«Здоровьесберегающее образовательное пространство школы»
Оценка 4.7

«Здоровьесберегающее образовательное пространство школы»

Оценка 4.7
Лекции
docx
физическая культура
Взрослым
02.04.2018
«Здоровьесберегающее образовательное пространство школы»
Для планирования и проведения работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, превращения используемых в школе педагогических технологий в здоровьесбережение методически полезным представляется введение и конкретизация на отдельных примерах представления о здоровьесберегающем пространстве школы (далее – ЗПШ), объединяющем феномены, сферы, пути и процессы реализации здоровьесберегающих образовательных технологий, и объединённых в несколько структур по характеру этих феноменов и психолого-педагогических характеристик.
Доклад 2.docx
Для   планирования   и   проведения   работы,   направленной   на   сохранение   и   укрепление здоровья   учащихся,   превращения   используемых   в   школе   педагогических   технологий   в здоровьесбережение   методически   полезным   представляется   введение   и   конкретизация   на отдельных примерах представления о здоровьесберегающем пространстве школы (далее – ЗПШ), объединяющем   феномены,   сферы,   пути   и   процессы   реализации   здоровьесберегающих образовательных технологий, и объединённых в несколько структур по характеру этих феноменов и   психолого­педагогических   характеристик.   Воздействие   этого   пространства     на   учащихся   и педагогов  происходит непосредственно в школе, однако, как во всех других случаях, когда мы имеем дело с человековедческими технологиями, первичное воздействие служит лишь запуском процессов   дальнейших   изменений   как   педагогического   пространства,   так   и   субъектов   в   нем действующих.    Главные   особенности   ЗПШ,   отличающие   его,   в   том   числе,   и   от   общеизвестных гигиенических   норм   и   рекомендаций,   соответствуют   принципам   здоровьесберегающих образовательных технологий и кратко могут быть представлены тремя положениями. Сутью ЗПШ является его позитивная основа, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не   только   сохранению,   но   и   формированию,   приращению   потенциала   здоровья   учащихся. Вытеснение   негативных   воздействий   и   производимых   ими   эффектов,   переориентация   с негативного на позитивный и составляет важную отличительную особенность ЗПШ. Другой  особенностью ЗПШ  является  инновационно­творческая  основа  формирования   и реализации   всех   усилий,   направленных   на   повышение   эффективности   здоровьесбережения,   с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся. Наконец,   третья   особенность   –   направленность   на   вовлечение   самих   учащихся   в деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые   защищают   от   вредных     для   их   здоровья   воздействий,   в   субъектов   процесса здоровьесбережения, с совершенно другим  чувством ответственности, наделенных  собственными правилами и обязанностями. В их числе – необходимость обретения багажа знаний, обязательного для грамотной заботы о своем здоровье и о здоровье своих близких. В   структуре   ЗПШ   можно   выделить   несколько   феноменологически   близких   явлений, которые   в   совокупности   его     и   составляют.     Эти   совокупности   однородных   феноменов,   эти "подпространства"   мы   будем   для   удобства   называть   соответствующими   пространствами   ­ экологическим, эмоционально­поведенческим, вербальным, культурологическим и др.   Экологическое   пространство  связано   с   воздействием   всей   совокупности   средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся  и педагогов.   Одним   из   элементов   экологического   пространства   является  воздушная   среда.   Ее воздействие   на   учащихся   и   педагогов   не   ограничивается   теми   сторонами,   которые регламентированы   СанПиНами   –   они   известны   и   приводятся   в   соответствии   с   требованиями путем поддержания комфортной температуры и регулярного проветривания  помещения класса. Но   кроме   этого,   влияние   на   здоровье   и   настроение   учащихся   оказывают,   например,   запахи, регламентация которых, кроме самой общей фразы, в СанПиНах отсутствует. В последние годы представление о воздействии запахов на человека оформились в новую науку ­ ароматологию и ее прикладную ветвь ­ ароматерапию. Лучший источник полезных и гармоничных запахов ­ растения. Выращивание   в   классах   комнатных   растений,   в   соответствии   с   рекомендациями     ученых   и обобщениями   практического   опыта,   безусловно,   целесообразно,   но   должно   быть   связано   не   с задачами лечения, а только  сохранения и укрепления здоровья. Растения наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Они дарят людям ничем не заменимый  кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие городского шума. В помещении растения создают необходимый психоэмоциональный     комфорт,   являясь   чуткими   хранителями   безопасности   и   покоя.   