Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В процессе логопедических занятий в дошкольном возрасте закладываются полноценные предпосылки к обучению родному языку в школе. Восполнение пробелов в развитии языковых средств достигается с помощью особой формы подачи и проведения коррекционных занятий, цель которых активизация речевой и умственной деятельности ребёнка. Однако у многих детей-логопатов отмечается повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, эмоционально-волевая незрелость. В этой связи особенно актуальным становится вопрос о внедрении в коррекционно -логопедический процесс здоровьесберегающих технологий.
Иконка файла материала конспект.docx
В процессе логопедических занятий в дошкольном возрасте закладываются  полноценные предпосылки к обучению родному языку в школе. Восполнение  пробелов в развитии языковых средств достигается с помощью особой формы  подачи и проведения коррекционных занятий, цель которых активизация  речевой и умственной деятельности ребёнка. Однако у многих детей­ логопатов отмечается повышенная утомляемость, быстрая истощаемость,  эмоционально­волевая незрелость. В этой связи особенно актуальным  становится вопрос о внедрении в коррекционно ­логопедический процесс  здоровьесберегающих технологий. В логопедической работе используются следующие здоровьесберегающие  технологии обучения, как традиционные, так и нетрадиционные:     артикуляционная гимнастика;     дыхательная гимнастика;     пальчиковая гимнастика;     биоэнергопластика;     глазодвигательные упражнения;     су­джок терапия;     игольчатый профилактико­лечебный ипликатор Кузнецова;     фито и ароматерапия;     психогимнастика;     гимнастика для мозга (адаптированный вариант работы докторов Пола И.  Деннисона и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга». Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения помогают  нормализовать работу гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы  формируют речь. Помимо традиционных методов логопеды используют фито­ и ароматерапию для формирования кинестетических ощущении кончика  языка, спинки, корня и боковых краев языка. Например, капнуть на кончик  языка сок, мед, положить кусочек лимона. При гипотонусе языка детям  предлагается удерживать и перекатывать языком у альвеол круглую  конфетку, кусочек прополиса и т.п. Биоэнергопластика и адаптированная программа «Гимнастика для мозга»  (автор программы ­ Ильичева О.С.) призваны повысить продуктивность  протекания психических процессов за счёт нормализации функционирования  биосистемы ребёнка. [1] Программа "Гимнастика Мозга" была разработана в 1970­х годах  американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для  неуспевающих "Долина" в Калифорнии. В 1987 г. результаты ГМ (гимнастики  мозга) были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали  участие 19 учеников специальной школы. Показатели прогресса учеников за 1  год показали, что их успеваемость повысилась на 50%. Применение биоэнергопластики (сопряжённой гимнастики руки и языка,  движения рук имитируют движения языка) позволяет достичь скорейших  1результатов в работе по постановке звуков, ускоряя исправление дефектов у  детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями.  Биоэнергопластика способствует активизации естественного распределения  энергии в организме. Упражнения формируют пластичность,  раскрепощенность, ощущение контроля над своим телом. Среди учащихся с нарушениями речи особое место занимают заикающиеся  дети. Данный дефект проявляется в трудностях речевого общения.  Преодолеть проблему помогают речедвигательные упражнения с элементами  психогимнастики. Регулярное проведение таких упражнений позволяет не  только скорректировать различные сферы психики, но и выработать  правильное речевое дыхание, стабилизировать общий тонус организма,  ритмико­интонационную сторону речи, повысить речевую активность. Эти  упражнения используются во время проведения динамических пауз. Высокой эффективностью и простотой обладает су­джок терапия и  ипликатор Кузнецова. Ипликатор Кузнецова является мощным раздражителем рецепторных зон  кистей рук, а также активизирует кровообращение, улучшает питание всех  систем организма. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев  ипликатору с одновременным проговариванием автоматизируемых звуков,  при этом усиливаются афферентные ощущения тактильно­кинестетической  модальности. Экспериментально доказана эффективность включения в  структуру логопедических занятий упражнений с ипликатором Кузнецова. [2] Под воздействием несложных массажных упражнений массажёра су­джок  достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция  тактильных ощущений. Благодаря воздействию афферентных и эфферентных  потоков идущих к коре головного мозга и обратно к артикуляционному  аппарату и пальцам рук, развивается речевая функция. Су­джоки активно  используются для автоматизации поставленных звуков: прокатывая массажер  между ладонями, ребенок проговаривает стихотворение. Моторика глаз ­ неотъемлемый компонент всех видов познавательной  деятельности. Формирование ВФП, как отмечал И.М. Сеченов, базируется на  элементарном зрительно­моторном акте. Глазодвигательные упражнения  расширяют пространство зрительного восприятия. [3] Движения глаз и руки  развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга,  способствуют профилактике моторной и оптической дисграфии. Коррекционно­развивающая работа с применением здоровьесберегающих  технологий приносит детям массу положительных эмоций. Автоматизация  звуков, развитие моторики, пространственной координации и т.д.  превращаются в занимательное занятие и способствует:     сокращению сроков коррекционной работы;     повышению работоспособности учащихся;     активизируют познавательный интерес; 2способствуют поддержанию положительного эмоционального настроя  учащихся на протяжении всего занятия;     благотворно воздействуют на психику ребёнка, на его состояние  физического и психического здоровья. Библиографический список     Зегебарт Г.М., Ильичёва О.С. Волшебные обводилки. Формирование  графомоторных навыков: методическое пособие. М.: Генезис, 2009. С. 32.     Архипова Е.Ф. Коррекционно­логопедическая работа по преодолению  стёртой дизартрии. М.: Астрель, 2008 г. С.256.     Сиротюк. А.Л. Коррекция обучения и развития дошкольников. М.: ТЦ  Сфера, 2001. С. 48.     Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов­на­Дону: Феникс, 2007. С.  445. 25.02.2019 3