Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования
Чтобы быть всегда здоровым,
Нужно бегать и скакать.
Больше спортом заниматься,
И здоровым не скучать.
Актуальная проблема на сегодняшний день это здоровье детей и реальное
ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния.
На сегодняшний день ведущее место должно быть отведено стимулированию здоровья
и использованию технологий сохранения, а также технологиям обучения здоровому
образу жизни и коррекционным технологиям.
Здоровьесберегающие технологии это система мер, включающая взаимодействие и
взаимосвязь всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение
здоровья ребенка на всех этапах и развития и обучения обеспечение высокого уровня
здоровья воспитанника детского сада.
Актуальность
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса
ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное,
улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению
заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности
осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
Применительно к ребенку –
воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения
ребенка к здоровью и жизни человека знания о здоровье и умения поддерживать
охранять и оберегать его, валеологической компетентности, позволяющей
дошкольнику эффективно и самостоятельно решать задачи здорового образа
жизни
безопасное поведение, задачи, связанные с оказанием элементарной
психологической
самопомощи
помощи.
и
медицинской,
Применительно к взрослым –
содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры
профессионального здоровья воспитателя. Задачи по здоровьесбережению в ДОУ
Укрепление и сохранение здоровья детей на основе комплексного и системного
использования доступных для детского сада средств физического воспитания,
оптимизации двигательной активности на свежем воздухе;
Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний и навыков о
здоровом образе жизни;
Конструктивное партнерство педагогического коллектива, семьи и самих детей в
укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
развитие физических качеств; контроль двигательной активности и становление
физической культуры дошкольников;
формирование правильной осанки, профилактика и коррекция нарушений
опорнодвигательного аппарата;
воспитание привычки физической активности в повседневной жизни.
Требования ФГОС:
Обеспечение эмоционального состояния детей;
• Гарантия охраны и укрепление физического и психического здоровья детей;
•
• Создание условий для развивающего вариативного дошкольного образования;
•
•
Обеспечение открытости дошкольного образования;
Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности
Здоровьесберегающие технологии
Технологии сохранения
и стимулирования здоровья
Технологии обучения ЗОЖ
Коррекционные технологии
Основным направлением в моей работе в течение нескольких лет является
здоровьесбережение и его технологии. Главной целью я себе поставила приобщить к
здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту, помочь
детям проявить их собственные потенциальные возможности. Решая задачи по
укреплению здоровья воспитанников, возникла необходимость во взаимодействии всех
педагогов (воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального
руководителя, педагогапсихолога.) Работа инструктора физической культуры по
здоровьесбережению ведущая и объединяющая. Инструктор координирует действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как он
постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников.
Для успешного выполнения задач по здоровьесбережению я внедряю в свою работу
новые здоровьсберегающие технологии: аэробика, самомассаж, гимнастика для глаз,
для пробуждения, ходьба по дорожкам здоровья, игротреннинги, психогимнастика,
точечный массаж, дыхательная гимнастика, коррекционная гимнастика, дни здоровья,
релаксация, подвижные и спортивные игры, динамические паузы.
Большую роль, в сохранении и укреплении здоровья детей играет регулярное
проведение образовательной деятельности «Физическая культура», в которую
включены игры и задания с дошкольниками, разнообразные элементы двигательной
активности: ходьба, бег, лазание, прыжки, метание, упражнения с использованием
спортивного и не стандартного инвентаря. Образовательная деятельность по
физической культуре проводится в форме сюжетных занятий, занятий – путешествий,
в игровой форме, с использованием ИКТ для более наглядной демонстрации
преимущества здорового образа жизни.
В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды
закаливания. В группе раннего развития это воздушные ванны и ходьба по
корригирующим дорожкам. В младшей и средней группах добавляется дыхательная
гимнастика. В старших группах массаж стопы, гимнастика в постели.
Одной из важных технологий считаются подвижные и спортивные игры. Они
используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате
малой, средней и высокой степени подвижности ежедневно во всех возрастных группах.
На занятиях использую валеологические приемы для мотивации к здоровому
образу жизни.
