Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Карасукский политехнический лицей»
Доклад
Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии»
Выполнила: преподаватель биологии
Руденко В.С.
Карасук,2021
Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.(слайд 2.)
В решении этой задачи могут помочь здоровьесберегающие технологии, которые позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся. (слайд 3.)Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья.
Выделяют несколько принципов здоровьесберегающей технологии (по Н. К. Смирнову ) (слайд 4-5.)
1. Организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока.
2. Создание здоровьесберегающего пространства классного кабинета.
3. Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности.
4. Знание об уровнях работоспособности обучающихся в течение рабочего дня.
5. Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания.
6. Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.
Конечно, в силу определенных причин, не всегда удается придерживаться всех принципов здоровьесберегающей технологии, но использовать элементарные принципы мы обязаны.
(слайд 6.) Поэтому основной задачей является - создание условий для включения, обучающегося в учебный процесс и нахождение методов, адекватных именно его психофизиологическим особенностям, помогающих формированию позитивного мышления и способности к “конструированию” собственного здоровья.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению обучающегося, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности — вот далеко не весь арсенал, которым я пользуюсь, стремясь к раскрытию способностей каждого обучающегося.
Обучающиеся должны входить в кабинет не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда обучающийся с чем-то не справился, что-то не смог выполнить.
Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, выражать свою точку зрения.
Решать коррекционные задачи, связанные с проблемой здоровья, приходится в широком диапазоне: от почти автоматических – открыть дверь кабинета, если в кабинете стало душно, скорректировать позу обучающегося - до технологических – изменить темп урока, если обучающиеся утомлены, разрядить напряжение шуткой и т.д. Коррекция осанки должна проводиться доброжелательно, даже если одно и то же приходится повторять по нескольку раз за урок.
Проведение физминуток помогает сохранить и укрепить здоровье, т.к. решает сразу несколько задач: (слайд 7.-8)
· уменьшение утомления и снижения отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
· активизация внимания обучающихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
· эмоциональная встряска учащихся, возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний.
Физкультминутки, применяемые на уроках.
Физкультминутка №1, для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
Физкультминутка №1 ,поможет не только отдохнуть от сидячей работы.
Физкультминутка №3, гимнастика для глаз.
Эффективность позитивного воздействия на здоровье обучающихся определяется не столько качеством используемых приемов и методов здоровьесбережения, сколько их грамотной встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья обучающихся и педагогов. Поэтому реализация здоровьесберегающих образовательных технологий – это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся происходит без нанесения ущерба их здоровью
Для сохранения и укрепления здоровья, обучающихся в системе необходимо соблюдать следующее: (слайд 9-10.)
Знания студент должен получать без ущерба для здоровья! Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости. Тематические уроки также способствуют получению знаний и умений обучающихся по здоровьесбережению (Тема: «Обучение населения рациональному и правильному питанию), где ребята изучают состав и калорийность продуктов питания, состав продуктовой корзины.
Также среди обучающихся первых и вторых курсов я провела валеологический опрос “Наше здоровье” (слайд 11-15.)
79% – имеют не очень хорошее здоровье, плохо заботятся о нём. Так на вопрос №1: “Болел ли ты за последние полгода? (Если болел, то перечисли заболевания)” положительно ответили 73человека. Среди основных заболеваний обучающиеся называли ОРВИ, грипп, ангину, заболевания желудочно– кишечного тракта. Причем, по болезни обучащихся в среднем составляет 11 дней.
На вопрос: “Как ты считаешь: хорошо ли ты заботишься о своём здоровье”– 37 учащихся (32%) ответили, что никак не забочусь или плохо.
На вопрос: “Какое настроение чаще всего у тебя бывает в лицее?”– 43 обучающихся (37%) устают, 23 (20%) –трудно учиться. При анализе на вопрос: “Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких?” 59 учащихся (51%) помогают по дому и только 9 учащихся (8%) привлекаются к совместным оздоровительным занятиям.
Таким образом, исходя из проведённого самоанализа видно, что отклонения в состоянии здоровья (вплоть до болезни) часто имеют именно поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается путём воспитания. Здоровый образ жизни современного человека не может сложиться без формирования путём целенаправленного воспитания мотивации здоровья.
В своём докладе мне хотелось бы отметить то, что являюсь не только преподавателем общеобразовательных дисциплин, но и классным руководителем, поэтому моей первостепенной задачей является сохранение здоровья студентов моей группы. В своей работе я также применяю здоровьесберегающие технологии: проведение профилактических бесед и классных часов по здоровому образу жизни, которые включены в годовой план классного руководителя,(слайд) привлечение студентов к занятиям в спортивных секциях,(слайд) проветривание, кварцевание и влажная уборка кабинета, контроль за внешним видом студентов, личной гигиеной, организация горячего питания в лицее -100% охват студентов и т.д.(слайд 16-18.)
Здоровьесберегающая среда – это пространство, окружающее обучающихся во время их пребывания в лицее: экологическое, эмоционально – поведенческое, воспитательное. Здоровьесбережение объединяет в себе все направления деятельности педагога по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся: спортивно- оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии, через работу с семьёй с целью пропаганды здорового образа жизни, в системе организационно- теоретических и практических занятий в лекториях.
Правильно организуя и используя разнообразные формы здоровьясбережения в образовательном процессе, мы способствуем сохранению и укреплению здоровья молодёжи.
Успех в работе зависит не только от верно выбранных методов и приемов, но и от правильно организованной совместной деятельности классного руководителя или преподавателя с родителями. Педагоги организовывают дополнительную работу по повышению педагогической компетентности родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Особенно эффективны следующие формы работы с родителями.(слайд 19)
1. Проведение родительских собраний.
2. Педагогическое просвещение родителей
3. Досуговые мероприятия
В заключение хочу сказать, что забота о здоровье обучающихся неотделима от заботы самого педагога о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.
(слайд 20.)
№п.п |
Мероприятие |
Форма проведения |
1. |
Профилактика ОРВИ и ГРИППа |
Беседа, размещение в классных уголках информационных памяток |
2. |
Профилактика распространения короновирусной инфекции |
Беседы, инструктажи, соблюдение санитарно-эпидемиологических мер |
3. |
Питание-основа жизни |
Классный час |
4. |
Вред табачного дыма и электронных сигарет |
Классный час |
5. |
Правила поведения за столом и уход за посудой |
Этическая беседа |
6. |
Режим дня |
Беседа, анкетирование |
7. |
Легальные и нелегальные психоактивные вещества |
Классный час |
8. |
Правила поведения на дорогах и в транспорте |
Инструктаж |
9. |
СПИД: пути передачи и способы предупреждения |
Классный час |
10. |
Бытовой и уличный травматизм |
Беседа с просмотром видеороликов |
11. |
Правила личной гигиены подростков |
Этическая беседа |
12. |
Способы преодоления стресса |
Психологический практикум |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.