Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики
«Чебоксарский медицинский колледж»
Министерства здравоохранения Чувашской Республики в городе Канаш
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО на заседании ЦМКОГСЭ Протокол № ____ «____» _______________ 20 ___ г. Председатель ЦМК ____________Л.М Иванова |
утверждено Зав. филиалом БПОУ «ЧМК» МЗ Чувашии в г. Канаш ____________ Т.Э Фадеева |
Методическая разработка теоретического занятия
знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость синусом, косинусом итангенсом одного и того же угла.
учебная дисциплина БД. 04 Математика
специальность 34.02.01Сестринское дело
(базовая подготовка)
Канаш, 2021
Составитель: Семенова А.М., преподаватель высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш
|
Рецензент: Иванова Л.М., преподаватель, высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш
|
Аннотация
Данная разработка предназначена для изучения темы «Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла» обучающимися 1 курсов СПО. Эта тема является введением в последующие, следовательно, именно ее успешное понимание и отработка послужат базой под изучение других.
Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяется тема «Тригонометрия», которая подготавливает учащихся к восприятию нового материала.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. методический блок
1.1. Учебно-методическая карта
Формы деятельности
1.2. Технологическая карта
2. Информационный блок
2.1. План лекции
2.2 Текст лекции
2.3. Глоссарий
3. Контролирующий блок
Методическая разработка занятия на тему «Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла» из раздела «Тригонометрическая функция» составлена на основе Рабочей программы по математике и календарно-тематического плана. Темы занятия взаимосвязаны содержанием, основными положениями.
Цель изучения данной темы узнать знаки синуса, косинуса и тангенса, зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла.
Программный материал данного занятия базируется на знаниях математики. Методическая разработка занятия составлена для проведения теоретических занятий по теме: «Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла» –2 часа. В процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания: определяют знаки синуса, косинуса и тангенса и знакомятся зависимостью между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла.
Методическая разработка предназначена для оказания методической помощи студентам при изучении занятий по теме «Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла». Методическая разработка основывается на учебнике для базового и профильного обучения: Алгебра и начала математического анализа Ш.А Алимов.
Тема занятия |
Логарифмы. |
||||||
Учебная дисциплина |
БД.04 Математика |
||||||
Специальность |
34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) |
||||||
Курс |
I |
||||||
Группа |
9М-11-20, 9М-12-20, 9М-13-20,9М-14-20, 9М-15-20. |
||||||
Место проведения |
Кабинет № 5 |
||||||
Продолжительность занятия |
90 мин. |
||||||
Характеристика занятия |
Вид |
Вид занятия: Лекция текущая, обзорная.
|
|||||
Тип |
Типы учебных занятий урок изучения нового материала; комбинированный урок
|
||||||
Форма |
Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий. Формы деятельностиФронтальная.
|
||||||
Технологии обучения |
Традиционная технология обучения
|
||||||
Методы обучения |
Метод Репродуктивный: упражнения, действия по алгоритму. Интерактивные методы – практическая отработка осваиваемых знаний, умений, навыков на уровне компетенций
|
||||||
Средства обучения |
1.По характеру воздействия на обучаемых: ИКТ - презентации; 2.По степени сложности: простые: учебники, печатные пособия.
|
||||||
Методическая цель |
Методическая цель - отрабатывать методику контроля результатов выполнения письменных упражнений. - реализовывать индивидуальный дифференцированный подход в процессе выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы; |
||||||
Цели и задачи занятия |
Воспитательная |
Формулировать интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых качеств у обучающихся.
|
Воспитывать положительное отношение к приобретению новых знаний; Воспитывать ответственность за свои действия и поступки; Вызвать заинтересованность новым для студентов подходом изучения математики. Воспитывать интерес к математике путём введения разных видов закрепления материала: устной работой, работой с учебником, работой у доски, ответами на вопросы и умением делать самоанализ, самостоятельной работой; стимулированием и поощрением деятельности учащихся.
|
||||
Образовательная |
Обобщение и систематизирование приобретенных знаний по теме Преобразование тригонометрических выражений, используя знаки синуса, косинуса, тангенса и котангенса; Зависимость знаков синуса, косинуса, тангенса и котангенса от положения точки, движущейся по тригонометрической окружности, от произвольного угла; |
Вывод основного тригонометрического тождества; обучение применению этих формул для вычисления значений синуса, косинуса числа по заданному значению одного из них. Включить новые знания в систему ранее усвоенных; закрепить изученный на этом уроке.
