"Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Оценка 4.6

"Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Оценка 4.6
docx
26.04.2023
"Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Доклад ПЦК Руденко.docx

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Карасукский политехнический лицей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: преподаватель биологии

Руденко В.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карасук,2021

 

         Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.(слайд 2.)

         В решении этой задачи могут помочь здоровьесберегающие технологии, которые позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся. (слайд 3.)Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья.

         Выделяют несколько принципов здоровьесберегающей технологии                             (по Н. К. Смирнову ) (слайд 4-5.)

1.                 Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока.

2.                 Создание здоровьесберегающего пространства классного кабинета.

3.                 Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности.

4.                 Знание об уровнях работоспособности обучающихся в течение рабочего дня.

5.                 Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания.

6.                 Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.

      Конечно, в силу определенных причин, не всегда удается придерживаться всех принципов здоровьесберегающей технологии, но использовать элементарные принципы мы обязаны. 

 (слайд 6.) Поэтому основной задачей является -  создание условий для включения, обучающегося  в учебный процесс и нахождение методов, адекватных именно его психофизиологическим особенностям, помогающих формированию позитивного мышления и способности к “конструированию” собственного здоровья.

          Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению обучающегося, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности — вот далеко не весь арсенал, которым я пользуюсь, стремясь к раскрытию способностей каждого обучающегося.

Обучающиеся должны входить в кабинет не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда обучающийся с чем-то не справился, что-то не смог выполнить.

          Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, выражать свою точку зрения.

  Решать коррекционные задачи, связанные с проблемой здоровья,  приходится в широком диапазоне: от почти автоматических – открыть дверь кабинета, если в кабинете стало душно, скорректировать позу обучающегося -  до  технологических – изменить темп урока, если обучающиеся  утомлены, разрядить напряжение шуткой и т.д. Коррекция осанки должна проводиться доброжелательно, даже если одно и то же приходится повторять по нескольку раз за урок.

 Проведение физминуток помогает сохранить и укрепить здоровье, т.к. решает сразу несколько задач: (слайд 7.-8)

·        уменьшение утомления и снижения отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

·        активизация внимания обучающихся и повышение способности к восприятию учебного материала;

·        эмоциональная встряска учащихся, возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний. 

 

 Физкультминутки, применяемые на уроках.

  Физкультминутка №1, для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

 Физкультминутка №1 ,поможет не только отдохнуть от сидячей работы.

 Физкультминутка №3, гимнастика для глаз.

 

         Эффективность позитивного воздействия на здоровье обучающихся определяется не столько качеством используемых приемов и методов здоровьесбережения, сколько их грамотной встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья обучающихся и  педагогов. Поэтому реализация здоровьесберегающих образовательных технологий – это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся происходит без нанесения ущерба их здоровью

Для сохранения и укрепления здоровья, обучающихся в системе необходимо соблюдать следующее: (слайд 9-10.)

  • проведение уроков и занятий по теме здоровьесбережения;
  • постоянное внимание к профилактике сколиоза: посадка обучающихся, проведение упражнений;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания;
  • использование моментов урока сберегающих здоровье обучающихся;
  • обеспечение интереса к своему предмету и уроку;
  • системное чередование нагрузок и отдыха;
  • оздоровительные тренинги для учащихся;
  • выполнение санитарно - гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;
  • соблюдение личной и общественной гигиены (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.);
  • проветривание и влажная уборка помещений;
  • соблюдение общего режима дня;
  • обучение студентов элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • формирование ответственности у обучающихся за своё здоровье окружающих людей;
  • настойчивое приучение обучающихся к применению своих знаний по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике;
  • ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Знания студент должен получать без ущерба для здоровья! Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости. Тематические уроки также способствуют получению знаний и умений обучающихся по здоровьесбережению (Тема: «Обучение населения рациональному и правильному питанию), где ребята изучают состав и калорийность продуктов питания, состав продуктовой корзины.

Также среди обучающихся первых и вторых курсов я провела валеологический опрос “Наше здоровье” (слайд 11-15.)

79% – имеют не очень хорошее здоровье, плохо заботятся о нём. Так на вопрос №1: “Болел ли ты за последние полгода? (Если болел, то перечисли заболевания)” положительно ответили 73человека. Среди основных заболеваний обучающиеся называли ОРВИ, грипп, ангину, заболевания желудочно– кишечного тракта. Причем, по болезни обучащихся в среднем составляет 11 дней.

