Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
![]() |
Здоровьеформирующие технологии на уроке
Доклад
![]() |
Дзержинск - 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 3
1. Сущность здоровьеформирующей технологии на уроке.......................... 4
2. Реализация здоровьеформирующей технологии на уроке........................ 5
3. Обобщение педагогического опыта.......................................................... 6
4. Обобщение собственного опыта............................................................... 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................... 9
ВВЕДЕНИЕ
Проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности на современном этапе весьма значима. Несмотря на государственную политику в строительстве здравоохранения, большую роль в сохранении и укреплении собственного здоровья играют индивидуальные установки и ориентиры, формирование у человека способности к целостному, интегрированному поведению, направленному на реализацию своих возможностей в физическоми личностном совершенствовании, которые закладываются в семье, дошкольных и образовательных учреждениях. Чем раньше начинается приобщение к здоровому образу и стилю жизни, тем реальнее возникновение индивидуальной потребности к дальнейшему самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию природных данных, что является прогрессивным фактором в развитии индивида, тем самым способствующим увеличению количества и улучшению качества здоровья подрастающего поколения
1. Сущность здоровьеформирующей технологии на уроке
Здоровьеформирующие технологии – это системный метод создания и применения процесса преподавания и усвоения знаний, направленный на формирование культуры здоровья и личностных качеств обучающихся, способствующих повышению интереса и мотивации к здоровому образу жизни. [5]
Цель технологии: формирование культуры здорового образа жизни у детей в школьном образовательном учреждении:
- разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка;
- сохранение и укрепление здоровья;
- формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний;
- развитие разнообразных двигательных и физических качеств;
- укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности;
- внедрение инновационных технологий в работе с детьми. [7]
Задачи технологии:
1. Создание предметно – оздоровительной и воспитательной среды в школе.
2. Культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единственно целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям).
4. Закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития.
5. Формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма.
6. Воспитывать у ребенка способности к самосозиданию - «творению» собственной телесной организации в приемлемых для него формах.
7. Помочь детям овладеть доступными навыками психологической самокоррекцией, прививать чувство психологической взаимопомощи.
8. Способствовать развитию познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям.
9. Формирование культуры правильного питания. [10]
Особенности технологии:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. [2]
Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, на формирование представления о здоровье как ценности, то есть создают мотивацию на ведение здорового образа жизни. [8]
Здоровьеформирующее образование – дополнение традиционной здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения социально-психологическими технологиями поддержки личностного развития подрастающего поколения. [9]
1.2. Реализация здоровьеформирующей технологии на уроке
Цели, преследуемые в ходе реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий:
- разработка и реализация представлений о сущности здоровья;
- разработка и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья;
- формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивида с целью укрепления здоровья;
- реализация индивидуальных оздоровительных программ;
- овладение методиками и методами современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, умений использования их при самостоятельных занятиях;
- познание индивидуальных особенностей организма;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере. [6]
1.3. Обобщение педагогического опыта
Шабанова Лариса Николаевна, учитель физической культуры, проводила на уроке турнир по волейболу среди старшего школьного звена, целью которого является сохранение и укрепление здоровья в области физической культуры. [1]
1.4. Обобщение собственного опыта
На практике в школе №23 мной проводился урок физической культуры в 4 «б» классе. В конце урока была проведена эстафета (с предметами), сопровождающаяся методическими указаниями и комментариями о здоровом образе жизни, чтобы дети с самого раннего возраста ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились стать более здоровыми и развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников это основная задача образовательных учреждений. В Концепции физического воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому и должно уделяться как можно больше внимания, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и учителем, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабанский, Ю.К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. - 480 с.
2. Борисов, А.А., Сыромятникова, Л.И., Борисова, Л.П. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А.А. Борисов, Л.И. Сыромятникова, Л.П. Борисова // Молодой ученый. - 2012. - №6. - С. 375-377.
3. Ковалько, В.И. Здоровьеформирующие технологии в начальной школе. 1-4 классы [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2004. - 296 с.
4. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения [Текст] / В.С. Кукушкин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
5. Менчинская, Е.А. Основы здоровьеформирующего обучения в начальной школе [Текст] / Е.А. Менчинская. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 112 с.
6. Никифоров, Е.А. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации [Текст] / Е.А. Никифоров. - Волгоград: Учитель, 2009. - 184 с.
7. Орехова, В.А. Педагогика в вопросах и ответах [Текст] / В.А. Орехова. – М.: КНОРУС, 2006. - 147 с.
8. Смирнов, Н.К. Здоровьеформирующие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н.К. Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2002. - 62 с.
9. Советова, Е.В.. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е.В. Советова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 285 с.
10. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2004. - 220 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.