"Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

  • docx
  • 26.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад ПЦК Руденко.docx

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Карасукский политехнический лицей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: преподаватель биологии

Руденко В.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карасук,2021

 

         Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.(слайд 2.)

         В решении этой задачи могут помочь здоровьесберегающие технологии, которые позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся. (слайд 3.)Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья.

         Выделяют несколько принципов здоровьесберегающей технологии                             (по Н. К. Смирнову ) (слайд 4-5.)

1.                 Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока.

2.                 Создание здоровьесберегающего пространства классного кабинета.

3.                 Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности.

4.                 Знание об уровнях работоспособности обучающихся в течение рабочего дня.

5.                 Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания.

6.                 Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.

      Конечно, в силу определенных причин, не всегда удается придерживаться всех принципов здоровьесберегающей технологии, но использовать элементарные принципы мы обязаны. 

 (слайд 6.) Поэтому основной задачей является -  создание условий для включения, обучающегося  в учебный процесс и нахождение методов, адекватных именно его психофизиологическим особенностям, помогающих формированию позитивного мышления и способности к “конструированию” собственного здоровья.

          Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению обучающегося, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности — вот далеко не весь арсенал, которым я пользуюсь, стремясь к раскрытию способностей каждого обучающегося.

Обучающиеся должны входить в кабинет не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда обучающийся с чем-то не справился, что-то не смог выполнить.

          Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, выражать свою точку зрения.

  Решать коррекционные задачи, связанные с проблемой здоровья,  приходится в широком диапазоне: от почти автоматических – открыть дверь кабинета, если в кабинете стало душно, скорректировать позу обучающегося -  до  технологических – изменить темп урока, если обучающиеся  утомлены, разрядить напряжение шуткой и т.д. Коррекция осанки должна проводиться доброжелательно, даже если одно и то же приходится повторять по нескольку раз за урок.

 Проведение физминуток помогает сохранить и укрепить здоровье, т.к. решает сразу несколько задач: (слайд 7.-8)

·        уменьшение утомления и снижения отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

·        активизация внимания обучающихся и повышение способности к восприятию учебного материала;

·        эмоциональная встряска учащихся, возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний. 

 

 Физкультминутки, применяемые на уроках.

  Физкультминутка №1, для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

 Физкультминутка №1 ,поможет не только отдохнуть от сидячей работы.

 Физкультминутка №3, гимнастика для глаз.

 

         Эффективность позитивного воздействия на здоровье обучающихся определяется не столько качеством используемых приемов и методов здоровьесбережения, сколько их грамотной встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья обучающихся и  педагогов. Поэтому реализация здоровьесберегающих образовательных технологий – это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся происходит без нанесения ущерба их здоровью

Для сохранения и укрепления здоровья, обучающихся в системе необходимо соблюдать следующее: (слайд 9-10.)

  • проведение уроков и занятий по теме здоровьесбережения;
  • постоянное внимание к профилактике сколиоза: посадка обучающихся, проведение упражнений;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания;
  • использование моментов урока сберегающих здоровье обучающихся;
  • обеспечение интереса к своему предмету и уроку;
  • системное чередование нагрузок и отдыха;
  • оздоровительные тренинги для учащихся;
  • выполнение санитарно - гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;
  • соблюдение личной и общественной гигиены (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.);
  • проветривание и влажная уборка помещений;
  • соблюдение общего режима дня;
  • обучение студентов элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • формирование ответственности у обучающихся за своё здоровье окружающих людей;
  • настойчивое приучение обучающихся к применению своих знаний по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике;
  • ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Знания студент должен получать без ущерба для здоровья! Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости. Тематические уроки также способствуют получению знаний и умений обучающихся по здоровьесбережению (Тема: «Обучение населения рациональному и правильному питанию), где ребята изучают состав и калорийность продуктов питания, состав продуктовой корзины.

