

№ п/п

Изучаемые вопросы

Уровень усвоения

1.

 Объяснение темы Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного  и того же угла.

1

 

1.1 Знаки синуса, косинуса и тангенса.

2

 

1.2. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного  и того же угла.

2

2.

Закрепление нового материала.

 

 

 2.1 Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля.

3

 

2.2Решение примеров устно № 442.

 

3.

Решение упражнений (нечетные пункты) на закрепление темы № 443-446 и 458,459.

3

4.

Домашнее задание № 443-446 и 458,459. (четные пункты).

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст лекции 

1.      Теоретический материал.

Устная работа.

         Дайте определение :

-синуса угла α через координату (какую) точки, полученной поворотом точки (1;0) вокруг начала координат на угол α ;

-косинуса угла α через координату (какую) точки, полученной поворотом точки (1;0) вокруг начала координат на угол  α ;

-тангенса угла α ;

-котангенса угла α.

          Какие знаки имеют координаты точки в зависимости от их положения в системе координат?

У точек первой четверти https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/243a8aab-bf8f-458e-927a-011752bf3c1c.png

у точек второй четверти https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/cd60ad12-f885-45ba-afb3-9e0d0b843729.png

у точек третьей четверти https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/a766d9d6-6554-4e49-ba64-e8245b82931f.png

у точек четвёртой четверти https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/2c45e397-3707-4abe-8777-576843b962da.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/f278d6cf-eba8-4ae7-a661-9dad6aa8e316.png

Пример.

В какой координатной четверти находятся точки с указанными координатами

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/4dc35b3e-7f04-4a2b-a0f9-fd235d79e231.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/476978f9-9eac-440c-847e-f950c2a5e360.png

Ответ:

A

B

C

D

E

F

2

4

2

3

1

4

А если точка находится на тригонометрической окружности, то как узнать зависимость знака координат точки от угла поворота вокруг начала координат?

Сегодня на уроке мы узнаем знаки синуса, косинуса, тангенса и котангенса, научимся определять положение точки на тригонометрической окружности в зависимости от комбинации знаков синуса и косинуса, тангенса и котангенса.

1.Рассмотрим единичную окружность в прямоугольной системе координат хОу.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/39c3a44a-20f8-4fb8-b999-c91f6de28f7f.png

Точка Р(1;0) при повороте вокруг начала координат на угол https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/1701aaba-cbe4-4923-a2d2-757f4454211a.png переместилась в точку Рₐ. Определим её координаты.

Синусом углаhttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/d0057bc1-d6cf-4320-840e-c3123469a15c.pngявляется ордината точки, полученной поворотом точки (1;0) вокруг начала координат на угол https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/aa087e27-8ae2-48a5-89ac-3faea9673bb2.png.

Косинусом углаhttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/237efb85-e8a3-4528-9d2c-b1a2084f1caa.pngявляется абсцисса точки, полученной поворотом точки (1;0) вокруг начала координат на угол https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/4004cd57-c50f-409d-970d-b82adb70ce94.png.

Если угол https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/d36549a3-0411-4739-916a-7ec6b135639a.pngто точка Рₐ находится в первой четверти, здесь https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/68c722a9-ff9e-4b58-81fd-ef1817119eba.png, значит

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/ee40c5c5-2582-4de4-9c49-ec7f94b4d936.png, .

Если угол https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/10f8f5c1-e35d-43f0-b64e-1dfb79998d17.png, то точка Рₐ находится во второй четверти, здесь https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/f9b83954-981c-45b1-a3e9-8f919432bbf2.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/46ae0fa5-62da-4b32-a393-e31605237cc0.png , значит , https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/fe45dda1-6faf-43a6-bdce-e571df04be87.png.