|
|||||
Развивающая |
Развитие речи, мышления, сенсорной восприятие внешнего мира через органы чувств сферы;
|
Формировать навыки познавательного мышления. Продолжить развитие умения выделять главное. Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Развивать
навыки и умения, в выполнении заданий по теме, умение работать в группе и
самостоятельно. Развивать логическое мышление, правильную и грамотную
математическую речь, развитие самостоятельности и уверенности в своих знаниях
и умениях при выполнении разных видов работ. |
|||||
Планируемый результат |
Уметь |
Преобразовывать тригонометрические выражения. Воспроизвести опорные знания по теме; совершенствовать навыки применения основных тригонометрических формул и формул приведения; формировать навыки решения экзаменационных задач; |
|||||
Знать |
Знаки синуса, косинуса, тангенса и котангенса; Зависимость знаков синуса, косинуса, тангенса и котангенса от положения точки, движущейся по тригонометрической окружности, от произвольного угла; Знаки тригонометрического выражения.
|
||||||
Формированиекомпетенций у обучающихся |
Общие (ОК)
|
Л1. Сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики; Л5. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Л8. Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; М2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М5. Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
|
|||||
Профессиональные (ПК) |
П1. Сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке; П3. Владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; П4. Владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; |
||||||
Межпредметные связи |
Входящие |
Алгебра, тригонометрия. |
Математический анализ. |
||||
Выходящие |
Тригонометрическое тождество |
Тригонометрические уравнения. |
|||||
|
|
||||||
|
|
||||||
Внутрипредметные |
Синус, косинус, тангенс и котангенс. |
||||||
|
|||||||
Оснащение занятия |
Методическое |
Методическая разработка занятия. |
|||||
Материально-техническое |
Ручка, карандаш, тетрадь, линейка. |
||||||
Информационное |
Компьютер, интерактивная доска. |
||||||
Список литературы |
Основная |
1.Алимов, Ш. А. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни)10—11 классы / Ш.А. Алимов — М., 2018. – с.455. 2.Колягин, Ю.М. Математика: алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 11 класс / М. В Ткачева., Н. Е Федерова. — М., 2018. - 384 с. |
|||||
Дополнительная |
1 Александров А.Д., Геометрия / А.Л.Вернер, В.И. Рыжик (базовый и профильный уровни). 10—11 кл. – 2017. – 344 с. 2. Богомолов, И.Д. Математика: учебник / И.Д. Богомолов. – М., 2018. - 384 с.
|
||||||
Интернет-ресурсы |
1. Калашникова В.А. Методическое пособие: «Конспекты лекций по математике» [Электронный ресурс] /В.А. Калашникова. 2. Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа (Математика для техникумов) [Электронный учебник] /Г.Н Яковлев. - Режим доступа: http://lib.mexmat.ru/books/78472. 3.http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 4.http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
||||||
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Методическое обоснование |
Формируемые ОК и ПК |
|
1. Организационный этап -5 мин. |
||||
Проверяет готовность обучающихся к занятию. дает положительный эмоциональный настрой, организует, проверяет готовность уч-ся к уроку |
Готовятся к началу занятия. |
Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
2. Этап всесторонней проверки домашнего задания - 10мин. |
||||
Выявляет правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. |
По очереди комментируют свои решения. Приводят примеры. Пишут под диктовку.
|
Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
3. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся - 5 мин. |
||||
Озвучивает тему урока и цель, уточняет понимание обучающегося поставленных целей урока. Эмоциональный настрой и готовность преподавателя на урок.
|
Эмоционально настраиваются и готовятся обучающихся на урок. Ставят цели, формулируют тему урока. |
Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Методы, приемы, средства обучения: побуждающий от проблемы диалог, подводящий к теме диалог. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
4. Актуализация знаний -30 мин. |
||||
Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия. Выдвигает проблему. Создает условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел, имели представление о пределе числовой последовательности
|
Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух.
|
Создание проблемной ситуации. Уч-ся- фиксируют индивидуальные затруднения. Создание условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
5. Первичное усвоение новых знаний- 10 мин. |
||||
Создаёт эмоциональный настрой на усвоение новых знаний.
|
Внимательно слушают, записывают под диктовку в тетрадь. |
Создание условий, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
6. Первичная проверка понимания- 10 мин. |
||||
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
|
Отвечают на заданные вопросы преподавателем. |
Осознание степени овладения полученными знаниями - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
7. Первичное закрепление- 5 мин. |
||||
Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Показывает на доске решение, опираясь на алгоритм. |
записывают решение, остальные решают на местах, потом проверяют друг друга;
|
Тренировка и активизация употребления новых знаний, включение нового в систему Режим работы: устная, письменная, фронтальная, индивидуальная. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (подведение итогов занятия 5 мин |
||||
Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на занятии. Задает вопросы по обобщению материала. |
Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух; |
Оценивание работу обучающихся, делая акцент на тех, кто умело взаимодействовал при выполнении заданий |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению5 мин |
||||
Обсуждение способов решения домашнего задания. Записывает номера заданий на доске.
