ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Оценка 5

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Оценка 5
Руководства для учителя +1
docx
русский язык +1
Все классы
12.03.2019
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывается значение применения здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи у дошкольников на основе практического опыта. Данные технологии систематически применяются на занятиях в Школе раннего творческого развития. В статье приведены упражнения, которые можно с успехом использовать на занятиях.
Статья Здоровьесберегающие технологии-практическое применение.docx
МБУ ДО Дворец творчества детей и молодежи «Истоки» г. Сергиев Посад  педагог дополнительного образования, зав. отделом художественно­эстетического Милюганова В.А. воспитания  e­mail: [email protected] ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ “Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”.  Профессор Н.К.Смирнов  Здоровье ­ бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При  встречах,  расставаниях  с   близкими  и  дорогими   людьми   мы  желаем   им  доброго  и крепкого  здоровья,  так как  это  ­ основное  условие  и  залог  полноценной  и  счастливой жизни.   Здоровье   помогает   нам   выполнять   наши   планы,   успешно   решать   жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Современному обществу необходимо здоровое поколение людей. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей. Эта проблема встает особенно остро, потому что состояние   здоровья   подрастающего   поколения   является   показателем   благополучия общества,   отражающим   не   только   истинную   ситуацию,   но   и   дающим   прогноз   на перспективу. Многочисленные исследования показали, что наши дети уже в 6­7­ летнем возрасте имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А за период обучения число здоровых   детей   уменьшается   в   4   раза,   нарушается   зрение,   осанка,   возникают   нервно­ психические расстройства. Одна из самых частых патологий – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30­40%. Все это оказывает особое влияние на  качество образования, ведет к отставанию в учебе, так как пропуски по болезни ведут к пробелам в знаниях. Система дополнительного образования  обладает рядом преимуществ по сравнению с общеобразовательной школой: во­первых,  мотивированность детей к занятиям в системе дополнительного   образования   –   воспитанники   осуществляют   свободный   выбор деятельности   по   интересам;   во­вторых,   количеств   учебных   часов,   реализуемых   по дополнительным   образовательным   программам   в   УДО   меньше;   в­третьих,   отход   от классно­урочной системы в УДО позволяет использовать различные инновационные формы занятий, обеспечивающие максимальный комфорт воспитанников. Что   же   такое   здоровьесберегающие   технологии?   Под  здоровьесберегающими технологиями в широком смысле можно понимать все технологии, использование которых в   образовательном   процессе   идет   на   пользу   здоровья   учащихся.   То   есть,   это   понятие относится   к   качественной   характеристике   любой   образовательной   технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.  Решение этой задачи напрямую зависит от следующих приоритетов учебно­образовательного   процесса: ­   организация   рационального   учебного   процесса   в соответствии с САНиП; ­ рациональная организация двигательной активности учащихся; ­ система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; ­ создание благоприятного   эмоционально­психологического   климата   в   процессе   реализации технологии. Данные   технологии   должны   удовлетворять   принципам   здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов (к.м.н., профессор, чл.­корр. Международной пе­ дагогической   академии,   заведующий   кафедрой   психолого­педагогических   технологий охраны и укрепления здоровья АПК иПРО Минобразования России):  «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть   обоснованными,   проверенными   на   практике,   не   наносящими   вреда   здоровью ученика и учителя.  Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.  Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.  Комплексный,   междисциплинарный   подход   —   единство   в   действиях   педагогов, психологов и врачей.  Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее;   в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.  Активность — активное включение в  любой процесс снижает риск переутомления.  Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Здоровьесберегающие технологии можно разделить на три большие группы.  