Если угол https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/586e03c1-df35-4f79-a674-d033e83ceb14.png, то точка Рₐ находится в третьей четверти, здесь https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/b7e4f314-59c2-4b8a-9677-73960227768d.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/2cb6cbec-3493-466c-bbfb-23491e027a95.png, значит

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/8b08541f-92c0-4fe2-a429-836e20621e46.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/14bdd471-8422-4ceb-9aca-ef41faaecc59.png.

Если угол https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/6850ba58-9176-41d2-83f3-92ab7c9dc35d.png, то точка Рₐ находится в четвертой четверти, здесь https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/f37e99cc-78f9-42a3-980b-751c52fb2ce0.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/c5204fe9-8f36-4349-94c6-ab40c4e8ca63.png, значит https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/e6eca84e-43eb-43f2-91b6-7f0d5b122797.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/ce09965b-6759-4e80-850d-ac227281fd9e.png

На рисунке видно какие знаки имеет синус, а какие косинус.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/3fc69cde-1e5b-4f69-b58d-cf4e646865ea.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/dbb55344-8d09-473f-b738-b98c88082ba0.png

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Пример1. Определить знаки синуса и косинуса углаhttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/613b08b9-f5c9-4a34-a17e-c6fdf0b1c465.png .

Решение: Выясним, в какой четверти находится точка, полученная поворотом на угол https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/e3c19dd3-40b2-474d-aebb-ab2b6e96e429.png .

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/28dfee67-7315-4686-9e14-0b3ba99eba73.png во второй четверти синусы положительны, косинусы отрицательны.

Ответ: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/415b1fcb-33d4-466c-9b3d-7b30911be202.png

Пример 2. Определить знаки синуса и косинуса угла https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/dbe4f5ca-b979-470b-91bf-6015b1b2c60e.png.

Решение: Полный угол, при котором точка «обойдёт» всю окружность, равен https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/b16b2dff-22f9-4e95-9e89-8acb6cec63dc.png.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/35934ccb-dbde-4ab9-8585-d4736a4c6054.pngа это значит, что точка после 2 оборотов окажется в первой четверти, где синус и косинус положительны.

Ответ: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/4f858835-66b2-4573-bebb-985c9f4ab16c.png

Пример 3.

Определить знаки синуса и косинуса угла https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/8bd4e94c-1103-4ea2-9c0c-f71c77d9f3c0.png.

Решение: Угол отрицательный, значит точка получена поворотом по часовой стрелке.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/896d7a87-e44e-4bb5-a2a1-abd4e4325307.pngв 4 четверти синусы отрицательны, косинусы положительны.

Ответ: синус отрицательный, косинус положительный.

Пример 4.

Определить знаки https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/9880e157-fe46-4b24-acfe-adeb19cfb013.png.

Решение: Знаем, чтоhttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/be2f708b-7fe3-42a5-bfd7-589c0b5edf30.png, а https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/341bf2d8-be3b-43f9-8528-44f4269b23c5.png. Значит, https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/d28ab21b-e60f-4f64-96c1-21df6e3c1b92.png. Точка во второй четверти.

Ответ: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/6ab09d68-ddb3-44bb-ba07-f7eee3f866fd.png

2.Знаки тангенса и котангенса.

Тангенс это отношение синуса угла к его косинусу: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/104729f7-dfbc-4700-b461-1dce456d73f3.png

Котангенс это отношение косинуса угла к его синусу: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/a3196947-5d0a-448b-8483-ccfa029aa1fb.png.

Тангенс и котангенс будут положительными там, где синус и косинус имеют одинаковые знаки. Это первая и третья четверти. Синус и косинус имеют разные знаки во второй и четвёртой четвертях, здесь тангенс и котангенс будут отрицательны. На рисунке изображены знаки тангенса и котангенса.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/0230191b-b301-4578-bedb-4592537af7a9.png

Пример 5.

Определить знак тангенса угла https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/a3a88408-1365-457c-9e2e-f86aae6c3ee5.png

Решение https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/412e0495-5559-4559-9e5d-a65fa5b8c1be.png , угол второй четверти

Ответ:

Пример 6.