|
Обобщают полученные знания, делают вывод о выполнении задач урока. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
10. Рефлексия (подведение итогов занятия),5 мин |
||||
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии.
|
1. Проводят самоанализ: “Чему научились и что нового узнали?”
|
Осознание своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
№ п/п |
Изучаемые вопросы |
Уровень усвоения |
1. |
Объяснение темы Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. |
1 |
|
1.1 Знаки синуса, косинуса и тангенса. |
2 |
|
1.2. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. |
2 |
2. |
Закрепление нового материала. |
|
|
2.1 Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля. |
3 |
|
2.2Решение примеров устно № 442. |
|
3. |
Решение упражнений (нечетные пункты) на закрепление темы № 443-446 и 458,459. |
3 |
4. |
Домашнее задание № 443-446 и 458,459. (четные пункты). |
3 |
Текст лекции
1. Теоретический материал.
Устная работа.
Дайте определение :
-синуса угла α через координату (какую) точки, полученной поворотом точки (1;0) вокруг начала координат на угол α ;
-косинуса угла α через координату (какую) точки, полученной поворотом точки (1;0) вокруг начала координат на угол α ;
-тангенса угла α ;
-котангенса угла α.
Какие знаки имеют координаты точки в зависимости от их положения в системе координат?
У точек первой четверти
у точек второй четверти
у точек третьей четверти
у точек четвёртой четверти
Пример.
В какой координатной четверти находятся точки с указанными координатами
Ответ:
A |
B |
C |
D |
E |
F |
2 |
4 |
2 |
3 |
1 |
4 |
А если точка находится на тригонометрической окружности, то как узнать зависимость знака координат точки от угла поворота вокруг начала координат?
Сегодня на уроке мы узнаем знаки синуса, косинуса, тангенса и котангенса, научимся определять положение точки на тригонометрической окружности в зависимости от комбинации знаков синуса и косинуса, тангенса и котангенса.
1.Рассмотрим единичную окружность в прямоугольной системе координат хОу.
Точка Р(1;0) при повороте вокруг начала
координат на угол переместилась в точку Рₐ. Определим её
координаты.
Синусом углаявляется ордината точки, полученной поворотом точки (1;0)
вокруг начала координат на угол
.
Косинусом углаявляется абсцисса точки, полученной поворотом точки (1;0)
вокруг начала координат на угол
.
Если угол то точка Рₐ находится в первой четверти,
здесь
, значит
, .
Если угол , то точка Рₐ находится во второй четверти,
здесь
,
, значит ,
.
Если угол , то точка Рₐ находится в третьей четверти,
здесь
,
, значит
,
.
Если угол , то точка Рₐ находится в четвертой четверти,
здесь
,
, значит
,
На рисунке видно какие знаки имеет синус, а какие косинус.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Пример1. Определить
знаки синуса и косинуса угла .
Решение: Выясним, в какой четверти находится
точка, полученная поворотом на угол .
во второй четверти синусы положительны, косинусы
отрицательны.
Ответ:
Пример 2. Определить знаки синуса и косинуса угла .
Решение: Полный угол, при котором точка
«обойдёт» всю окружность, равен .
а это значит, что точка после 2 оборотов окажется в
первой четверти, где синус и косинус положительны.
Ответ:
Пример 3.
Определить знаки синуса и косинуса угла .
Решение: Угол отрицательный, значит точка получена поворотом по часовой стрелке.
в 4 четверти синусы отрицательны, косинусы положительны.
Ответ: синус отрицательный, косинус положительный.
Пример 4.
Определить знаки .
Решение: Знаем, что, а
. Значит,
. Точка во второй четверти.
Ответ:
2.Знаки тангенса и котангенса.
Тангенс это отношение синуса угла к его
косинусу:
Котангенс это отношение косинуса угла к его
синусу: .
Тангенс и котангенс будут положительными там, где синус и косинус имеют одинаковые знаки. Это первая и третья четверти. Синус и косинус имеют разные знаки во второй и четвёртой четвертях, здесь тангенс и котангенс будут отрицательны. На рисунке изображены знаки тангенса и котангенса.
Пример 5.
Определить знак тангенса угла
Решение , угол второй четверти
Ответ:
Пример 6.
Определить знак тангенса угла .
Решение: Угол в третьей четверти, тангенс положительный.
