Здравствуй, солнце красное, здравствуй, гостья Весна!

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вашему вниманию представлен план-конспект открытого урока " Здравствуй, солнце красное,здравствуй, гостья Весна!" . Мной была поставлена следующая цель: Углубить понимание художественного образа – поэтического, музыкального и живописного. Расширить нравственно-эстетическое восприятие родной природы. При этом решаются следующие задачи: Направить внимание школьников на осмысление художественного образа в литературе, живописи, музыке. Показать способы воплощения реальной действительности в произведениях искусства. Дальнейшее осмысление понятий «прекрасное», «образ», «цикличность», «мелодия».
Иконка файла материала конспект.docx
Здравствуй, солнце красное, здравствуй, гостья Весна! План­конспект открытого урока 1Цель. Углубить   понимание   художественного   образа   –   поэтического,   Расширить   нравственно­эстетическое музыкального   и   живописного. восприятие родной природы. Направить   внимание   школьников   на   осмысление   художественного Задачи. образа в литературе, живописи, музыке. Показать   способы   воплощения   реальной   действительности   в произведениях искусства. Дальнейшее   осмысление   понятий   «прекрасное»,   «образ», «цикличность», «мелодия». План урока. 1. Знакомство с темой. 2. Приветствие, распевка. 3. Образ «Весны» (Боттичелли – Тютчев). 4. Разбор и анализ репродукций картин о весне (по месяцам). 5. Знакомство с творчеством татарских художников. 6. Зарисовки весны в музыке: а)   А.Вивальди  –  цикл   концертов   для   струнного   оркестра  «Весна» (разбор произведения). б)   П.Чайковский   –   цикл   фортепианных   пьес   «Времена   года», «Подснежник» (сравнительный анализ с картиной А.Грицая). 7. Творческое задание. Передать с помощью движения рук – движение мелодии. 8. Физкультминутка. 9.   И.Штраус   «Сказки   Венского   леса»   оркестр   детских   музыкальных инструментов – симфония весны. 10. Подведение итогов. Домашнее задание. 21.Знакомство с темой. (звучит фонограмма «звуки леса») ?? Что вы слышите? ?? Какое время года поет свою песню? Весна –       это звуки просыпающейся природы, в лесу – пение первых птиц, вестников весны. Это оживление после долгой холодной зимы, первые теплые лучи весеннего солнца, звон капели и журчание ручьев. И   сегодня   наш   урок   будет   посвящен   прекрасному   времени   года «Здравствуй, гостья Весна!» ­ Весна! 2. Приветствие, распевка. Мы с вами тоже поздороваемся и немного распоемся. а) Здравствуйте ребята. б) «Эхо» в) «Весенняя» Звонко капели Песню запели Ручьи хрустально зазвенели Лучики солнца Землю согрели Что это значит? – пришла Весна! 33. Образ Весны. Вы наверное обратили внимание, что сегодня на уроке у нас очень много репродукций о Весне. ?? А как вы представляете себе Весну? ?? Как бы вы нарисовали ее портрет, если бы были художниками? ?? Почему Весну часто изображают молодой девушкой с венком цветов на голове, радостной, улыбающейся? Весна   –   это   олицетворение   молодости,   начала   года,   новой   жизни, пробуждения природы после долгой зимы. ?? Как вы думаете, любит ли Зима Весну? Почему? Вот   что   мы   читаем   в   стихотворении   Федора   Тютчева,   а   вам   такое задание: услышать и назвать метафоры – сравнения, т.е. с чем сравнивается Зима и Весна. Зима недаром злится Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора И всё засуетилось Всё нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон Зима ещё хлопочет И на Весну ворчит Та, ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит Взбесилась ведьма злая И снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало Умылася в снегу И лишь прекрасней стала Наперекор врагу! Перед   вами   фрагмент   картины   Сандро   Боттичелли   «Весна» флорентийского   художника   эпохи   Возрождения.   Юная   красавица   Весна   – чуть задумчива и мечтательна, словно завороженная красотой просыпающейся природы.  В   конце   нашего   урока   мы   подведем   итоги   и   выберем   победителей: «Мисс   Весна»   и   3   мистера   Весна:  «Мистер   Март»,  «Мистер   Апрель», «Мистер Май».  Это будут самые обаятельные, самые активные помощники учителя, самые точные в ответах. 44. Разбор и анализ репродукций картин о весне (по месяцам). Репродукции: Ромадин   «Март»                     ?? Что вы видите на картине? Левитан                                      ?? Что говорит о том, что это месяц Март? Здесь ещё плотным ковром лежит снег, но на возвышениях, где сильнее пригревает   солнце,   снег   уже   растаял,   и   журчащие   ручьи   устремились   в низины. Саврасов «Грачи прилетели»  ?? Какое время года здесь?                                                     ?? Какой месяц весны, почему? Выразительные детали картины: Тающий   снег,   прогалины,   ветки   деревьев,   на   которых   уже   набухли почки, отсутствие снега на крышах, куполах, яркие блики солнца, лежащие на стенах, ощущение весенней свежести в воздухе. Исаак Левитан «Большая вода»                  ?? Почему художник назвал так картину?                                  ??  Чем это изображение весны отличается от 2­ух предыдущих?                  ?? Какие краски преобладают? 5. А сейчас загадка на татарском языке. О каком времени года сказал Г.Тукай в своем четверостишии: Коннэр озая, Тоннэр кыскара Бу кайсы вакыт? Я, эйтеп кара. 6. Весна в музыке. Выразительные   зарисовки   природы   созданы   не   только   писателями, художниками, но и музыкантами. К теме «Времена года» обращались многие композиторы в различные эпохи и в различных жанрах. Известны:                          балет Глазунова «Времена года»                                                       оратория Гайдна                                                       цикл фортепианных пьес П.Чайковского                                                       концерты Вивальди а)   Итальянский   композитор   и   скрипач   виртуоз   17   века  Антонио Вивальди  известен   как   автор   465   концертов   для   различных   инструментов. Центральное место среди них занимают скрипичные сочинения. Произведения Вивальди   пользуются   большой   популярностью,   особенно   его   цикл   из   4­х 5концертов «Времена года» для струнного оркестра. Первый   концерт  «Весна»  отличается   яркой   живописностью   и изобразительностью.                                      (Слушание)                                  ?? Что вы представили, слушая музыку?                                  (пение птиц в лесу, журчание ручьев, пробуждение природы)                                  ?? Ранняя это весна или поздняя?                                 (в средней части музыка становится напряженной, как бы                                  зима еще не сдается, грозит весне)  б) Фортепианный цикл П.И.Чайковского, в котором каждая из 12 пьес посвящена   определенному   месяцу   года.   Для   каждой   из   пьес   Чайковский подобрал   эпиграф   из   стихотворений   русских   поэтов:   Пушкина,   Майкова, Фета. Кроме названия месяца все пьесы  имеют подзаголовок, поясняющий содержание   музыкальной   картины.   Так,   например:   Март   –   «Песнь жаворонка», Апрель – «Подснежник», Май – «Белые ночи». Голубенький, чистый подснежник цветок А подле сквозистый последний снежок Последние слезы о горе былом И первые грезы о счастье ином       (А.Майков) (Слушание отрывка)                                    ?? Какую картину хотели бы вы нарисовать к этой музыке?                                    ?? Какие краски вы бы использовали?                                    ?? Почему здесь тона светлые, нежные?                                    (сравним с картиной А.Грицая «Подснежник») Весной все листочки еще молодые, свежие. Небо чистое, прозрачное. Именно в это время пробуждается жизнь во всем мире, а тяжелые сумрачные месяцы зимы остались позади.     ?? Как звучит мелодия в этой пьесе?   (наиграть тему)     (мягко, лирично, робко, как бы пробивая себе дорогу к     солнышку короткими прерывистыми фразами) 7. А сейчас творческое задание: Слушая   пьесу   Чайковского,   передать   движение   мелодии   с   помощью движения рук. 8. Физкультминутка. Что выше леса?           (Руки вверх) Что больше света? (В сторону) (Очертить диск солнца) Быть может солнце Сердце это! (Руки прижать к сердцу) 69. Симфония Весны. Мы   сегодня   много   говорили   о   весне,   слушали   музыку,   стихи, знакомились с работами художников. А теперь я предлагаю самим сыграть симфонию весны. Симфония   –   крупное   произведение,   исполняемое   симфоническим оркестром. В переводе с греческого означает – созвучие, согласие, т.е. все инструменты играют слаженно под руководством дирижера. Мы вновь окажемся в лесу, в Венском лесу. «Сказки   Венского   леса»   ­   произведение   австрийского   композитора Иоганна Штрауса. К   звучанию   симфонического   оркестра   мы   добавим   свой   оркестр детских музыкальных инструментов. 1) группа духовых инструментов – флейты и валторны 2) ударные поделим на:                                  (показать прием игры)       звонкие                                     глухие   треугольник                                бубны   колокольчик                            тамбурины   металлофон А теперь познакомимся с партитурой оркестра. (Ритмический рисунок 2­ух частей прохлопать) 1) 2) 10. Подведение итогов. Домашнее задание. Подведем итог: ?? Какие виды искусства сегодня присутствовали на уроке? (музыка, ИЗО, поэзия) ?? Какие музыкальные произведения звучали на уроке? (Вивальди, Чайковский, Штраус) ?? Какие произведения художников о весне были на уроке? (Ромадин, Саврасов, Левитан, Грицай, татарские  художники) ?? Какие стихи звучали о весне? (Тютчев, Майков, Тукай) 7Домашнее задание будет: а)  сочинить  сказку   о   том,  как  зима  с  весной  спорили,  а  звери решали какое время года лучше б)   нарисовать   иллюстрацию   к   любому   музыкальному произведению или портрет Весны Сегодня хорошо работали на уроке: Мисс Весна –  Мистеры Март, Апрель, Май –  Для них звучит песня «Крылатые качели» Е.Крылатова, слова на доске, подпевайте. В заключение урока исполняется песня. (элементы двухголосья, канона) 8