ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Оценка 5
Руководства для учителя +1
docx
русский язык +1
Все классы
12.03.2019
В статье раскрывается значение применения здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи у дошкольников на основе практического опыта. Данные технологии систематически применяются на занятиях в Школе раннего творческого развития. В статье приведены упражнения, которые можно с успехом использовать на занятиях.
Статья Здоровьесберегающие технологии-практическое применение.docx
МБУ ДО Дворец творчества детей и молодежи «Истоки» г. Сергиев Посад
педагог дополнительного образования, зав. отделом художественноэстетического
Милюганова В.А.
воспитания
email: LozVera@yandex.ru
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
“Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и
воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”.
Профессор Н.К.Смирнов
Здоровье бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.
При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и
крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой
жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные
основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.
Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему
долгую и активную жизнь.
Современному обществу необходимо здоровое поколение людей. В связи с этим
возросло внимание и к здоровью детей. Эта проблема встает особенно остро, потому что
состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия
общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на
перспективу. Многочисленные исследования показали, что наши дети уже в 67 летнем
возрасте имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. А за период обучения число
здоровых детей уменьшается в 4 раза, нарушается зрение, осанка, возникают нервно
психические расстройства. Одна из самых частых патологий – нарушение остроты зрения,
составляющее в ряде регионов России до 3040%. Все это оказывает особое влияние на
качество образования, ведет к отставанию в учебе, так как пропуски по болезни ведут к
пробелам в знаниях.
Система дополнительного образования обладает рядом преимуществ по сравнению
с общеобразовательной школой: вопервых, мотивированность детей к занятиям в системе
дополнительного образования – воспитанники осуществляют свободный выбор
деятельности по интересам; вовторых, количеств учебных часов, реализуемых по
дополнительным образовательным программам в УДО меньше; втретьих, отход от
классноурочной системы в УДО позволяет использовать различные инновационные формы
занятий, обеспечивающие максимальный комфорт воспитанников.
Что же такое здоровьесберегающие технологии? Под здоровьесберегающими
технологиями в широком смысле можно понимать все технологии, использование которых
в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. То есть, это понятие
относится к качественной характеристике любой образовательной технологии,
показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся. Решение этой задачи напрямую зависит от следующих приоритетов
учебнообразовательного процесса: организация рационального учебного процесса в
соответствии с САНиП; рациональная организация двигательной активности учащихся;
система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; создание
благоприятного эмоциональнопсихологического климата в процессе реализации
технологии.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения,
которые сформулировал Н. К. Смирнов (к.м.н., профессор, чл.корр. Международной пе
дагогической академии, заведующий кафедрой психологопедагогических технологий
охраны и укрепления здоровья АПК иПРО Минобразования России):
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны
быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью
ученика и учителя.
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый
день и на каждом уроке.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
— объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту
учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов,
психологов и врачей.
Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке,
действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать
ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и
навыки по сохранности здоровья.
Здоровьесберегающие технологии можно разделить на три большие группы.
технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Медикопрофилактические
технологии
Стретчинг
Ритмопластика
Динамические паузы
Подвижные и спортивные игры
Релаксация
Технологии
направленности
эстетической
Гимнастика (пальчиковая, для глаз,
бодрящая,
дыхательная,
корригирующая, ортопедическая)
технологии обучения ЗОЖ:
Физкультурное занятие
Проблемноигровые
(игротреннинги и игротерапия)
Коммуникативные игры
Занятия из серии «Здоровье»
Самомассаж
Точечный самомассаж
коррекционные технологии:
Арттерапия
Технологии музыкального
воздействия
Сказкотерапия
Технологии воздействия цветом
Технологии коррекции поведения
Психогимнастика
Пожалуй, одним из важнейших аспектов в сохранении и укреплении здоровья
является психологический комфорт обучающихся во время занятия. С одной стороны,
таким образом, решается задача предупреждения утомления детей, с другой — появляется
дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому
высказыванию, позитивная реакция педагога на желание ребенка выразить свою точку
зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной
мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление —
вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к
раскрытию способностей каждого ребенка. Следует также заметить, что в обстановке
психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность
обучающихся заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более
качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой
работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной
компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Что могут применять в своей работе все педагоги независимо от
направленности программы? Вопервых, медикопрофилактические технологии – то есть,
соблюдение Санитарноэпидемиологических требований к учреждениям дополнительного
образования детей (внешкольные учреждения). Это должно быть проветренное помещение,
так как свежий воздух является той средой, в которой хорошо работает мозг, легкие;
достаточное освещение – комфортная работа для глаз без усилий и напряжения и др. Так
же сюда относится соблюдение Инструкций по охране труда (например, при работе с
тканью, при работе с утюгом и т.д.). Вовторых, для сохранения и сбережения детского
здоровья мы можем широко использовать различные гимнастики, релаксацию,
динамические паузы, занятия из серии «Здоровье».
Хочу поделиться своим опытом по применению здоровьесберегающих
технологий на своих занятиях с дошкольниками по развитию речи. Дети 4 – 7 лет быстро
утомляются, они не могут долго сидеть на одном месте и заниматься одним видом
деятельности. У них снижается внимание и память, теряется интерес к занятию. Это легко
понять потому, что они начинают вертеться на своем месте, разговаривать, т.е. «выпадать»
из учебного процесса.
С целью предупреждения утомления и усталости детей я применяю
различные гимнастики (пальчиковую, дыхательную, для глаз).