Определить знак тангенса угла https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/d9b25d58-8cc5-4149-b834-427891a86776.png .

Решение: Угол https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/276fd175-d47f-48e7-84ba-41abab3bb121.png в третьей четверти, тангенс положительный.

Ответ: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/116baa82-d77e-4663-8846-21744d0a0301.png

Вывод: чтобы определить знаки синуса, косинуса, тангенса и котангенса, нужно:

  1. выяснить в какой координатной четверти находится угол;
  2. знак синусов такой же, как ордината точки (у).
  3. знак косинусов такой же, как абсцисса точки (х).
  4. тангенсы и котангенсы положительны там, где синус и косинус имеют одинаковые знаки(1ч. и 4ч.), отрицательны, где синус и косинус имеют противоположные знаки (2ч. и 3ч.)

        Рассмотрим точку В(х;у), лежащую на тригонометрической окружности . Она получена поворотом точки А(1;0) вокруг начала координат на угол https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/f3da2711-69d3-46d0-8db6-6fd38dcd8a62.png.

Синусом угла https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/32e2d43f-e8b9-4b60-a990-34e3857851f8.png является ордината точки В(х;у). Косинусом углаhttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/0d716b21-43e4-477c-8c11-443d41fc3658.png является её абсцисса.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/45dd048a-18e0-46d9-85da-5027b77499e3.png

Рисунок 1 – точка В на тригонометрической окружности

Образовался прямоугольный треугольник ОВС. По теореме Пифагора https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/48de0f98-940a-4615-bea9-70a9b0cc17b9.png

Катет ОС - это абсцисса точки В или https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/4b779477-dc81-46db-88f2-95affdc67fbb.png, катет ВС- её ордината, илиhttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/aa048097-89c7-4a0e-b60a-0026869d8698.png а гипотенуза ОВ - радиус единичной окружности, ОВ=1.Получаем формулу:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/4837abc0-32a9-48fc-94c0-012bebb83b14.png (1)

В тригонометрии её называют основным тригонометрическим тождеством. Она связывает синус с косинусом. А это значит, чо зная значения синуса, можно найти значения косинуса и наоборот.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/66334ab5-20e0-40b9-bab4-b09b430d31c9.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/7f671dbb-e0b3-4b77-ae46-f6c82da9b98f.png (2)

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/1bae0090-226d-4d34-9a3e-0fe18983d8bf.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/714ebd67-4674-4798-88e4-92b8242ccdfb.png (3)

В этих равенствах знаки перед корнем определяются по знакам синуса и косинуса.

Пример. Найти https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/080621ec-c61a-4d92-9e5c-004abfea75ae.png, если https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/176bc71b-d884-4127-b792-4f995681d683.png , https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/22e44cdd-83f0-48d1-9296-c268d3392733.png.

Выясним знак косинуса. Из условия опрелеляем, что угол https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/51154fe0-5e2c-447a-a7dc-cab50c2bd5af.png в 4 четверти, https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/b34c5825-285e-418b-ba35-6222987281b9.png

Подставим значение https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/06d09ad5-dbd5-4c42-8dc0-229c8e9ed772.png в формулу (3), получаем:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/0894552c-b09b-480d-8849-79a530ff882b.png

Ответ: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/90a587be-3880-41eb-b7d9-edf26a0d7190.png.

Пример. Могут ли одновременно выполняться равенства https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/597678bc-7e04-4371-825a-8c74897a3606.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/b93e0fad-4c53-477d-964d-0e829325934c.png

Чтобы одновременно выполнялись эти равенства, необходимо выполнение условия

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/56ce8385-a1aa-4b14-ac57-5dadf73110a0.png. Подставим данные значения в формулу и проверим верно ли равенство: .