Ответ:
Вывод: чтобы определить знаки синуса, косинуса, тангенса и котангенса, нужно:
Рассмотрим точку В(х;у), лежащую на
тригонометрической окружности . Она получена поворотом точки А(1;0) вокруг
начала координат на угол .
Синусом угла является
ордината точки В(х;у). Косинусом угла
является её
абсцисса.
Рисунок 1 – точка В на тригонометрической окружности
Образовался прямоугольный треугольник ОВС. По теореме
Пифагора
Катет ОС - это абсцисса точки В или , катет ВС- её ордината, или
а гипотенуза ОВ - радиус единичной окружности,
ОВ=1.Получаем формулу:
(1)
В тригонометрии её называют основным тригонометрическим тождеством. Она связывает синус с косинусом. А это значит, чо зная значения синуса, можно найти значения косинуса и наоборот.
(2)
(3)
В этих равенствах знаки перед корнем определяются по знакам синуса и косинуса.
Пример. Найти , если
,
.
Выясним знак косинуса. Из условия опрелеляем, что
угол в 4 четверти,
Подставим значение в формулу (3), получаем:
Ответ: .
Пример. Могут
ли одновременно выполняться равенства и
Чтобы одновременно выполнялись эти равенства, необходимо выполнение условия
. Подставим данные значения в формулу и проверим верно ли
равенство: .
;
;
1=1, верно.
Ответ: данные равенства могут выполняться одновременно.
Пример. Известно,
что , найти
.
Возведём в квадрат левую и правую части равенста:
; учтём, что
,
;
;
.
А какая же зависимость между тангенсом и котангенсом одного угла?
По определению : ,
.
Перемножим эти равенства и получим формулу, которая связывает тангенс и котангенс:
.
, (4)
и
,
причём угол и
Из этих формул видно, что тангенс и котангенс являются взаимнообратными числами.
Если , то
.
Пример. Могут
ли одновременно выполняться равенства и
? Подставляем данные значения в формулу (4) и получаем
верное равенство.
.
Ответ: данные равенства могут выполняться одновременно.
А есть ли связь между тангенсом и косинусом? Рассмотрим
равенство
и обе части возведём в квадрат:. Используя формулы (2) и (3), получаем:
,
, (5)
где
По этой формуле можно находить значение тангенса по заданному значению косинуса и наоборот находить косинус, если известен тангенс.
Пример . Известно,
что ;
. Найти
,
и
.
Угол в первой четверти, значит все значения
положительны. Найдём их по тригонометрическим формулам.
Применяя тригонометрические формулы, можно зная одно из
чисел ,
,
и
, найти остальные три. Эти формулы являются тождествами.
Определение
Равенство, верное для всех допустимых значений входящих в него букв (таких, при которых его левая и правая части имеют смысл), называется тождеством, а задачи на доказательство таких равенств называют задачами на доказательство тождеств.
Рассмотрим некоторые приемы
Пример. Доказать
тождество:
Преобразуем левую часть:
Левая часть тождества равна правой. Доказано.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Пример 1.
Найти , если
,
.
Из условия видим, что угол в 3 четверти, значит . Используем формулу (2):
Ответ: .
Пример 2.
Найти , если
,
.
Угол находится в 4 четверти, тангенс отрицательный. Подставим данное значение косинуса в формулу (5) и вычислим значение тангенса.
.
Ответ: .
Пример 3.
Доказать тождество:
Преобразуем правую часть:
Правая часть тождества равна левой. Доказано.
2. Решение примера устно № 442.
3.Решение упражнений (нечетные пункты) на закрепление темы № 443-446 и 458, 459.
4. Домашнее задание № 443-446 и 458, 459. (четные пункты). Подведение итогов.
Термин |
Значение |
Тождество |
- это равенство, верное для всех допустимых значений входящих в него букв (таких, при которых его левая и правая части имеют смысл, а задачи на доказательство таких равенств называют задачами на доказательство тождеств.
|
Число |
– математическая константа, которая выражает отношение длины окружности к её диаметру. Равна приблизительно 3,14. |
3. Контролирующий блок
Вариант 1
по теме «Зависимость между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом одного и того же угла»
I вариант
1.
Найти значения остальных тригонометрических функций угла по следующим данным:
а) , 0<
<
;
б) , 270°<
<360°;
в), 0<
<
;
г) ,
<
<
;
д) , 180°<
<270°.
II вариант
1.
Найти значения остальных тригонометрических функций угла по следующим данным:
а) ,
<
<
;
б) , 90°<
<180°;
в), 90°<
<180°;
г),
<
<
;
д) , 0<
<90°.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.