технологии сохранения и стимулирования здоровья:  Медико­профилактические  технологии  Стретчинг  Ритмопластика  Динамические паузы  Подвижные и спортивные игры  Релаксация  Технологии   направленности эстетической  Гимнастика   (пальчиковая,   для   глаз, бодрящая, дыхательная, корригирующая, ортопедическая)    технологии обучения ЗОЖ:     Физкультурное занятие Проблемно­игровые  (игротреннинги и игротерапия)     Коммуникативные игры Занятия из серии «Здоровье» Самомассаж Точечный самомассаж  коррекционные технологии: Арттерапия Технологии музыкального  воздействия    Сказкотерапия Технологии воздействия цветом Технологии коррекции поведения  Психогимнастика  Пожалуй, одним из важнейших аспектов в сохранении и укреплении здоровья является психологический  комфорт обучающихся  во время занятия.  С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления детей, с другой — появляется дополнительный   стимул   для   раскрытия   творческих   возможностей   каждого   ребенка. Доброжелательная   обстановка   на   занятии,   спокойная   беседа,   внимание   к   каждому высказыванию,   позитивная   реакция   педагога   на   желание   ребенка   выразить   свою   точку зрения,   тактичное   исправление   допущенных   ошибок,   поощрение   к   самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот   далеко   не   весь   арсенал,   которым   может   располагать   педагог,   стремящийся   к раскрытию   способностей   каждого   ребенка.   Следует   также   заметить,   что   в   обстановке психологического   комфорта   и   эмоциональной   приподнятости   работоспособность обучающихся   заметно   повышается,   что   в   конечном   итоге   приводит   и   к   более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.  Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.  Что   могут   применять   в   своей   работе   все   педагоги   независимо   от направленности программы? Во­первых, медико­профилактические технологии – то есть, соблюдение Санитарно­эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Это должно быть проветренное помещение, так как свежий воздух является той средой, в которой хорошо работает мозг, легкие; достаточное освещение – комфортная работа для глаз без усилий и напряжения и др. Так же   сюда   относится   соблюдение   Инструкций   по   охране   труда   (например,   при   работе   с тканью, при работе с утюгом и т.д.). Во­вторых, для сохранения и сбережения детского здоровья   мы   можем   широко   использовать   различные   гимнастики,   релаксацию, динамические паузы, занятия из серии «Здоровье».  Хочу   поделиться   своим   опытом   по   применению   здоровьесберегающих технологий на своих занятиях с дошкольниками по развитию речи. Дети 4 – 7 лет быстро утомляются,   они   не   могут   долго   сидеть   на   одном   месте   и   заниматься   одним   видом деятельности. У них снижается внимание и память, теряется интерес к занятию. Это легко понять потому, что они начинают вертеться на своем месте, разговаривать, т.е. «выпадать» из учебного процесса.    С   целью   предупреждения   утомления   и   усталости   детей   я   применяю различные гимнастики (пальчиковую, дыхательную, для глаз).   Пальчиковая гимнастика помогает не только снять напряжение, но решить многие   проблемы.Тренирует   мелкую   моторику,   стимулирует   речь,   пространственное мышление,   внимание,   кровообращение,   воображение,   быстроту   реакции.   Полезнавсем детям, особенно с речевыми проблемами. Ее можно проводитьв любой удобный отрезок времени.Дети всегда с удовольствием выполняют различные пальчиковые упражнения.  Шумное   веселье   и   смех   у   них   вызывает   упражнение   «Сороконожки».   В упражнении   выполнять   следующие   движения:   руки   сомкнуть   в   кольцо   (правая   рука находится сверху, затем можно поменять), поочередно переступать 2 и 3 пальцами обеих рук по поверхности рук, на слове «догнали» руки встречаются на шее.   Две сороконожки  Бежали по дорожке.   Побежали, побежали   И друг дружечку догнали!   Пальчиковую   гимнастику   можно   широко   применять   на   занятиях   по декоративно­прикладному   искусству,   т.к.   там   дети   в   основном     работают   руками. Например, такое упражнение:   Мы сегодня вышивали,  Наши пальчики устали.  Наши пальчики встряхнем,  Вышивать опять начнем.  (Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать).  Дыхательная гимнастика. Чаще всего мы не задумываемся над тем, как дышим, и какое огромное значение для нашего здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция   крови   в   организме.   Даже   незначительный   недостаток   кислорода   снижает работоспособность   мозга,   нередко   вызывает   головную   боль.   Первое   и   важное   условие правильного дыхания – дышать нужно через нос. Почему? При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобождается от пыли. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется, а   выделения   слизистой   оболочки   носа   губительно   влияют   на   микробы,   находящиеся   в воздухе. Таким образом, в глубокие   дыхательные пути воздух поступает очищенным от пыли и микробов, согретым и влажным. Дыхание же через рот в холодную погоду, во время занятий лыжной подготовкой может вызвать охлаждение дыхательных путей и повлечь за собой простудные заболевания.   