Здоровьесберегающие технологии
Оценка 4.6

Здоровьесберегающие технологии

Оценка 4.6
Семинары
doc
биология
Взрослым
01.03.2018
Здоровьесберегающие технологии
С ейчас уделяется большое внимание вопросу сохранения психологического здоровья современного студента, однако не менее важен вопрос о сохранении психологического здоровья учителя. Очевидно, что только психологически здоровый учитель реально способен создать эмоционально комфортную атмосферу в классе, обеспечивающую не только обучение и развитие студента, но и его воспитание как личности. Давно настало время серьезно задуматься о создании условий для охраны здоровья учителя и его профессионального долголетия. Современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечнососудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для учителей со стажем работы 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание».Доклад на семинар
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.doc
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: Автор: Бадмаев Алексей Александрович, студент группы ИП­1 ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ Научный руководитель: Болдырева Алина Юрьевна, преподаватель Наименование организации: Калмыцкий филиал ФГБОУИ ВО «МГГЭУ» С ейчас   уделяется   большое   внимание   вопросу   сохранения   психологического   здоровья   современного студента, однако не менее важен вопрос о сохранении психологического здоровья учителя. Очевидно, что только психологически  здоровый учитель реально способен создать эмоционально комфортную   атмосферу   в   классе,   обеспечивающую   не   только   обучение   и   развитие   студента,   но   и   его воспитание как личности. Давно настало время серьезно задуматься о создании условий для охраны здоровья учителя и его профессионального долголетия. Современная   статистика   такова:   учительство   как   профессиональная   группа   отличается   крайне низкими   показателями   физического   и   психического   здоровья.   По   данным   многих   исследований,   даже   у молодых   учителей   частыми   являются   болезни   сердечнососудистой   системы,   язвенные   заболевания желудочно­кишечного тракта, заболевания неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для   учителей   со   стажем   работы   15­20   лет   характерны   «педагогические   кризы»,   «истощение», «сгорание». Труд учителя специфичен: • рабочий день учителя не ограничивается только количеством данных им уроков; • выходные; • объем   ежедневного   рабочего   времени   учителя   не   изучен,   не   учтен   и   не   отражен   в учитель   имеет   очень   большой   объем   ежедневной   «сверхурочной»   работы   и   работы   в действующем трудовом законодательстве; • • труд учителя очень нервный и напряженный; к   сожалению,   здоровью,   социально­бытовым   условиям,   оплате   труда,   отдыху, профессиональному   престижу   учителя   все   еще   уделяется   недостаточно   общественно­государственного внимания, уважения, заботы. Педагогическая профессия относится к умственному труду и требует большого интеллектуального напряжения, но предполагает слабую мышечную активность. Учитель часто испытывает психологический дискомфорт, причинами которого могут быть: • • довольно часто возникающие напряженные педагогические ситуации; физическая  и психологическая  напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей; • • • Субъективными причинами являются фрустрации потребностей педагога: потребности в уважении, высокий уровень ответственности; тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и студентов; авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами. одобрении плодов деятельности, психологической поддержки. Умение пользоваться  способами  саморегуляции  своего  эмоционального  состояния  может  помочь учителю   снизить   психоэмоциональное   напряжение   и   сохранить   свое   здоровье.   Регулярное   использование упражнений по саморегуляции будет способствовать развитию эмоциональной гибкости и устойчивости. Помните, что при сильном эмоциональном возбуждении мы можем неадекватно оценить ситуацию. Успокойтесь, а затем все обдумайте по принципу: «Подумаю об этом завтра». Специфика   работы   учителя   заключается   в   постоянных   разрешениях   различных   конфликтных ситуаций,   которые   отрицательно   сказываются   на   его   здоровье.   