Пешие походы представляют собой один из важнейших организованных видов
двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные
задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, но и
воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются их
познавательные потребности.
В содержание утренней гимнастики включаю различные построения и перестроения,
различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной
активности детей. Детям предлагаю упражнения на равновесие и развитие
координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.
Гимнастика пробуждения выполняется лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются:
прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения, сопровождающиеся текстом, который им особенно нравится
(«Киски просыпаются», «Крабик», «Змейка»). После гимнастики дети проходят по
ребристой или массажной дорожке здоровья, что усиливает оздоровительный эффект.
Важность гимнастики пробуждения нельзя недооценивать. Она развивает дыхательную
мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает
кровообращение в легких, деятельность сердечно сосудистой системы, укрепляет
мышцы спины, стопы, повышает концентрацию внимания.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
способствует овладению навыками мелкой моторики;
помогает развивать речь;
повышает работоспособность головного мозга;
развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
развивает тактильную чувствительность;
снимает тревожность.
Пальчиковую гимнастику начинаем проводить с младшего возраста, индивидуально и
подгруппой в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в
свободное время утром и после сна по 23 минуты. У детей дошкольного возраста
довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они и здоровы, чтобы
повысить работоспособность коры головного мозга, улучшить артикуляционные
движения, подготовить руку к письму необходимо систематически тренировать
движения пальцев и всей кисти рук, которые выступают важнейшим фактором в
развитии ребёнка. Наиболее часто использую при проведении пальчиковой гимнастики
стихотворный ритм, который помогает поставить правильное дыхание, развить речевой
слух.
А сколько положительных эмоций, а следовательно, и здоровья получают дети на
спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится неделя здоровья, где дети
принимают участие в "Весёлых стартах" и других мероприятиях, показывая уровень
своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений.
Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и
папы. Такие праздники носят название "Папа, мама, я спортивная семья".
Корригирующая гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных
на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорнодвигательного
аппарата. Проводятся в игровой форме под музыкальное сопровождение. Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского
организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным
сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения
способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая
навык собственного оздоровления
Дыхательные упражнения эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто
болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после
воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика
прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное,
гомеопатическое,
физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка,
укрепляет защитные силы организма.
Арттерапия.
Развивает восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и
и фантазию;
саморегуляции,
Формирует
окружающем мире;
Развивает
успокаивает и расслабляет, снимая напряжение;
мышление,
представления
творческое
ребенка
мелкую
моторику,
воображение
об
глазомер,
у
Сказкотерапия
Из сказок малыш узнает чтото новое, ранее неведомое. Есть даже специальный тип
сказок – дидактические сказки – которые пишутся для обучения ребенка в игровой
форме. В таких произведениях предмет обучения – геометрические фигуры, цифры,
буквы, другие абстрактные символы, — помещается в волшебную страну. Ребенок
наблюдает за его жизнью, а потом, в решающий момент, приходит на помощь герою.
Обычно в таких сказках в конце детям дается специальное задание на закрепление
материала. Заметьте, никакого назидания и зубрежки! А знания будут получены.
Игротренинги
Игра как средство подготовки к будущей жизни – одно из главных положений русской
народной педагогики. Игра призвана помочь ребёнку накопить душевный материал,
сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках,
ценностях. Детская игра обеспечивает ребёнку и безопасность и «психический
простор», «психическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформиться
все силы, дремлющие в глубине души потенциалы.
Гимнастика для глаз Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной
задачей гимнастики для глаз для детейдошкольников является формирование у
малышей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться.
Аутотренинг
Целью проведения аутотренинга является снятие у детей внутреннего мышечного
напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное
состояние покоя.
Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение
детей к своему организму, привить необходимые культурногигиенические навыки,
наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям
окружающей среды.
Таким образом, проводимая нами физкультурно
оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по
оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном
учреждении.
Дети показывают высокий уровень развития физических качеств: быстроты, силы,
гибкости, равновесия, выносливости и ловкости.
Считаю, что созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет
качественно решать цель развития физически развитой, творческой личности.
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.