Дети тоже любят эти упражнения. Мы, то запускаем ракету в космос, то руководим   запуском   из   центра   управления   полетом   (счет   на   выдохе).   Мы   устраиваем листопад или снегопад, или отправляем в полет бабочек (листья, снежинки, бабочки из цветной бумаги на ниточке).  Также   для   дыхательных   упражнений   можно   использовать   скороговорки, которые нужно произносить на выдохе. Для своих дошкольников я использую коротенькие скороговорки, например:  У елки иголки колки.  От топота копыт пыль по полю летит.  Во мраке раки шумят в драке.  Гимнастика   для   глаз проводится   в   зависимости   от   интенсивности   зрительной нагрузки,   способствует   снятию   статического   напряжения   мышц   глаз,   кровообращения. Вообще, желательно проводить ежедневно и не только для детей, но и для педагогов. Во время   её   проведения   используется   наглядный   материал,   показ   педагога.   Кроме стандартных упражнений я использую электронные физминутки (формат PoverPoint).  Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Эти упражнения можно выполнять сидя, например: И. п. – сидя, руки на поясе. На счет "1" – поворот головы направо; "2" – и. п.; "3" – поворот головы налево; "4" – и. п.; "5" – плавно наклонить голову   назад;   "6"   –   и.   п.;   "7"   –   голову   наклонить   вперед.   Повторить   4–6   раз.   Темп медленный.   Очень   полезны  упражнения   для   мобилизации   внимания   и   для   снятия утомления   с   плечевого   пояса   и   рук,   которые   основаны   на   поворотах,   потягиваниях. Упражнения можно выполнять как стоя, так и сидя.  Решая   проблему   гиподинамии   и   снижения   интеллектуальной   активности обучающихся применяю динамические паузы (физминутки). Они интересны детям, так как   проходят   в   игровой   форме.   Материала   для   физминуток   очень   много   на образовательных и родительских сайтах. Можно найти очень интересные стихи.  Из коррекционных технологий в силу направленности моей образовательной программы   я   использую   артикуляционную   гимнастику  – упражнения   для   тренировки органов   артикуляции   (губ,   языка,   нижней   челюсти),   необходимые   для   правильного звукопроизношения.  Таким   образом,   каждая   из   применяемых   мною   технологий   имеет оздоровительную направленность.   В   результате   анализа   литературы   и   Интернет­ресурсов,   описывающих здоровьесберегающие технологии, а также из собственного опыта работы выявлено,   что при   несоблюдении   этих     технологий   в   течение   занятия,     у   обучающихся   развивается утомление,   что   способствует   понижению   работоспособности   и   в   итоге   ведет   к отрицательному   эмоциональному   состоянию,   а   также   к   повышенной   тревожности   и незащищенности   у   воспитанников.   Длительное   утомление   может   привести   к переутомлению, что отразится, в первую очередь, на здоровье ребенка, а, во вторую, – на успеваемость его в обучении. Возникают не только признаки физического утомления, но и ухудшается   психическое   состояние,   что   может   проявиться   подавленностью, необоснованными   тревогами,   тягостными   ощущениями   своей   неполноценности.   В результате   появляются   изменения   характера.   Если   здоровьесберегающие   технологии   не реализуются,   и     занятия   продолжаются   на   фоне   переутомления,   это   неблагоприятно отражается   на   дальнейшем   росте   и   развитии   организма,   на   состоянии   здоровья обучающегося. Реализация же технологий позволяет предотвратить ход развития такой ситуации. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у   ребенка   стойкую   мотивацию   на   здоровый   образ   жизни.   Только   здоровый   ребенок   с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.   Список использованной литературы и интернет­ресурсов 1. Колесникова   Л.   В.   «Применение   здоровьесберегающих   технологий   как   метод инновационного подхода на уроках фортепиано в ДМШ (1­7 класс)», МОУДОД «Детская музыкальная школа им. П. И. Чайковского»,  Северск,  2011 г.  2. Красавина Т. А. «Современные здоровьесберегающие технологии»,http://nsportal.ru/, опубликовано 13.02.2013 3. Острикова М. А.  «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду», http://nsportal.ru/,  опубликовано 04.02.2013  4. Рябова   Н.   И.   «Использование   здоровьесберегающих   технологий   на   занятиях   в студии   декоративно   ­   прикладного   творчества   «Сказка»,   http://центрразвития­ луховицы.рф/index.php/2011­08­07­10­59­35/2012­01­27­14­51­46  5. Сидоренко М.С. «Здоровьесберегающие технологии  в учреждении дополнительного образования детей», МБОУДОД Огудневская ДШИ Щелковского муниципального р­на, 2013г.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019