Свое здоровое воздействие растения  проявляют путем выделения  эфирных масел, которые действуют подобно   гормонам,   проникая   в   системы   организма,   влияя   на   эмоции   и   физические   реакции, регулируя их, активизируя защитные силы организма в борьбе против инфекционных заболеваний, стимулируя   образование   лейкоцитов   крови.   Определенные   эфирные   масла     имеют   связь   с конкретными органами тела. Например, гераниевое масло активизирует кору надпочечников и снимает   напряжение,   вызванное   стрессом,   апельсиновое   используют   для   борьбы   с   тревогой, страхом. Все   цветы   выделяют   фитонциды,   которые   губительно   действуют   на   болезнетворные микробы.   Возможности   оздоровления   воздуха   в   помещении   при   помощи   комнатных   растений просто   беспредельны.   Летучие   выделения   некоторых   растений   в   силу   своей   биологической активности   даже   в   микроскопических   дозах   (10­6мг/см3)   могут   обладать   бактерицидным, бактериостатическим, фунгицидным действием. От летучих фитонцидов амариллиса, агапантуса, зиферантеса, гипеаструма некоторые бактерии погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока. Для оздоровления воздуха в комнате полезно держать такие растения, как хлорофитум, мирт, розмарин,   аглаонему,   аспарагусы.   Давно   известны   фитонцидные   свойства   хвойных.   Это криптомерия, можжевельник, сосна. Они также наполняют помещение отрицательно заряженными ионами, которые поглощают излучения телевизоров и компьютеров.   Другим элементом экологического пространства школы является его видеоэкологическая составляющая.   Видеоэкология   изучает   воздействие   на   психику,   а   через   неё   –   на   телесную организацию   человека   и   его   здоровье   –   зрительных   образов   той   среды,   в   которой   человек находится. Исследованиями     учёных показано, что однообразные по геометрическим формам, преимущественно   прямоугольные,   с   многократно   повторяющимися   элементами   архитектура интерьера   помещений,   часто   используемые   вещи   и   т.д.   оказывают   негативное   воздействие   на человека. Наоборот, разнообразие форм и линий, округлые очертания, комбинации различных геометрических   фигур   способствует   более   высокой   работоспособности,   лучшему   настроению, оптимистическим   ожиданиям.   Сходные   закономерности   и   в   отношении   цветовой   гаммы: бесцветное   окружение   (бело   –   серо   –   коричневое)   с   ритмично   повторяющимися   линиями повышает утомляемость человека, понижает эмоциональный настрой. Эти   закономерности   пока   почти   не   используются   в   оформлении   интерьеров   классов   и школы. Однообразное убранство большинства классов, преобладание квадратно – прямоугольных фигур,   кроме   неизбежных   оконных,   дверных   проёмов   и   доски,   унылая   цветовая   гамма   без праздничных тонов и т.п. является фактором негативного влияния на психику учащихся. Редко можно   встретить   в   классе   рисунки,   картины,   которые   могли   бы   нейтрализовать   унылость интерьера.   В   основном   –   либо   учебно­наглядные   пособия,   либо   портреты   деятелей   науки   и искусства.  Эмоционально   –   поведенческое   пространство   здоровьесбережения   школы   –  также являющееся   собственной   частью   ЗПШ,   представлено   совокупностью       действий,     поступков, эмоциональных   процессов,   проявлений   учащихся   и   педагогов,   реализуемых   во   время   их пребывания в школе. Характеристиками этого пространства могут служить: уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов; характеристики эмоционально – психологического климата в школе в целом и в      каждом классе в отдельности, а также – в педагогическом коллективе школы; стиль поведения учащихся и учителя на уроке; формы и характер поведения учащихся на переменах; забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения (что можно рассматривать в качестве определяющего признака интеллигентности в целом) и т.