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/639260b7-540d-4ce0-886f-df4ee6d7e536.png;

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/e007da12-7459-4ee8-9bc9-f269f2e1a8ea.png;

1=1, верно.

Ответ: данные равенства могут выполняться одновременно.

Пример. Известно, что https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/6c9c03f1-a71c-4979-9042-bfd2f7bd56ce.png, найти https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/39d78efa-9af3-48c7-b9f7-a5d0a6738b31.png.

Возведём в квадрат левую и правую части равенста:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/37fd8535-a6c5-4e7a-a523-7c3c767d1db8.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/dd77de09-2e6b-4ae2-b67d-ebe4c67cf2b9.png; учтём, что https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/4b19bddc-7bb7-4e79-90ac-411b85226fa1.png ,

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/f4c8124e-0317-4475-ac83-726e3b7a3186.png;

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/c83b5a60-175f-4a22-9e39-9ab43a1691f9.png;

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/afa2743d-103f-44b7-a098-94f6096c40aa.png.

А какая же зависимость между тангенсом и котангенсом одного угла?

По определению : https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/f27f601e-7297-4180-9769-f5234bda684b.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/b712d7c2-7b26-4640-8532-77f2a79c88c1.png.

Перемножим эти равенства и получим формулу, которая связывает тангенс и котангенс:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/712544a3-37e4-47ca-91ad-191b12ca6d19.png.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/cfcb85e3-a716-45b6-ae1b-4619a9c73abb.png, (4)

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/68aa8457-6f7b-4f11-8c11-9042b59abfc9.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/241ad4de-ca8e-4a94-9c23-e88ad304a77b.png ,

причём угол https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/07928c05-05e4-497f-8f0d-b77afc7b104d.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/d1262490-a347-48d0-9021-cb327bf84d67.png

Из этих формул видно, что тангенс и котангенс являются взаимнообратными числами.

Еслиhttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/fba4789f-b29c-47b8-af4f-c536eaae1b53.png , то https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/8553abdf-720b-4114-890b-e84d833f4ca1.png .

Пример. Могут ли одновременно выполняться равенства https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/6938a21b-4125-4189-bb0e-367c2e28de88.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/746d2eec-568b-455d-9089-fb470c1f9b9d.png? Подставляем данные значения в формулу (4) и получаем верное равенство.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/06e2ed29-6bf5-43f8-8d1b-de211a600494.png.

Ответ: данные равенства могут выполняться одновременно.

А есть ли связь между тангенсом и косинусом? Рассмотрим равенство https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/825e3583-8a92-4f9c-8ca8-bbefd54c3d17.png

и обе части возведём в квадрат:https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/90131dea-ba91-4f43-a343-4cf6022825aa.png. Используя формулы (2) и (3), получаем:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/970fdbe5-6d79-4253-9291-a830dcf99895.png ,

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/9ca20eca-d95f-4c97-ae4e-1321ffb4e70c.png, (5)

где https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/0bd3ba55-6989-4210-b054-7c73f7879298.png

По этой формуле можно находить значение тангенса по заданному значению косинуса и наоборот находить косинус, если известен тангенс.

Пример . Известно, что https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/5642be50-c0e9-4900-a4e0-ecd2a86982a3.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/ee253be9-246b-497d-bc8e-0adc85451a22.png . Найти https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/546441e4-c710-4cee-8e9c-bf2f85efbdf3.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/75c53273-75bf-4e25-93c1-dde20bd0a794.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/3e29e7eb-2f09-4fba-b59c-63b6bd844d48.png.

Угол https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/5b0a19b9-bf04-410f-9e90-bcd9bf4dca39.png в первой четверти, значит все значения положительны. Найдём их по тригонометрическим формулам.

  1. https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/2ae5036e-8841-4e9e-a5c0-519a3f25536a.png;
  2. https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/c88c90ed-9034-450f-add5-7e8857fba14e.png;
  3. https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/6b36be18-2241-49da-8e1b-4bf79900175c.png.