На вопрос: “Как ты считаешь: хорошо ли ты заботишься о своём здоровье”– 37 учащихся (32%) ответили, что никак не забочусь или плохо.

На вопрос: “Какое настроение чаще всего у тебя бывает в лицее?”– 43 обучающихся (37%) устают, 23 (20%) –трудно учиться. При анализе на вопрос: “Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких?” 59 учащихся (51%) помогают по дому и только 9 учащихся (8%) привлекаются к совместным оздоровительным занятиям.

Таким образом, исходя из проведённого самоанализа видно, что отклонения в состоянии здоровья (вплоть до болезни) часто имеют именно поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается путём воспитания. Здоровый образ жизни современного человека не может сложиться без формирования путём целенаправленного воспитания мотивации здоровья.

В своём докладе мне хотелось бы отметить то, что являюсь не только преподавателем общеобразовательных дисциплин, но и классным руководителем, поэтому моей первостепенной задачей является сохранение здоровья студентов моей группы. В своей работе я также применяю здоровьесберегающие технологии: проведение профилактических бесед и классных часов по здоровому образу жизни, которые включены в годовой план классного руководителя,(слайд)  привлечение студентов к занятиям в спортивных секциях,(слайд) проветривание, кварцевание и влажная уборка кабинета, контроль за внешним видом студентов, личной гигиеной, организация горячего питания в лицее -100% охват студентов и т.д.(слайд 16-18.)

Здоровьесберегающая среда – это пространство, окружающее обучающихся во время их пребывания в лицее: экологическое, эмоционально – поведенческое, воспитательное. Здоровьесбережение объединяет в себе все направления деятельности педагога по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся: спортивно- оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии, через работу с семьёй с целью пропаганды здорового образа жизни, в системе организационно- теоретических и практических занятий в лекториях.

Правильно организуя и используя разнообразные формы здоровьясбережения в образовательном процессе, мы способствуем сохранению и укреплению здоровья молодёжи.

Успех в работе зависит не только от верно выбранных методов и приемов, но и от правильно организованной совместной деятельности классного руководителя или преподавателя  с родителями. Педагоги организовывают дополнительную работу  по повышению педагогической компетентности родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Особенно эффективны следующие формы работы с родителями.(слайд 19)

1.     Проведение родительских собраний.

2.     Педагогическое просвещение родителей

3.     Досуговые мероприятия

 

В заключение хочу сказать, что забота о здоровье обучающихся неотделима от заботы самого педагога о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.

(слайд 20.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№п.п

Мероприятие

Форма проведения

1.

Профилактика ОРВИ и ГРИППа

Беседа, размещение в классных уголках информационных памяток

2.

Профилактика распространения короновирусной инфекции

Беседы,  инструктажи, соблюдение санитарно-эпидемиологических мер

3.

Питание-основа жизни

Классный час

4.

Вред табачного дыма и электронных сигарет

Классный час

5.

Правила поведения за столом и уход за посудой

Этическая беседа

6.

Режим дня

Беседа, анкетирование

7.

Легальные и нелегальные психоактивные вещества

Классный час

8.

Правила поведения на дорогах и в транспорте

Инструктаж

9.

СПИД: пути передачи и способы предупреждения

Классный час

10.

Бытовой и уличный травматизм

Беседа с просмотром видеороликов

11.

Правила личной гигиены подростков

Этическая беседа

12.

Способы преодоления стресса

Психологический практикум

 


 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся

Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся

Коррекция осанки должна проводиться доброжелательно, даже если одно и то же приходится повторять по нескольку раз за урок

Коррекция осанки должна проводиться доброжелательно, даже если одно и то же приходится повторять по нескольку раз за урок

Знания студент должен получать без ущерба для здоровья!

Знания студент должен получать без ущерба для здоровья!

Здоровьесберегающая среда – это пространство, окружающее обучающихся во время их пребывания в лицее: экологическое, эмоционально – поведенческое, воспитательное

Здоровьесберегающая среда – это пространство, окружающее обучающихся во время их пребывания в лицее: экологическое, эмоционально – поведенческое, воспитательное

Мероприятие Форма проведения 1

Мероприятие Форма проведения 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2023