д. Усилиями педагогов и психологов изученность этих сторон  работы школы находится на хорошем уровне, чего нельзя сказать о достигнутых результатах, которые устраивали учителей. Отметим   здесь   лишь   несколько   моментов,   отражающих   взаимосвязь   этих   сторон   школьной культуры со здоровьем учащихся и педагогов. В   психофизиологии     уже   несколько   десятилетий     назад   доказаны   тесные   связи   между характером   напряжений   различных   групп   мышц   тела   человека   и   его   работоспособностью, утомляемостью, эмоциональным состоянием. По рисунку телодвижений и поз можно достаточно точно   поставить   психологический   диагноз   состояния   (см.   книгу   Аллана   Пиза   «Язык телодвижений» и др. подобные издания). Скованность движений, стереотипность поз, наличие мышечных   «зажимов»   и   т.п.   являются   свидетельством   и   одной   из   причин   эмоционального дискомфорта,     нерациональной   траты   организмом   энергии.   Длительное   существование   таких проявлений     особенно   у   растущего   организма,   приводит   к   их   фиксации   и   развитию   стойких патологических синдромов, как со стороны опорно­двигательного аппарата, так и других систем и органов   (нервной,   сердечно­сосудистой   и   др.).   Поэтому   не   только   сгорбленная   или «скособоченная»   поза   ученика   должна   быть   объектом   внимания   учителя,   но   и   более   тонкие проявления, о которых упоминалось выше. Например, когда ученик пишет, индикатором  общего напряжения служит напряжение кисти его руки, которое часто  неоправданно сильно. А раз рука устает,   устает   и   сам   ребенок.   Мы,   конечно,   не   призываем   к   переходу   на   перьевые   ручки   с чернилами,   поскольку   в   распоряжении   учителя   имеется   арсенал   педагогических   средств   для уменьшения воздействия этого патогенного фактора. Научить ребят писать, не напрягая руку ­ значит помочь им сберечь частичку сил на каждом уроке, что в сумме (за день, месяц, год!) даст заметный     прирост   здоровьесбережения.   Существуют   и   специальные     упражнения   для   кисти, которые можно включать в физминутки. Для воздействия на мышечные группы других частей тела   в   программах   физминуток   можно   предусмотреть   элементы   массажа   и   взаимомассажа (последнее – с разделением по полу!). Фактором снижения напряжения, преодолением утомления, активизации позитивных физиологических процессов в организме   могут служить музыкально­ ритмические  занятия,  эмоционально­голосовые  упражнения  антистрессовой  направленности   и другие.   Эмоционально­поведенческие   проявления     школьников   на   переменах   –   также   важный элемент   оценки   этой   стороны   ЗПШ.   Возможность   переключения,   деятельности   физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах – условие  восстановления к следующему уроку, которые школа должна создать, а ученики – использовать.  Эмоциональный   климат   урока   во   многом   зависит   от   юмористической   составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей   части   своей   педагогической   и   личностной   привлекательности.   Не   случайно   чувство юмора   –   один   из   приоритетов,   который   всегда   указывают   в   перечне   качеств   желательного собеседника. Постоянная серьёзность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Это мощный   противовес   подкрадывающемуся   к   школьнику   состояния   утомления.   Несколько уместных   и   умных   шуток   в   течение   урока   –   показатель   его   качества,   критерий   для   оценки. Полезная для здоровья «встряска» происходит и с мыслительным процессом, оживляя творческий настрой, причём не только учеников, но и учителя. Отдельная сторона оценки использования шуток   на   уроке   –   воспитательная.   Примитивно­злобный   стереотип   шуток,   как   проявление самоутверждения   за   счёт   других,   наносит   непоправимый   ущерб   личностному   развитию, культурному  росту.   К  сожалению,   образцов  именно   такого  юмора   (в   повседневной   жизни,   на телеэкране)   гораздо   больше,   чем   умного   и   доброго.   Задача   учителя   –   попытаться   помочь подростку   правильно   использовать   колоссальные   ресурсы   юмора   для   обретения   радости   и здоровья.

«Здоровьесберегающее образовательное пространство школы»

«Здоровьесберегающее образовательное пространство школы»

«Здоровьесберегающее образовательное пространство школы»

«Здоровьесберегающее образовательное пространство школы»

«Здоровьесберегающее образовательное пространство школы»

«Здоровьесберегающее образовательное пространство школы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018