Применяя тригонометрические формулы, можно зная одно из чисел https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/4372cfd9-1f9b-4fa8-aa5e-51f50aa029af.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/98e3a2b5-72d7-443a-b029-a0e218a26627.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/a356bc2e-533a-4bb1-b939-29f942af110a.png и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/022c0bc7-64ca-4cce-8edd-9da4eb3f070b.png, найти остальные три. Эти формулы являются тождествами.

Определение

Равенство, верное для всех допустимых значений входящих в него букв (таких, при которых его левая и правая части имеют смысл), называется тождеством, а задачи на доказательство таких равенств называют задачами на доказательство тождеств.

Рассмотрим некоторые приемы

  1. Левую часть приводят к правой, или наоборот правую к левой.
  2. Устанавливают то, что разность левой и правой частей равна нулю.

Пример. Доказать тождество: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/b7a92d11-98a7-43d2-8e71-5e97eb7f71ea.png

Преобразуем левую часть: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/40f5286a-0f5d-4fe7-a563-01fe2c889d1e.png

Левая часть тождества равна правой. Доказано.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Пример 1.

Найти https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/983ad17d-9f74-4fea-a741-372206af157c.png, если https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/db7aaefc-eefc-4a88-ae47-8c3bf1c1bd86.png , https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/9879bd85-7a02-4835-9722-6df2b9700107.png.

Из условия видим, что угол в 3 четверти, значит https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/1d857f57-49c0-4551-955c-893d67227975.png. Используем формулу (2):

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/235090fd-5d99-4835-ab36-526e61ecc21c.png

Ответ: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/0c3fc023-cde8-43fa-bfad-e8e85ff8c12d.png.

Пример 2.

Найти https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/92025038-d100-4d0b-8a18-92850a8f1b72.png, если https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/b4906300-e92a-48ea-a721-38d1e390ebf8.png , https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/f3fb562a-c563-421d-b3f1-5b914fb946be.png.

Угол находится в 4 четверти, тангенс отрицательный. Подставим данное значение косинуса в формулу (5) и вычислим значение тангенса.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/a8e4203f-48ed-45c2-8911-1a1963291610.png.

Ответ: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/c2295201-ee3f-43fd-9ce6-de949bb9a96f.png .

Пример 3.

Доказать тождество: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/e18a4201-8c86-4dc3-9863-55865aea27fa.png

Преобразуем правую часть: https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3876/20190729095611/OEBPS/objects/c_matan_10_32_1/89938ea7-ca12-409f-a3e4-388bdcafec25.png

Правая часть тождества равна левой. Доказано.

                                                   

 

2. Решение примера устно № 442.

3.Решение упражнений (нечетные пункты) на закрепление темы № 443-446 и 458, 459.

4. Домашнее задание № 443-446 и 458, 459. (четные пункты). Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Глоссарий

 

Термин

Значение

Тождество

 это равенство, верное для всех допустимых значений входящих в него букв (таких, при которых его левая и правая части имеют смысл, а задачи на доказательство таких равенств называют задачами на доказательство тождеств.

 

Число https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3863/20190729095316/OEBPS/objects/c_matan_10_31_1/d74148e2-1aec-4ebd-8df2-63ba40729486.png (пи) 

– математическая константа, которая выражает отношение длины окружности к её диаметру. Равна приблизительно 3,14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Контролирующий блок


Вариант 1

по теме «Зависимость между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного и того же угла»

I вариант

1. Найти значения остальных тригонометрических функций угла  по следующим данным:

а) , 0<<;

б) , 270°<<360°;

в), 0<<;

г) , <<;

д) , 180°<<270°.

II вариант

1. Найти значения остальных тригонометрических функций угла  по следующим данным:

а) , <<;

б) , 90°<<180°;

в), 90°<<180°;

г), <<;

д) , 0<<90°.


 

Скачано с www.znanio.ru