Также среди обучающихся первых и вторых курсов я провела валеологический опрос “Наше здоровье” (слайд 11-15.)

79% – имеют не очень хорошее здоровье, плохо заботятся о нём. Так на вопрос №1: “Болел ли ты за последние полгода? (Если болел, то перечисли заболевания)” положительно ответили 73человека. Среди основных заболеваний обучающиеся называли ОРВИ, грипп, ангину, заболевания желудочно– кишечного тракта. Причем, по болезни обучащихся в среднем составляет 11 дней.

На вопрос: “Как ты считаешь: хорошо ли ты заботишься о своём здоровье”– 37 учащихся (32%) ответили, что никак не забочусь или плохо.

На вопрос: “Какое настроение чаще всего у тебя бывает в лицее?”– 43 обучающихся (37%) устают, 23 (20%) –трудно учиться. При анализе на вопрос: “Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких?” 59 учащихся (51%) помогают по дому и только 9 учащихся (8%) привлекаются к совместным оздоровительным занятиям.

Таким образом, исходя из проведённого самоанализа видно, что отклонения в состоянии здоровья (вплоть до болезни) часто имеют именно поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается путём воспитания. Здоровый образ жизни современного человека не может сложиться без формирования путём целенаправленного воспитания мотивации здоровья.

В своём докладе мне хотелось бы отметить то, что являюсь не только преподавателем общеобразовательных дисциплин, но и классным руководителем, поэтому моей первостепенной задачей является сохранение здоровья студентов моей группы. В своей работе я также применяю здоровьесберегающие технологии: проведение профилактических бесед и классных часов по здоровому образу жизни, которые включены в годовой план классного руководителя,(слайд)  привлечение студентов к занятиям в спортивных секциях,(слайд) проветривание, кварцевание и влажная уборка кабинета, контроль за внешним видом студентов, личной гигиеной, организация горячего питания в лицее -100% охват студентов и т.д.(слайд 16-18.)

Здоровьесберегающая среда – это пространство, окружающее обучающихся во время их пребывания в лицее: экологическое, эмоционально – поведенческое, воспитательное. Здоровьесбережение объединяет в себе все направления деятельности педагога по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся: спортивно- оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии, через работу с семьёй с целью пропаганды здорового образа жизни, в системе организационно- теоретических и практических занятий в лекториях.

Правильно организуя и используя разнообразные формы здоровьясбережения в образовательном процессе, мы способствуем сохранению и укреплению здоровья молодёжи.

Успех в работе зависит не только от верно выбранных методов и приемов, но и от правильно организованной совместной деятельности классного руководителя или преподавателя  с родителями. Педагоги организовывают дополнительную работу  по повышению педагогической компетентности родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Особенно эффективны следующие формы работы с родителями.(слайд 19)

1.     Проведение родительских собраний.

2.     Педагогическое просвещение родителей

3.     Досуговые мероприятия

 

В заключение хочу сказать, что забота о здоровье обучающихся неотделима от заботы самого педагога о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.

(слайд 20.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№п.п

Мероприятие

Форма проведения

1.

Профилактика ОРВИ и ГРИППа

Беседа, размещение в классных уголках информационных памяток

2.

Профилактика распространения короновирусной инфекции

Беседы,  инструктажи, соблюдение санитарно-эпидемиологических мер

3.

Питание-основа жизни

Классный час

4.

Вред табачного дыма и электронных сигарет

Классный час

5.

Правила поведения за столом и уход за посудой

Этическая беседа

6.

Режим дня

Беседа, анкетирование

7.

Легальные и нелегальные психоактивные вещества

Классный час

8.

Правила поведения на дорогах и в транспорте

Инструктаж

9.

СПИД: пути передачи и способы предупреждения

Классный час

10.

Бытовой и уличный травматизм

Беседа с просмотром видеороликов

11.

Правила личной гигиены подростков

Этическая беседа

12.

Способы преодоления стресса

Психологический практикум