ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.
В последние годы в нашей стране возросла престижность образования. В ответ на социальный запрос значительно расширился спектр образовательных услуг. Многие родители получили возможность дать ребёнку разностороннее образование, которое было невозможно в их детстве. Однако зачастую эти желания оказываются неосуществимыми, т.к. ребёнок неожиданно для родителей сталкивается с трудностями при усвоении школьной программы, из-за того, что ребёнок часто болеет.
Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников, Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.
В течение 4 лет я активно изучаю и применяю на практике здоровьесберегающие технологии.
Основным звеном в цепочке оздоровления учащихся в школе являются уроки физической культуры. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности.
Регулярные занятия физической культурой и спортом благотворно влияют не только на физическое развитие, но и на психику ребёнка. 80% ребят из моего класса занимаются в различных спортивных секциях.
Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.
Требования к проведению физкультминуток:
• Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
• Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
• Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
Так как структура уроков имеет свой алгоритм, то прослеживается схема проведения физминуток и упражнений во время урока:
1. Урок обучения грамоте - 1. гимнастика для глаз - на 10-й минуте
(чтение) 2. физминутка для мышц спины - на 20-й минуте
3. точечный самомассаж — на 30-35-й мин,
2. Письмо -
1. пальчиковая гимнастика - на 10-й минуте
(русский язык) 2. ф/м для мышц шеи и спины - на 20-й минуте
3. отдых для глаз - на 30-й минуте
3. Математика — 1. точечный самомассаж - на 10-й минуте
2. ф/м для мышц шеи и спины - на 20-й минуте
3. отдых для глаз - на 30-й минуте
Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст. При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:
· Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;
· Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом;
· Текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произношении текста детьми у них может сбиваться дыхание.
Виды физкультминуток:
• Упражнения для снятия общего или локального утомления;
• Упражнения для кистей рук;
• Гимнастика для глаз;
• Гимнастика для слуха;
• Упражнения, корректирующие осанку;
• Дыхательная гимнастика.
Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально - положительное состояние.
В моём классе компенсирующего обучения, у детей наиболее распространены простудные заболевания, заболевания лор-органов и бронхиальная астма.
Для профилактики простудных заболеваний я использую "чесночницы" (коробочки из-под "киндер-сюрпризов", внутри которой находятся лук или чеснок), в кабинете в нескольких местах на тарелках лежит разрезанный лук. Дети употребляют витамины "Алфавит", "Джунгли", "Пиковит". Родители следят за режимом дня школьников, ограничивают время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводят с детьми на свежем воздухе, больше уделяют внимание занятиям спортом.
Во внеурочное время с детьми проводятся кружки «Уроки здоровья», «Оригами», «Юные умники и умницы». Эти курсы открывают уникальную возможность заглянуть в богатый мир ребёнка, дают ему очень важную информацию, а главное, формируют бережное отношение ребёнка к себе, к своему здоровью. Кто-то может спросить: «А почему эти знания нужно закладывать в детстве?» Потому что опыт детства остаётся нашим фундаментом на всю жизнь. Пусть же у наших детей стремление «В здоровом теле - здоровый дух» закладывается с раннего возраста.
Основными задачами педагога являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий; развитие стремления к успеху. Каждый урок должен быть приятным для ребёнка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь "Не навреди".
Тема здоровьесбережения мне очень интересна, поэтому я занимаюсь подборкой материала по данному вопросу.
1 этап урока:
Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т. е. я готовлю детей эмоционально и физически.
На этом этапе урока я провожу пальчиковый или точечный массаж (на уроках русского языка), для подготовки пальцев рук к письму.
Работа с массажным шариком СУ ДЖОК, используя стихотворения логопеда Скорых Е.В.
Этот маленький дружок Называется су джок.
Этот шарик мы катаем,
Свои руки развиваем.
1, 2, 3 —
су джок открылся, посмотри.
Чтоб здоров был пальчик наш Сделаем ему массаж.
Большой палец мы прижмём
И к другому перейдём. (начинаем с правой руки, надевая колечко на каждый пальчик)
…
Безымянный мы прижмём и к мизинцу перейдём.
• • •
Вот закончился массаж и здоров стал пальчик наш.
1, 2, 3 - су джок закрылся, посмотри.
2 этап урока. Актуализация темы.
На уроках математики я предлагаю детям решить задачи физкультурно - познавательного характера.
1. В понедельник в кемпинге
остановилось 32 автотуриста, а во вторник на 13 больше.
Сколько человек принял кемпинг за два дня?
- Что такое кемпинг? (специально оборудованный лагерь для автотуристов)
- Кто такие автотуристы?
- Нужно ли заниматься туризмом?
2. Из 18 м парусины сшили 9 рюкзаков. Сколько метров парусины пошло на один рюкзак?