В   этом   вам   поможет  алгоритм   решения конфликтной   педагогической   ситуации.  Использование   подобного   алгоритма   создает   возможности   для сотворчества педагога и студента, способствует плодотворному взаимодействию, позволяет обоим испытать удовлетворение и радость. Условия сидяче­стоячего труда учителя приводят к заболеванию варикозом. Следует помнить, что на уроке не рекомендуется сидеть и стоять в одной позе. Дома же надо стараться при всякой возможности укладывать   ноги   горизонтально,   принимать   контрастный   душ   для   улучшения   кровоснабжения   и   носить специальный   противоварикозный   трикотаж:   гольфы,   чулки,   колготки   (по   внешнему   виду   они   ничем   не отличаются от обычных). Итак, уважаемые наши учителя! Вопрос восстановления профессионального здоровья ­ это процесс постепенного   преодоления   и   изживания   невротических   компонентов   собственного   внутреннего   мира   и профилактические меры по предотвращению заболеваний. Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем вылечить. Будьте здоровы! Не болейте! Вы нам нужны здоровыми! 1 Рекомендации и советы преподавателям по охране здоровья 1. Самовнушение Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить утром после сна или по дороге в колледж. Ну а если учитель испытал стресс? Как он может помочь себе? Для этого можно использовать следующие приемы: • • Смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой. Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Мысленно описывать один предмет за другим, к примеру: «Коричневый письменный стол, белые занавески...». • Набрав  воды  в  стакан,  медленно выпить ее. Сконцентрироваться на ощущениях, когда вода будет стекать по горлу. возмущает, обижает, выплакаться. • Представить себя в приятной обстановке ­ в саду, на даче... • Не блокировать эмоции – найти место,   где   можно   вслух   поговорить, прокричать то, что • • Вспомнить приятные события из собственной жизни.  Вспомнить состояние радости. Сделать такое Использовать   свою   логику.   Это поможет скорректировать эмоциональные реакции. же лицо, улыбку, почувствовать это состояние всем телом. По мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида станут постепенно уходить. Согласно утверждениям психологов, в борьбе со стрессом также помогают: ­  Ранний   подъем.  Встаньте   на   час   раньше   остальных   членов   семьи,   чтобы   у   вас  было   время спланировать день и немного побыть наедине с собой. Спокойные минуты, проведенные на кухне за чашкой чая, наполняют покоем и готовностью уверенно вступить в новый день. ­  Разделение   труда.  Ненавязчиво   и   мягко   переложите   часть   своих   домашних   или   рабочих обязанностей на домочадцев или сослуживцев. Постарайтесь, чтобы они сами предложили вам помощь, и не отказывайтесь. В период стресса человеку необходимо по возможности разгрузить себя, освободив от части обязанностей. ­ Периодический   отдых.     Почаще делайте передышки — даже десяти минут достаточно, чтобы расслабиться,   восстановить   дыхание   и   отвлечься   от   насущных   проблем.   Небольшой   перерыв,   несколько минут у открытого окна и короткий звонок по телефону человеку, с которым вам приятно поговорить, способны взбодрить любого даже в минуты сильнейшего стресса. ­ Физические   упражнения.  Хорошо   известный         способ         избавиться         от   стресса заключается  в  выполнении несложной   разминки.   В   зависимости от возможностей и желания вы можете посвятить упражнениям полчаса или даже час. Однако хороших результатов можно добиться и одними лишь дыхательными упражнениями, простым мягким массажем и потягиваниями. ­ Снисхождение к себе.  Не стоит слишком многого от себя требовать: дайте себе право на ошибку,   неточность   и   неправильный   поступок.   Хотя   бы   на   несколько   дней   запретите   себе   думать   о неприятном,   мучиться   угрызениями   совести   и   сомнениями   относительно   правильности   своих   поступков. Посмотрите на себя как на простого человека, которому свойственно ошибаться, потому что это нормально, случается со всеми и ровно ничего не значит. ­ Расслабление.      Приятная       музыка,   любимый   фильм,   небольшая   прогулка   помогут отвлечься от неприятных мыслей,   помечтать   или   просто   провести некоторое время, ни о чем не думая.          ­ Желание прощать.  