Пальчиковая гимнастика помогает не только снять напряжение, но решить
многие проблемы.Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное
мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезнавсем
детям, особенно с речевыми проблемами. Ее можно проводитьв любой удобный отрезок
времени.Дети всегда с удовольствием выполняют различные пальчиковые упражнения.
Шумное веселье и смех у них вызывает упражнение «Сороконожки». В
упражнении выполнять следующие движения: руки сомкнуть в кольцо (правая рука находится сверху, затем можно поменять), поочередно переступать 2 и 3 пальцами обеих
рук по поверхности рук, на слове «догнали» руки встречаются на шее.
Две сороконожки
Бежали по дорожке.
Побежали, побежали
И друг дружечку догнали!
Пальчиковую гимнастику можно широко применять на занятиях по
декоративноприкладному искусству, т.к. там дети в основном работают руками.
Например, такое упражнение:
Мы сегодня вышивали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Вышивать опять начнем. (Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать).
Дыхательная гимнастика. Чаще всего мы не задумываемся над тем, как
дышим, и какое огромное значение для нашего здоровья имеет правильное дыхание. От
дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и
циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает
работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль. Первое и важное условие
правильного дыхания – дышать нужно через нос. Почему? При дыхании через нос холодный
воздух согревается, освобождается от пыли. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется,
а выделения слизистой оболочки носа губительно влияют на микробы, находящиеся в
воздухе. Таким образом, в глубокие дыхательные пути воздух поступает очищенным от
пыли и микробов, согретым и влажным. Дыхание же через рот в холодную погоду, во время
занятий лыжной подготовкой может вызвать охлаждение дыхательных путей и повлечь за
собой простудные заболевания.
Дети тоже любят эти упражнения. Мы, то запускаем ракету в космос, то
руководим запуском из центра управления полетом (счет на выдохе). Мы устраиваем
листопад или снегопад, или отправляем в полет бабочек (листья, снежинки, бабочки из
цветной бумаги на ниточке).
Также для дыхательных упражнений можно использовать скороговорки,
которые нужно произносить на выдохе. Для своих дошкольников я использую коротенькие
скороговорки, например:
У елки иголки колки.
От топота копыт пыль по полю летит.
Во мраке раки шумят в драке.
Гимнастика для глаз проводится в зависимости от интенсивности зрительной
нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.
Вообще, желательно проводить ежедневно и не только для детей, но и для педагогов. Во
время её проведения используется наглядный материал, показ педагога. Кроме
стандартных упражнений я использую электронные физминутки (формат PoverPoint).
Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Эти упражнения
можно выполнять сидя, например: И. п. – сидя, руки на поясе. На счет "1" – поворот
головы направо; "2" – и. п.; "3" – поворот головы налево; "4" – и. п.; "5" – плавно наклонить
голову назад; "6" – и. п.; "7" – голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп
медленный.
Очень полезны упражнения для мобилизации внимания и для снятия
утомления с плечевого пояса и рук, которые основаны на поворотах, потягиваниях.
Упражнения можно выполнять как стоя, так и сидя.
Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности
обучающихся применяю динамические паузы (физминутки). Они интересны детям, так
как проходят в игровой форме. Материала для физминуток очень много на
образовательных и родительских сайтах. Можно найти очень интересные стихи.
Из коррекционных технологий в силу направленности моей образовательной
программы я использую артикуляционную гимнастику – упражнения для тренировки
органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного
звукопроизношения.
Таким образом, каждая из применяемых мною технологий имеет
оздоровительную направленность.
В результате анализа литературы и Интернетресурсов, описывающих
здоровьесберегающие технологии, а также из собственного опыта работы выявлено, что
при несоблюдении этих технологий в течение занятия, у обучающихся развивается
утомление, что способствует понижению работоспособности и в итоге ведет к
отрицательному эмоциональному состоянию, а также к повышенной тревожности и
незащищенности у воспитанников. Длительное утомление может привести к
переутомлению, что отразится, в первую очередь, на здоровье ребенка, а, во вторую, – на
успеваемость его в обучении. Возникают не только признаки физического утомления, но и
ухудшается психическое состояние,
что может проявиться подавленностью,
необоснованными тревогами, тягостными ощущениями своей неполноценности. В
результате появляются изменения характера. Если здоровьесберегающие технологии не
реализуются, и занятия продолжаются на фоне переутомления, это неблагоприятно
отражается на дальнейшем росте и развитии организма, на состоянии здоровья
обучающегося. Реализация же технологий позволяет предотвратить ход развития такой
ситуации. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют
у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с
удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен,
открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер
личности, всех ее свойств и качеств.
Список использованной литературы и интернетресурсов
1. Колесникова Л. В. «Применение здоровьесберегающих технологий как метод
инновационного подхода на уроках фортепиано в ДМШ (17 класс)», МОУДОД
«Детская музыкальная школа им. П. И. Чайковского», Северск, 2011 г.
2. Красавина Т. А. «Современные здоровьесберегающие технологии»,http://nsportal.ru/,
опубликовано 13.02.2013
3. Острикова М. А. «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в
детском саду», http://nsportal.ru/, опубликовано 04.02.2013
4. Рябова Н. И. «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в
студии декоративно прикладного творчества «Сказка», http://центрразвития
луховицы.рф/index.php/20110807105935/20120127145146
5. Сидоренко М.С. «Здоровьесберегающие технологии в учреждении дополнительного
образования детей», МБОУДОД Огудневская ДШИ Щелковского муниципального
рна, 2013г.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.