- Объясните значение слова «парусина», (грубая толстая льняная ткань). Предположите, для чего шили рюкзаки? и т.д.
На уроках изобразительного искусства по теме: "Зимние забавы", 2 класс, дети в ходе беседы учителя узнают о пользе подвижных игр на свежем воздухе.
Основной этап урока:
Для нормального развития и положительного самочувствия ребёнок должен не только уметь учиться. Но и хотеть, желать этого. Уровень развития способностей есть как бы результат положительного переживания ребёнком себя в той или иной деятельности, желания и умения заниматься ею, уверенности в своих силах, следовательно, и мобилизации этих сил.
А ведь мы знаем, какие отрицательные эмоции вызывают порой наши действия, как часто у школьников возникает сознание: лучше ничего не делать, чем быть "плохим учеником", у которого ничего не получается. Поэтому необходимо заботиться о преобладании положительных эмоций на каждом уроке.
Кроме физкультурно-оздоровительной работой я использую физкультурно-познавательный компонент на общеобразовательных уроках. Он повышает интерес учащихся к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни, а также способствует формированию потребностей в самостоятельной двигательной деятельности.
Так, проводя проверочную работу по теме "Правописание слов с парными согласными в конце слова", я предлагаю образовать словосочетания со словами: спорт, площадка, футбол, матч и записать предложения.
По теме "Приставки" учащиеся определяют значение приставок по-, раз-, про-, за- в словах бег, побег, разбег, забег, затем вставляют слова, подходящие по смыслу в текст: На уроке физкультуры учитель предложил ...на короткую дистанцию. Серёжа взял хороший... со старта.
Работая над словами с двойными согласными, учитель предлагает детям прочитать текст на доске:
Что такое хоккей? Это спортивная командная игра с мячом или шайбой и клюшкой. В хоккей играют зимой на ледяном поле, летом на травяном поле. Родина хоккея на траве -Англия, а на льду - Канада.
После чтения текста учащиеся ищут слово с двойными согласными, подчёркивают его, разбирают слово по составу. Учитель организует беседу по прочитанному тексту. Учащиеся отвечают на вопросы: что они узнали о хоккее? Любят ли они играть в хоккей? Какими зимними видами спорта они занимаются? Что даёт человеку занятие спортом?
Работая над безударными гласными в корне, учащиеся читают стихотворение:
Говорю я всем: "Зимой, закаляйтесь все со мной,
Утром бег и душ бодрящий, как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать, свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодный
Вас не сможет одолеть ".
После чтения стихотворения учащиеся находят слова с безударными гласными и записывают проверочные. После таких упражнений, дети выполняли различные творческие задания. Работа по здоровьесбережению учащихся проходит целенаправленно и систематически в течение всего учебного года. "
4 этап урока. Итог урока.
Работая над благоприятной эмоциональной сферой в классе, ребята отражают своё настроение на уроках с помощью сигнальных карточек или таблицы «Как я ощущаю себя на уроке».
Эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все формы нашего поведения. Если учитель хочет достичь лучшей работы мысли нужно заботиться о том, чтобы деятельность стимулировалась эмоционально. Эмоциональная сторона не менее важна, чем мыслительная деятельность, а желание учиться, в конечном итоге, помогает формировать личность любознательную и творческую.
Ни для кого не секрет, что физическое и умственное развитие ребёнка едины. Однако добиться этого единства очень сложно, так как физическая и умственная работоспособность ребёнка зависит от целого ряда причин. Организованная двигательная деятельность ребёнка должна регулироваться с учётом возрастных особенностей и динамики физической подготовленности школьника, только тогда она будет способствовать его психическому и физическому развитию.
С помощью разнообразных по содержанию подвижных игр, физических упражнений, оптимально дозированных физических нагрузок можно успешно воздействовать на биологическую природу ребёнка, укреплять его здоровье.
Я в своём классе стараюсь составлять расписание уроков с учётом работоспособности детей и трудности предметов. При составлении расписания уроков следую шкале трудности предметов для младших школьников. Стараюсь соблюдать двигательный режим своих школьников на уроках и перемене. А специально организованная двигательная активность, оказывает положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость в школе.
О благоприятном завершении этапа младшего школьного возраста можно говорить тогда, когда при окончании начальной школы ребёнок: хочет учиться, может (умеет) учиться, верит в свои силы, ему хорошо, интересно, комфортно в школе (во всяком случае, он идёт туда не со страхом и отвращением.)
Отрадно то, что в течение четырёх лет у детей не выявлено нарушение осанки и ухудшения зрения. Число не болевших детей увеличилось. Не наблюдалось обострения имеющихся у детей хронических заболеваний. Таким образом, организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающих технологий не наносит сколько-нибудь заметного ущерба здоровью учащихся.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.