Научитесь не обращать   внимания   на  неприятности и прощать тех, кто вас расстраивает. Прощая их, вы даете себе возможность не сосредоточиваться на проблемах. А это сбережет и нервы, и здоровье. ­ Готовность решать проблемы. Не стоит бежать от трудностей. Надо научиться их решать, иначе их может накопиться столько, что груз окажется для вас просто неподъемным. Сколько бы вы ни тянули, проблем не станет меньше, наоборот — они лишь усугубятся и из вполне решаемых могут превратиться в действительно неразрешимые. 2. Психорегуляция Психорегуляция включает в себя занятия спортом, методы релаксации, аутогенную тренировку. Одним из способов саморегуляции своего эмоционального состояния является самовнушение. Ниже приводятся некоторые из формул: ­ Я собран и уравновешен, у меня приподнятое и радостное настроение. Я хочу быть активным и 2 бодрым; я могу быть активным и бодрым; я активен и бодр. Я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил. ­ Я  совершенно спокоен;  я  вхожу в класс уверенно; я чувствую себя на уроке свободно и раскованно; хорошо владею собой; мой голос звучит ровно и уверенно. Я могу хорошо провести урок; мне самому интересно на уроке. Мне интересно учить студентов, я спокоен и уверен в себе. ­ Я   спокоен.   Я   уверенно   веду   урок.   Студенты   слушают   меня.   Чувствую   себя   на   уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Урок интересный. Студентам интересно со мной. Я уверен и полон сил. Настроение бодрое, хорошее. Мне нравится работать на уроке. Я ­ учитель. ­ Я могу наслаждаться своей работой. У меня хорошая работа. Каждый день я с радостью иду на   работу.   Я   работаю   легко   и   радостно.   У   меня   все   получается.   Это   просто   здорово   —   работать   с подрастающим поколением. От своих студентов я заряжаюсь молодостью и энергией. Я энергичен, молод душой и оптимистичен. ­ Работа учителя сложна, но благородна.  Я  делаю  благородное  дело, Работая, я встречаю много интересных людей. Работая, я узнаю много нового, я расту и совершенствуюсь. Уча других, я многому учусь сам. Учительская работа — мой жизненный путь. Это — мой путь. Это — хороший путь. ­ Сегодня, в этот новый день своей жизни, я — успешный учитель. Я верю в свои силы, способности и таланты. Я начну и закончу сегодняшний день радостно и успешно. И так будет ежедневно. Так будет всегда. Так будет всю мою жизнь, которой никто не распоряжается, кроме меня самого. Я хочу и буду успешным учителем и самодостаточным счастливым человеком. ­ Каждый   свой   урок   я   веду   бодро,   оптимистично   и   энергично.   Я   смогу   научить   своих студентов многому хорошему. Я учу их этому каждый день. У меня есть цели и жизненные ориентиры, и я неуклонно к ним иду. 3. Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации Первый этап    Чтобы не навредить студенту поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте  называется «СТОП».  собственные эмоции: «Что я сейчас чувствую?», «Что я хочу сделать?».  «ПОЧЕМУ?».  Второй этап ­    Важно понять мотивы и причины поступка студента, почему он так ведет себя, чего хочет добиться. Третий этап ­      Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: «Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?» (чувства страха у студента, осознанного чувства вины или еще чего­ то). Действие учителя направлено не против личности студента, а против его поступка. Студент должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.  «ЧТО?». Четвертый этап ­    Как прекратить плохое поведение студента, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использовать?  «КАК?».  Пятый этап ­    Успех практического действия учителя зависит от того, насколько он смог понять мотивы поступка  «ДЕЙСТВУЮ».  студента и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности студента. Шестой этап      Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия со студентом и, если это необходимо,  ­ «АНАЛИЗ». что­то меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации. Александров КМ. Варикозное расширение вен: методы лечения и профилактика. ­ СПб.: ИК Литература 1. «Невский проспект», 2016. 2. Бикеева А.  Уроки психологии для школьного   учителя:     советы   усталому педагогу. ­ 3 Ростов н/Д: Феникс, 2015. 3. Глухова Т.Г. Проблема сохранения психологического    здоровья    педагога. М: 2013г 4

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018